ТОП 10:

Попытка совершенствования «государственного социализма» в середине 1960-х гг. и причины её неудачи.



После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. Но осуществление их шло с самого начала под воздействием административно-командного образа мышления.

- Ликвидировалась совнархозная система управления промышленностью. Вместо нее стали бурно создаваться министерства, причем их количество постоянно увеличивалось и достигло к началу 80-х годов около 100 союзных и 800 республиканских.

В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки, о которых уже открыто, говорилось в печати (рост капиталовложений и незавершенного строительства, массовое производство изделий, не находивших сбыта, несоответствие роста заработной платы росту производительности труда).

Суть реформы состояла в следующем:

- Сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий;

- Создание на предприятиях фондов материального стимулирования;

- Введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода, введение продналога в промышленности;

- Финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов;

- Недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин. Первые шаги реформы вселяли надежду.

- Ускорился экономический рост.

- Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х гг. её сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать.

Попытка провести реформу, при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере, оказалась безуспешной. В этом основная причина неудачи реформы 1965 года.

Другие причины неудачи реформы:

- Непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непо­средственно в самом замысле реформы.

Сочетание экономических на­чал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических;

- Некомплексный характер реформы. Изменения в народном хозяй­стве предполагалось проводить, прежде всего, за счет применения орга­низационно-технических мер, не связанных напрямую с коренным пре­образованием общественных институтов, на которые опирался прежний хозяйственный механизм. Ни о какой демократизации производствен­ных отношений, изменении форм собственности и перестройке полити­ческой системы речь даже не шла;

- Слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы.

Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициати­вы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу;

- Противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), бо­явшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а ре­форма - поставить под сомнение сущность социалистического строя;

- Чехословацкие события 1968 г., где аналогичные новации приве­ли к началу демонтажа политической системы, что очень испугало со­ветское руководство.

Вывод:

- Экономическая реформа, будучи непоследовательной уже на этапе замысла, не была осуществлена должным образом.

- Она не смогла пе­реломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии стра­ны, а усилия партийного аппарата свели ее на нет.

- Реформа 1965 г. показала пределы и ограниченность социалистического реформаторства.

 

57. «Холодная война» (1945-1991 гг.): причины, содержание, результаты.

Политическим причинам соответствуют:

1.Содержание:

-Выработка общей стратегии, создание блоков, проведение двусторонних встреч;

- Поддержка своих сторонников в стране противника.

2. Результаты:

-США и союзники одержали победу в холодной войне над СССР и его союзниками;

- В результате «перестройки» западные силы пришли к власти в России и стали проводить реформы с целью последовательной вестернизации страны.

Экономическим причинам соответствуют:
1. Содержание:

-Использование различных средств негативного влияния на развитие экономики противника;

- Гонка вооружений.

2.Результаты:

-Постоянное давление на экономику СССР, непосильная гонка вооружений и отсутствие разумных реформ привели к краху советской экономики, падению позиции в мировой экономике.

Военным причинам соответствуют:

1.Содержание:

-Ожесточенная борьба разведок, военно-промышленный шпионаж;

- Проверка противника в многочисленных локальных и региональных конфликтах.

2. Результаты:

-Советская военная машина забуксовала в Афганистане;

- Прогрессирующий распад СССР привел к значительному ослаблению военной мощи.

Идеологическим причинам соответствуют:

1.Содержание:

-Ограничение контактов между гражданами противоборствующих стран;

- Психологическая обработка населения в духе неприязни, ненависти к противоположной стороне;

- Выдвижение привлекательных идей, их распространение.

2.Результаты:

-Западный образ жизни, высокий уровень жизни оказались весьма привлекательными для граждан СССР, многие из которых эмигрировали. - СМИ в СССР постепенно восприняли западные способы обработки общественного сознания.

 

58. «Перестройка» М.С. Горбачева (1985-1991 гг.). Августовские события 1991 г. и распад СССР.

 

Первый (1985— 1987)

- Курс на ускорение социально-экономического развития страны.

- Начало антиалкогольной кампании.

- Чернобыльская трагедия.

- Неудача преобразования традиционными для системы административно-командными методами. - Смена модели реформирования: от ускорения к перестройке.

- Попытки осуществления экономических реформ путем пе­рестройки управления народным хозяйством.

- Предоставление самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет

Второй (1988— 1989)

- Начало развития частной инициативы и предприниматель­ства (индивидуальная трудовая деятельность, кооперативы).

- Осуществление реформы политической системы.

- Политическое пробуждение общества и его раскол на демо­кратов и коммунистов. Обострение борьбы общественно-по­литических сил.

- Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений.

- Усиление борьбы за власть между союзными и национально-республиканскими политическими элитами.

- Обретение перестроечными процессами неуправляемого ха­рактера

Третий (1990— 1991)

- Углубление реформы политической системы.

- Отмена монопольного права КПСС на власть.

- Учреждение поста Президента СССР.

- Выработка путей перехода к рыночной экономике.

- Нарастание политического противоборства.

- Августовские события 1991 г.

- Обвальный распад общества и государства.

- Крах пере­стройки

Межнациональные отношения в СССР в 1985-1991 гг.

Перестроечные реформы не дали быстрого позитивного результата. Экономическая ситуация ухудшалась. Гласность и демократизация об­щественной жизни способствовали всплеску межнациональных проти­воречий, которые раньше либо не замечались, либо жестоко подавля­лись властью.

Первое массовое выступление на национальной почве произошло в декабре 1986 г. в Алма-Ате после снятия Д. А. Кунаева с поста первого секретаря ЦК Компартии Казахстана и замены его Г. В. Колбиным. Про­тив демонстрантов, которые требовали уважения к национальным кад­рам, была применена сила.

