ТОП 10:

Восточные славяне в древности. Догосударственный период в истории России (VI – IX вв.)



История как наука

История– особая наука (или комплекс наук), занимающаяся изучением прошлого человеческих обществ во всем его многообразии.

Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование».

История черпает свою информацию из исторических источников:

а) Материальные (орудия труда, оружие, знания, предметы быта)

б) Письменные (летописи, документы, воспоминания)

Оценкой, оптимизацией и интерпретацией знаний занимаются:

а) Вспомогательные исторические дисциплины (исторические география, демография, нумизматика, геральдика, бонистика, демография и др.)

б) Истоковедение

Функции истории:

а) Познавательная

б) Социальной памяти

в) Воспитательная

г) Практически – политическая

Геродот (484 г. до н.э. – 425 г. до н.э.) – первый «отец истории», автор сочинений «История» - первого из исторических трактатов.

Арсенал методов:

а) Сравнительно – сопоставительный

б) Хронологический

в) Проблемно – хронологический

(изучение истории по периода, или эпохам, а внутри периодов – по проблемам)

г) Историко – генетический (суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения)

д) Описательный

е) Статистический

Принципы исторических методов:

а) Истины – высшей целью исторического познания признана истина

б) Конкретности

в) Историзма – исторические исследования в их динамике и развитии

г) Объективности – историк должен стремиться к объективности, преодолению субъективных ошибок и влияния интересов, мешающих научному исследованию

д) Всесторонность – всестороннее стремление к познанию истины

Историография – описание истории и соответствующего процесса; описание истории развития самой исторической науки

Классики отечественной историографии: Карамзин, Соловьев Сергей, Ключевский Василий.

Феодальная раздробленность Киевской Руси в XII-XIII вв. Основные удельные центры: Владимиро – Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко – Волынское княжество.

 

Территориально-политическая раздробленность – форма государственного устройства, опирающаяся на переход владения какой-либо территории по наследству от отца к сыну

Юридически феодальная раздробленность на Руси закреплена съездом князей в городе Любеч (1097 г.)

Причины:

а) Объективные:

- административные трудности управления огромными территориями Древнерусского государства

- натуральный характер сельского хозяйства обуславливал замкнутость с/х округа, с/х изолировало их друг от друга

- развитие ремесла и торговли влекло за собой – рост городов, становление административных и хозяйственных центров

б) Субъективные:

- возникновение и укрепление династии местных князей, рассматривающих подвластные территории как свою вотчину

- консолидация местных бояр вокруг князя для осуществления личных интересов; в случае восстаний – формирование центров власти в противовес Киеву

- падение авторитета Киева из – за постоянной борьбы за власть между князьями, неспособность отбить набеги кочевников – половцев

Во второй четверти XII века Киевская Русь распадается на 15 удельных княжеств, самыми крупными были 3:

а) Великий Новгород

б) Владимиро – Суздальская земля

в) Галицко – Волынское княжество

 

Выбрать одно из них для экзамена и

рассказать.

- ГВК становится политическим центром Юго – Западной Руси

- ВСК становится политическим центром Северо – Восточной Руси

- НК становится политическим центров Северо – Западной Руси

 

Опричнина Ивана IV

1565-1578 гг. – радикальный поворот во внутренней политике

В 1565 г. – Иван IV разделил всю территорию на «опричнину» (личный удел царя) и «земщину» (владения Боярской Думы)

Причины возникновения:
1)Развал Избранной Рады

2)Приверженность ускоренной программе централизации страны, противостоящей идеологии постепенных перемен Избранной Рады.

Организация опричнины:

1) «Особый двор» - политический и административный центр опричнины

2) Боярская Дума и приказы при «особом дворе» Ивана IV.

3) Опричное войско – главный карательный инструмент царя

Смысл опричнины:
Попытка формированными и насильственными методами установить самодержавие и ликвидировать остатки удельного сепаратизма.

Период опричнины – массовый террор в центральных и северо-западных районах, в которых боярство имело значительное влияние.

Усугубление опричнины:

1)Отрицательные особенности характера и поведения Ивана IV – тяжелое детство, безусловные интеллектуальные и творческие способности, неудавшаяся личная жизнь

2) Неудачно складывающаяся Ливонская война

Описание действий:

1)Бояр переселяли с территории опричнины в земщину целыми семьями.

