Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Попытка совершенствования «государственного социализма» в середине 1960-х гг. и причины её неудачи.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. Но осуществление их шло с самого начала под воздействием административно-командного образа мышления. - Ликвидировалась совнархозная система управления промышленностью. Вместо нее стали бурно создаваться министерства, причем их количество постоянно увеличивалось и достигло к началу 80-х годов около 100 союзных и 800 республиканских. В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки, о которых уже открыто, говорилось в печати (рост капиталовложений и незавершенного строительства, массовое производство изделий, не находивших сбыта, несоответствие роста заработной платы росту производительности труда). Суть реформы состояла в следующем: - Сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий; - Создание на предприятиях фондов материального стимулирования; - Введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода, введение продналога в промышленности; - Финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; - Недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин. Первые шаги реформы вселяли надежду. - Ускорился экономический рост. - Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х гг. её сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать. Попытка провести реформу, при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере, оказалась безуспешной. В этом основная причина неудачи реформы 1965 года. Другие причины неудачи реформы: - Непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических; - Некомплексный характер реформы. Изменения в народном хозяйстве предполагалось проводить, прежде всего, за счет применения организационно-технических мер, не связанных напрямую с коренным преобразованием общественных институтов, на которые опирался прежний хозяйственный механизм. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла; - Слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу; - Противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа - поставить под сомнение сущность социалистического строя; - Чехословацкие события 1968 г., где аналогичные новации привели к началу демонтажа политической системы, что очень испугало советское руководство. Вывод: - Экономическая реформа, будучи непоследовательной уже на этапе замысла, не была осуществлена должным образом. - Она не смогла переломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии страны, а усилия партийного аппарата свели ее на нет. - Реформа 1965 г. показала пределы и ограниченность социалистического реформаторства.
57. «Холодная война» (1945-1991 гг.): причины, содержание, результаты.
Политическим причинам соответствуют: 1. Содержание: -Выработка общей стратегии, создание блоков, проведение двусторонних встреч; - Поддержка своих сторонников в стране противника. 2. Результаты: -США и союзники одержали победу в холодной войне над СССР и его союзниками; - В результате «перестройки» западные силы пришли к власти в России и стали проводить реформы с целью последовательной вестернизации страны. Экономическим причинам соответствуют: -Использование различных средств негативного влияния на развитие экономики противника; - Гонка вооружений. 2. Результаты: -Постоянное давление на экономику СССР, непосильная гонка вооружений и отсутствие разумных реформ привели к краху советской экономики, падению позиции в мировой экономике. Военным причинам соответствуют: 1. Содержание: -Ожесточенная борьба разведок, военно-промышленный шпионаж; - Проверка противника в многочисленных локальных и региональных конфликтах. 2. Результаты: -Советская военная машина забуксовала в Афганистане; - Прогрессирующий распад СССР привел к значительному ослаблению военной мощи. Идеологическим причинам соответствуют: 1. Содержание: -Ограничение контактов между гражданами противоборствующих стран; - Психологическая обработка населения в духе неприязни, ненависти к противоположной стороне; - Выдвижение привлекательных идей, их распространение. 2. Результаты: -Западный образ жизни, высокий уровень жизни оказались весьма привлекательными для граждан СССР, многие из которых эмигрировали. - СМИ в СССР постепенно восприняли западные способы обработки общественного сознания.
58. «Перестройка» М.С. Горбачева (1985-1991 гг.). Августовские события 1991 г. и распад СССР.
Первый (1985— 1987) - Курс на ускорение социально-экономического развития страны. - Начало антиалкогольной кампании. - Чернобыльская трагедия. - Неудача преобразования традиционными для системы административно-командными методами. - Смена модели реформирования: от ускорения к перестройке. - Попытки осуществления экономических реформ путем перестройки управления народным хозяйством. - Предоставление самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет Второй (1988— 1989) - Начало развития частной инициативы и предпринимательства (индивидуальная трудовая деятельность, кооперативы). - Осуществление реформы политической системы. - Политическое пробуждение общества и его раскол на демократов и коммунистов. Обострение борьбы общественно-политических сил. - Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений. - Усиление борьбы за власть между союзными и национально-республиканскими политическими элитами. - Обретение перестроечными процессами неуправляемого характера Третий (1990— 1991) - Углубление реформы политической системы. - Отмена монопольного права КПСС на власть. - Учреждение поста Президента СССР. - Выработка путей перехода к рыночной экономике. - Нарастание политического противоборства. - Августовские события 1991 г. - Обвальный распад общества и государства. - Крах перестройки
