Значимые достоверности различий средних показателей по школьной мотивации у подростков, занимающихся и не занимающихся восточными единоборствами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значимые достоверности различий средних показателей по школьной мотивации у подростков, занимающихся и не занимающихся восточными единоборствами.



 

Мотивация Т-критерий р
     
Мотив учительского одобрения 3,71 0,00
     
Мотив групповой ориентации 2,31 0,03
     
Честолюбивый мотив 2,17 0,03
     
Познавательный мотив 2,20 0,03
     
Эмоциональные мотив 2,39 0,02
     

 


 

Значимые достоверности разли-чий средних показателей по мотива-ции к учебе в школе представлены в таблице 1.

 

Из таблицы видно, что для под-ростков, занимающиеся восточными единоборствами, в процессе учебы в школе более, чем для их сверстников, не занимающихся восточными едино-борствами, важно одобрение их знаний

и поведения со стороны учителей. Они более заинтересованы в получении знаний, им интереснее учиться, при-чем они понимают, что хорошие зна-ния принесут им уважение со стороны


 

 

одноклассников, сделают их лидерам в своем коллективе. Они разделяют ин-тересы одноклассников, участвуют в жизни класса, для них важно ощущать принадлежность к своему школьному коллективу. Также они получают боль-ше удовольствия от учебы в школе, чем подростки, не занимающиеся вос-точными единоборствами.

 

На основании изложенных выше результатов исследования можно сде-лать следующие выводы:

1. Занятие восточными единоборс-твами способствует формированию у подростков социально направленных

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

ценностных ориентаций, направлен-ных на интересы как своей группы, так

 

и общества в целом, и подчеркиваю-щих возможность сохранения стабиль-ности за счет добровольного самоогра-ничения и подчинения, потребности в гармонии и справедливости.

2. Занятия восточными едино-борствами ориентируют подростков на труд для достижения своих целей, а также значительно усиливают и рас-ширяют их мотивацию к учебе в шко-ле.

 

Следовательно, занятия под-ростков восточными единоборства-ми являются одним из эффективных способов формирования ценностно-мотивационной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития и закрепления у подрастаю-щего поколения адекватных, социаль-но-одобряемых ценностей и мотивов деятельности. В системе дополни-тельного образования важно сделать


 

 

акцент на создание у подростков ин-тереса и широких возможностей для занятий данным видом спорта.

 

Литература:

 

1. Грязнов А.Н. Терциарная социали-

 

зация: дисс… док. псих. наук / А.Н. Гряз-нов. Ярославль. 2007. 410 с.

2. Карандашев В.Н. Методика Швар-

 

ца для изучения ценностей личности: кон-цепция и методическое руководство. Спб, изд-во РЕЧЬ. 2004. 72 с.

 

3. Лебедева Н.М. Ценностно-моти-вационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. 2001.

Том 22. №3. С. 26.

 

4. Рогов М.Г. Ценности и мотивыличности в системе непрерывного профес-сионального образования: автореф. дис. … док. псих. наук / М. Г. Рогов. Ярославль. 1999. 39 с.

 

5. Чеверикина Е.А. Ценностные ори-ентации студентов, склонных к зависимос-ти от психоактивных веществ // Казанский педагогический журнал, 2011. №3. С. 91-97.

 


 

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОПЕРАТОРА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СВЯЗИ

 

Е.А. Лелекова

 

В статье характеризованы основные закономерности функционирования эмоциональной сферы человека; выявляются причины увольнения сотрудников; устанавливается соотношение между эмоциональным состоянием и работос-пособностью сотрудника; определяются способы эмоциональной регуляции и развития устойчивости к стрессу операторов телекоммуникационной связи.

Ключевые слова: «выгорание»,эмоциональность личности,эмоциональнаяустойчивость, стресс, аутогенная тренировка.

 

The emotional condition in development of communicative competence of the operator of telecommunication ties. In the article the author gives the characteristic



Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 

to the basic rules of functioning of emotional sphere of the person; the reasons of dismissal of employees are identified; the correlation between an emotional condition and working capacity of the employee is established; the ways of emotional control (regulation) and development of stability to stress of operators of telecommunication ties are defined.

 

Key words: «burning out», an emotionality of the person, emotional stability,stress, autogenic training.


