Источники античной философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники античной философии



Основной вопрос философии

Впервые термин «основной вопрос философии» был употреблён Фридрихом Энгельсом.

Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении двух философских категорий, вопрос о соотношении двух противоположностей, сторон бытия.

Приведём три пары противоположностей, в сущности обозначающих одно и то же:

  • материя и сознание
  • материальное и идеальное
  • объективное и субъективное

Объективное – это всё то, что не зависит от воли и желания субъекта.

Субъективное – всё то, что зависит от воли и желания субъекта.

Противоположности (в данном контексте) – это стороны одного и того же объекта, или системы, которые взаимно предполагают и взаимно исключают друг друга.

Субъективно-объективное отношение – каждый из элементов самодостаточный и взаимодействие осуществляется на уровне рефлекторного понимания значимости.

Вся жизнь человека – непрекращающийся процесс познания, освоения общественности как осуществление смысла жизни. Являясь конструкцией рационального знания субъектно-объектное отношение реализуется через рациональный способ (позволяет познающему субъекту воспринять объект как существующий через познание его функциональной природы).

2 подхода: чувственный и логический.

Вопросы философии: вопрос о человеческой морали, о познании; позиционирование себя в мире; общество и его природа, почему появилось государство.

Цель существования – решение проблемы соотнесимости двух предельно обобщенных понятий настолько, что иных понятий вне этих категорий не существует.

Основной вопрос является организацией всего философского наследия через относимость его к тем или иным направлениям.

Основной вопрос содержит несколько своих сторон, где главной стороной является вопрос о первичности: что первично сознание или материя. В зависимости от решения этого вопроса все философское наследие подразделяется на 2 основных направления: идеализм (объективный и субъективный), материализм (диалектический и механический). Дуализм (эклектика) – признается параллельность двух начал (идеализма и материализма).

Идеализм – философское направлении, решающее основной вопрос философии в пользу идеи, где идея воспринимается как самодостаточная субстанция. Идея наделена абсолютными признаками. Идея самодостаточна, не обладает потребностью. Развивается по внутренним, свойственным только ей законам.

Материя – следствие развития этих законов (совокупность конкретных предметов).

Сферы философии

Сферы философии – выделение какого-либо из элементов философского познания в отдельный предмет, подразумевая связь этого предмета с другим.

1. Онтология – учение о бытии, исторически первая философская сфера, когда человек еще не стал предметом изучения, но осознал свою задачу и свой интерес в понимании окружающего мира и в выявлении тех или иных явления этого мира.

2. Гносеология – наука о познании. Она всегда связана с выявлением в человеке тех или иных способностей. В рамках гносеологии изучается и философская методология. Когда человек познает, он себя спрашивает: «Зачем? Что является надлежащим познанием?»

3. Этика (моральный вопрос) – учение о поведении человека (должен и необходимо) в связи с его познанием окружающего мира.

Милетская школа философии

Философия Фалеса.

С именем Фалеса связано образование эмпирического метода (метода непосредственных наблюдений). Первый вопрос, и главный, о первоначале вещества.

Фалес, как и другие, наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде. Более того, вода необходима для жизни. Эти и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода является фундаментальным элементом, который остается постоянным во всех изменениях и преобразованиях.

Т.о. Первоначало - вода. Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды.

Вода, и все произошедшие из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Возникает понятие гилозоизма.

Гилозоизм - процесс одухотворения материи, душа материальна, душа - одна из разновидностей материи, душа связана с предметом и следует его судьбе. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи - они имеют душу.

Анаксимандр.

Анаксимандр, последователь Фалеса, не нашел убедительного основания для утверждения о том, что вода является неизменной первоосновой. Если вода преобразуется в землю, земля в воду, вода в воздух, а воздух в воду и т.д., что это означает, что все что угодно преобразуется во все что угодно. Такого рода возражения Анаксимандр предпочел утверждать, что вода или земля является "первоосновой". Такого рода возражения Анаксимандр мог выдвинуть против ответа Фалеса.

