Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
СССР в 1953-1964. Десятилетие Н.С.Хрущева «Оттепель».
Образование, наука и культура в СССР (1953-1991 гг.) и в России в условиях рынка (1992-2006 гг.)
«Оттепель» (1953-1964 гг.) Выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС, осуждение преступлений высших должностных лиц произвели большое впечатление и положили начало переменам в общественном сознании. Особенно заметно «оттепель» проявилась в литературе и искусстве. - Реабилитированы В.Э. Мейерхольд, Б.А. Пильняк, О.Э. Мандельштам, И.Э. Бабель, Г.И. Серебрякова; - Снова начинают издаваться стихи С.А. Есенина, произведения А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко; - На художественной выставке в Москве в 1962 г. был представлен авангард 20—30-х гг., долгие годы не выставлявшийся. Наиболее полно идеи «оттепели» были отражены на страницах «Нового мира» (гл. ред. – А.Т. Твардовский). Именно в этом журнале была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Со второй половины 50-х гг. расширяются международные связи советской культуры: - Возобновляется Московский кинофестиваль; - С 1958 г. открывается Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского; - Восстанавливается экспозиция Музея изобразительных искусств им. Пушкина; - Проводятся международные выставки. В 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Возросли затраты на науку, открыто много новых научно-исследовательских учреждений. - С 50-х гг. формируется крупный научный центр на Востоке страны – Сибирское отделение АН СССР – Новосибирский Академгородок. - В конце 1950-начале 1960-х гг. СССР принадлежит ведущая роль в освоении космоса – 4 октября 1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 г. состоялся первый полет пилотируемого космического корабля (Ю.А. Гагарин). - «Отцами» советской космонавтики стали конструктор ракетной техники С.П. Королев и разработчик ракетных двигателей В.М. Челомей. - Значительно способствовали росту международного авторитета СССР и успехи в освоении «мирного атома» - в 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». В средней школе реформа проводится под лозунгом «укрепления связи школы с жизнью». - Вводится обязательное восьмилетнее образование на «политехнической» основе; - Срок обучения возрастает до 11 лет, и помимо аттестата зрелости выпускники получают свидетельство о специальности;
- В середине 60-х гг. занятия на производстве отменяются. В то же время «оттепель» в культуре сочеталась с критикой «упаднических тенденций», «недооценки руководящей роли партии». - Жесткой критике подвергались: 1. Писатели и поэты: А.А. Вознесенский, Д.А. Гранин, В.Д. Дудинцев; 2. Скульпторы и художники: Э.Н. Неизвестный, Р.Р. Фальк; 3. Ученые-гуманитарии: Р. Пименов, Б. Вайль. Арестом последних начинается первое политическое дело над рядовыми гражданами времен «оттепели». Широкий резонанс во всем мире получило исключение в 1958 г. из Союза писателей Б.Л. Пастернака за публикацию за границей романа «Доктор Живаго». По политическим соображениям он вынужден был отказаться от получения Нобелевской премии.
«Застой» (1964-1985 гг.) В эпоху застоя особенное внимание уделялось (и усиленное финансирование) отраслям науки, обеспечивающим оборонную мощь страны. В этой области работали такие крупные ученные как академики И.Е.Тамм, А.Д.Сахаров, Л.А.Арцимович. - Многие прикладные и фундаментальные исследования финансировались только при условии интереса к ним со стороны военно-промышленного комплекса. Подконтрольной партии оставалась гуманитарная наука. История советского общества неразрывно связывалась с историей КПСС, а все успехи советского народа приписывались исключительно мудрому руководству со стороны партии. Попытки более объективной трактовки исторического процесса вызывали ожесточенную реакцию со стороны партийных органов. Образование: - В 1966 г. в СССР был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию; - В 1978 г. введено обеспечение учащихся младших классов бесплатными учебниками. По количеству специалистов с высшим образованием страна вышла на первое место в мире. Все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались под неустанным вниманием со стороны партии и оценивались с точки зрения коммунистической морали и ее идеологического влияния на общество. В многочисленных постановлениях говорилось о: - Верности учению марксизма-ленинизма;
- Необходимости усиления идеологической борьбы с влиянием Запада; - О преимуществах социалистической системы; - Возрастающей руководящей роли партии. Это выдавалось за проявление в искусстве метода «социалистического реализма».