 

Обыкновенное переутомление лю-дей на работе ведет к возникновению психологического феномена малого стресса, к «выгоранию персонала». Со-стояние «выгорания» характеризуется неадекватностью поведения, повы-шенной нервозностью, возникновению агрессивности в межличностном вза-имодействии. «Выгоранию» особенно подвержены лица, работающие в соци-альной сфере, постоянно взаимодейс-твующие с людьми – продавцы, препо-даватели, врачи, операторы связи. При этом приглушаются эмоции сочувс-твия, сопереживания, снижается тер-пимость, толерантность. Возникают конфликты с клиентами, ироническое

 

к ним отношение, пренебрежительные реакции на их обращения. В случае длительного эмоционального напря-жения явление «выгорания» достигает личностно опасных пределов – про-исходит дезориентация индивида в системе базовых социальных ценнос-тей. Человек остается как бы с «выго-ревшим» человеческим нутром. И до увольнения остается один шаг, доста-точно незначительного повода.

Деятельность оператора телеком-муникационной связи заключается в удовлетворении потребностей пот-ребителей услуг связи. Должностные обязанности оператора связаны с пре-доставлением сервисных услуг по те-лефону. Это может быть техподдержка клиентов компании, разного рода те-лефонные консультации, продвиже-


 

 

ние услуг. Оператор должен обладать недюжинной выдержкой: не только грамотно и точно отвечать на запро-сы клиентов, но и не реагировать на провокации скандально настроенных граждан. Главное в работе оператора телекоммуникационной связи комму-никативная компетентность.

 

Коммуникативная компетент-ность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной комму-никации в определённом круге ситу-аций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общече-ловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически

 

и культурно обусловленные. Разви-тие компетентного общения в совре-менных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. Основополагающими структурными составляющими ком-муникативной компетентности опе-ратора телекоммуникационной связи являются навыки эмоциональной ре-гуляции. Именно от уровня развития данных навыков зависит результат профессиональной деятельности опе-ратора, его уровень работоспособнос-ти и удовлетворенность трудом.

 

Нами проведено корпоративное исследование «Причины увольнения», в котором приняли участие 120 сотруд-ников, изъявивших желание уволиться из компании.

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

• Состав опрашиваемых – 86% женщин и 14% мужчин.

• Стаж работы в компании у 48% респондентов составил от 3 до 6 меся-цев, у 52% – от 7 месяцев до 2 лет.

• Возраст 76% респондентов – от

 

20 до 25 лет, 24 % – от 29 до 34 лет.

Респонденты отвечали на закры-тые вопросы специально разработан-ной анкеты. На вопрос «Что Вам по-казалось наиболее сложным в период адаптации на рабочем месте?» ответ «эмоциональные нагрузки» был вто-рым по полярности у респондентов. На вопрос «Что являлось наименее при-влекательной особенностью работы?» ответ «эмоциональная напряженность труда» был самым популярным. На вопрос «Что, на Ваш взгляд, побужда-ет людей к увольнению?» ответ «эмо-циональная напряженность труда» был третьим по популярности.

Для профессиональной деятель-ности оператора телекоммуникацион-ной связи характерным является эмо-циональная напряженность труда, что

в свою очередь отрицательно влияет на его психофизиологическое состоя-ние и как следствие выступает одной из причин увольнения сотрудников.

 

Анализ процесса труда операто-ров, а также результатов исследования послужил основанием создания тре-нинговой программы, направленной на снятие эмоционального напряжения сотрудников и обучение их навыкам эмоциональной регуляции в процессе развития коммуникативной компетен-тности. Основными целями профес-сионального образования являются: подготовка квалифицированного со-трудника соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответствен-ного, способного к эффективной ра-боте на уровне мировых стандартов,


 

 

готового к постоянному профессио-нальному росту, социальной и профес-сиональной мобильности.

 

При разработке тренинговой про-граммы нами учитывались основные закономерности функционирования эмоциональной сферы человека.

 

В многообразных жизненных си-туациях эмоции обеспечивают мгно-венную «первичную ориентировку», побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и пе-рекрывая бесперспективные направ-ления поведения. Можно сказать, что эмоции – механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного рас-познавания первоочередных возмож-ностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, стереотипного поведения в жизненно значимых ситуациях.

