ТОП 10:

Основные проблемы использования рекреационных ресурсов РФ и перспективы их развития



 

Сегодня туризм в России – это перспективная рекреационная отрасль. Но в его развитии можно выделить ряд проблем. Так, как уже отмечалось выше, недостаточно используется рекреационный потенциал Северного района страны и Урала. Необходимо также развитие Москвы и Петербурга как многофункциональных зон.

В регионе Северного Кавказа, имеющем огромное рекреационное значение для России, практически исчерпана миграционная емкость и превышены параметры экологически допустимой нагрузки, инфраструктурной обеспеченности.

Особенно высока нагрузка мигрантов в Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях (более 1% от общей численности населения). Так, в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области за 2002–2004 гг. миграционный прирост составил соответственно 392, 163, 175 тыс. чел. Расселение мигрантов в значительной степени стихийно и часто нецелесообразно с экологической точки зрения [7, с.130].

С проблемой миграции связано создание в буферной зоне Севера (Ближнего Севера) достаточно крупных городских поселений – базовых центров проживания населения, обслуживающего вахтовыми методами объекты по добыче полезных ископаемых. В условиях особо уязвимой природной среды необходимо соблюдать природоохранительное законодательство.

В современной, очень динамичной жизни большое значение имеет наличие места для отдыха в течение дня и в выходные дни. Организация кратковременного отдыха имеет свои особенности. В городах для этого служат парки, сады, набережные, зеленые зоны.

В настоящее время ландшафтно-рекреационные системы не образуют единый природно-экологический каркас территории, влияющий на создание благоприятных условий жизни и отдыха населения. Сокращение площадей озеленения в городах связано с изъятием земель под застройку, дигрессией зеленых массивов под воздействием массового посещения, ухудшением санитарного состояния зеленых насаждений [5, c.67].

Российские города испытывают в новых экономических условиях значительные организационные и финансовые трудности с озеленением территорий, в результате уменьшается объем строительных работ и ввод новых объектов озеленения на городских территориях. Прирост общегородских насаждений отмечен в ряде поселений Северо-Западного, Центрального, Западно-Сибирского экономических районов, в частности, в Санкт-Петербургской, Московской, Ярославской, Омской агломерациях.

Продолжается массовое усыхание зеленых насаждений вдоль автомобильных магистралей с многорядным движением, достигающее на отдельных участках 80–100%.

Население урбанизированных территорий по регионам страны имеет разную обеспеченность водными и рекреационными ресурсами, значение которых в формировании благоприятной среды проживания человека с каждым годом возрастает. Центральный, Поволжский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный экономические районы обладают богатыми водными ресурсами, использование которых не носит истощительного характера. В Уральском экономическом районе сложилась неблагоприятная ситуация с водообеспечением городов и их агломераций. Так, в Свердловской и Челябинской агломерациях наблюдается дефицит водных ресурсов для удовлетворения потребностей промышленности и городского хозяйства [5, c.70].

Серьезные экологические проблемы связаны с размещением полигонов складирования твердых бытовых отходов (ТБО) и иловых площадок осадка сточных вод городских очистных сооружений в пригородных зонах, имеющих ценные рекреационные и природоохранные ландшафты.

Полигоны складирования ТБО различного типа занимают площадь около 10 тыс. га, из них экологическим требованиям отвечают только полигоны, эксплуатируемые в городах Астрахань, Владимир и Орел.

Завершение строительства современных промышленных установок по переработке ТБО и осадка сточных вод в ряде городов (Кострома, Самара, Челябинск и т. д.) и полигонов складирования ТБО будет способствовать оздоровлению экологической обстановки во многих агломерациях.

Высоким рекреационным потенциалом характеризуются Центральный и Северо-Кавказский экономические районы. Привлекательные для организации кратковременного отдыха горожан природно-курортные районы расположены на территории Кировской, Саратовской, Краснодарской, Ростовской, Московской и Санкт-Петербургской агломераций.

Традиционные курорты России на Черноморском побережье Кавказа (Краснодарский край) и побережье Балтийского моря (Ленинградская область), а также в районе Кавказских Минеральных Вод до сих пор имеют повышенные уровни загрязнения природных компонентов и локальные участки рекреационной дигрессии, хотя основные потоки рекреантов переместились на другие территории [5, c.71].

К настоящему времени формируются новые рекреационные зоны Черноморского побережья Кавказа, Краснодарского и Ставропольского краев, Московской и Ленинградской областей. На начальном этапе развития находятся рекреационные районы в Тульской и Самарской областях. Рекреационная роль Ярославской, Ивановской, Костромской и Владимирской областей, тяготеющих к Московскому региону, будет усиливаться. Существующие национальные парки, в частности, «Лосиный остров» и «Переславский», а также планируемый подмосковный заповедник «Журавлиная Родина» будут способствовать рациональному распределению рекреационных нагрузок и оздоровлению экологической ситуации городских поселений [5, c.72].