Острые межнациональные конфликты ста­ли разворачиваться в Закавказье. В 1988 г. Нагорно-Карабахская ав­тономная область, входившая в состав Азербайджана, но населенная армянами, требовала передачи своей территории в состав Армении. Это стало основой конфликта, в том числе и вооруженного, между дву­мя республиками. Проблема Карабаха не урегулирована до сих пор.

С 1988 г. в Латвии, Литве, Эстонии появились народные фронты, выс­тупавшие сначала в поддержку перестройки, а затем превратившиеся в центры сепаратистских движений, которые требовали выхода из СССР.

Трагедией стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 г., когда при помощи войск была разогнана националистическая демонстрация. Многие получили ранения, а 19 человек погибли.

Разворачивались эт­нические конфликты в Средней Азии - в Узбекистане и Киргизии.

Обострение межнациональных отношений в период перестройки

Причины:

- Экономический кризис, охвативший все отрасли народного хозяйства;

- Непоследовательность и противоречивость национальной политики.

Следствие: углубление межнациональных противоречий

Начало открытых в условиях развития гласности и демократии национальных конфликтов:

- Митинги и демонстрации в Ал­ма-Ате (Казахстан) против ру­сификации (1986); - Создание народных фронтов в союзных республиках, превра­тившихся в центры сепаратист­ских движений (с 1988 г.);

- Вооруженные столкновения в Абхазии (с 1989 г.);

- S карабахская проблема, кон­фликт между Арменией и Азербайджаном (с 1988 г.);

- Волнения в Узбекистане в результате противостояния между турками-месхетинцами и узбеками (1989);

- Межэтнические столкновения в Киргизии (1989)

С 1990 г. в стране начался «парад суверенитетов». Дек­ларации о суверенитете приняли большинство союзных республик.

В этот процесс внесла свою лепту и Россия. 12 июня 1990 г. I Съезд на­родных депутатов РСФСР 907 голосами против 13 принял Декларацию о государственном суверенитете. В настоящее время этот день — на­циональный праздник Российской Федерации.

Лидеры национальных движений активно пропагандировали идеи о том, что процветание возможно лишь в результате независимости и выхода из Советского Союза. В этих условиях руководство страны приняло решение о начале разработки нового союзного договора, кото­рый должен был предоставить широкие права союзным республикам и создать разумный баланс полномочий между ними и центром.

Но конфликты между республиками и Москвой продолжались. В январе 1991 г. резко обострилась ситуация в Литве, которая принима­ла законы направленные на правовое оформление независимости. По­литический ультиматум М.С. Горбачева и попытка военно-силового решения этого вопроса привели к столкновениям армии с населением Вильнюса, в результате которых погибли 14 человек. Эти события выз­вали бурный резонанс в мире и внутри страны, скомпрометировав выс­шее советское руководство, и прежде всего М.С. Горбачева.

59. Россия постсоветская (1992-2006 гг.): социально-экономические преобразования и их последствия.

Экономическая и социальная политика Правительства Российской Федерации в 1992 — 2004 гг. (общие черты)

 

Российская Федерация в 2000-2006 гг.: основные тенденции социально-экономического развития страны на современном этапе

17 августа 1998 г. премьер-министр С. В. Кириенко выступил с заявлени­ем о прекращении выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам (дефолт — отказ от принятых ранее на себя обязательств)

60. Внешняя и внутренняя политика России в 1992-2006 гг. Эволюция российской государственности. Конституция РФ 1993 г.

После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых государств (СНГ) произошло изменение положе­ния России на международной арене.

Внешнеполитическая концепция Российской Федерации предусматривала следующие задачи:

- Сохранить территориальную целостность и независимость;

- Обеспечить благоприятные условия для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество;

- Добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Со­ветского Союза в ООН;

- Добиться помощи западных стран в проведении курса реформ;

- Расширить внешнюю торговлю России с зарубежными странами, внешнеэкономические связи (это рассматривалось как одно из средств пре­одоления хозяйственного кризиса в стране).

Россия строила международные связи по 3-м основным направлениям:

1) Отношения с дальним зарубежьем;

2) Отношения с бывшими союзными республиками — ближним зарубежьем;

3) Отношения со странами — бывшими участницами ОВДСЭВ.

(Ниже таблица немного расширенная по датам)

Главным направлением «большой» внешней политики по-прежнему оста­ются российско-американские отношения.

 

Основные направления политики Основные направления политики Президента РФ В.В. Путина в 2000—2004 гг.

Политико-государственная сфера

Укрепление вертикали государственной власти и достижение полити­ческой стабильности в обществе:

- Создание семи феде­ральных округов во главе с полномочными представителями Пре­зидента РФ;

- Изменение принципа формирования верх­ней палаты Федераль­ного Собрания - Со­вета Федерации — и превращение его в по­стоянно действующий законодательный орган;

- Создание Государст­венного Совета РФ как совещательно-кон­сультативного органа глав субъектов РФ при Президенте РФ

Социально-экономическая сфера

Продолжение кур­са на либерализа­цию экономики:

- Ослабление бю­рократической опеки и контро­ля со стороны государства за предпринима­тельской дея­тельностью;

- Принятие мер, направленных на поддержку мало­го бизнеса.

- Сокращение нало­гообложения и вве­дение 13%-го подоходного на­лога.

- Начало пенсионной реформы.

Международные отношения и внешняя политика

- Принятие новой концепции внеш­ней политики Рос­сии исходя из многополярной системы междуна­родных отноше­ний.

- Развитие партнер­ских отношений со всеми странами мира.

- Нормализация от­ношений Рос­сия — НАТО. Поддержка запад­ных стран в борь­бе с международ­ным терроризмом

Российская Федерация в 2000-2006 гг.: основные общественно-политического развития страны на современном этапе



Эволюция российской государственности







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.019 с.)