 

Эмоции являются внутренним ор-ганизатором процессов, которые регу-лируют внешнее поведение индивида

в напряженных ситуациях. Некоторое сглаживание эмоций у социализиро-ванного человека происходили за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и не-редко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека. Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Каждый психический образ дает информацию о возможности вза-имодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения че-ловек избирает тот, к которому у него «лежит душа». Все живое изначально расположено к тому, что соответству-ет его потребностям, посредством чего эти потребности могут быть удовлет-ворены.

 



Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 


 

Положительные эмоции, посто-янно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся насто-ятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональ-ных состояний может привести к от-рицательным психическим деформа-циям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

 

Различные условия жизнедеятель-ности, направления деятельности ин-дивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Фор-мирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера стано-вится мотивационной базой ее поведе-ния.

 

В процессе жизнедеятельности на основе внешних условий и генетичес-ких предпосылок у человека формиру-ются устойчивые эмоциональные ка-чества – эмоциональные особенности

 

и свойства личности.

 

К эмоциональным особеннос-тям личности относятся его эмоцио-нальная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность – экспрес-сивность. Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей не-рвной деятельности индивида.

 

Однако в процессе социализа-ции его эмоциональные особенности претерпевают значительные измене-ния, получают социальную огранку. Человек приучается сдерживать не-посредственные эмоциональные про-явления, прибегает к их маскировке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность – способ-ность к перенесению трудностей.


 

Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоциональ-ная возбудимость сочетается с боль-шой эмоциональной устойчивостью,

 

у других – эмоциональная возбуди-мость часто приводит к эмоциональ-ным срывам, потере самоконтроля. У некоторых людей эмоциональная сфера крайне ограничена. Возможны и проявления эмоциональной анома-лии – асинтонности (эмоциональной бесчувственности). Эмоциональность личности, ее речевые, мимические, пантомимические проявления свиде-тельствуют о ее ценностных ориента-циях и динамических особенностях психической деятельности. Эмоци-ональные качества определяют пси-хический облик индивида, образуют эмоциональный тип личности.

 

Если чрезмерно сложная жизнен-ная ситуация превышает приспособи-тельные возможности индивида, про-исходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма блокирует высшие регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам.

 

Стресс (от англ. stress– напряже-ние) – нервно-психическое перена-пряжение, вызванное сверхсильным воздействием. Стресс – тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверх-сложным условиям. Сверхсильные раздражители – стрессоры вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержание саха-ра в крови и т. д.): организм подготав-ливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

человек реагирует комплексом защит-ных реакций.

 

Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вреднос-ти стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него опре-деленным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях, ис-пользовать средства психологической защиты.

 

Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможнос-тями конкретного индивида, развитос-тью его аварийно-защитных механиз-мов, его способностью к выживанию

 

в сложных обстоятельствах. Это зави-сит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств – силы нервной системы.

 

Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Сущест-вует ряд приемов самозащиты челове-ка от травмирующих нагрузок. Стрес-совые ситуации могут возникнуть внезапно и постепенно. В последнем случае человек некоторое время нахо-дится в предстрессовом состоянии. В это время он может принять меры с це-лью соответствующей психологичес-кой защиты. Одним из таких приемов является рационализация надвигаю-щегося отрицательного события, его всесторонний анализ, снижение степе-ни его неопределенности, вживание в него, предварительное привыкание к нему, устранение эффекта внезапнос-ти. Можно снизить психотравматичес-кое воздействие стрессовых ситуаций, имеющих личностную значимость, путем их обесценивания, снижения значения.

 

Эмоциональная устойчивость оператора телекоммуникационной


 

 

связи при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабиль-ности его поведения.

 

Главное в регуляции эмоций со-стоит в умении предупреждать их возникновение. Собрав необходимые сведения, оператор может принять конкретное решение о том, как дейс-твовать в эмоциогенных ситуациях для того, чтобы предупредить, забло-кировать или ослабить силу уже воз-никшей эмоции. Внешнему проявле-нию эмоций обычно предшествуют определённые образы и мысли, кото-рые обязательно нужно знать. Они, как правило, индивидуальны у разных лю-дей. Воздействовать на них легче, чем на сами эмоции, используя, например, методику аутогенной тренировки.

