Общая характеристика классического этапа античной философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика классического этапа античной философии



Появляется новая отрасль философии – история философии. Отрасль развивается по двум направлениям:

1. Биографическое направление.

2. Доксографическое направление.

Основателем первого направления может считаться Аристотель, а второго – мыслитель Теофраст.

Биографическое направление связано с описанием жизнедеятельности философа, связано с практическими философиями. Под практической философией понималась то мыслительная деятельность конкретного философа, которая отражалась в поведении. Идея не может восприниматься вне человека.

Доксографическое направление – непосредственное описание философских идей. Характерен для философии, тяготеющей своим содержанием, своим предметом к натурфилософской проблематике или то, что в дальнейшем выделится в так называемую философию естествознания.

Вводится понятие системный корабль греческого классического периода философии. Системный корабль представляет собой обязательную совокупность в рамках отдельной философии всех ее основных сфер, где принцип преемственности может выступать в качестве предпосылки к содержанию философии, а системный характер определять свойства ее предмета, через который обнаруживает свое содержание как антология, как гносеология, так и этика. Своей главной целью она ставила формулирование общей картины мира.

Классический этап греческой философии – время, формулирования частного знания, точных и естественных наук, а также некоторых отраслей гуманитарного знания. Исходя из этой особенности, мы обнаруживаем этап особенностей - новая система взаимодействия собственно философии и иных (научных) отраслей знаний. В рамках этого системного взаимодействия философия выделяется из своего предмета. Философия выделяет частное знание, в процессе которого философия задает новой науке методологию. При осуществлении этого процесса и в последующем при решении частной науки этой своей особой задачи (реализации своего предмета) указанная наука «возвращает» философии свой осуществленный результат, т.е. отдает те достижения, ради которых она была создана. Научное суждение как результат становится базой для формулирования своего собственного суждения. И указанного взаимодействия возникает новое понимание философии как особой сферы научного познания мира (философский сциентизм). Сциентизм – философия, как научное знание. Возвращенное к философии научное знание готово служить основанием для формулирования философии общей картины мира.

Философия Платона

Учение об идеях.

Отличит, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность.

Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы.

До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса

Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объективного идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей.

Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Мораль - высшая абсолютная субстанция, формирующая нуждающуюся в смысле вещь. Совершенное руководит несовершенным. Соотнесем понятие и материю: понятие есть определяющее по отношению к материи, понятие включает смысл, понятие создает вещь. Материя, бытие создается Творцом -разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир.

Творец созд. физич. мир по идеальн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш.

образ.

Космос - шар. в центре кот. Земля, другие план, и зв. привод, в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности для познания окр. мир.

Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е.

а) люб. к крас, телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию;

б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой;

в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага. Знание=смысл, Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью.

Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа:

1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд.

2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В проц-се разв-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа. Идеатьное гос-во

3 категории души людей в зав-сти от начала: разум/страсть (воля)/вожделение.(конц.идеальногоигос-ва.)

1) Разумы, душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу гос-ва, фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой.

2) Стражники и воины. Природы. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой.

3) Стремл. к матер., чувств, наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве.

Т.е. соц. справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел.

души.

Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав, воспит.

Правитель обяз. изуч. ф.

Вывод: Ф. Пл., особ, предел, о гос-ве - огр. влияние на ход развития мировой культуры. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что "идеальное" государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:

1. мудростью,

2. мужеством,

3. рассудительностью,

4. справедливостью.

 

 

Философия Аристотеля

Аристотель систематизировал и развил идеи Платона. Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей! Философия Аристотеля в проблеме об универсалии видит 2 основные стороны: реализм, номинализм. Реалисты спор об универсале решали в пользу существования общих понятий. Существуют конкретные понятия конкретных вещей. Сложная совокупность взаимоотношений, несущих особый смысл, обнаруживает нюансы определенных понятий. Номиналисты обнаружили понимание того, что могут существовать лишь конкретные понятия, так называемые самостоятельные субстанции. Названным может быть то, что реально существует. Идеальное - Бог. Если нет действия Бога, то нет и частных понятий. Нет ничего кроме единичных понятий, нет ничего, что бы могло властвовать над человеком. Мы можем через информацию общих понятий познать конкретные понятия. Существует связь между частным и общим. Общее понятие зависимо и предопределяемо частным, с другой стороны Аристотель настаивал на порождении частного понятия из общего. Нет бытия вне вещей, бытийным статусом владеют частные понятия. Понятие и суждение - две категории, объясняющие логику Аристотеля. Истин ой для понятия является определение. Истина для суждения - доказательство. Аристотель говорит о существовании иерархии понятий, т.е. об отражении в иерархии материальных вещей. Где каждое последующее понятие является определяющим для предшествующего, где это последовательно доказывает существование предыдущего. Выше всего понятие о реальности, у него существует предопределение, доказывающее его существование. Каждое последующее суждение доказывает существование предшествующего. Теория познания: строится на эмпиризме - суть вещей позн-ся с пом. ошущ. Ч-к познает только форму, а не матер, субстрвт. А. - основатель форм, логик. Диалектика - ср-во разрешения противоречия, с кот. знание сталкив. на ур. единичного. Д-ка - низш. уровень логики. Логика - метод для формализации известного знания. Сопряженность опыта различных людей - всеобщее знание. Аристотель классифицировал философское знание: есть теоретическая и практическая философия. В практическую философию он вписывал те сферы, которые, актуальны для практики человека. В нее входит политика и этика. В теоретическую философию входит физика, математика, первая философия (метафизика). Чем более общее понятие, тем более склонно содержать часть теоретической философии. Под метафизикой рассматривается подход как состояние неизменное, не имеющее в себе оснований для развития. Предмет метафизики создает учение о форме и материи. Единичная вещь является субстанцией, вещь отдельная и реальность в целом как совокупность. Любая субстанция содержит в себе определенные качества: 1 тип - качество, относящееся к вещи, составляющей некую сущность, без которой вещь не может быть индивидуальна; 2 тип - качество из отношений, те качества, которые проявляются по поводу вещи или в отношении ее, когда вещь входит во взаимоотношения с другими элементами реальности, т. е, когда вещь создает событие. Качества принадлежащие вещи составляют форму этой вещи, качества проявляются только во взаимоотношении с реальностью, представляет собой материю. По мнению Аристотеля, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. В основе мироздания - "первая материя". Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность.

