ТОП 10:

Взаимная активизация государственных и бизнес-структур.



В современных развитых государствах взаимодействие органов государственной власти и бизнеса обеспечивается путем использования инструментов коммуникации и выстраивания механизмов обратной связи. Система взаимодействия государства и бизнеса в разных странах функционирует по-разному. Эти различия порождаются такими факторами, как исторически сложившийся характер отношений между обществом и государством, традиции разрешения деловых конфликтов, преобладающие типы экономического поведения населения, уровни политической культуры, распределение ресурсов между различными институтами.

В настоящее время существует две основные принципиально отличные друг от друга модели взаимодействия бизнеса и государства: плюралистическая (Даль, Линдблюм) и неокорпоративистская (Шмиттер).

Плюралистическая модель исходит из того, что части общественной системы находятся в координационной зависимости, а значит, исключается доминантная роль какой-то одной части целостной системы. Для плюралистической модели характерна деятельность государства в интересах всего капиталистического класса. Плюралистическая модель взаимодействия бизнеса и государства базируется на англо-американской традиции. В плюралистической системе частный бизнес, наряду с государством является равным участником политического процесса. Большая часть взаимоотношений бизнеса и государства принимает форму сделок между частным бизнесом и властью в лице политиков и чиновников.

В неокорпоративистской модели взаимодействия власти и бизнеса значение отдельных корпораций снижено, что, в свою очередь, повышает значение ассоциаций. Организации работодателей являются частью системы институционализированного взаимодействия с правительством и профсоюзами. Высокий уровень централизации представительства групповых интересов позволяет головным ассоциациям выступать в роли главных посредников во взаимодействии бизнеса и власти.

В чистом виде ни одна из этих моделей не существует, но они являются базовыми для формирования модели для каждой конкретной страны.

В настоящее время в России формируется своя корпоративистская модель взаимодействия государственной власти и бизнеса. Одним из основных механизмов взаимодействия бизнеса и органов государственной власти в России выступают бизнес-объединения, к которым можно отнести отраслевые союзы и ассоциации. Их место и роль в общественно-политической и социально-экономической жизни России постоянно растет.

В российской практике последних лет одним из удачных примеров поддержки работающих бизнес-ассоциаций можно считать опыт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Руководство данного министерства пошло на фиксацию в базовом для себя законе «О развитии сельского хозяйства» права аграрных союзов на участие в выработке государственной политики в отрасли. Руководство Минсельхоза систематически приглашает представителей отраслевых ассоциаций на заседания коллегии, использует их аналитические материалы в документах министерства, согласовывает с ними позицию перед ключевыми совещаниями в правительстве.

Ярким примером является птицеводческая отрасль, где огромная роль принадлежит некоммерческой организации «Российский птицеводческий союз» (Росптицесоюз). Создание Союза было обусловлено необходимостью обеспечения условий более эффективного функционирования птицеводческих хозяйств России, координации их деятельности и защиты экономических интересов отрасли, а также для представления и защиты прав экономических и других интересов членов и ассоциированных членов Союза в министерствах, ведомствах, учреждениях, организациях и судах всех уровней. Расширение и активизация конструктивного диалога бизнеса и власти – ключевое направление деятельности Росптицесоюза.

Каждый из отраслевых союзов в сельском хозяйстве вступает в партнерские отношения с государством. Так, в 2008 г. структурными подразделениями Минсельхоза России на постоянной основе осуществлялось взаимодействие с 41 отраслевым союзом (ассоциацией), с которыми заключены соглашения о взаимодействии по реализации Государственной программы, в 2009 г. их число возросло до 45, в 2012 г. – до 56. В этих соглашениях отраслевым союзам передается часть функций по государственному регулированию. Росптицесоюз заключил соглашение с Минсельхозом один из первых – в 2008 году, сроком на 5 лет, то есть на период реализации Госпрограммы.

Предмет Соглашения Минсельхоза России с Росптицесоюзом стало осуществление мероприятий по участию союза в формировании государственной аграрной политики, согласованию общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и созданию условий для нормативного обеспечения производства качественной, безопасной для жизни населения, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

Принимаемые за последние годы с участием «Росптицесоюза» решения Правительства, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации направленные на повышение финансовой устойчивости предприятий, стали важнейшим инструментом, обеспечивающим стабильное наращивание производства птицеводческой продукции и быстрое эффективное развитие птицеводства России.

Государство обеспечивает правовую базу и формирует необходимую инфраструктуру. Предприниматели, объединяясь в союзы, самостоятельно разрабатывают нормы и правила своего сотрудничества на основе действующего законодательства.

Анализ возможного взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти через отраслевые союзы позволит добиться ускорения экономического роста. Реальное участие бизнес-объединений в подготовке и принятии решений, значимых для управления, предполагает полную информированность бизнеса уже на ранних стадиях разработки региональных, государственных программ. Постоянное информационное взаимодействие органов власти и бизнес-объединений является необходимым компонентом в реализации политики в любой сфере. При разработке и реализации своей политики органы власти должны иметь обратную связь – получать информацию от бизнеса об их предпочтениях, потребностях, проблемах.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.007 с.)