«Перестройка» (1985-1991 гг.) В условиях переходного периода, становления рыночных отношений в России в тугой узел сплелись как позитивные сдвиги, так и потери, издержки в сфере духовной жизни и культуры. - Отсутствие цензуры и партийного контроля, подавляющих личность структур; - Свобода творчества стали важными факторами духовного раскрепощения людей. На этой основе развивается художественное творчество, появляются его новые организационные формы. Былое единообразие, зашоренность в творчестве уступают место раскованности и плюрализму. Возвращаются многие ценности культуры русского и других народов, преданные несправедливому забвению. Вместе с тем все очевиднее становится кризис в области культуры. Он является неотъемлемой частью экономической и социально-политической жизни российского общества. Происходит переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на “массовое потребление”. Творческие люди становятся заложниками коммерциализации искусства и литературы. Этот процесс обернулся страшной девальвацией образования, духовных ценностей, культуры в целом. В условиях рыночных отношений - Произошло повсеместное сокращение бюджетных ассигнований на нужды культуры; - Продолжается свертывание сети учреждений культуры, перепрофилирование их деятельности, использование имеющейся у них материальной базы в чисто коммерческих целях. На развитии науки и образования отрицательно сказывается уход в иные сферы деятельности, главным образом в коммерческие структуры, высококвалифицированных ученых, а также их отъезд за рубеж. Трудности переживает вузовская наука. Резко сократился спрос производства на научно-техническую продукцию. Ухудшилось обновление материальной базы науки и образования. Произошли изменения в системе высшей и средней общеобразовательной школы. Осуществлен отход от единообразия и идеологизации появились и функционируют новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи, университеты различного профиля, в том числе с платным обучением. В то же время сокращение масштабов государственной поддержки науки и образования препятствует их полноценному развитию, приводит к утрате завоеванных позиций.
РФ (1991-2006) Основные особенности развития отечественной культуры в 90-е гг.: - Резкое сокращение государственного финансирования. - Практически полная свобода творчества. - Падение общекультурного уровня населения. Несмотря на негативные в целом последствия социально-экономических и политических преобразований 1990-х годов для отечественной духовной культуры, в этой сфере были достигнуты некоторые успехи. - В 1995 г. премии «Оскар» американской киноакадемии был удостоен фильм Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем»; - В 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С.В. Бодрова «Кавказский пленник»; - Рост интереса к отечественной истории, традициям народа нашли отражение в киноэпопее Михалкова «Сибирский цирюльник» (1999);
- Устойчивое развитие получила кинодокументалистика («Россия, которую мы потеряли» С.С. Говорухина и др.); - Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей, ставших в конце 90-х гг. ежегодными; - Однако число фильмов, выпускаемых на киностудиях страны, значительно сократилось; - В 2000 годы наблюдался некоторый ренессанс российского кинематографа; - Однако начавшийся в 2009 году мировой экономический кризис вновь привел к сокращению количества снимаемых фильмов. Российская литература в 1990-2000-е гг. обогатилась новыми произведениями В.П. Аксенова {«Желток яйца»), В.П. Астафьева («Прокляты и убиты»), Г.Я. Бакланова («Свой человек»), Б.Л. Васильева («Аксиома самоиска», «Россия воскресе»), Е. А. Евтушенко («Не умирай после смерти»), Ю.М. Нагибина («Бунташный остров»), А.И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование «Красное колесо»). Известными художниками 1990-2000-х гг. стали А.М. Шилов, И.С. Глазунов, Н. Сафронов. В сложном положении оказалась система образования, которая, начиная с 1984 г., подвергалась постоянному реформированию. - Главной проблемой в развитии образовательной системы в эти годы стало финансирование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к разрушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. В настоящий момент реформа российской школы продолжается. Несмотря на все трудности, определенных успехов достигла отечественная наука. - Лауреатами Нобелевской премии стали физики Ж. Алферов и А. Гинцбург. Таким образом, развитие отечественной науки и культуры в 1990-2000-е гг. было полно противоречий (как и другие сферы жизни): с одной стороны, творческая интеллигенция получила полную свободу самовыражения, но с другой — лишенная финансовой поддержки государства в условиях рынка, была не в состоянии реализовать свой потенциал в полной мере.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.016 с.) |