Представление о бытии: под ним А. поним. сущ-е предметного мира, восприн-го с пом. ощущ-й. Форма господствует над материей, душа - над телом, разум над чувствами. Форму и материю невозможно разделить. Из этого Аристотель вышел на понятие Бога: реальность -' связь между формой и материей, где нет возможности представить их раздельно. Следовательно, Бог мог бы восприниматься как некая высшая понятийная форма, которая в отношении своего творения является нераздельным целым своего творения, он определяет его сущность. Для Аристотеля основным способом, через который достигался смысл, является способ обнаружения в себе разум а. Человек разумный может быть человеком счастливым. Мудрость - самодостаточная цель разума. Содержание мудрости в повседневном поведение человека - отношение к тем ситуациям, когда человек проявляет те или иные качества. Человек сам определяет моральность или аморальность поведения, это достигается путем поиска золотой середины.

Философия Эпикура

В философии Эпикура прослеживается линия гедонизма, стремление к удовольствию. Под удовольствием он понимал, прежде всего, отсутствие неудовольствия, и считал необходимым учитывать последствия удовольствий и страданий. Для счастья человеку достаточно обрести самого себя. Добродетель, связанная с разумностью, и состояние удовольствия - врожденная идея, природа добра. Жизнь - это удовольствие. Из нее необходимо сделать культ, а культ в свою очередь оправдывается тем, что человеческое существование подвержено изменениям, потому что человек должен полностью реализовать судьбу, жизнь, интерес. По мнению Эпикура, душа - это не отдельное материальное состояние, а материя, которая живет и умирает с человеком. Поскольку жизнь должна чем-то обеспечиваться, то человек сталкивается с внешними обстоятельствами, которые вызывают удовольствие иного рода. Удовольствия делятся на два вида: негативные и позитивные. Негативные удовольствия всегда связаны с осознанием человеком своей истиной природы, для обнаружения этой истиной природы человек должен довольствоваться малым, т.е. избегать как можно больше внешних контактов. Счастье - отсутствие внешних потребностей, поэтому человека, который испытывает удовольствие от самосуществования, можно назвать самодостаточным. Позитивные удовольствия делятся на физические и духовные. Физические преобладают над духовными. Согласно учению Эпикура, телесные удовольствия должны быть подконтрольны разуму. А жить разумно, по Эпикуру, значит — не стремиться к богатству и власти как к самоцели, удовлетворяясь минимально необходимым для того, чтобы быть довольным жизнью. Духовное удовольствие - доброе отношение к другим людям, отстранение от внешних потребностей. Человек сталкивается со своими страхами, страх перед несостоявшейся судьбой волнует человека. Поэтому Эпикур делает вывод: необходимо правильно относиться к своим страхам, надо искать себя, ведь цель существования эвдемония.

Философия скептицизма

Скептици́зм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.

Основателем античного скептицизма по традиции считается философ Пиррон вместе со своим учеником Тимоном. В дальнейшем скептицизм пирроновского типа несколько угасает, и появляется в платоновской Академии.

Должной моделью поведения является модель молчания «молчит тот, кто не знает». «Человек должен устранить познание внешнего мира», т.к. эта заинтересованность всегда связана с потребностью познать этот мир, где сам факт познания остается невозможным: 1.каждый живой субъект не может воспринимать одно и тоже одинак. 2.один и тот же объект воспринимается по разному людьми, принадлежащие разным религиям. 3.один и тот же человек может воспринимать один и тот же предмет на момент в каком состоянии он находится.
Во внешнем мире, во внешних вещах, познающий субъект должен прийти к отрицанию этого мира, как надлежащего источника и достижению знания. Это знание может быть обнаружено только в нем самом и по поводу себя, где знания о самом себе заключается лишь в потребности не в воспроизведении самого содержания, а в понимании и нахождении блага, через молчание. Скептицизм нашел себя на уровне обоснования субъективистской гносеологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.009 с.)