ТОП 10:

СССР в 1953-1964. Десятилетие Н.С.Хрущева «Оттепель».



 

Образование, наука и культура в СССР (1953-1991 гг.) и в России в условиях рынка (1992-2006 гг.)

 

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

Выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС, осуждение преступлений высших должностных лиц произвели большое впечатление и положили начало переменам в общественном сознании.

Особенно заметно «оттепель» проявилась в литературе и искусстве.

- Реабилитированы В.Э. Мейерхольд, Б.А. Пильняк, О.Э. Мандельштам, И.Э. Бабель, Г.И. Серебрякова;

- Снова начинают издаваться стихи С.А. Есенина, произведения А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко;

- На художественной выставке в Москве в 1962 г. был представлен авангард 20—30-х гг., долгие годы не выставлявшийся. Наиболее полно идеи «оттепели» были отражены на страницах «Нового мира» (гл. ред. – А.Т. Твардовский). Именно в этом журнале была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Со второй половины 50-х гг. расширяются международные связи советской культуры:

- Возобновляется Московский кинофестиваль;

- С 1958 г. открывается Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского;

- Восстанавливается экспозиция Музея изобразительных искусств им. Пушкина;

- Проводятся международные выставки. В 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Возросли затраты на науку, открыто много новых научно-исследовательских учреждений.

- С 50-х гг. формируется крупный научный центр на Востоке страны – Сибирское отделение АН СССР – Новосибирский Академгородок.

- В конце 1950-начале 1960-х гг. СССР принадлежит ведущая роль в освоении космоса – 4 октября 1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 г. состоялся первый полет пилотируемого космического корабля (Ю.А. Гагарин).

- «Отцами» советской космонавтики стали конструктор ракетной техники С.П. Королев и разработчик ракетных двигателей В.М. Челомей.

- Значительно способствовали росту международного авторитета СССР и успехи в освоении «мирного атома» - в 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».

В средней школе реформа проводится под лозунгом «укрепления связи школы с жизнью».

- Вводится обязательное восьмилетнее образование на «политехнической» основе;

- Срок обучения возрастает до 11 лет, и помимо аттестата зрелости выпускники получают свидетельство о специальности;

- В середине 60-х гг. занятия на производстве отменяются.

В то же время «оттепель» в культуре сочеталась с критикой «упаднических тенденций», «недооценки руководящей роли партии».

- Жесткой критике подвергались:

1. Писатели и поэты: А.А. Вознесенский, Д.А. Гранин, В.Д. Дудинцев;

2. Скульпторы и художники: Э.Н. Неизвестный, Р.Р. Фальк;

3. Ученые-гуманитарии: Р. Пименов, Б. Вайль.

Арестом последних начинается первое политическое дело над рядовыми гражданами времен «оттепели». Широкий резонанс во всем мире получило исключение в 1958 г. из Союза писателей Б.Л. Пастернака за публикацию за границей романа «Доктор Живаго». По политическим соображениям он вынужден был отказаться от получения Нобелевской премии.

 

«Застой» (1964-1985 гг.)

В эпоху застоя особенное внимание уделялось (и усиленное финансирование) отраслям науки, обеспечивающим оборонную мощь страны. В этой области работали такие крупные ученные как академики И.Е.Тамм, А.Д.Сахаров, Л.А.Арцимович. - Многие прикладные и фундаментальные исследования финансировались только при условии интереса к ним со стороны военно-промышленного комплекса.

Подконтрольной партии оставалась гуманитарная наука. История советского общества неразрывно связывалась с историей КПСС, а все успехи советского народа приписывались исключительно мудрому руководству со стороны партии. Попытки более объективной трактовки исторического процесса вызывали ожесточенную реакцию со стороны партийных органов.

Образование:

- В 1966 г. в СССР был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию;

- В 1978 г. введено обеспечение учащихся младших классов бесплатными учебниками. По количеству специалистов с высшим образованием страна вышла на первое место в мире.

Все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались под неустанным вниманием со стороны партии и оценивались с точки зрения коммунистической морали и ее идеологического влияния на общество.

В многочисленных постановлениях говорилось о:

- Верности учению марксизма-ленинизма;

- Необходимости усиления идеологической борьбы с влиянием Запада;

- О преимуществах социалистической системы;

- Возрастающей руководящей роли партии.

Это выдавалось за проявление в искусстве метода «социалистического реализма».