Со своей стороны, Анаксимандр предпочел утверждать, что первоосновой является апейрон, неопределенное, беспредельное в пространстве и времени, из которого обосабливаются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. Земля -цилиндр. Ввел закон сохранения материи: все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов, после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуются новые вещества и живые организмы.

Этим способом он, очевидно, избежал возражений, аналогичных вышеуказанным. В то же время он "утратил" нечто важное. А именно, в отличие от воды апейрон не является наблюдаемым. В результате Анаксимандр должен объяснять чувственно воспринимаемое с помощью чувственно не воспринимаемого апейрона..

 

Философия Анаксимена.

Анаксимен обратил внимание на другое слабое место в учении Фалеса. Каким образом вода из ее недифференцированного состояния преобразуется в воду в ее дифференцированных состояниях? Насколько нам известно, Фалес не ответил на этот вопрос. В качестве ответа Анаксимен утверждал, что воздух, рассматриваемый им как "первооснова'. Воздух - это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживаемый воздухом. Воздух сгущается при охлаждении в воду и при дальнейшем охлаждении сгущается в лед (и землю!). При нагревании воздух разжижается, и становиться огнем. Таким образом, Анаксимен создал определенную физическую теорию переходов. Используя современные термины, можно утверждать, что, согласно этой теории, разные агрегатные состояния (пар или воздух, собственно вода, лед или земля) определяются температурой и величиной плотности, изменения в которых ведут к скачкообразным переходам между ними. Этот тезис является примером обобщений столь характерных для ранних греческих философов.

Также проводил параллели между душой человека и воздухом, который является душой космоса, отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Подчеркнем, что Анаксимен указывает на все 4 субстанции, которые позднее были названы "четырьмя началами". Это - земля, воздух, огонь и вода.

Элеатская школа философии

ЭЛЕАТЫ. В 6-5 вв. до н.э. центр духовного развития перемещается в Ю.Италию, (земледельческая область). Проблема бытия: бытие есть, а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо. Элеаты изучали проблемы познания, жестко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое, выводили всю множественность явлений из единого первоначала, считали все существующее материальным выражением идей.

КСЕНОФАН. По его мнению, первоначало должно давать жизнь. Это земля, этот процесс неизменен и постоянен. Критиковал представления о множестве богов. Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог. Природа не божественна. Все, что рождается и растет, есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение.

Теория Бога соотнес высшую силу и сознание первоначалом, Бог - не имеет личность, ему не могут быть привиты формальные качества личности, он не имеет предела, обладает абсолютными качествами и свойствами материи, в Боге они были абсолютизированы. Бог по отношению к своему творению выполняет первоначальный, единовременный, вневременной акт, акт самого творения. В дальнейшем предоставляет сотворенному полную свободу. Реальность, порожденная богом беспредельна, вечна, неизменна, не имеет начала и конца. Бог и есть самосуществование и, следовательно, не отличается от самого существования, Бог одновременно является природой.

Ксенофан вводит понятие пантеизма - процесс передачи функций Бога предмету, на природу.

Философия Парменида.

Главным законом разума Парменид считает запрет противоречий. А это значит, что, утверждая бытие, мы тем самым отрицаем небытие. Теория бытия: Бытие постепенно, неизменно, не имеет начала, конца имеет разрывов, бытие не может соседствовать с чем-то другим и делиться на части. Поскольку отграничения одного от другого происходит так же за счет небытия в виде пустоты. И, наконец, бытие, согласно Пармениду, неподвижно и совершенно.

В своих доказательствах он исходит из 2-х предпосылок:

1. Предпосылка бытия, где под бытием воспринимается то, что существует.

2. Категория не бытия, то что не существует (ничто).

Бытие не имеет начала, поскольку началом для бытия МОГЛО бы выступать иное, отличное от бытия состояние. Таким иным состоянием является небытие, а небытие не существует.

