Антропоцентризм как основная парадигма эпохи возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропоцентризм как основная парадигма эпохи возрождения



Антропоцентризм - (человек в центре) - человек становится не просто существом для искупления греха, он обладает властью, свободой. Признание порождающей силы Бога. Характерным было понимание Бога, как субъекта сотворившего мир, имеющий власть над ним, определенный тип существования. Стало характерно: Бог по отношению к своему творению совершает первоначальный акт, акт самого творения, предоставляя человеку свободу выбора своего существования.

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки.

26. Общая характеристика философии нового времени. Традиция эмпирической философии. Традиция рационалистической философии (картезианский подход) – философское прозвище Декарта

Философия нового времени.

Человек становится главной проблемой. Происходит выявление природы человека и всего того, что его окружает. Предмет философского знания - наука о Боге, природе, человеке. Происходят своеобразные революция и эволюция. Философия теряет свой религиозный статус, начинает разрабатывать конкретную частную науку и ее методологию. Формируя методы частной науки, философия использует системное представление действительности => частный научный метод. Каждый из мыслителей рассматривает Бога как моральное правило через его мистифицирующую функцию. Бог - сотворение мира процесс сотворения, не доступный для восприятия человека. Он как начало человеческой истории и как набор морачьных правил, максимумов, к которым стремится человек в процессе его становления. Возможности религиозной философии начинают формировать ту функцию, которая была в самом начале становления религии, когда религия сводилась лишь некому набору моральных испытаний.

Творчество Бэкона характери­зуется определенным подходом к методу человеческого познания и мышления. Исходным моментом любой познавательной деятельности являются для него преж­де всего чувства. Поэтому его часто называют основателем эмпиризма — направления, которое стро­ит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте.

Понятия добываются обычно путем слишком поспешного и недостаточно обоснованного обоб­щения. Поэтому первым условием реформы науки, прогресса знания является усовершенствование методов обобщения, обра­зования понятий. Так как процесс обобщения есть индукция, то логическим основанием реформы науки должна быть новая те­ория индукции.

Он отвергает ту индукцию, которая, как он говорит, осуществляется простым перечислением. Поэтому он подчеркивает необходимость переработки или, точнее говоря, разработки индуктивного метода.

Продолжая тему развития эмпиризма, нельзя не упомянуть представителя английской философской линии данного направления – Джона Локка. Главное внимание он уделяет проблематике познания. Уже в первой части его «Опыта о человеческом разуме» встре­чается идея, суть которой состоит в том, что предпо­сылкой исследования всех разнообразнейших проблем является изучение способностей нашего собственного познания, т. е. выяснение того, что оно может достичь, каковы его границы, а также каким образом оно полу­чает знания о внешнем мире.

Человеческая мысль (душа), согласно Локку, ли­шена всяких врожденных идей, понятий, принципов либо еще чего-нибудь подобного. Он считает душу чи­стым листом бумаги (tabula rasa). Лишь опыт (посред­ством чувственного познания) этот чистый лист запол­няет письменами.

Представителя рационалистического направления – Рене Декарта.

Первую и исходную определенность всякой фило­софии Декарт видит в определенности сознания — мышления.

Декартово сомнение и «отвержение всех опреде­лений» исходит, однако, не из предпосылки о прин­ципиальной невозможности существования этих опре­делений. Это не скепсис, с которым мы встречались, например, в античной философии. Принцип Декарта, согласно которому во всем следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство.

Декарт ставит вопрос о постижении до­стоверности самой по себе, достоверности, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем Я— в созна­нии, в его внутренней сознательной очевидности.

Рационализм Декарта нашел много продолжателей. К наиболее выдающимся из тех, кто сущест­венным образом способствовал обогащению и развитию философской мысли, принадлежат, в частности, Б. Спи­ноза и Г. В. Лейбниц.

Спиноза всю жизнь прожил в Голландии. И хотя Голландия в то время была стра­ной прогрессивной, он и здесь не избежал жестокого преследования со стороны как еврейских, так и протестантских и католических религиозных кругов.

Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами мышления являются верно познанные общие формы и законы мира.

Готфрид Вильгельм Лейбниц представляет опреде­ленное завершение европейского философского рацио­нализма. В философии Лейбница отразились почти все фи­лософские импульсы его времени. Так, он был не согласен с концепцией картезиан­ского дуализма, отвергал определенные элементы кар­тезианской теории познания, в частности тезис о врож­денных идеях, возражал и против спинозовской единой субстанции (бога), которая является и всем, и суб­станцией.

27. Философия Фрэнсиса Бэкона (мыслитель эпохи перехода).

Философия - знание системное, обобщающее конкретные данные конкретной реальности. Предмет философии - человек. Человек должен стремиться к хорошему поведению. Уровень бытования человека должен быть подчинен моральному правилу, предписанному авторитетному священному писанию. Принципиально не познанный Бог -отдельный предмет для философского рассуждения.

