Работа 4. Определение минутного объема дыхания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 4. Определение минутного объема дыхания.



 

Минутный объём дыхания (МОД) - количество вентилируемого в легких воздуха в минуту. МОД может быть измерен путем сбора выдыхаемого воздуха в мешок Дугласа с последующим пропусканием его через газосчетчик или сухой спирометр, также по спирограмме.

Необходимо: спирограф, сухой спирометр.

Проведение работы. Определяется сумма дыхательных объемов в 1 минуту (число дыхания в минуту умножается на дыхательный объем). Минутный объем дыхания определяется на 3-4 минуте спирографии, когда заканчивается период адаптации.

Рекомендуется вычислить сумму дыхательных объемов в течение 3-5 минут записи и определить среднюю величину МОД. В покое минутный объем дыхания колеблется в пределах 5.0-10 л и резко увеличивается при физических нагрузках.

Работа 6. Спирограф СПО1М

. Спирограф СПО1М представляет собой модернизированный спирометр в комплексе с принтером.

Спирограф предназначен для измерения и регистрации показателей внешнего дыхания при проведении функциональных тестов спокойного и форсированного выдоха и обеспечивает измерение и вычисление 15 параметров внешнего дыхания. Прибор состоит: 1) преобразователь, 2) электронный блок, 3) источник питания и 4) сменные мундштуки.

На лицевой поверхности прибора расположен индикатор, клавиатура и выключатель питания.

Работа спирографа основана на преобразовании потока выдыхаемого воздуха в электрические импульсы, которые обрабатываются в микро ЭВМ.

Проведение работы. Включить прибор. На экране появляется "меню".

Передвижением клавиши "стрелка вверх", "стрелка вниз" выбрать в меню "режим работы" нажать клавишу "ИСП", затем в «меню» выбрать пункт "измерение", нажать клавишу "ИСП". На экране появится меню ввода данных обследуемого, заполнить их, нажать клавишу "ИСП". Появится надпись "спокойный выдох". Испытуемый делает максимально глубокий вдох, нажимает на клавишу "ИСП". На экране появится надпись "выдыхайте". Испытуемый спокойно выдыхает не более 10 секунд. Затем на экране появляется надпись "форсированный выдох". Испытуемый делает максимально глубокий вдох, нажимает на клавишу "ИСП", появляется надпись "выдыхайте", испытуемый делает форсированный выдох. На экране появляется надпись "расчет показателей" и затем меню "результаты". При помощи клавиши "ИСП" просматриваются результаты и заключение. Нажать на клавишу "Вых" появится меню результатов. Выбрать нужный пункт и нажать клавишу "ИСП".

Рекомендации к оформлению. Записать в тетрадь полученные результаты.

Работа 7. Определение объёма форсированного выдоха (ОФВ).

ОФВ - это объем воздуха выдыхаемого форсированно в течение 1 секунды от начала отсчета. Обычно используют значение этого объема, выраженное в процентах от ЖЕЛ (индекс Тиффно), до 50 лет он равняется 70-80% с возрастом снижается до 65-70%, снижается и при заболеваниях дыхательных путей.

Проведение работы: Испытуемый берет в рот загубник спирографа, на нос накладывают зажим. Скорость записи устанавливается на 600 мм/мин. Делает максимальный вдох, затем на короткое время задерживает дыхание и после этого совершает как можно более глубокий и быстрый выдох. При этом записывают спирограмму, по которой определяют объем воздуха выдохнутого за 1 секунду, выражая его в процентах от ЖЕЛ

 

 

 

Рисунок 4. Изменение относительного объема форсированного выдоха.