Тем не менее, то, что мы именуем множеством, движением, несовершенством, началом и концом, не является пустой выдумкой. Все это дано нашим чувствам и постоянно сопровождает в будничной жизни. Отрицать этого Парменид не может. Однако, признавая наличие многообразных тел и всевозможных изменений, он отказывает всему этому в подлинной реальности. Строго следуя закону запрета противоречий, Парменид размещает бытие и небытие в двух мирах. Единая неподвижная основа мира, которую он часто, следуя мифологическим представлениям о совершенстве, характеризует как шарообразную, принадлежит истинному миру сущности. Лишь она подлинно существует. А многообразный мир вокруг нас, согласно Пармениду, есть лишь мнимость, видимость. Причем граница между этими двумя мирами оказывается у Парменида абсолютной и непреодолимой.

 

Философия атомистов

Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой «строительным материалом» всего существующего считали микроскопические частицы -«атомы».

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии.

В учение Демокрита можно выделить следующие основные положения:

• Весь материальный мир состоит из атомов.

• Атом - мельчайшая частица всего существующего.

• Атом не делим.

• Атомы имеют различные величину и формы.

• Между атомами существует пространство, заполненное пустотой.

• Атомы находятся в вечном движении.

Изначальное материальное состояние атомов - подвижное состояние, хаос. Вещь - результат случайного столкновения атомов между собой, случайность обуславливает различие предметов материального мира между собой. Столкновение атомов дает трансформацию изначальной духовности какого-либо предмета. Эта теория легла в основу будущей материалистической теории – эпикурейства.

Философия софизма

Софизм – характер философствования, понимание своей природы, своих знаний, характер познания.

Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим знаниям. Для софистов было характерно критическое отношение к окружающей действительности: стремление все проверить на практике, доказать правильность иди не правильность той или иной мысли; неприятие старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, основанных на недоказанном знании; стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате не корректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

Выделяются категории: сенсуализма, релятивизма, практицизма, конвенционализма. Сенсуализм – чувственный метод в философии, через ощущение, которое провоцирует потребности у человека. Ощущение становится опытом. Опыт - знание, традиция, понятие. Релятивизм - существование множества мнений, предметов, вещей объективной реальности. Правильным является мнение, связанное с данным временем. Наиболее авторитетное мнение рассматривается в практицизме, а его использование в определенной ситуации - конвенционализмом. Это становится моралью, мнением, к которому прослушиваются, если нарушают его, то применяют определенные санкции.

Понятие морали – предмет общественного договора.

Софисты утверждали, что всегда есть какое-то наиболее практичное мнение. Наиболее практичным будет то мнение, которое позволяет сохранить то поведение, которое выражается в потребности к самосохранению, защите.

Возникает эффект общественной договоренности (конвенционализм). Право выходит из морали. Мораль – универсальная модель.

Несмотря на то, что деятельность софистов вызывала неодобрение, как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культурную к их главным заслугам относится то, что они критически взглянули на окружающую действительность, распространили философские и иные знания среди греческих граждан.

Философия Сократа

О Сократе говорили, что единственным предметом его философии был человек. Он полагал тремя принципами всех вещей Бога, материю и идеи. О боге он говорил: «Что он есть, я не знаю; я знаю, чем он не является». Материю он определял как субстанцию, возникающую и уничтожающуюся; иде и как неразложимую субстанцию, мысли Бога. Сомнение - «я знаю то, что ничего не знаю», - должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию - «познай самого себя». Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же -это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродет ели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей (Тремя основными добродетелями Сократ считал умеренность, храбрость, справедливость). Мораль едина, это самодостаточная цель существования человека, абсолютное знание, мудрость, добродетель, любовь. Задаче нахождения «всеобщего» должен был, по мысли Сократа, способствовать его особый философский метод. Учитель может стать учеником, ученик учителем. Сократ разделил учебный процесс на два метода: маевтический и эленктический. Диалог порождает «диалектику» (метод познания мира, основан на анализе всех точек зрения), когда сходится два различных мнения, находится моральное правило. Во время диалога между учителем и учеником правильная первоначальная мысль ученика одобряется. На первоначально ложное суждение ученика учителем также может быть дан положительный ответ, но в процессе продолжающегося диалога учитель задает ученику дополнительные вопросы, в ответах на которые, ученик понимает ложность высказанного им первоначального суждения. Задача учителя заставить ученика почувствовать себя в этой негативной ситуации. Процесс приобретения знания бесконечен. Моральный опыт - индивидуальный опыт, но в целом он общий. Истина и нравственность для Сократа - понятия совпадающие.

