Шафа'а (заступничество, просьба за кого-либо, ходатайство) в соответствии с Кораном и Сунной бывает утвержденное и отвергаемое. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шафа'а (заступничество, просьба за кого-либо, ходатайство) в соответствии с Кораном и Сунной бывает утвержденное и отвергаемое.



 

Отвергаемое – это шафа'а (ходатайство, просьба) в том, на что не способен никто, кроме Аллаха, например, прощение грехов.

 

Смысл шафа'а – сделать ду'а Аллаху. Тот, у кого просится шафа'а бывает либо живым, либо мертвым (то есть шафа'а просят либо у живых, либо у мертвых).

 

Что касается живого и присутствующего (то есть того, кто может слышать тебя) в этой жизни, а также в Судный день (так как есть доказательства, указывающие на это, например хадис о заступничестве, когда люди будут подходить к пророкам и просить их, чтобы они обратились к Аллаху, чтобы начался расчет), то пришли доказательства на дозволенность просить что-либо у живого (как, например, оказать помощь в том, что под силу людям). На это указали многочисленные тексты Корана и Сунны.

 

Что касается мертвого, то он не в состоянии (он не в этом мире), ни в том положении, чтобы что-либо делать или просить за кого-либо.

 

Отвергаемое шафа'а – это то, которое Аллах отвергает в Коране: «Нет у беззаконников [многобожников] ни близкого [ни родственника, ни друга] (который помог бы ему), ни заступника, которому повинуются [который заступился бы за них перед их Господом, и заступничество которого было бы принято]». («Гафир», 40:18).

 

«О те, которые уверовали! Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, прежде чем придет день, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются несправедливыми». («аль-Бакара», 2:254).

 

«… когда не будет у них, помимо Него, ни покровителя, ни заступника». («аль-Ан’ам», 6:51).

 

И подобные этим аяты, в которых Аллах отрицает шафа'а.

Отвергаемое шафа'а – это то, на которое нет разрешения Аллаха и Его довольства, и которое просится у того, кому Аллах не дал такой возможности, как, например, мертвый, какой бы ни была его степень.

Поэтому просить нужно непосредственно у Аллаха. Это и есть разрешенное шафа'а. Подробно этот вопрос разбирается в книгах Ахлю Сунна, посвященных шафа'а.

 

Коротко говоря, дозволенным (утвержденным) шафа'а является то, в котором сошлись шариатские условия. И самые главные из этих условий – дозволение и довольство Аллаха. Дозволение заступнику, чтобы он заступался, довольство Аллаха заступником и тем, за кого заступаются.

 

Сказал Всевышний Аллах: «Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!». («ан-Наджм», 53:26).

И сказал Всевышний: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?»

(«аль-Бакара», 2:255).

И сказал: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен». («аль-Анбия», 21:28).

И сказал Аллах: «Заступаться будут только за тех или только те, которые осознанно засвидетельствовали истину». («аз-Зухруф», 43:86).

 

Таким образом, приносит пользу только утвержденное шафа'а, и только при наличии двух условий: дозволения и довольства, довольства заступником, чтобы он был из тех, кто «осознанно засвидетельствовал истину» и довольства тем, за кого заступаются, чтобы он был приверженцем Таухида.

 

Поэтому пришло в «Сахихе» имама Аль-Бухари:

Что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и мир ему: «Кто из людей будет осчастливлен твоим заступничеством в Судный день». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я так и знал, что никто не спросит об этом раньше тебя, поскольку я знаю твое стремление к хадису. Осчастливлен моим заступничеством будет тот, кто искренне скажет «Ля Илляха Илля Ллах». (Произношение этих слов «искренне» требует, чтобы человек исполнял все, на что указывают эти слова, как например отстранение от ширка во всех его проявлениях и т. д. Простое произношение этих слов без понимания их смысла и исполнения того, что они требуют, не приносит никакой пользы по единогласному мнению ученых).

 

Значит, заступничество будет только за людей Ихляса (см. словарь), которые просят шафа'а от Аллаха и говорят, например: «О, Аллах сделай так, чтобы Твой посланник заступился за меня в Судный день. О, Аллах, сделай так, чтобы ангелы, ученые, праведники заступились за меня (дозволь, чтобы они заступились за меня). Сделай так, чтобы Твои рабы, которых Ты любишь и которые любят тебя, заступились за меня» и т.п.

Итак, шафа'а просится у Аллаха, а не у творений. Почему? Дело в том, что просьба о шафа'а – просьба сделать ду'а, когда человек говорит: «Прошу тебя, сделай за меня ду'а», или «Прошу тебя донести мою просьбу до Аллаха». А если так, значит, шафа'а является одной из разновидностей ду'а, а ду'а к кому-либо кроме Аллаха (в том, на что неспособен никто, кроме Аллаха) – большой ширк.