2) Опричники разгромили многие города – Клин, Тверь, Торток, Великий Новгород.

1570 г. – казни как кульминация политики опричнины.

1571 г. – нашествие на Москву крымский татар. Это нашествие показало неэффективность опричного войска. В связи с этим в битве при Молодяк пришлось объединить силы «опричнины» и «земщины» над Крымским ханом.

Внешняя политика

Внешнюю политику определяло два основных направления: восточное и западное.

Восточное направление:

1)Борьба с осколками Западной Орды

2) В октябре 1552 г. штурмом взяты столица Казанского ханства – Каземь. Присоединение к России средних поволжских народов.

3) 1554-1556 гг. – завоевано Астраханское ханство. Башкиры вошли в состав России

4) 1581-1582 гг. – Ермак вторгся во владения Сибирского хана и взял его столицу Кишмык на реке Тобол.

5) Проникновение русских в богатую пушниной Сибирь (последовавшие постройки острогов). Вхождение в состав России Западной Сибири.

Западное направление:

1)Борьба за выход к Балтийскому морю в целях развития внешней торговли.

2) Ливонская война (Россия против Ливонского ордена, Польшы, Литвы – они заключили военный договор; Швеции)

Причины: Происки боярской верхушки, нежелавшей войны за Прибалтику, а стремившихся к войне за южные, богатые земли, опричнина, набеги крымских татар, объединение Польши и Литвы в Речь Посполитую, что усилило противника.

Ход действий:

а) 1558-1563 гг. – захвачены северная и центральная части Ливонии, разгромлен Орден, возвращен Толоск.

б) 1564-1577 гг. – Швеция захватила северный части бывшего Ливонского ордена (Эстония).

в) 1578 – 1583 гг. Польские войска вторглись на русские территории и дошли до Пскова, захватили Нарву.

Результаты ливонской войны

а) В ходе поражений князь Курбский бежал в Литву.

б) По условиям Яль – Запольского мира России с Речь Посполитой (1582 г.) Полоцк и Ливония отходили Польше. Россия получала назад захваченные Баторием русские земли.

в) По условиям Плюсского перемирия со Швецией (1583 г.) Россия теряла Нарву, Копорье, Ям. Россия сохранила выход к Балтийскому морю.

г) В общем, Россия проиграла войну, хотя и разгромила Ливонский орден.

Культура при Иване IV:

Литература:

1) В годы правления Ивана Грозного появляется новый литературный жанр –публицистика. Выдающимся публицистом XVI в. был Иван Семёнович Пересветов, который в своих челобитных Ивану Грозному предложил проект реформ, направленных на укрепление самодержавной власти царя при опоре на дворянство

2) Выдающимся памятником литературы середины XVI в. является «Домострой» протопопа Сильвестра. «Домострой» представляет собой свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в.

3) В 1563 г. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в Москве организована типография.

- 1564 г. была издана первая датированная русская печатная книга «Апостол».

- 1574 г. – первый «Букварь».

Архитектура

1)В XVI в. в русской архитектуре появляется новый стиль – шатровый.

2) Выдающимся памятником шатровой архитектуры XVI в. является построенная в 1532 г. в честь рождения Ивана IV церковь Вознесения в Коломенском.
3) 1555–1561 гг. в честь взятия Казани русскими мастерами Бармой и Постником в Москве построен Покровский собор что на рву, известный больше как храм Василия Блаженного.

 

Дворянство.

- Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.

- Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.

- Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.

- Табель о рангах (1722 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор - каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Крестьянство

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

- Государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

- Дворцовые, принадлежавшие лично царю;

- Посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Городское сословие

Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных».

- Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия - наиболее богатые, 2-я гильдия - мелкие торговцы и зажиточные ремесленники;

- Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.

В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

г)Судебная реформа

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами.

- Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

3) Церковная реформа Петра I

- Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну;

- Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

4) Финансовые реформы Петра I

Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).

- В 1704 г. была проведена денежная реформа, по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.

- Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.

- Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.

5) Социальные реформы Петра I

а)Реформа образования Петра I

- В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

- Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

б)Реформы Петра I в культуре

- Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию.

- Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

- Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.

в)Медицинские реформы Петра I

Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. - первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.

- В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве.

- С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.

- Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.

г)Социально-экономические реформы Петра I

Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

6) Реформы Петра I в армии

- Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат.

- В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.

В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.

Итог реформаторской деятельности:

Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.