Главная задача философии - формирование системного представления о мире на основе данных по поводу его частей. Данные подтверждают конкретные науки. Возникают общая картина мира и наука обобщений. Формируются классификация научного знания и философские задачи. Критерием для классификации Френсис Бекон считает человека. По его мнению, знание разделено на 3 составляющих, которые являются отдельными областями знания:

1. Человеческая память.

2. Человеческое воображение.

3. Человеческий разум.

Памяти соответствует история, рассудку - философия, воображению - поэзия.

Поэзия - отдельная научная сфера, которая создает идеал, то желаемое, к чему может стремиться отдельный человек.

История - наука о конкретных фактах. Задача истории обнаружить систему конкретных фактов. Френсис Бекон не рассматривает историю, как науку о политике, о социальной сфере. Он говорит об истории природы, бытия. История закономерна должна существовать в рамках любого знания. Она является одной из главных, т.к. конкретизирует из себя более конкретные области.

Философия - главной задачей является задача обобщения, как памяти, так и воображения. Также ставится задача нахождения препятствий, которые мешают получить человеку чистое знание. Возникает учение об идолах. По мнению мыслителя существуют 4 препятствия в познании:

1. Идол пещеры.

2. Идол рода.

3. Идол рынка (площади).

4. Идол театра.

Являясь препятствием в познании каждый из идолов представляет собой отдельный стереотип мышления.

Идол рода исходит из особенностей человеческой природы, это направленность человека на удовлетворение потребностей своей чувственной природы. Когда эмоциональное восприятие предмета является превалирующим, у человека возникает ошибочное восприятие предмета, может возникнуть некоторое ошибочное понятие. Общее понятие формируется из общего восприятия, когда нет необходимого количества тех данных, когда оно могло бы претендовать на статус.

Идол пещеры. Это следствие идола рода, сконструированное на специфике индивидуальной человеческой природы. Человек живет самим собой, обретая особенности своего воспитания.

Идол театра - стереотип, который формируется общественным мнением, влияющим на прямое человеческое восприятие. Уровень общественного восприятия - среда, где формируется человек. Идол театра - общественное мнение, формирующееся посредством определенного языка, речевых оборотов. Речевой оборот становится целью удовлетворения потребностей создателя речевого оборота. Также это общественное мнение, которое подавливает человек.

Идол шющади - вера в авторитеты. Традиция, через которую человек не может переступить, т.е. то, что мы сейчас воспринимаем как научную сферу.

Индукционный подход (от части к общему): собирание фактов. Экспериментально доказано, что чувственный фактор может быть основой для законченного понятия - аксиома. Другая сторона индукционного подхода, человек от своих особенностей не уйдет. => Метод индукции - следствие прагматизма, утилитарность, научное знание.

Бекон остается гуманистом и в социальной философии. Возникает линия европейской социальной утопии.

Утопия. Люди пытались сформировать желательный образ жизни общества. Социальная утопия - прямое продолжение того, что Бекон делал в гносеологии. Это новая Атлантида, где нет социальных распри, цель общества - познание. Каждый из людей занимается функцией предписанной с детства. Общество без класса, частной собственности. Присутствует христианская праведность.

Философия Томаса Гоббса

Развивает другую линию философии. Продолжает традиции 2-х истин о том,что есть религиозная и научная истина.

Существуют 3 основные предмета: бог. природа, человек. Практическая потребность может уйти.

Философия - наука, которая при данной причине формулирует явление или событие, и наоборот, отталкивает от явления и события изысканной причины происходящего. Философия -процесс интеллектуальной деятельности, процесс по общению, по формированию общественных понятий. Психология общества становится фундаментом.

Теория знаков. Слово до знака проходит предварительную стадию индивидуального объекта. Формализация предмета, его постановка, слово становится меткой. Слово-метка -истина для информации, передается в беседе, в рассуждениях в неограниченном числе лиц. В отношении человеческой доверенности, в отношении единообразное™, понимание одного и иного предмета дает основу для появления слова-знака, когда слово становится значимым. Язык - проявление развития людей, следствие человеческой культуры.

Томас Гоббс - представитель философского конвенционализма. Человек должен согласовывать с обществом свой индивидуальный интерес. Общество является инструментом подавления конкретного субъекта. => Государство, как высшая форма организации общества, является искусственно порожденным продуктом, инструментом насилия.

Социальная философия - теория общественного договора. Природа свободного человека - изначально природа человека, эгоистичная природа. => Появляется общность людей заботящихся только о самих себе. Это общество эгоистов сталкивается некой внешней силой, которая предлагает свою защиту обществу от посягательств 3-х внешних сил, которые могут убить человека. Правитель предлагает человеку защиту в обмен на предписания, которые правитель формулирует как условия возможности предоставления защиты. Государство дает человеку защиту. => Государство - инструмент для подавления свободы человека, оно выстраивает человека по определенной линии. Человек не в праве нарушить это поведение. Государство образует закон для подавления личности человека.