 

«Перестройка» (1985-1991 гг.)

В условиях переходного периода, становления рыночных отношений в России в тугой узел сплелись как позитивные сдвиги, так и потери, издержкив сфере духовной жизни и культуры.

- Отсутствие цензуры и партийного контроля, подавляющих личность структур;

- Свобода творчества стали важными факторами духовного раскрепощения людей.

На этой основе развивается художественное творчество, появляются его новые организационные формы. Былое единообразие, зашоренность в творчестве уступают место раскованности и плюрализму. Возвращаются многие ценности культуры русского и других народов, преданные несправедливому забвению. Вместе с тем все очевиднее становится кризис в области культуры. Он является неотъемлемой частью экономической и социально-политической жизни российского общества. Происходит переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на “массовое потребление”. Творческие люди становятся заложниками коммерциализации искусства и литературы. Этот процесс обернулся страшной девальвацией образования, духовных ценностей, культуры в целом. В условиях рыночных отношений

- Произошло повсеместное сокращение бюджетных ассигнований на нужды культуры;

- Продолжается свертывание сети учреждений культуры, перепрофилирование их деятельности, использование имеющейся у них материальной базы в чисто коммерческих целях.

На развитии науки и образования отрицательно сказывается уход в иные сферы деятельности, главным образом в коммерческие структуры, высококвалифицированных ученых, а также их отъезд за рубеж. Трудности переживает вузовская наука. Резко сократился спрос производства на научно-техническую продукцию. Ухудшилось обновление материальной базы науки и образования. Произошли изменения в системе высшей и средней общеобразовательной школы. Осуществлен отход от единообразия и идеологизации появились и функционируют новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи, университеты различного профиля, в том числе с платным обучением. В то же время сокращение масштабов государственной поддержки науки и образования препятствует их полноценному развитию, приводит к утрате завоеванных позиций.

 

РФ (1991-2006)

Основные особенности развития отечественной культуры в 90-е гг.:

- Резкое сокращение государственного финансирования.

- Практически полная свобода творчества.

- Падение общекультурного уровня населения.

Несмотря на негативные в целом последствия социально-экономических и политических преобразований 1990-х годов для отечественной духовной культуры, в этой сфере были достигнуты некоторые успехи.

- В 1995 г. премии «Оскар» американской киноакадемии был удостоен фильм Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем»;

- В 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С.В. Бодрова «Кавказский пленник»;

- Рост интереса к отечественной истории, традициям народа нашли отражение в киноэпопее Михалкова «Сибирский цирюльник» (1999);

- Устойчивое развитие получила кинодокументалистика («Россия, которую мы потеряли» С.С. Говорухина и др.);

- Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей, ставших в конце 90-х гг. ежегодными;

- Однако число фильмов, выпускаемых на киностудиях страны, значительно сократилось;

- В 2000 годы наблюдался некоторый ренессанс российского кинематографа;

- Однако начавшийся в 2009 году мировой экономический кризис вновь привел к сокращению количества снимаемых фильмов.

Российская литература в 1990-2000-е гг. обогатилась новыми произведениями В.П. Аксенова {«Желток яйца»), В.П. Астафьева («Прокляты и убиты»), Г.Я. Бакланова («Свой человек»), Б.Л. Васильева («Аксиома самоиска», «Россия воскресе»), Е. А. Евтушенко («Не умирай после смерти»), Ю.М. Нагибина («Бунташный остров»), А.И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование «Красное колесо»).

Известными художниками 1990-2000-х гг. стали А.М. Шилов, И.С. Глазунов, Н. Сафронов.

В сложном положении оказалась система образования, которая, начиная с 1984 г., подвергалась постоянному реформированию.

- Главной проблемой в развитии образовательной системы в эти годы стало финансирование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к разрушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. В настоящий момент реформа российской школы продолжается.

Несмотря на все трудности, определенных успехов достигла отечественная наука.

- Лауреатами Нобелевской премии стали физики Ж. Алферов и А. Гинцбург.

Таким образом, развитие отечественной науки и культуры в 1990-2000-е гг. было полно противоречий (как и другие сферы жизни): с одной стороны, творческая интеллигенция получила полную свободу самовыражения, но с другой — лишенная финансовой поддержки государства в условиях рынка, была не в состоянии реализовать свой потенциалв полной мере.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.167.74 (0.005 с.)