Оценка петровских преобразований:

 

Итоги и значение

- Самое крупное народное выступление в России

- Соединение антикрепостнического и национального движений

- Восстание не улучшило положение крестьян в стране

- Поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политики властей по отношению к податным сословиям

 

Образование и деятельность антигитлеровской коалиции (июль 1941-декабрь 1944 гг.). Ленд-лиз: вклад в победу над фашизмом.

 

52. Завершающий этап II мировой войны: Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции, Берлинская операция, разгром милитаристской Японии. Уроки ВОВ.

 

 

- Впервые нацизм был судим на международном уров­не

- Сложившаяся в годы войны антигитлеровская коалиция стала ос­новой для создания Организации Объединенных Наций, что открыва­ло возможности для образования системы коллективной безопасности, возникновения кардинально новой организации международных от­ношений.

Источники победы в ВОВ:

- массовый героизм и самоот­верженность людей;

- единство фронта и тыла;

- успехи партизанского движения

- возросшее военное искусство полководцев.

Цена победы советского народа в войне:

Потери в Великой Отечественной войне - 27 млн. человек:

- 11,4 млн. человек - потери в боевых действиях

- 15,6 млн. человек - мирные жители

Уроки Великой Отечественной войны:

- Беспредельная вера руководства страны в свой народ, в свое Отечество, это опора на собственные силы, умелое использование собственных возможностей.

- Успехи на фронте и в тылу стали возможны благодаря сплоченности общества, единства народа и армии. Война была подлинно народной, отечественной.

- Вопросы укрепления обороны страны, повышения боеготовности Вооруженных Сил должны быть в центре внимания народа и руководства государства.

- Важнейший урок ВОВ - необходимость высокой политической бдительности в отношении фашизма и его разновидностей. В гитлеровской Германии он выступал под маской национал-социализма и преследовал цель установления мирового господства в виде открытой и кровавой террористической диктатуры. Актуальность этого урока несомненна. Несмотря на полное поражение фашизма во второй мировой войне, спустя полвека после этого в ряде государств возродились неофашистские организации.

 

Образование, наука и культура в СССР (1953-1991 гг.) и в России в условиях рынка (1992-2006 гг.)

 

«Оттепель» (1953-1964 гг.)

Выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС, осуждение преступлений высших должностных лиц произвели большое впечатление и положили начало переменам в общественном сознании.

Особенно заметно «оттепель» проявилась в литературе и искусстве.

- Реабилитированы В.Э. Мейерхольд, Б.А. Пильняк, О.Э. Мандельштам, И.Э. Бабель, Г.И. Серебрякова;

- Снова начинают издаваться стихи С.А. Есенина, произведения А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко;

- На художественной выставке в Москве в 1962 г. был представлен авангард 20—30-х гг., долгие годы не выставлявшийся. Наиболее полно идеи «оттепели» были отражены на страницах «Нового мира» (гл. ред. – А.Т. Твардовский). Именно в этом журнале была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Со второй половины 50-х гг. расширяются международные связи советской культуры:

- Возобновляется Московский кинофестиваль;

- С 1958 г. открывается Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского;

- Восстанавливается экспозиция Музея изобразительных искусств им. Пушкина;

- Проводятся международные выставки. В 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Возросли затраты на науку, открыто много новых научно-исследовательских учреждений.

- С 50-х гг. формируется крупный научный центр на Востоке страны – Сибирское отделение АН СССР – Новосибирский Академгородок.

- В конце 1950-начале 1960-х гг. СССР принадлежит ведущая роль в освоении космоса – 4 октября 1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 г. состоялся первый полет пилотируемого космического корабля (Ю.А. Гагарин).

- «Отцами» советской космонавтики стали конструктор ракетной техники С.П. Королев и разработчик ракетных двигателей В.М. Челомей.

- Значительно способствовали росту международного авторитета СССР и успехи в освоении «мирного атома» - в 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».

В средней школе реформа проводится под лозунгом «укрепления связи школы с жизнью».

- Вводится обязательное восьмилетнее образование на «политехнической» основе;

- Срок обучения возрастает до 11 лет, и помимо аттестата зрелости выпускники получают свидетельство о специальности;

- В середине 60-х гг. занятия на производстве отменяются.

В то же время «оттепель» в культуре сочеталась с критикой «упаднических тенденций», «недооценки руководящей роли партии».

