Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.



Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

 

Структура и виды деятельности.

Основные характеристики деятельности.

При первоначальном рассмотрении деятельности в ее структурном аспекте следует отметить следующие основные характеристики для данной психологической категории - это мотив, цель, предмет, структура и средства.

Мотивом называется то, что побуждает субъекта к деятельности, то, что связывает со стремление к удовлетворению потребности, ввиду чего, в качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными и, как правило, соответствуют какой-либо из составляющих пирамиды потребностей, предложенной А. Маслоу. Вместе с тем нужно отметить, что человеческая деятельность есть высоко сложный продукт и в своих истоках является, как правило, полимотивированной, т.е. побуждается несколькими различными мотивами. В данном случае тип деятельности будет определяться по ее доминирующему мотиву.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой как реальный физический предмет, так и, например, создаваемые человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности.

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. И напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Структура деятельности.

Говоря о деятельности, необходимо заметить то, что в психологии деятельность, в своей структуре, рассматривается как система, состоящая из внутренних и внешних компонентов. Отчасти, данное положение появилось благодаря Г. Спенсеру, который в середине прошлого века впервые высказал предположение о том, что предметом психологии являются ассоциации между внутренним и внешним, т.е. между сознанием и поведением, которые в конечном счете являются индикаторами деятельности.

Таким образом, было не только зафиксировано уникальное положение психологии, но и узаконено место внешней составляющей деятельности в качестве психологической категории. В современной психологии существует несколько школ, для которых категория деятельности является ведущей — это и бихевиоризм, и отечественная психология, в которой теория деятельности занимает одно из центральных мест. В то же время изучение внутренней и внешней составляющих деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов является одной из центральных проблем для возрастной психологии и для многих других психологических направлений и отраслей.

Теория деятельности есть продукт отечественной психологии. Основоположниками и яркими деятелями в разработке данной теории являются такие крупнейшие психологи как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.

Теории деятельности, созданные Рубинштейном и Леонтьевым, не только раскрывают структуру и содержание психологической деятельности и ее связь с потребностями, но и помогают понять, каким образом исследование внешней составляющей деятельности может стать методом исследования внутренних состояний психики. Поэтому они являются одними из важнейших методологических положений российской психологии.

Рубинштейн, разрабатывая методологические аспекты деятель­ностного подхода, выдвинул принцип единства сознания и дея­тельности, подчеркивая возможность изучения внутренних со­стояний сознания через анализ внешней активности, деятельно­сти. Раскрывая связь сознания и деятельности, Рубинштейн от­крывал новые пути перед экспериментальной психологией, до­казывая возможность не прямого, но объективного способа изу­чения психики, аналогичного опосредованным методам обнару­жения небесных тел в астрономии.

Наряду с трудами Рубинштейна теория деятельности разрабатывалась А. Н. Леонтьевым, для которого в центре внимания был вопрос о структуре деятельности и общности строения внешней и внутренней составляющих деятельности.

При анализе причин возникновения деятельности, Леонтьев отметил то, что актуализация внутренних потребностей – есть причина возникновения дисбаланса между организмом и окружающим миром. Энергия, направленная на устранение данного дисбаланса, является источником активности, а вместе с тем и деятельности.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности – это восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, Все они выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.006 с.)