 

Поэтому мы утверждаем, что просить о шафа'а у кого-либо кроме Аллаха (в том, на что способен только Аллах), как например, просьба у мертвых и подобное этому, является большим ширком, потому что это ду'а, а ду'а обязательно должно быть направлено только к Аллаху.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

Разъяснение (шарх) шейха Ибн База:

«Т.е. они (мушрики) не говорили о том, что те к кому они обращаются, создают или дают ризк, или управляют, или оживляют и умерщвляют, и признавали, что это только дело Аллаха. Однако их цель, их желание – это помощь в приближение к Аллаху и просьба о заступничестве. Т.к., по их словам, те, к кому они обращаются, лучше их в соблюдение религии, они много подчинялись или подчиняются Аллаху, у них много праведных дел. И поэтому они просят их, совершая им некоторые виды поклонений, прибегая к ним за помощью. Все это для того, чтобы те стали их заступниками и приблизили их к Аллаху.

 

Аллах Всевышний сказал о них: «Они взяли себе святых помимо Него, (и они говорят) мы не поклоняемся им, кроме как для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху», т.е. они говорят, что не поклоняются этим святым и пророкам, только с целью приближения этим к Аллаху. И Аллах Всевышний ответил на это: «Аллах рассудит в том, в чем они противоречили, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует».

И Аллах в этом аяте указал, что их заявления и отговорки являются ложью и неверием! И это указывает на то, что их поклонение, пусть даже с целью приближения и требования шафа’а, есть неверие выводящие из религии. Даже если они не говорят, что те, кому они поклоняются, создают или посылают ризк, но вместе с этим просят их, дают им обеты, прибегают к ним за помощью, делают им жертвоприношение, то это есть неверие, которое было неверием многобожников первых поколений. И поэтому называется это неверием (куфром) и ложью, т.к. они лгут, когда говорят, что приближаются этим к Аллаху, и проявляют куфр, когда совершают эти дела!

 

Аллах Всевышний говорит: «И поклоняются они кому-то помимо Аллаха, тем, кто не может им принести пользу и отвратить от них вред, и при этом говорят: «Это всего лишь наши заступники перед Аллахом». И еще раз подтвердил Аллах, что их божества не приносят им ни пользу, не отвращают от них вред, однако они все равно просят от них заступничество, а ведь Аллах сказал о них:

«И не поможет им заступничество заступающихся!». (Сура аль-Мудассир, аят 48).

Т.к. то многобожие, кот они совершают, запрещает и делает для них невозможным заступничество заступников, оно не поможет им, напротив, станет для них вредом. Однако то, что поможет им – это покаяние перед Аллахом и выстаивание Его религии единобожия, и поклонение только Ему одному, и отстранение от ширка, как на это указывает смысл свидетельства (Ля иляха илля Ллах - нет никого достойного поклонения кроме Аллаха), а это уединение Аллаха в поклонение, в дуа, в страхе, в надежде, в жертвоприношение, в обетах! И так же поможет им отстранение от ширка, от того, чтобы придавать Аллаху сотоварищей кого-либо, будь это пророк посланный или ангел приближенный, или джин, или кто-то помимо них. Это и есть религия Аллаха.

Таухид, религия, Ислам – это поклонение одному только Аллаху и запрещение направление поклонения кому-то помимо Него. И если кто-то направит это поклонение тому, кто не создает и не владеет ризком, то это будет куфром и человек такой станет перед Аллахом неверным, даже если он убежден, что эти объекты поклонения не владеют ничем! Ведь в этом были убеждены первые многобожники, и они знали, что их объекты поклонения не создают и не посылают ризк, и знали, что они подвластны и ничтожны, однако это не оправдало их, и сделало их неверными по причине их испрашивания заступничества и просьб о приближение! Это и было их поклонением помимо Аллаха.

 

Т.е. их дуа не к Аллаху, их жертвоприношения и их просьбы о помощи – всё это направление поклонение не Аллаху, это придавание Ему сотоварища, вместе с подтверждением, что Он Создатель, Дающий Ризк и т.д., и подтверждением, что их объекты поклонения не приносят пользы и не причиняют вред. Их просьбы о заступничестве и желание приближения через эти объекты есть ширк!

 

И те, кто поклоняется Бадауи или ‘абдульКадыру аль-Джиляни, или пророку, да благословит его Аллах и приветствует, или идолам, или джинам, с верой, что он приближается этим к Аллаху, без признание за ними создания и посылания ризка, это то, что мы объяснили, это есть большой ширк. Это и есть религия мушриков, на которой были они.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.133.69 (0.007 с.)