Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика по определению избирательного отношения между детьми. Игра «Секрет»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Экспериментатор, который находится в комнате, где размещаются шкафчики для одежды детей, предлагает ребенку поиграть в игру «Секрет». Игра состоит в том, что ребенок должен выбрать трех детей из группы и по «секрету», чтобы никто не видел, положить им в шкафчики подарки (переводные картинки, открытки, игрушки). В заключение испытуемого просят обосновать свой первый выбор и высказать предположение об ожидаемых выборах. Перед началом эксперимента ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому но одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют, если хочешь». Последнее говорилось как бы скороговоркой, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное. Далее ребенку дают три картинки и экспериментатор спрашивает, какая из трех ему больше нравится, затем — какая больше нравится из оставшихся двух. После этого просят ребенка «на минутку» вернуть картишки и на обратной стороне каждой из них рядом с номером ребенка по групповому списку ставят условное обозначение: А (первый выбор), Б ((второй выбор), В (третий выбор). Затем ребенку говорят: «Теперь подумай, как следует, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, положи им в шкафчики, а другие ребята положат тебе». Если испытуемый долго не начинает действовать, экспериментатор разъясняет: «Можешь положить тем детям, которые тебе больше нравятся или с которыми ты любишь играть, с которыми ты хотел бы играть». После того, как испытуемый положит все подарки в шкафчики, экспериментатор спрашивает: «Скажи, пожалуйста, почему ты самую красивую картинку подарил Маше?». В заключение экспериментатор задает вопрос: «А как ты думаешь, кто из детей группы может подарить тебе картинки?». В протоколе фиксируется, как ребенок относится к мысли подарить картинки другим детям; имена детей, которым испытуемый отдает свои 1-й, 2-й, 3-й выборы и врем? реакции выборов; обоснование первого выбора; ожидаемы» выборы. Через два дня в этот же протокол заносится ответ ребенка на вопрос: «Кому из детей группы ты подарил картинки, когда играли в игру «Секрет»? Все дети группы играют в игру в течение часа. Чтобы дети, уже принявшие участие в эксперименте, не общались с теми, которые в эксперименте еще не участвовали, их уводят в другое помещение или на прогулку.
При анализе полученных в эксперименте результатов используются традиционно социометрические способы обработки данных с применением матрицы в форме шахматной доски. В клетках граф матрицы напротив фамилии каждого ребенка фиксируются суммарные данные: общее количество выборов, степень и суммарное количество баллов, при начислении которых учитывается как степень выборов, так и их взаимность. При отсутствии взаимности первый выбор, обозначенный в таблице буквой А, оценивается в 5 баллов, второй выбор (Б) — в 4 балла, а третий (В) — в 3 балла. При взаимности выборов оценка удваивается. Кроме того, фиксируется индекс социометрического статуса ребенка в группе — маргинальное значение полученного количества баллов, по формуле
где В — суммарная оценка полученных выборов, а N --число детей в группе. По величине индекса социометрического статуса все дети делятся на 4 группы. Дети, индекс которых выше 0,22 относятся к первой группе особенно авторитетных детей — «звезд». Дети, индекс которых в пределах 0,22—0,10 составляют вторую группу предпочитаемых детей. Дети, индекс которых ниже 0,10, образуют третью группу — малоавторитетных детей. Дети, не получившие выборов, зачисляются в четвертую группу — непопулярных детей. Коэффициент взаимности определяется как частное от деления числа взаимных выборов к общему числу выборов. Показатель удовлетворенности детей группы в общении выражается отношением числа детей, ответивших на выбор взаимностью, к общему числу детей, которые осуществляют выборы. Большое внимание в эксперименте уделяется предупреждению возникновения отрицательного эффекта. После того, как эксперимент заканчивается, необходимо посмотреть все шкафчики, зафиксировать результаты в протоколе. Детям, совсем не получившим выборов, самому положить 1—2 подарка в шкафчики. Большое число подарков может отрицательно сказаться на некоторых особенно авторитетных детях. Здесь задача экспериментатора будет обратной — несколько уменьшить число подарков. Полученные данные заносятся в таблицу 9.
На основании матрицы строится социограмма: чертят три окружности одна в другой. В самую маленькую вносят «звезд» группы, в следующую -— детей второй группы и т. д. Мальчиков обозначают треугольниками, в середине которых проставляют номер по списку. Девочек — кружочками. Для удобства обработки девочек чертят с одной стороны листа, мальчиков — с другой. Выборы обозначают стрелками, взаимные — двухсторонними. Их можно выделить красным цветом.
Методика определения динамики настроения в группе Тест «Цветопись» (А.Н. Лутошкин) Материал: каждому ребёнку предлагается одинаковый набор, состоящий из бумажных полосок разных цветов, картонный лист с кармашками. Инструкция: «Перед тобой полоски разных цветов. Каждый цвет означает настроение. Красный - прекрасное, самое лучшее настроение, оранжевый - хорошее настроение, жёлтый означает, что тебе приятно, зелёный — спокойствие, синий — грусть, фиолетовый — тревогу, тебе немножко беспокойно, чёрный — настроение плохое, а белый — никакое, невозможно ничего сказать». (Образец каждого цвета с подписями следует поместить в комнате на плакате). «Выбери ту полоску, которая больше всего соответствует твоему настроению и помести её в кармашек на картонном листе». Если тест проводится для детей младшего возраста, возможен второй вариант. Нужно выбрать среди четырех-пяти цветов - красный, зелёный, синий, жёлтый, чёрный. Для получения характеристики группового настроения воспитатель на большом листе помещает аналогичные карманы, в которые дети вставляют свои листочки. У каждого ребёнка своя строчка. Следует вести измерение настроения на каждом занятии, а в некоторых случаях - в его начале и в конце. Информация о характере настроения в группе существенно влияет на ощущения отдельных детей, синхронизирует эмоциональный настрой, способствует групповой сплоченности.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.127 (0.007 с.) |