Философия Джон Локка

Государство, являясь порождением общественного договора, проходило до окончательного вида ряд этапов.

Первый из них - общество неорганизованных людей. Опасность порабощения => необходимость сплочения неорганизованной общности. Люди заключают общественный договор, исходя из опасности. Государство, в свою очередь, должно исполнять функцию защиты этих людей через реализацию своей власти.

Теория разделения властей. Существуют три власти: законодательная, исполнительная, судебная.

Бог не является врожденной идеей. Предмет философии сугубо методологичен, гносеологичен. Философия воспринимается как определенный подход, укладывается как рассуждение. Философия переходит в сторону гносеологизации. Изучается процесс мышления. Философия - знание, результат деятельности философии - получение знания.

Но может произойти смещение философского предмета к индивидуальной личной потребности. Знать нужно только то, что отвечает потребностям твоего поведения. Философия становится окончательно эмпирической. Методологическое основание смещается в сторону чувственного метода, что по сугубо личным интересам, через восприятие человек определяет объем предназначенного знания. Знание - следствие внутреннего и внешнего опыта.

Возникают гноснологические предпосылки, нормы, нормы поведения. Невозможность существования врожденных идей. Человек видит себя сквозь призму потребностей общества в целом. Происходит повышение личностного осознания.

Рассмотрим человека с точки зрения бытия, психологии, основываясь на критике. Локк говорит о невозможности существования врожденных теологических идей. Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой. У человека обнаруживается потребность в Боге, ничто не мешает Богу быть самим собой. => Идея неделимого Бога.

В силу приоритета внутреннего опыта над внешним возникает теория опыта. Опыт делится на внутренний и внешний. Внешний опыт укладывается в теорию сенсуализма (обретение знания о мире через внешние предметы). Внутренний опыт - самопознание. В определенные годы жизни присутствует разный удельный вес опыта. В первой половине жизни преобладает внешний опыт. Опыт постигается через восприятие идей от объектов. Знание воспринимается не само по себе.

Философия Рене Декарта

Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного знания. Оно может

быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения

(вроджд. идеи Декарта).

Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со стороны религ.

деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил методологию научного

познания. "Рассуждения о методах", "Метафизические размышления", "Начала

философии". Разработал классическую геометрию, теорию света, гипотезу об

условном рефлексе. Относительность движения и покоя, з-н сохр. к-ва

движения при ударе двух тел. Задача знания - господство над силами природы,

усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд.

идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. Но в общем оказал влияние

нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания. Эта связь

привела его к дуализму. Дуализм: мир состоит из мыслящей и телесной

субстанций, равновесие между ними поддерживает Бог. Он их сотворил, он

вечен, всемогущ, источник блага и истины. Мыслящей субстанцией занимается

философия, телесной - естествознание. Гносеология: рационалист: т.к. для

философии выше мышление, все чувственное должно подчиняться разуму.-

сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за истину

(сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части

(расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности

(последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту

неприемлима чувственная очевидность как основа познания.

 

Философия Бенедикта Спинозы

Человек не способен обрести житейское счастье. Спиноза решает проблему знания и его составляющих. Знание состоит из идей.

1. Идеи воображения (чувственная идея). Идеи воображения - идеи, составляющие 1-й уровень познания. Познание состоит из собственных чувственных идей и абстрактных идей.

Чувственные идеи основаны на собственных телесных ощущениях. Это идеи нашего тела по поводу воспринимаемых внешних вещей. => Это знание всегда субъективно, фрагментарно, основано на индивидуальных человеческих привычках. Знание - ложно, неадекватно. Чувственное знание направлено на доказывание объективного существования изучаемого объекта. Неадекватное знание содержит лишь определенный опыт человека, который основан на практической деятельности.

Абстрактные идеи - знание по наслышке, фрагментарное, основанное на опыте, являющееся ложным, неадекватным. Но это знание, которое воспринимаемый субъект получает не в процессе непосредственного восприятия объекта, а через изучение чужого опыта. Знание ложно и дает лишь определенную сторону.

2. Идеи интеллекта. Знание истины интеллекта. Основано на рациональном методе, на логике. Это способность рассудка порождать универсалии. Универсалии - способность интеллекта к обобщению, эта способность Ника не связана с опытом.

Понятие индукции. Индукция является способностью человека, индукция всегда прорыв рассудка, индукция - совокупность чувственного, абстрактного и интеллектуального знания.

Интеллектуальный прорыв - акт полного освоения суждения, постижение вещи в

целом.

Пантеизм. Акт сотворения - акт созидания бытия. Спиноза «ломает» традицию. Интеллектуальный человек содержит в себе всевозможные универсалии, как интеллект содержит в себе знание. Интеллект - полный объем знания.

Спиноза затрагивает тему существующего и несуществующего. Несуществующее отсутствует. => Бог, как существующее, через признак существующего сливается с человеком и природой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.034 с.)