 

Пути предупреждения эмоций су-губо индивидуальны. Найти их можно только постоянно экспериментируя над собой. Но в любом случае успех не приходит сразу. Требуется большая, систематическая и настойчивая работа личности оператора над собой, так как нежелательные эмоциональные реак-ции, от которых хочется избавиться, представляют собой довольно устойчи-вые жизненные привычки, психологи-ческие установки, автоматически воз-никающие на подсознательном уровне

 

и реализуемые вне непосредственного сознательного и волевого контроля со стороны человека. При возникновении эмоции нужно постараться отвлечь-ся от причин, её вызывающих, и со-средоточить своё внимание на самой эмоции, поставив перед собой цель, сдержать её, не дать разрастись и про-явиться вовне. Хорошим отвлекающим приёмом может служить переключе-ние внимания на какой-либо объект или дело, связанное с другой, не менее актуальной потребностью.

 



Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 


 

Есть меры, направленные на пре-кращение, угасание уже возникшей эмоции. Это, прежде всего, внутреннее расслабление и самовнушение успока-ивающего характера. Здесь вполне мо-гут оказаться полезными специальные упражнения, например расслабление отдельных групп мышц и тела в целом, повторение фраз самоуспокоительного типа.

 

Уже возникшая эмоция исчезает не сразу, и для полного эмоциональ-ного самоуспокоения требуется от 10-15 мин до нескольких часов. Вначале, когда эмоция охватывает человека, и он пытается её сдержать, кажется, что

 

и мышечное расслабление, и самовну-шение ничем не помогают. Но на самом деле это не так. Просто эмоции связа-ны с мышцами, которые крайне мед-ленно сокращаются и расслабляются. В момент самовнушения обычно идёт длительная внутренняя борьба между факторами, сохраняющими (усилива-ющими) эмоцию, и факторами, кото-рые ей препятствуют.

Необходимо учиться влиять на свои настроения и чувства, причём даже тогда, когда они уже возникли. Что же касается аффектов, страстей

 

и стрессов, то их желательно предуп-реждать, так как практически повлиять на них, когда они уже возникли, очень трудно. Но научиться сдерживать свои эмоции и поведенческие реакции мож-


 

но, например, посредством специаль-ных упражнений.

 

Как бы хорошо операторы теле-коммуникационной связи ни научи-лись взаимодействовать с конфлик-тными клиентами, справляться во время общения с собственными эмо-циями, понимать, чем вызвано агрес-сивное поведение абонента, им необ-ходимо научиться освобождаться от негативных переживаний, связанных с конфликтным общением.

 

Положительный результат про-ведения тренинга не заставил себя ждать – увеличилась работоспособ-ность сотрудников, проявившаяся в улучшении качества обслуживания клиентов. Предполагаем, что данная практика обучения персонала в про-цессе повышения квалификации, бу-дет способствовать повышению удов-летворенности трудом операторами телекоммуникационной связи и сни-жению коэффициента текучести кад-ров.

 

Литература:

 

1. Изард К.Э. Психология эмоций.пер.

 

с англ. СПб.: Питер, 1999. 464 с.

 

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.2-еиздание. СПб.: Питер, 2007. 784 с.

3. Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.

 

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общейпсихологии. СПб.: Питер, 2007. 712 с.

 


 

 


Социальная психология и коррекционная педагогика

 

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ОСОЗНАНИЯ И СТРУКТУРИЗАЦИИ ИМИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

 

М.Ю. Маркова

 

Деятельностный подход позволяет рассматривать мотивы личности в единстве с целью. В статье представлены результаты эмпирического исследо-вания возможности осознания и структуризации жизненных целей в процессе развития мотивации профессионального обучения у студенческой молодежи. В ходе исследования выявлены взаимосвязи показателей жизненных целей с мо-тивами профессионального обучения, изучены особенности жизненных целей и мотивации профессионального обучения студентов. Также приводится обосно-вание и результаты апробации авторского тренинга со студентами «Основы эффективного целеполагания».

 

Ключевые слова: мотивация профессионального обучения,развитие моти-вации, жизненные целиосознанность и структурированность целей.

 

Forming the motivation of professional training of university students by means of actualization and structuring of their life goals. The activity based approach allowsconsidering the motives of a personality in unity with the goal. The article presents the results of the empirical research of the possibility of actualization and structuring life goals in the process of developing the motivation for professional training of students. In the course of research the interconnection between life goals and motives for professional training were revealed; particularities of life goals and motivation for professional training of students were studied. The results of the training with students: “Basics of effective goal-putting” and its explanation are also given in the article.

