Представления о единстве и развитии природы в Древнем мире. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представления о единстве и развитии природы в Древнем мире.



Представления о единстве и развитии природы в Древнем мире.

3. Идея развития живой при­роды прослеживается в трудах древних ма­териалистов Индии, Китая, Месопотамии, Египта, Греции. Еще в середине II тысяче­летия до н. э. в «Ригведе» (Индия) выдвига­лась идея развития материального мира из «праматерии». В «Аюрведе» (I тысячелетие до н. э.) утверждается, что человек произошел от обезьян, живших около 18 млн лет назад на материке, объединявшем Индостан и Юго-Восточную Азию.

Колоссальными были знания древних в области искусственного отбора и медицины

В XI—V тыс. до н. э (т. е. 7— 11 тыс. лет назад) в Средиземноморье, Передней и Центральной Азии, Месопотамии, Египте, Индии и Китае уже были выведены многие современные домашние животные (в т. ч. собака, овца, коза, свинья, кошка) и множество культурных растений (рис, пшеница, ячмень, просо, чечевица и др.). Более 3 тыс. лет назад в Индии была откры­та прививка оспы, тогда же уже делали сложные хирургические операции (кесарево сечение, удаление катаракты, почечных и желчных камней и т. д.) и знали основные черты эм­брионального развития человека.

Уровень изучения живой природы в Древней Греции

4. Много сде­лали для подготовки эволюционного учения древние философы Античной Греции. Анаксимандр Милетский в труде «О природе» (около 540 г. до н. э.) писал, что животные возникли в воде, а потом защищенные твер­дыми покровами от высыхания освоили сушу. Человек, по его мнению, произошел от животных, первоначально подобных рыбе. Гераклит Эфесский (VI в. до н. э.) считал, что все живые существа, и человек в том числе, развились естественным путем из первичной материи. В спорах с филосо­фами-идеалистами греческие материалисты V—IV вв. до н. э. ставят проблему развития высшего разумного существа путем сочета­ния простых, более примитивных состояний материи. Сохраняющиеся единицы, размно­жаясь, дают начало новым удачным сочета­ниям. У Аристотеля (IV в. до н. э.) встречаются высказывания о разви­тии живой природы, основанные на знании общего плана строения высших животных, гомологии и корреляции органов. Его фундаментальные произведения «О частях животных», «Истории животных», «О возникновении животных» оказали большое влияние на последующее развитие биологии.

Уже в глубокой древно­сти, несколько тысяч лет назад независимо в Месопотамии, Средиземноморье, Индо­стане и Китае возникли религиозно-фило­софские идеи трансформизма — превра­щения одного существа в другое; креацио­низма (от creatio — сотворение) — боже­ственных актов творения; а на основе прак­тики сельского хозяйства возникли глубокие практические знания методов создания но­вых пород. К началу новой эры в центрах цивилизации были описаны тысячи видов животных и растений.

Учение о виде Дж.Рея.

11. Развитие представлений о виде. Понятие о виде складывалось в процессе практической деятельности людей. Этим понятием пользовался уже Аристотель при описании животных. Но долгое время термин вид не имел научного содержания и использовался как логическое понятие. С развитием систематики вид стал единицей классификации. -Английский натуралист Джон Рей (1628—1705) одним из первых разработал представление о виде как о систематической единицей выделил три важнейшие черты вида: 1) вид — это множество организмов общего происхождения; 2) вид объединяет организмы, сходные морфологически и физиологически; 3) вид — самостоятельно воспроизводящаяся система. Основным критерием вида Дж. Рей считал происхождение: к одному виду относил сходные растения, которые воспроизводят себе подобных из своих семян.

 

Учение о виде развил шведский ученый К. Линней, назвав вид совокупностью сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство. В частности, он дал описание 10 тыс. видов растений и более 2 тыс. видов животных. К. Линней разработал биологическую номенклатуру (перечень названий), предложив бинарные (состоящие из двух слав) названия видам растений и животных на латинском языке, первым словом обозначая род, а вторым – видовую принадлежность. К. Линней выдвинул принцип иерархичности систематических категорий (таксонов): виды объединяются в роды, роды – в отряды, отряды – в классы и т. д.

 

Анималькулизм А. Левенгука

14. АНИМАЛЬКУЛИЗМ, воззрение биологов 17-18 вв. (А. Левенгук и др.), считавших, что в мужских половых клетках содержится невидимое взрослое животное, а его развитие сводится к увеличению в размерах. Анималькулизм является разновидностью учения о преформации, рассматривающего яйцо лишь как источник питания будущего зародыша.

