Рекомендуемый диагностический материал к практике по мдк 02. 06 психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендуемый диагностический материал к практике по мдк 02. 06 психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста



Рекомендуемый диагностический материал к практике по МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

I. Метод наблюдения

Ориентировочная схема фиксации результатов наблюдений

По такой схеме можно ежедневно фиксировать проявление каждого эмоционального состояния, характерных для поведения ребенка в различные моменты его жизни в детском саду. Рекомендуется сделать к таблице примечание, где буду расшифрованы самые значительные случаи. К режимным моментам можно отнести ситуации прихода - ухода, сна, одевания, принятия пищи и т.п. Организованная деятельность включает в себя как всякого рода занятия, так и праздники, экскурсии, соревнования.

Наблюдение за детьми в детском саду следует вести регулярно в течение довольно длительного времени. Это поможет установить, каким именно образом каждый ребенок реагирует на ту или иную ситуацию. Кроме того, станет ясно, какая область жизнедеятельности в детском саду вызывает у него эмоциональный дискомфорт. Такая информация позволит помочь ребенку индивидуально, облегчить ему жизнь именно там, где это требуется. В групповую схему можно заносить обобщенные оценки положительных и отрицательных эмоций. Это могут быть оценки степени радости (Р), гнева (Г). Страха (С) и печали (П). для наглядности можно использовать различные цвета и их оттенки для обозначения оценок эмоциональных состояний (Приложение 1.)

 

II. Метод беседы

В отличие от объективного наблюдения беседа рассмат­ривается как вспомогательный метод изучения ребенка. С помощью беседы можно выявить особенности нравствен­ных представлений, мотивы поступков и отношений детей. Она применяется для получения необходимых сведений о ре­бенке от воспитателей и родителей, а также при изучении от­дельных сторон деятельности воспитателя (мотивов, интере­сов и т. д.). Однако материал, полученный таким способом, не всегда достоверен и точен, поэтому он сопоставляется с объективными данными, приобретенными в ходе наблюдения или экспериментов. Так же, как и наблюдение, данный метод отличается кажущейся простотой и доступностью. На самом деле его применять не так легко. От того, как исследователь подготовлен к беседе, как он ее организует и как истолковы­вает ответы, во многом зависит научная достоверность по­лученного материала и воспитывающее значение этого ме­тода. В исследовании с помощью беседы сложных нравствен­ных свойств личности ребенка особенно важно учесть сле­дующие (рекомендации:

1) Необходимо заранее продумать цель, главный предмет беседы, составить план, определить участников, время и ме­сто проведения беседы. Особенно внимательно следует от­нестись к вопросам, которые будут заданы детям, воспита­телям и родителям: по форме они должны быть четкими, понятными, однозначными, но не шаблонными; не должны со­держать внушения; по содержанию — соответствовать цели и предмету исследования; по построению — логически по­следовательными, дополняющими друг друга,

2) В процессе беседы сохраняется естественность условий, создается обстановка доверия, непринужденности с целью расположить испытуемых к откровенному разговору; учиты­ваются индивидуальные особенности ребенка, соблюдаются требования педагогического такта со стороны исследователя. Для этого рекомендуется заблаговременно придумать повод для беседы (.прочитанный рассказ, конкретный жизненный случай, просмотренный фильм и т. д.).

3) Ответами детей нельзя пользоваться как заведомо до­стоверными источниками знаний, их нужно обязательно со­поставлять с объективными факторами, полученными мето­дами наблюдения и эксперимента.

4) В случаях, когда дети обнаруживают неверные пред­ставления и суждения, необходимо исправлять ошибки и объяснять, как надо понимать то или иное событие, явле­ние.

5) Ответы испытуемых фиксируются в протоколах или опросных листах, составленных по.заранее продуманной фор­ме, с обозначением даты проведения беседы, с сохранением максимальной и точной записи ответов и особенностей пове­дения испытуемого; протоколы заполняются в зависимости от условий проведения беседы или в момент самой беседы (под каким-либо предлогам), или же сразу после нее, что­бы обеспечить естественность в отношениях исследователя и испытуемого.

Беседа может проводиться как до, так и после примене­ния других объективных методов в соответствии с общим пла­ном исследования. Обработка и оформление данных, полученных методом беседы, проводятся и при использовании метода наблюдения путем выбора наиболее типичных отве­тов, их сопоставления по содержанию (качественный анализ) и по критериям частоты повторений характерных факторов, времени, затраченному испытуемым на продумывание отве­тов, и т. д. (количественный анализ).

При изучении уровня развития детских представлений о каком-либо правиле поведения применяется балльная систе­ма оценок полученных ответов, позволяющая сопоставить уровни разных детей или уровень одного и того же ребенка в начале исследования и в конце, после проведенной с ним работы

Результаты беседы (для всей группы испытуемых) зано­сятся в таблицу

 

Фамилия, имя ребенка Дата беседы Содержание ответов Поведение испытуемого примечание
1-й вопрос 2-й вопрос 3-й вопрос 4-й вопрос
               

 

 

Методика № 1 Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А).

Протокол наблюдения.

Объект наблюдения: ____________(Ф. И. дошкольника)

Пол ________________

Возраст __________

Условия наблюдения:_______________________________

Дата наблюдения:_____________________________________

Параметры наблюдения Результаты наблюдения: (написать ответы)
  Инициативность  
 
  1. легко вступает в контакты со сверстниками;
  1. активно взаимодействует со сверстниками;
 
  1. сам организует игры со сверстниками;
 
  1. сам придумывает игры;
 
  1. своими действиями побуждает других детей действовать.
 
2. Чувствительность к воздействиям сверстника:  
 
  1. 1.откликается на предложение сверстников;
  1. согласовывает собственные действия с действиями сверстников;
 
 
  1. замечает пожелание других;
 
  1. определяет настроение сверстников
 
3. Эмоциональный фон  
  1.Преобладающая эмоциональная окраска в процессе взаимодействия со сверстниками:
  • позитивные эмоции
  • негативные
  • нейтральные
  • нейтрально - деловые
 

Дошкольного возраста

Обстановка в группе

1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Приложение 1.

Рекомендуемый диагностический материал к практике по МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

I. Метод наблюдения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.82.44.149 (0.003 с.)