Сократ говорил о самом наличии абсолютного знания и способность человека отразить это знание. Мораль – абсолютное знание (мораль уподобляется богу).

Философия Платона

Учение об идеях.

Отличит, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность.

Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы.

До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса

Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объективного идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей.

Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Мораль - высшая абсолютная субстанция, формирующая нуждающуюся в смысле вещь. Совершенное руководит несовершенным. Соотнесем понятие и материю: понятие есть определяющее по отношению к материи, понятие включает смысл, понятие создает вещь. Материя, бытие создается Творцом -разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир.

Творец созд. физич. мир по идеальн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш.

образ.

Космос - шар. в центре кот. Земля, другие план, и зв. привод, в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности для познания окр. мир.

Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е.

а) люб. к крас, телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию;

б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой;

в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага. Знание=смысл, Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью.

Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа:

1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд.

2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В проц-се разв-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа. Идеатьное гос-во

3 категории души людей в зав-сти от начала: разум/страсть (воля)/вожделение.(конц.идеальногоигос-ва.)

1) Разумы, душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу гос-ва, фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой.

2) Стражники и воины. Природы. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой.

3) Стремл. к матер., чувств, наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве.

Т.е. соц. справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел.

души.

Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав, воспит.

Правитель обяз. изуч. ф.

Вывод: Ф. Пл., особ, предел, о гос-ве - огр. влияние на ход развития мировой культуры. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что "идеальное" государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:

1. мудростью,

2. мужеством,

3. рассудительностью,

4. справедливостью.

 

 

Философия Аристотеля

Аристотель систематизировал и развил идеи Платона. Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей! Философия Аристотеля в проблеме об универсалии видит 2 основные стороны: реализм, номинализм. Реалисты спор об универсале решали в пользу существования общих понятий. Существуют конкретные понятия конкретных вещей. Сложная совокупность взаимоотношений, несущих особый смысл, обнаруживает нюансы определенных понятий. Номиналисты обнаружили понимание того, что могут существовать лишь конкретные понятия, так называемые самостоятельные субстанции. Названным может быть то, что реально существует. Идеальное - Бог. Если нет действия Бога, то нет и частных понятий. Нет ничего кроме единичных понятий, нет ничего, что бы могло властвовать над человеком. Мы можем через информацию общих понятий познать конкретные понятия. Существует связь между частным и общим. Общее понятие зависимо и предопределяемо частным, с другой стороны Аристотель настаивал на порождении частного понятия из общего. Нет бытия вне вещей, бытийным статусом владеют частные понятия. Понятие и суждение - две категории, объясняющие логику Аристотеля. Истин ой для понятия является определение. Истина для суждения - доказательство. Аристотель говорит о существовании иерархии понятий, т.е. об отражении в иерархии материальных вещей. Где каждое последующее понятие является определяющим для предшествующего, где это последовательно доказывает существование предыдущего. Выше всего понятие о реальности, у него существует предопределение, доказывающее его существование. Каждое последующее суждение доказывает существование предшествующего. Теория познания: строится на эмпиризме - суть вещей позн-ся с пом. ошущ. Ч-к познает только форму, а не матер, субстрвт. А. - основатель форм, логик. Диалектика - ср-во разрешения противоречия, с кот. знание сталкив. на ур. единичного. Д-ка - низш. уровень логики. Логика - метод для формализации известного знания. Сопряженность опыта различных людей - всеобщее знание. Аристотель классифицировал философское знание: есть теоретическая и практическая философия. В практическую философию он вписывал те сферы, которые, актуальны для практики человека. В нее входит политика и этика. В теоретическую философию входит физика, математика, первая философия (метафизика). Чем более общее понятие, тем более склонно содержать часть теоретической философии. Под метафизикой рассматривается подход как состояние неизменное, не имеющее в себе оснований для развития. Предмет метафизики создает учение о форме и материи. Единичная вещь является субстанцией, вещь отдельная и реальность в целом как совокупность. Любая субстанция содержит в себе определенные качества: 1 тип - качество, относящееся к вещи, составляющей некую сущность, без которой вещь не может быть индивидуальна; 2 тип - качество из отношений, те качества, которые проявляются по поводу вещи или в отношении ее, когда вещь входит во взаимоотношения с другими элементами реальности, т. е, когда вещь создает событие. Качества принадлежащие вещи составляют форму этой вещи, качества проявляются только во взаимоотношении с реальностью, представляет собой материю. По мнению Аристотеля, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. В основе мироздания - "первая материя". Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность.