 

Key words: motivation for professional training, development of motivation, lifegoals, actualization and structuring of life goals.

 

Мотивация профессионального Вопросам развития мотивации в
обучения – один из критериев эффек- процессе обучения посвящены много-
тивности психолого-педагогического численные психолого-педагогические
процесса в вузе, а также условие, обес- исследования (JI.И. Божович, Т.В. Куд-
печивающее успешное обучение. Акту- рявцев, А.Н. Леонтьев, В.Я. Ляудис,
альность ее развития определена самой А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.И.
учебной деятельностью, обновлением Мещерякова, В.Ф. Моргун, В.С. Мер-
содержания обучения, формированием лин, Н.И. Непомнящая, С.Л. Рубинш-
у студентов приёмов самостоятельного тейн, П.М. Якобсон и др.). В последнее
приобретения знаний, развития актив- время возрастает интерес к проблеме
ности. Сегодня значимые проблемы в формирования мотивации учебной де-
области обучения студентов связаны с ятельности студентов вузов (И.А. Зим-
демотивированностью основной мас- няя, В.Я. Ляудис, Ю.М. Орлов, Н.Д.
сы студентов. Творогова, В.И. Шкуркин и др.) [5].

 



Казанский педагогический журнал     2‘ 2012
   
Наиболее адекватными для обу- В настоящее время отсутствуют
чения в ВУЗе большинством авторов эффективные психолого-педагоги-
признаются внутренние мотивы (Н.Ю. ческие разработки, направленные на
Воронкова, А.К. Маркова, Б.А. Соснов- развитие мотивации профессиональ-
ский, С.А. Пакулина). Для развития ного обучения у студентов в процес-
мотивации профессионального обуче- се осознания и структуризации ими
ния авторы предлагают, в основном, жизненных целей. Мы считаем, что
видоизменение организации учебной осознанность и структурированность
деятельности студентов (Р.Н. Цветко- жизненных целей выступают в качес-
ва, В.И. Ковалев, Т.А. Кононова, А.И. тве психологического условия разви-
Горбачева, Н.Ю. Воронкова, О.С. Ан- тия мотивации адекватной профессио-
дреева, Н.С. Кисилева, Л.М. Хабаева). нальному обучению студентов.
В изученных работах авторами пред- Организация и методы иссле-
лагается развивать как внешнюю, так дования.Эмпирическое исследова-
и внутреннюю мотивацию студентов. ние организовано на базе Нижнекам-
Мотивы личности, как правило, вопло- ского муниципального института.
щаются в осознанных намерениях, це- Общий объем выборки составил 87
лях. Но в данных работах отсутствует студентов, обучающихся по различ-
обращение к жизненным целям студен- ным специальностям. Опытно-экспе-
та. Целеполагание является своеобраз- риментальное исследование состояло
ным механизмом регуляции поведения из констатирующего, формирующего
и деятельности (Выготский Л.С, 1956; и контрольного этапа. На констатиру-
Рубинштейн С.Л., 1957; Леонтьев А.Н., ющем этапе опытно-эксперименталь-
1959, 1983; Шорохова Е.В., Божович ного исследования происходило изу-
Л.И.,1968, 1976; Якобсон П.М.,1969). В чение мотивации профессионального
теории деятельности подчеркивается, обучения и особенностей жизненных
что мотив, смысл, цель являются по- целей студентов. В качестве средств
будителем поведения, деятельности, диагностики жизненных целей сту-
источником активности личности [1]. дентов были использованы следую-
Этот принцип позволяет рассматри- щие методики: «Смысложизненные
вать мотивы в единстве с целью. На ориентации» (СЖО), адаптированная
связь мотива с целью указывает в сво- Д.А. Леонтьевым, методика «Оцени-
ей работе и А.К. Маркова. Она пишет, вание пятилетних интервалов» (мо-
что «цели сами по себе, без мотивов, дифицированный вариант методики
не определяют учебной деятельности, А. Кроника). Для изучения мотивации
учебного поведения. Но и без целей профессионального обучения студен-
самые хорошие мотивы учения могут тов использованы методики: опросник
остаться благими порывами. Мотив «Мотивация обучения в ВУЗе» (Т.И.
создаёт установку к действию, а поиск Ильин), «Морфологический тест жиз-

и осмысливание цели обеспечивает ненных ценностей» (усовершенство-реальное выполнение действия» [2]. ванный вариант методики И. Г. Сени-Умение ставить цели, по мнению А.К. на), анкета.