Преформизм и эпигенез.

ПРЕФОРМАЦИЯ И ЭПИГЕНЕЗ — понятия натурфилософии, обозначающие противоположные взгляды на процесс формирования зародыша: преформация означает изначальное наличие в зародыше всех структур, которые затем вырастут в органы; эпигенез, наоборот, есть развитие зародыша путем возникновения (из бесструктурной материи) всех его органов.

Эпигенез был разработан Аристотелем в противовес Анаксагору и представлял собой возврат к древнейшей идее прорастания семени: самка дает материю, а самец — форму зародыша. Эпигенез господствовал вплоть до В. Гарвея (1651), но микроскопические исследования привели к возрождению преформизма, причем преформированный зародыш видели либо в спермин, либо в яйцеклетке. Преформизм плохо объяснял сходство потомства с обоими родителями, феномены уродства и регенерации органов, поэтому с 1780-х IT. вновь стал популярен эпигенез (работы К. Ф. Вольфа, показавшего, что органы у зародыша образуются в ходе развития). Однако эпигенез сводил развитие к питанию и не мог внятно объяснить феномен наследственности.
Открытие хромосом и их роли вновь возродило в кон. 19 в. преформизм (теория зародышевой плазмы А. Вейсмана), особенно усилившийся в сер. 20 в. с открытием генетического кода.

16. Карл Линней и его система природы.

16. Линней заложил основы современной биноминальной (бинарной) номенклатуры. Введённый Линнеем метод формирования научного названия для каждого из видов используется до сих пор. Использование латинского названия из двух слов — название рода, затем специфичное имя — позволило отделить номенклатуру от таксономии.

Карл Линней является автором наиболее удачной искусственной классификации растений и животных, ставшей базисом для научной классификации живых организмов. Он делил природный мир на три «царства»: минеральное, растительное и животное, использовав четыре уровня («ранга»): классы, отряды, роды и виды.

Описал около полутора тысяч новых видов растений и большое число видов животных.

Линней первым создал удобную, точную и строгую систему растений, хотя на искусственных началах. Искусственная она потому, что при определении сходства растений и классификации их он принимал во внимание не все черты сходства и различия, не совокупность всех морфологических признаков растения — совокупность, которая одна может определить истинное родство двух форм, а построил всю свою систему исключительно на основании одного только органа — цветка.

Линней делил всех животных на шесть классов: четвероногие, которых он позднее назвал млекопитающими, птицы, гады, рыбы, насекомые и черви. Первые четыре класса теперь составляют вместе типы позвоночных, причем гады распадаются на два класса — пресмыкающихся (Reptilia) и земноводных (Amphibia). Насекомые Линнея соответствуют теперешним членистоногим, содержащим в себе классы ракообразных, пауков, многоножек и насекомых в истинном смысле. Наконец, черви Линнея не имели никакого определенного значения; это было складочное место, куда он причислял всех остальных беспозвоночных животных, без всякого отношения к степеням их сходства.

Работы Линнея дали огромный толчок систематической ботанике и зоологии. Выработанная терминология и удобная номенклатура облегчили возможность справиться с огромным материалом, в котором прежде так трудно было разобраться. Вскоре все классы растений и животного царства подверглись тщательному изучению в систематическом отношении, и количество описанных видов увеличивалось с часу на час.

Представления о единстве и развитии природы в Древнем мире.

3. Идея развития живой при­роды прослеживается в трудах древних ма­териалистов Индии, Китая, Месопотамии, Египта, Греции. Еще в середине II тысяче­летия до н. э. в «Ригведе» (Индия) выдвига­лась идея развития материального мира из «праматерии». В «Аюрведе» (I тысячелетие до н. э.) утверждается, что человек произошел от обезьян, живших около 18 млн лет назад на материке, объединявшем Индостан и Юго-Восточную Азию.

Колоссальными были знания древних в области искусственного отбора и медицины

В XI—V тыс. до н. э (т. е. 7— 11 тыс. лет назад) в Средиземноморье, Передней и Центральной Азии, Месопотамии, Египте, Индии и Китае уже были выведены многие современные домашние животные (в т. ч. собака, овца, коза, свинья, кошка) и множество культурных растений (рис, пшеница, ячмень, просо, чечевица и др.). Более 3 тыс. лет назад в Индии была откры­та прививка оспы, тогда же уже делали сложные хирургические операции (кесарево сечение, удаление катаракты, почечных и желчных камней и т. д.) и знали основные черты эм­брионального развития человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.184.113 (0.014 с.)