Представление о бытии: под ним А. поним. сущ-е предметного мира, восприн-го с пом. ощущ-й. Форма господствует над материей, душа - над телом, разум над чувствами. Форму и материю невозможно разделить. Из этого Аристотель вышел на понятие Бога: реальность -' связь между формой и материей, где нет возможности представить их раздельно. Следовательно, Бог мог бы восприниматься как некая высшая понятийная форма, которая в отношении своего творения является нераздельным целым своего творения, он определяет его сущность. Для Аристотеля основным способом, через который достигался смысл, является способ обнаружения в себе разум а. Человек разумный может быть человеком счастливым. Мудрость - самодостаточная цель разума. Содержание мудрости в повседневном поведение человека - отношение к тем ситуациям, когда человек проявляет те или иные качества. Человек сам определяет моральность или аморальность поведения, это достигается путем поиска золотой середины.

Философия Эпикура

В философии Эпикура прослеживается линия гедонизма, стремление к удовольствию. Под удовольствием он понимал, прежде всего, отсутствие неудовольствия, и считал необходимым учитывать последствия удовольствий и страданий. Для счастья человеку достаточно обрести самого себя. Добродетель, связанная с разумностью, и состояние удовольствия - врожденная идея, природа добра. Жизнь - это удовольствие. Из нее необходимо сделать культ, а культ в свою очередь оправдывается тем, что человеческое существование подвержено изменениям, потому что человек должен полностью реализовать судьбу, жизнь, интерес. По мнению Эпикура, душа - это не отдельное материальное состояние, а материя, которая живет и умирает с человеком. Поскольку жизнь должна чем-то обеспечиваться, то человек сталкивается с внешними обстоятельствами, которые вызывают удовольствие иного рода. Удовольствия делятся на два вида: негативные и позитивные. Негативные удовольствия всегда связаны с осознанием человеком своей истиной природы, для обнаружения этой истиной природы человек должен довольствоваться малым, т.е. избегать как можно больше внешних контактов. Счастье - отсутствие внешних потребностей, поэтому человека, который испытывает удовольствие от самосуществования, можно назвать самодостаточным. Позитивные удовольствия делятся на физические и духовные. Физические преобладают над духовными. Согласно учению Эпикура, телесные удовольствия должны быть подконтрольны разуму. А жить разумно, по Эпикуру, значит — не стремиться к богатству и власти как к самоцели, удовлетворяясь минимально необходимым для того, чтобы быть довольным жизнью. Духовное удовольствие - доброе отношение к другим людям, отстранение от внешних потребностей. Человек сталкивается со своими страхами, страх перед несостоявшейся судьбой волнует человека. Поэтому Эпикур делает вывод: необходимо правильно относиться к своим страхам, надо искать себя, ведь цель существования эвдемония.

