Методика изучения особенностей проявления эмоционального отношения детей друг к другу в зависимости от разных форм организации их совместной продуктивной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения особенностей проявления эмоционального отношения детей друг к другу в зависимости от разных форм организации их совместной продуктивной деятельности



Вариант 1. Методика включает две модели совместной продуктивной деятельности детей. Первая модель предпола­гает относительную самостоятельность каждого участника деятельности в процессе выполнения общего задания. Вто­рая модель строится по принципу совокупности действий партнеров. Изготовление продукта от начала до конца пред­полагает наличие совместных действий партнеров, что ста­вит детей перед необходимостью обязательного согласова­ния действий, ориентации на партнера, учета его интересов и возможностей. Такое взаимодействие должно активизиро­вать у детей переживания, направленные на достижение об­щего успеха, и повысить заинтересованность в успехе това­рища.

Мотивы и содержание деятельности оставались идентич­ными при первой и второй формах ее организации. Дети ра­ботают подгруппами по 2—3 человека, формирующимися на основании взаимных выборов.

В обеих формах организации совместной деятельности (ФОСД) участвовали одни и те же дети. Эксперименту пред­шествует длительное наблюдение за самостоятельной про­дуктивной деятельностью детей в разных возрастных груп­пах. Для детей пятого года жизни при первой ФОСД предло­жить построить из кубиков гаражи, шестого года жизни — украсить аппликацией две скатерти. При второй ФОСД детям пятого года жизни предложить построить один гараж, а ше­стого года жизни — украсить одну, скатерть.

Чтобы выявить характер направленности переживаний детей (на личный или общий успех деятельности), каждому из участников по завершении работы ставились вопросы: нравятся ли тебе гаражи, которые вы построили? Какой из них тебе нравится больше, почему?

При второй ФОСД вопросы изменились: тебе нравится ваш гараж? Что нравится больше всего? А кто эту часть строил?

Параметры эмоционального отношения детей друг к дру­гу заключали помимо экспрессивно-выразительных средств и такие проявления, которые носили опосредствованный ха­рактер:

а) изменение отношения ребенка к сверстнику в ходе дея­тельности;

б) готовность согласовывать свои действия с другим участником деятельности;

в) готовность брать на себя заботу об общем резуль­тате.

Эмоциональное отношение к партнеру классифицирова­лось по следующим параметрам:

1. отношение ребенка к предстоящей деятельности: уме­ние согласовывать действия, распределять обязанности, на­пример, безоговорочное принятие предложений партнера при отсутствии собственных конструктивных предложений, чрез­мерное настаивание на собственных предложениях и некото­рое неохотное принятие предложений другого, полное отсут­ствие желаний и умения договариваться с партнером;

2. отношение испытуемых к общему материалу: умение пользоваться материалом по мере необходимости, расцени­вая его как общий, проявление, тенденции к разделу мате­риала, стремление присвоить себе большую часть материала, независимо от потребности в нем;

3. отношение испытуемых к затруднительному положению партнера, способность замечать затруднения партнера и го­товность оказывать ему вербальную помощь или практиче­ское содействие, внимание к партнеру и его затруднениям, оказание помощи с целью демонстрации своего превосход­ства, отсутствие всякого внимания и помощи партнеру;

4. отношение испытуемых к общему результату деятель­ности: продукт деятельности оценивается как результат об­щих усилий, склонность к выделению своей части работы как лучшей, откровенное стремление к преимущественной оценке своего результата при преимущественной работе и достижении партнера, отсутствие оценки общего результата, отри­цательная оценка работы другого независимо от ее каче­ства.

 

 

Приложение 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.003 с.)