 

Марковой, есть показатель зрелости Результаты исследования. Жиз-

 

мотивационной сферы обучающихся. ненные цели студентов характеризо-


 


Социальная психология и коррекционная педагогика


 

вались следующими особенностями. Среднее количество осознанных жиз-ненных целей равнялось пяти. Но не-которые студенты, вообще не называ-ли или называли только одну или две цели (16% испытуемых). Структури-рованность жизненных целей в сред-нем по выборке равнялась двум, что соответствовало 47% от всех целей. Средняя длительность осознаваемого жизненного пути в среднем составля-ла две-три пятилетки. В выборке при-сутствовали испытуемые, у которых осознаны и структурированы одна или две цели, которые смогли представить только одну пятилетку или не предста-вили ни одной пятилетки собственного жизненного пути (14% испытуемых). Студентов, у которых результаты ниже нормы, сравнительно больше по таким шкалам методики СЖО: «общий пока-затель осмысленности жизни» (13%), «цели» (12%), «процесс» (14%). Резуль-таты исследования свидетельствуют о том, что показатели жизненных целей

 

у подавляющего большинства студен-тов имеют невысокие или средние зна-чения. Это говорит о необходимости специальной работы, направленной на развитие способности к постановке жизненных целей.

 

Корреляционный анализ показал, что мотивы «приобретение знаний», «овладение профессией» положитель-но связаны с показателями жизненных целей. Мотив «овладение професси-ей» взаимосвязан с наличием целей

 

(r = 0,34, при р<0,01), со структури-

 

рованностью жизненных целей (r = 0,27, при р<0,05), с жизненной сферой

«образование» (r = – 0,28, при р<0,01).

 

Мотив «приобретение знаний» зна-чимо положительно коррелирует со структурированностью (r = 0,32, при


 

 

р<0,01), длительностью осознаваемого жизненного пути (r = 0,27, при р<0,05), наличием целей (r = 0,22, при р<0,05)

 

и способностью получения удовлетво-рения от процесса (r = 0,47, при р<0,01), с жизненными сферами «профессия» (r = 0,22, при р<0,05) и «физическая ак-тивность» (r = 0,31, при р<0,01). Мотив «получение диплома» отрицательно взаимосвязан со следующими тер-минальными ценностями: «активные социальные контакты» (r = – 0,3, при р<0,01) и «сохранение себя» (r = – 0,32,

при р<0,01). Данный мотив отрица-тельно коррелирует также с общим показателем осмысленности жизни

 

(r = – 0,22, при р<0,05). Мотив «полу-

чение диплома» не имеет положитель-ных связей с жизненными целями. Это позволяет говорить о том, что только мотивы «приобретение знаний», «ов-ладение профессией» являются систе-мообразующими, так как показатели жизненных целей личности взаимо-связаны именно с данными мотивами. Показатели жизненных целей студен-тов образуют плеяды статистически достоверных взаимосвязей с мотивами профессионального обучения, ценнос-тями образования и профессиональной деятельности.

 

Мотивы личности, чаще всего, достаточно сложно поддаются осоз-нанию, поэтому их коррекция и оп-тимизация напрямую невозможна. В связи с этим нами был предложен спо-соб развития мотивации профессио-нального обучения через осознание и структуризацию жизненных целей в ходе тренинга «Основы эффективного целеполагания», который был создан и реализован в Нижнекамском муници-пальном институте [3].

 

Целью тренинга является овла-дение навыками самомотивации через

 



Казанский педагогический журнал 2‘ 2012
   

 


 

осознание и структуризацию жизнен-ных целей.

 

Тренинг направлен на решение следующих задач:

 

− осознание своих жизненных, профессиональных целей;

− овладение способами форму-лировки целей;

 

− определение личностной зна-чимости тех или иных целей;

 

− выработка умения строить сис-тему последовательных, непротиворе-чивых, мотивирующих целей;

 

− распознавание маркеров дости-жения целей;

 

− определение системы долго-срочных целей;

− овладение способами достиже-ния долгосрочных целей;

 

− соотнесение учебных задач с профессиональными, жизненными це-лями.