Межнациональные отношения в СССР в 1985-1991 гг. Перестроечные реформы не дали быстрого позитивного результата. Экономическая ситуация ухудшалась. Гласность и демократизация общественной жизни способствовали всплеску межнациональных противоречий, которые раньше либо не замечались, либо жестоко подавлялись властью. Первое массовое выступление на национальной почве произошло в декабре 1986 г. в Алма-Ате после снятия Д. А. Кунаева с поста первого секретаря ЦК Компартии Казахстана и замены его Г. В. Колбиным. Против демонстрантов, которые требовали уважения к национальным кадрам, была применена сила. Острые межнациональные конфликты стали разворачиваться в Закавказье. В 1988 г. Нагорно-Карабахская автономная область, входившая в состав Азербайджана, но населенная армянами, требовала передачи своей территории в состав Армении. Это стало основой конфликта, в том числе и вооруженного, между двумя республиками. Проблема Карабаха не урегулирована до сих пор. С 1988 г. в Латвии, Литве, Эстонии появились народные фронты, выступавшие сначала в поддержку перестройки, а затем превратившиеся в центры сепаратистских движений, которые требовали выхода из СССР. Трагедией стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 г., когда при помощи войск была разогнана националистическая демонстрация. Многие получили ранения, а 19 человек погибли. Разворачивались этнические конфликты в Средней Азии - в Узбекистане и Киргизии. Обострение межнациональных отношений в период перестройки Причины: - Экономический кризис, охвативший все отрасли народного хозяйства; - Непоследовательность и противоречивость национальной политики. Следствие: углубление межнациональных противоречий Начало открытых в условиях развития гласности и демократии национальных конфликтов: - Митинги и демонстрации в Алма-Ате (Казахстан) против русификации (1986); - Создание народных фронтов в союзных республиках, превратившихся в центры сепаратистских движений (с 1988 г.); - Вооруженные столкновения в Абхазии (с 1989 г.); - S карабахская проблема, конфликт между Арменией и Азербайджаном (с 1988 г.); - Волнения в Узбекистане в результате противостояния между турками-месхетинцами и узбеками (1989); - Межэтнические столкновения в Киргизии (1989) С 1990 г. в стране начался «парад суверенитетов». Декларации о суверенитете приняли большинство союзных республик. В этот процесс внесла свою лепту и Россия. 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР 907 голосами против 13 принял Декларацию о государственном суверенитете. В настоящее время этот день — национальный праздник Российской Федерации. Лидеры национальных движений активно пропагандировали идеи о том, что процветание возможно лишь в результате независимости и выхода из Советского Союза. В этих условиях руководство страны приняло решение о начале разработки нового союзного договора, который должен был предоставить широкие права союзным республикам и создать разумный баланс полномочий между ними и центром. Но конфликты между республиками и Москвой продолжались. В январе 1991 г. резко обострилась ситуация в Литве, которая принимала законы направленные на правовое оформление независимости. Политический ультиматум М.С. Горбачева и попытка военно-силового решения этого вопроса привели к столкновениям армии с населением Вильнюса, в результате которых погибли 14 человек. Эти события вызвали бурный резонанс в мире и внутри страны, скомпрометировав высшее советское руководство, и прежде всего М.С. Горбачева.
59. Россия постсоветская (1992-2006 гг.): социально-экономические преобразования и их последствия. Экономическая и социальная политика Правительства Российской Федерации в 1992 — 2004 гг. (общие черты)
17 августа 1998 г. премьер-министр С. В. Кириенко выступил с заявлением о прекращении выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам (дефолт — отказ от принятых ранее на себя обязательств) 60. Внешняя и внутренняя политика России в 1992-2006 гг. Эволюция российской государственности. Конституция РФ 1993 г. После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых государств (СНГ) произошло изменение положения России на международной арене. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации предусматривала следующие задачи: - Сохранить территориальную целостность и независимость; - Обеспечить благоприятные условия для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество; - Добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН; - Добиться помощи западных стран в проведении курса реформ; - Расширить внешнюю торговлю России с зарубежными странами, внешнеэкономические связи (это рассматривалось как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране). Россия строила международные связи по 3-м основным направлениям: 1) Отношения с дальним зарубежьем; 2) Отношения с бывшими союзными республиками — ближним зарубежьем; 3) Отношения со странами — бывшими участницами ОВД — СЭВ. (Ниже таблица немного расширенная по датам) Главным направлением «большой» внешней политики по-прежнему остаются российско-американские отношения.
Основные направления политики Основные направления политики Президента РФ В.В. Путина в 2000—2004 гг. Политико-государственная сфера Укрепление вертикали государственной власти и достижение политической стабильности в обществе: - Создание семи федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ; - Изменение принципа формирования верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации — и превращение его в постоянно действующий законодательный орган; - Создание Государственного Совета РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов РФ при Президенте РФ Социально-экономическая сфера Продолжение курса на либерализацию экономики: - Ослабление бюрократической опеки и контроля со стороны государства за предпринимательской деятельностью; - Принятие мер, направленных на поддержку малого бизнеса. - Сокращение налогообложения и введение 13%-го подоходного налога. - Начало пенсионной реформы. Международные отношения и внешняя политика - Принятие новой концепции внешней политики России исходя из многополярной системы международных отношений. - Развитие партнерских отношений со всеми странами мира. - Нормализация отношений Россия — НАТО. Поддержка западных стран в борьбе с международным терроризмом
Эволюция российской государственности
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.008 с.) |