Философия скептицизма

Скептици́зм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.

Основателем античного скептицизма по традиции считается философ Пиррон вместе со своим учеником Тимоном. В дальнейшем скептицизм пирроновского типа несколько угасает, и появляется в платоновской Академии.

Должной моделью поведения является модель молчания «молчит тот, кто не знает». «Человек должен устранить познание внешнего мира», т.к. эта заинтересованность всегда связана с потребностью познать этот мир, где сам факт познания остается невозможным: 1.каждый живой субъект не может воспринимать одно и тоже одинак. 2.один и тот же объект воспринимается по разному людьми, принадлежащие разным религиям. 3.один и тот же человек может воспринимать один и тот же предмет на момент в каком состоянии он находится.
Во внешнем мире, во внешних вещах, познающий субъект должен прийти к отрицанию этого мира, как надлежащего источника и достижению знания. Это знание может быть обнаружено только в нем самом и по поводу себя, где знания о самом себе заключается лишь в потребности не в воспроизведении самого содержания, а в понимании и нахождении блага, через молчание. Скептицизм нашел себя на уровне обоснования субъективистской гносеологии.

Философия Томаса Гоббса

Развивает другую линию философии. Продолжает традиции 2-х истин о том,что есть религиозная и научная истина.

Существуют 3 основные предмета: бог. природа, человек. Практическая потребность может уйти.

Философия - наука, которая при данной причине формулирует явление или событие, и наоборот, отталкивает от явления и события изысканной причины происходящего. Философия -процесс интеллектуальной деятельности, процесс по общению, по формированию общественных понятий. Психология общества становится фундаментом.

Теория знаков. Слово до знака проходит предварительную стадию индивидуального объекта. Формализация предмета, его постановка, слово становится меткой. Слово-метка -истина для информации, передается в беседе, в рассуждениях в неограниченном числе лиц. В отношении человеческой доверенности, в отношении единообразное™, понимание одного и иного предмета дает основу для появления слова-знака, когда слово становится значимым. Язык - проявление развития людей, следствие человеческой культуры.

Томас Гоббс - представитель философского конвенционализма. Человек должен согласовывать с обществом свой индивидуальный интерес. Общество является инструментом подавления конкретного субъекта. => Государство, как высшая форма организации общества, является искусственно порожденным продуктом, инструментом насилия.

Социальная философия - теория общественного договора. Природа свободного человека - изначально природа человека, эгоистичная природа. => Появляется общность людей заботящихся только о самих себе. Это общество эгоистов сталкивается некой внешней силой, которая предлагает свою защиту обществу от посягательств 3-х внешних сил, которые могут убить человека. Правитель предлагает человеку защиту в обмен на предписания, которые правитель формулирует как условия возможности предоставления защиты. Государство дает человеку защиту. => Государство - инструмент для подавления свободы человека, оно выстраивает человека по определенной линии. Человек не в праве нарушить это поведение. Государство образует закон для подавления личности человека.

Философия Джон Локка

Государство, являясь порождением общественного договора, проходило до окончательного вида ряд этапов.

Первый из них - общество неорганизованных людей. Опасность порабощения => необходимость сплочения неорганизованной общности. Люди заключают общественный договор, исходя из опасности. Государство, в свою очередь, должно исполнять функцию защиты этих людей через реализацию своей власти.

Теория разделения властей. Существуют три власти: законодательная, исполнительная, судебная.

Бог не является врожденной идеей. Предмет философии сугубо методологичен, гносеологичен. Философия воспринимается как определенный подход, укладывается как рассуждение. Философия переходит в сторону гносеологизации. Изучается процесс мышления. Философия - знание, результат деятельности философии - получение знания.