Индекс Тиффно вычисляют по формуле:

ЖЕЛ - 100%

ОФВ - X

Рекомендации к оформлению работы:

Определить по спирограмме ОФВ, ЖЕЛ и вычислить индекс Тиффно

 

Работа 8. Пневмотахометрия

Пневмотахометр - диагностический прибор, предназначенный для измерения скорости воздушного потока (мощности) вдоха и выдоха. Прибор состоит из датчика и измерительного блока. Датчик представляет собой трубку с диафрагмой. При прохождении воздуха через трубку создается перепад давления до и после диафрагмы. Этот перепад давления измеряется манометрам, установленными в измерительном блоке. Мощность вдоха и выдоха измеряется отдельно путем переключения крана на панели прибора. Используются датчики - трубки 2-х видов с диафрагмой 10 мм для лиц с ослабленным дыханием и 20мм - для здоровых. Если используют трубку с диафрагмой 10 мм, то результат читают по внешней шкале прибора, если с диафрагмой 20 мм, то по внутренней.

Необходимо: пневмотахометр, сменные стерильные мундштуки, спирт, вата.

Проведение работы. Испытуемый садится на стул, ставит кран в положение "вдох", дезинфицирует мундштук, берет его в рот и делает предельно глубокий вдох через рот. По шкале определяют мощность вдоха (в л /сек). Переводят кран в положение "выдох" и таким же образом определяют мощность выдоха.

У здорового человека мощность выдоха в среднем равна у мужчин 5-8 л/сек, у женщин 4-6 л/сек (ЖЕЛ*1,2)

 

Рис. 5. Пневмотахометр

1-дыхательная трубка

2-переключатель

3-шкала

 

Мощность вдоха несколько меньше. При нарушениях проходимости бронхов, хронических заболеваниях легких мощность выдоха понижается.

Рекомендации к оформлению. Зарисовать пневмотахометр и записать результаты измерения.

 

 

6. Содержание занятия:

Самостоятельная работа:

1.Определение ЖЕЛ, составляющих её объемов сухим и волюмоспирометрами.

2.Вычисление должной жизненной ёмкости лёгких.

3.Определение мощности вдоха и выдоха пневмотахометром.

 

Работа с преподавателем:

1.Записать спирограмму и рассчитать по спирограмме легочные

объемы, вычислить МОД.

2.Определить показатели внешнего дыхания СПО1М.

3.Определение обьема форсированного выдоха (ОФВ).

Контроль исходного, текущего и конечного уровня знаний проводится по вопросам для самоподготовки с использованием тестов и ситуационных задач.

 

Занятие № 2.

Тема: Регуляция дыхания. Письменный контроль.

 

1. Количество учебных часов: по плану

 

2. Актуальность темы:

Нормальное снабжение тканей кислородом и удаление из них углекислого газа регулируется рефлекторными и гуморальными механизмами. Врач любой специальности должен знать эти механизмы так как благодаря им организм приспосабливается к различным условиям окружающей и внутренней среды. Студентам педиатрического факультета следует обратить внимание на возрастные особенности регуляции дыхания и механизм первого вдоха ребенка.

Студентам санитарно-гигиенического факультета обратить внимание на особенности дыхания при повышенном и пониженном атмосферном давлении и зависимость дыхания от производственных условий, на защитные дыхательные рефлексы.

 

3. Цель занятия:

Студент должен знать:

1.Механизмы регуляции дыхания (нервной и гуморальной).

2.Дыхательный центр, его локализацию и функции его отделов.

3.Роль углекислого газа в регуляции дыхания.

4.Саморегуляцию дыхания.

Студент должен уметь:

 

1.Регистрировать дыхательные движения грудной клетки.

2.Определять продолжительность задержки дыхания.

 

4.Вопросы для самоподготовки:

1.Дыхательный центр, его локализация.

2.Роль отделов дыхательного центра в регуляции дыхания.

3.Изменения дыхания при перерезках головного и спинного мозга на разных уровнях.

4.Роль блуждающего нерва в регуляции дыхания.

5.Тонус бульбарного центра и афферентные влияния на него.

6.Рефлекс Геринга-Брейера.

7.Саморегуляция дыхания.

8.Гуморальная регуляция дыхания.

9. Роль кислорода и углекислого газа в регуляции дыхания.

10.Опыт Фредерика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.009 с.)