ТОП 10:

Народная война под предводительством Степана Разина



1667-1671 гг. - война в России между войсками крестьян и казаков и царскими войсками

1)Причины:

- Окончательное закрепощение крестьянства;

- Рост налогов и повинностей социальных низов;

- Стремление власти ограничить казачью вольницу;

- Скопление бедного «голутвенного» казачества и беглого крестьянства на Дону

2) Предыстория:

- "поход за зипунами" (1667—1669) — поход повстанцев "за добычей". Войска Разина захватывали русские и персидские купеческие корабли на реке Волга.

- Летом 1669 года Разин двинулся к Кагальницкому городку, где стал собирать свои войска. Когда собралось достаточно людей, Разин заявил о походе на Москву

3) Военные действия:

- Весной 1670 года начался второй период восстания, то есть собственно война

- Разинцы захватили Царицын, и подошли к Астрахани, которую им сдали горожане. Там они казнили воеводу и дворян и организовали собственное правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком

- В сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск, но не смогли взять его

- Войско Разина было разгромлено царским войском под предводительством Юрия Долгорукова

- Опасаясь расправы, казачья верхушка во главе с войсковым атаманом Корнилом Яковлевым выдала Разина властям

4) Итоги:

- Степан Разин был казнен четвертованием на Красной площади

- Масштабы расправы над восставшими были огромны. В одном Арзамасе было казнено более 11 тысяч человек. Всего убитыми и казненными насчитывается около 100 тысяч восставших

- Введение существенных льгот для крестьянства,

- Снижение налогов на товары приоритетного производства и использования,

- Свободное казачество

15. Реформы патриарха Никона и раскол русской православной церкви
(1640-1667 гг.). Начало раскольнического движения («старообрядчества»)

В конце 1653 года Церковным собором одобряются реформы патриарха Никона. Эти реформы включали в себя два аспекта:

1) Исправление богослужебных книг по греческим образцам

2) Изменение обрядности Русской православной церкви: введение крестного знамения тремя перстами, земные поклоны при богослужении заменялись поясными, для богослужения допускались иконы только греческого образца, запрет шатровых церквей и др.

Все это привело к церковному расколу после собрания Церковного собора 1666-1667 гг., который:

- Осудил стремления Никона поставить себя выше царя, лишил его патриаршего сана;
- Одобрил все реформы Никона, проклял старообрядцев. Начало их жестоких преследований (казни, массовые публичные сожжения и т.д.). Никон был сослан в Белозерско – Ферапонтов монастырь.

Таким образом, церковь раскололась на два направления:

- Официальная православная церковь

(Никонианцы – это те верующие, которые поддерживали реформы патриарха Никона в середине 17 века)

- Старообрядчество (старообрядцы – это те православные верующие, которые были не согласны и не поддерживали проводимые патриархом Никоном реформы). Главой был протокоп Аввакум, который был заживо сожжен в Пустоозёрске в 1682 г.

Религиозные обряды каждого направления:

Никонианцы:

- Проскомидия на пяти просфорах

- Крестное знамение – трёхперстное

- Пели слова «Аллилуйя» три раза

- Крестный ход при выходе из храма поворачивал налево

- Правописание имени «Иисус»

Старообрядцы:

- Проскомидия на семи просфорах

- Крестное знамение – двуперстное

- Пели слова «Аллилуйя» два раза, а затем по-русски «Слава тебе, Боже»

- Крестный ход при выходе из храма поворачивал направо

- Правописание имени «Исус»

Взгляды:

1) Церковные обряды Руси являются неприкосновенными и неизменными святынями

2) Желание части общества и духовенства сохранить «старину» и не допускать перемен, способных её нарушить

Последствия церковного раскола:

1) Церковный раскол в России национальная трагедия. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжав ших придерживаться церковных обрядов

2) В русской мысли и культуре сформировалось одно из направлений, в основу которого был положен приоритет духовной жизни над плотской, постоянное самосовершенствование на основе неизменных догматов и обрядов

3) Старообрядчество распалось на ряд течений, выдвигающих идеи и требования от проповеди национальной замкнутости и враждебного отношения светскому знанию до демократизации церкви, отрицания крепостного строя и закабаления личности. В старообрядчестве получило развитие учение об особом историческом пути «святой Руси», что впоследствии оказало влияние на формирование идеологии славянофилов и народников

4) Прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства

5) Устанавливается верховенство царской власти над церковной

возникает вражда на религиозной почве

4) Реформы укрепили авторитет Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом (усиление связей со странами православного мира)

Точки зрения историков на раскол Русской православной церкви:

1) Раскол Русской православной церкви – аналог возникновения протестантизма на Западе в 16 веке.

2) Раскол Русской православной церкви в отличие от Запада произошел не по догматическим, а по обрядовым причинам







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.167.74 (0.003 с.)