Но может произойти смещение философского предмета к индивидуальной личной потребности. Знать нужно только то, что отвечает потребностям твоего поведения. Философия становится окончательно эмпирической. Методологическое основание смещается в сторону чувственного метода, что по сугубо личным интересам, через восприятие человек определяет объем предназначенного знания. Знание - следствие внутреннего и внешнего опыта.

Возникают гноснологические предпосылки, нормы, нормы поведения. Невозможность существования врожденных идей. Человек видит себя сквозь призму потребностей общества в целом. Происходит повышение личностного осознания.

Рассмотрим человека с точки зрения бытия, психологии, основываясь на критике. Локк говорит о невозможности существования врожденных теологических идей. Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой. У человека обнаруживается потребность в Боге, ничто не мешает Богу быть самим собой. => Идея неделимого Бога.

В силу приоритета внутреннего опыта над внешним возникает теория опыта. Опыт делится на внутренний и внешний. Внешний опыт укладывается в теорию сенсуализма (обретение знания о мире через внешние предметы). Внутренний опыт - самопознание. В определенные годы жизни присутствует разный удельный вес опыта. В первой половине жизни преобладает внешний опыт. Опыт постигается через восприятие идей от объектов. Знание воспринимается не само по себе.

Философия Рене Декарта

Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного знания. Оно может

быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения

(вроджд. идеи Декарта).

Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со стороны религ.

деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил методологию научного

познания. "Рассуждения о методах", "Метафизические размышления", "Начала

философии". Разработал классическую геометрию, теорию света, гипотезу об

условном рефлексе. Относительность движения и покоя, з-н сохр. к-ва

движения при ударе двух тел. Задача знания - господство над силами природы,

усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд.

идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. Но в общем оказал влияние

нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания. Эта связь

привела его к дуализму. Дуализм: мир состоит из мыслящей и телесной

субстанций, равновесие между ними поддерживает Бог. Он их сотворил, он

вечен, всемогущ, источник блага и истины. Мыслящей субстанцией занимается

философия, телесной - естествознание. Гносеология: рационалист: т.к. для

философии выше мышление, все чувственное должно подчиняться разуму.-

сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за истину

(сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части

(расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности

(последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту

неприемлима чувственная очевидность как основа познания.

 

Философия Бенедикта Спинозы

Человек не способен обрести житейское счастье. Спиноза решает проблему знания и его составляющих. Знание состоит из идей.

1. Идеи воображения (чувственная идея). Идеи воображения - идеи, составляющие 1-й уровень познания. Познание состоит из собственных чувственных идей и абстрактных идей.

Чувственные идеи основаны на собственных телесных ощущениях. Это идеи нашего тела по поводу воспринимаемых внешних вещей. => Это знание всегда субъективно, фрагментарно, основано на индивидуальных человеческих привычках. Знание - ложно, неадекватно. Чувственное знание направлено на доказывание объективного существования изучаемого объекта. Неадекватное знание содержит лишь определенный опыт человека, который основан на практической деятельности.

Абстрактные идеи - знание по наслышке, фрагментарное, основанное на опыте, являющееся ложным, неадекватным. Но это знание, которое воспринимаемый субъект получает не в процессе непосредственного восприятия объекта, а через изучение чужого опыта. Знание ложно и дает лишь определенную сторону.

2. Идеи интеллекта. Знание истины интеллекта. Основано на рациональном методе, на логике. Это способность рассудка порождать универсалии. Универсалии - способность интеллекта к обобщению, эта способность Ника не связана с опытом.

Понятие индукции. Индукция является способностью человека, индукция всегда прорыв рассудка, индукция - совокупность чувственного, абстрактного и интеллектуального знания.

Интеллектуальный прорыв - акт полного освоения суждения, постижение вещи в

целом.

Пантеизм. Акт сотворения - акт созидания бытия. Спиноза «ломает» традицию. Интеллектуальный человек содержит в себе в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.089 с.)