2.3 Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках

Для формирования конкурентоспособного туристского рынка усилий по развитию только инфраструктуры недостаточно. Необходима эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей экономики России.

Одним из главных законов рекламы являются значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект с определенного минимального порога. С этой целью необходима имиджевая рекламно-информационная кампания в СМИ как в России, так и за рубежом, участие в крупнейших международных профильных и иных выставках, презентации туристских возможностей России. Для повышения конкурентоспособности российского туристского продукта и создания благоприятного имиджа страны необходима организация выпуска рекламной некоммерческой печатной продукции на иностранных языках основных направляющих рынков. Многое из этого уже осуществляется. Вместе с тем при существующем в настоящее время бюджетном финансировании деятельность по продвижению российского национального турпродукта может лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока.

Большинство государств мира, осознавая важность туризма для своих экономик, вкладывают значительные средства в продвижение национального туристского продукта с учетом специфики основных направляющих и принимающих рынков. Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику страны. Данные ЮНВТО показывают, что для дополнительного привлечения одного иностранного туриста, обеспечивающего поступление в экономику страны в среднем 1000 евро, государства затрачивают от 3 до 10 евро на некоммерческую рекламу туристского продукта. В соответствии с этим средний объем бюджетных средств, выделяемый в европейских странах на продвижение туристского продукта, составляет 31,7 млн.евро [9, с130].

К сожалению, при действующем в настоящее время бюджетном финансировании, которое составляет 0,69 евро на привлечение одного иностранного туриста, меры по продвижению российского национального турпродукта могут лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока. Только широкая имиджевая некоммерческая рекламная кампания туристических возможностей страны, сосредоточенная на ключевых направляющих внешних и внутренних туристских рынках и носящая стабильный характер, позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей туристской сферы России. Особое внимание необходимо уделить всестороннему продвижению российского туризма в странах СНГ, способствовать не только возрождению традиционных туристских маршрутов, но и представлению новых туристических продуктов.

Проводниками активного продвижения туристского продукта на основных направляющих рынках за рубежом могут и должны стать представительства Российской Федерации по туризму за рубежом, которые должны обеспечивать связь с туриндустрией этих рынков, со средствами массовой информации, другими участниками туристского процесса. Ранее планировалось, что эту работу возьмут на себя Торговые представительства Российской Федерации за рубежом. К сожалению, этого не произошло. Эффективность подобных мер не вызывает сомнений, только в Российской Федерации в настоящее время действует более 40 иностранных представительств по туризму.

Таким образом, задача государства состоит в продвижении российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт, а создание образа России как страны, благоприятной для туризма, является исключительно государственной задачей. Это подтверждает мировая практика.

На необходимость реализации этой задачи указывается в Федеральном законе от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Механизмами продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках являются следующие виды деятельности, реализуемые государством и ориентированные как на потребителей, так и на туристскую индустрию. К ним следует отнести:

- участие в крупнейших международных туристических и иных выставках единым российским национальным стендом с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- поддержка и консолидация профильной выставочной деятельности в Российской Федерации с целью создания на отечественном туристском рынке одной из крупнейших мировых туристических выставок

- некоммерческое рекламное продвижение российского туристского продукта на направляющих зарубежных и внутреннем с целью увеличения въездного и внутреннего туристского потока и создания благоприятного имиджа России;

- подготовка некоммерческой рекламно-информационной печатной и иной продукции для распространения ее на крупнейших международных туристических выставках и через российские загранпредставительства, в том числе через представительства, создаваемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма;

- распространение информации о России как о привлекательном туристском направлении в глобальной сети Интернет;

- проведение иных акций, например, информационная поддержка фестивалей и событийных мероприятий, проводимых в стране, презентации новых российских туристских направлений за рубежом, организация инфо-туров для зарубежных и отечественных СМИ, проведение крупных международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе двустороннего и многостороннего международного сотрудничества, а также сотрудничества с крупнейшими межправительственными организациями [11, c.50].

Опыт реализации государственных рекламно-информационных стратегий указывает на необходимость диверсификации туристского продукта: наряду с традиционным туристским предложением следует обеспечить показ новых туристских продуктов, распространение более широкой информации о национальных традициях, промыслах и ремеслах, новых музеях и экспозициях, событийных мероприятиях и туристских услугах.

Все это требует разработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование позитивного образа страны в целях содействия развитию въездного и внутреннего туризма.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.006 с.)