Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование и поддержка информационных систем

Поиск

 

Любое изделие, принятое в эксплуатацию, при его применении не выдает пользователю сразу всех своих возможностей, какими оно обладает. Это естественно: оно должно пройти освоение в условиях применения, и ИС в этом плане - не исключение. Для повышения эффективности работ по освоению изделия и сокращению продолжительности этого периода создается комплекс специальных вспомогательных средств - система освоения. Она включает средства обучения персонала и информационное обслуживание изделия, которые дополняют друг друга.

На этапе освоения должны проводиться типовые опытные работы, разбор возникающих ситуаций, демонстрация вариантов поведения системы и персонала в разных типовых условиях и т.д. Для эффективного выполнения всех этих мероприятий их необходимо обеспечивать специальными средствами. Результатом этого этапа работы с ИС будут знания, умения и навыки специалистов. Сама система после этого должна выйти на заявленные поставщиком характеристики производительности, надежности и т.д. В сложных системах период освоения может быть весьма продолжительным.

Обучение может быть коллективным или индивидуальным, но обязательно должно быть непрерывным. Оно должно включать как первоначальное обучение, так и повышение квалификации и переподготовку кадров.

Первоначальное обучение основного состава специалистов, который примет изделие от поставщика, происходит при получении ИС пользователем. Особую остроту первоначальное обучение может иметь только при создании совершенно новой системы, что встречается достаточно редко: обычно ИС базируется на каких-либо средствах, имеющихся на предприятии. В этих случаях специалисты, как правило, «подучиваются» даже тогда, когда им предстоит работать и с практически новой системой, и всегда – если только с ее новыми модулями или элементами. Само обучение персонала при этом протекает в основном на рабочем месте и силами персонала поставщика. Сертификация подготовленности персонала для работы с продукцией поставщика, как правило, при этом не практикуется.

Иногда первоначальное обучение осуществляется на территории поставщика – в основном при создании масштабной ИС на базе сложных комплексных продуктов силами солидной фирмы-поставщика, располагающей системой подготовки персонала потребителей ее продукции. Создание такой системы стоит фирме, естественно, немалых средств. Конечно, при этом потребитель платит за обучение персонала, однако и эффект получает более ощутимый, в том числе сертификацию подготовленности персонала для работы с продукцией поставщика, что в корне меняет положение при работе с ИС или ее новыми элементами как внутри фирмы, так и вне ее – при контактах с поставщиком.

Следует отметить, что при использовании так называемых «коробочных» продуктов в качестве модулей ИС обучение персонала, как правило, осуществляется в учебных центрах фирмы-поставщика по желанию потребителя или вообще не предусматривается.

Считается, что не реже чем один раз в три года все специалисты должны проходить повышение квалификации или переподготовку, что может обеспечиваться специализированными учебными центрами.

Следует всегда иметь в виду, что хорошо учить специалистов можно только на примерах действующих систем в процессе их создания и развития. В то же время ясно, что такие системы не появятся, пока не появятся специалисты по таким системам. Поэтому и на пути создания ИС нет другого выхода, кроме планомерного и постоянного совершенствования систем и вместе с тем – повышения квалификации специалистов, способных и далее совершенствовать системы. И так – шаг за шагом.

Главными задачами обеспечения информационного обслуживания процесса освоения ИС являются:

· классификация и регистрация изделий;

· нормоконтроль при поступлении изделий в фонды;

· хранение и ведение банков информации;

· информирование и консультации по тематике фондов;

· организация постоянно действующих выставок изделий;

· предоставление информации внешним организациям.

Система испытаний ИС призвана обеспечить изделие на всех этапах его жизненного цикла. В «жизни» любой системы проводятся (или, во всяком случае, должны время от времени проводиться) самые разнообразные испытания: отдельных подсистем, системы в целом, отдельных видов обеспечения устройств, различных их комбинаций в различных режимах и т.д.; рекламные, демонстрационные, аттестационные, контрольные, по последствиям аварии, в целях поиска решения, на надежность, приемосдаточные и т.д.

Ясно, что все эти испытания должны быть обеспечены технологически и организационно, но они требуют еще и специальных инструментальных средств, для создания которых необходимы значительные затраты. В частности, для контроля состояния технических и программных средств информационных систем в их состав вводятся избыточные элементы. Необходимо подчеркнуть также, что в зарубежных фирмах, прежде всего в фирмах-изготовителях ЭВМ, система испытаний, как правило, является самой секретной частью разработки изделия.

Система поддержки (support) в некотором роде является продолжением системы сопровождения при сдаче объектной системы в эксплуатацию. Она включает набор инструментальных средств для проведения опытной эксплуатации и организационно-технической подготовки мероприятий. Во время эксплуатации эти средства при необходимости используются для внесения изменений в изделие, восстановления изделия после аварии, устранения ошибок и расширения возможностей.

Поддержка нужна на протяжении всего жизненного цикла изделия. При этом целесообразно выделять поддержку в использовании и в обслуживании изделия. Служба поддержки защищает интересы пользователей, оказывает им дополнительную помощь и как бы осуществляет интерфейс между ними и создателями изделия. Через систему поддержки пользователь уведомляется о выявленных дефектах, получает рекомендации по их преодолению или информацию о порядке их устранения с участием представителей фирмы. Создаваться служба поддержки может с участием всех заинтересованных сторон (пользователь, разработчик, изготовитель).

Следует отметить, что все рассмотренные компоненты обеспечения системы-изделия сами, в свою очередь, являются изделиями, причем аналогичного характера. Не исключено, что они будут даже еще более сложными, чем сама система. И к ним тоже можно применить и нужно применять все сказанное.

В отечественной практике информатизации основное внимание пока уделяется все-таки самой системе-изделию, а компонентам ее обеспечения – гораздо меньшее, а некоторым и совсем малое. Создание такой инфрасреды стоит, очевидно, немалых сил и средств и доступно только солидному и к тому же амбициозному предприятию. Однако при наличии такой среды удастся создать и поддерживать соответственно более высокий уровень совершенства систем-изделий на всех этапах их жизненного цикла.

Для фирм, создающих ИС своими силами при серьезных ограничениях на ресурсы, причем прежде всего на имеющиеся ресурсы квалифицированных специалистов, естественно отказаться от вспомогательных средств. В таких проектах не создаются как таковые системы изготовления, поддержки, внедрения и освоения, лишь следы остаются от систем проектирования, испытания, сопровождения и обслуживания. Однако, как бы то ни было, и в этих случаях при определении так называемой ТСО (Total Cost of Ownership - полная стоимость владения) на фирме крайне важно учесть затраты на все приведенные системы и соответствующие им функции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.134 (0.011 с.)