 

В основу концепции тренинга положены представления об эффек-тивном целеполагании зарубежных

 

и отечественных авторов. В процессе разработки тренинга также исполь-зована модель целеполагания И.А. Дмитриевой, представленная через осознание своих реальных ценностей, смысла жизни, осознание и формули-ровку списка собственных целей (вне-шних и внутренних), а также распре-деление поставленных испытуемыми целей по времени их реализации и ос-новным сферам жизни [4].

 

Контрольное исследование прохо-дило через шесть месяцев после кон-статирующего эксперимента. Группа студентов (32 человека), которая была задействована в тренинговых занятиях, рассматривается как эксперименталь-ная группа. Кроме того, в план иссле-


 

дования была включена и контрольная группа, которая не участвовала в тре-нинге. Необходимо было оценить эф-фективность данных занятий: имеется ли динамика показателей мотивации адекватной профессиональному обу-чению и жизненных целей студентов. Для повторной диагностики были при-менены методики, использованные на этапе констатирующего исследования.

 

Для статистической обработки на данном этапе исследования более це-лесообразным был признан t-критерий Стьюдента. Значимые отличия в экс-периментальной группе по t-критерию Стьюдента с уровнем достоверности (р≤0,001) были получены по следу-ющим показателям: «ценность про-фессии», «осознанность жизненных целей», «структурированность жиз-ненных целей». Значимые отличия с уровнем достоверности (р≤0,01) были получены по показателю «осмыслен-ность жизни», с уровнем достовернос-ти (р ≤0,05) по длительности осознавае-мого жизненного пути. В контрольной группе выявлено два статически досто-верных отличия: значимость матери-альных ценностей (уровень достовер-ности р≤0,05) и «структурированность жизненных целей» (уровень достовер-ности р≤ 0,01). Таким образом, после тренинга произошли положительные изменения в некоторых показателях жизненных целей и мотивации про-фессионального обучения студентов.

 

Выводы. 1.В ходе теоретическо-го анализа была показана взаимосвязь между целями и мотивами личности.

 

2. На основе изучения литера-турных источников, были выявлены критерии диагностики жизненных це-лей личности: наличие целей в жизни,

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

осознанность, структурированность жизненных целей, к каким сферам от-носятся данные жизненные цели, дли-тельность осознаваемого промежутка жизненного пути; насыщенность жиз-ни и удовлетворенность самореализа-цией.

 

3. Корреляционный анализ поз-волил обнаружить статистически до-стоверные взаимосвязи показателей жизненных целей студентов с мотива-ми адекватными профессиональному обучению, ценностями образования и профессиональной деятельности.

 

4. Был разработан и апробирован тренинг «Основы эффективного це-леполагания». Тренинг направлен на овладение студентами способами фор-мулировки целей, достижения долго-срочных целей, приобретение навыков самомотивации.

 

5. Показана положительная дина-мика характеристик жизненных целей

 

и мотивации адекватной профессио-нальному обучению студентов в ре-зультате реализации тренинга.


 

 

Литература:

 

1. Леонтьев А.Н. Деятельность.Со-знание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304с.

 

2. Маркова А.К. Формирование мо-тивации учения. М.: Просвещение, 1996. 256с.

 

3. Маркова, М.Ю. Основы эффектив-ного целеполагания: программа тренинга. Нижнекамск: Нижнекамский муниципаль-ный институт, 2011. 45 с.

4. Попов Л.М., Дмитриева И.А. Це-

 

леполагание как явление творчества// Бех-теревские психологические традиции в Казанском университете/ Отв. ред. Л.М. Попов. Казань: изд-во «Отечество», 2010. 247с.

 

5. Цветкова Р.Н. Мотивационнаясфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формиро-вания в процессе профессионального ста-новления // дисс… докт. психол.наук. Хаба-

ровск. 2007. 530 с.

 

6. Сагеева Е.В, Аникеенок О.А. Мо-

 

тивационная готовность студентов к бу-дущей профессиональной деятельности и проблемы ее изучения// Казанский педаго-гический журнал. 2011. №3. С. 78-83.

 


 

 

ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО МАТЕРИНСТВА И ОТЦОВСТВА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Г.С. Гукасова

 

Данная статья посвящена изучению проблемы раннего материнства и от-цовства в работе социальных педагогов. Современные исследования дают под-робную характеристику возникновения данной проблемы и возможные способы ее преодо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.214.36 (0.206 с.)