- Жесткой критике подвергались:

1. Писатели и поэты: А.А. Вознесенский, Д.А. Гранин, В.Д. Дудинцев;

2. Скульпторы и художники: Э.Н. Неизвестный, Р.Р. Фальк;

3. Ученые-гуманитарии: Р. Пименов, Б. Вайль.

Арестом последних начинается первое политическое дело над рядовыми гражданами времен «оттепели». Широкий резонанс во всем мире получило исключение в 1958 г. из Союза писателей Б.Л. Пастернака за публикацию за границей романа «Доктор Живаго». По политическим соображениям он вынужден был отказаться от получения Нобелевской премии.

 

«Застой» (1964-1985 гг.)

В эпоху застоя особенное внимание уделялось (и усиленное финансирование) отраслям науки, обеспечивающим оборонную мощь страны. В этой области работали такие крупные ученные как академики И.Е.Тамм, А.Д.Сахаров, Л.А.Арцимович. - Многие прикладные и фундаментальные исследования финансировались только при условии интереса к ним со стороны военно-промышленного комплекса.

Подконтрольной партии оставалась гуманитарная наука. История советского общества неразрывно связывалась с историей КПСС, а все успехи советского народа приписывались исключительно мудрому руководству со стороны партии. Попытки более объективной трактовки исторического процесса вызывали ожесточенную реакцию со стороны партийных органов.

Образование:

- В 1966 г. в СССР был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию;

- В 1978 г. введено обеспечение учащихся младших классов бесплатными учебниками. По количеству специалистов с высшим образованием страна вышла на первое место в мире.

Все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались под неустанным вниманием со стороны партии и оценивались с точки зрения коммунистической морали и ее идеологического влияния на общество.

В многочисленных постановлениях говорилось о:

- Верности учению марксизма-ленинизма;

- Необходимости усиления идеологической борьбы с влиянием Запада;

- О преимуществах социалистической системы;

- Возрастающей руководящей роли партии.

Это выдавалось за проявление в искусстве метода «социалистического реализма».

 

«Перестройка» (1985-1991 гг.)

В условиях переходного периода, становления рыночных отношений в России в тугой узел сплелись как позитивные сдвиги, так и потери, издержкив сфере духовной жизни и культуры.

- Отсутствие цензуры и партийного контроля, подавляющих личность структур;

- Свобода творчества стали важными факторами духовного раскрепощения людей.

На этой основе развивается художественное творчество, появляются его новые организационные формы. Былое единообразие, зашоренность в творчестве уступают место раскованности и плюрализму. Возвращаются многие ценности культуры русского и других народов, преданные несправедливому забвению. Вместе с тем все очевиднее становится кризис в области культуры. Он является неотъемлемой частью экономической и социально-политической жизни российского общества. Происходит переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на “массовое потребление”. Творческие люди становятся заложниками коммерциализации искусства и литературы. Этот процесс обернулся страшной девальвацией образования, духовных ценностей, культуры в целом. В условиях рыночных отношений

- Произошло повсеместное сокращение бюджетных ассигнований на нужды культуры;

- Продолжается свертывание сети учреждений культуры, перепрофилирование их деятельности, использование имеющейся у них материальной базы в чисто коммерческих целях.

На развитии науки и образования отрицательно сказывается уход в иные сферы деятельности, главным образом в коммерческие структуры, высококвалифицированных ученых, а также их отъезд за рубеж. Трудности переживает вузовская наука. Резко сократился спрос производства на научно-техническую продукцию. Ухудшилось обновление материальной базы науки и образования. Произошли изменения в системе высшей и средней общеобразовательной школы. Осуществлен отход от единообразия и идеологизации появились и функционируют новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи, колледжи, университеты различного профиля, в том числе с платным обучением. В то же время сокращение масштабов государственной поддержки науки и образования препятствует их полноценному развитию, приводит к утрате завоеванных позиций.

 

РФ (1991-2006)

Основные особенности развития отечественной культуры в 90-е гг.:

- Резкое сокращение государственного финансирования.

- Практически полная свобода творчества.

- Падение общекультурного уровня населения.

Несмотря на негативные в целом последствия социально-экономических и политических преобразований 1990-х годов для отечественной духовной культуры, в этой сфере были достигнуты некоторые успехи.

- В 1995 г. премии «Оскар» американской киноакадемии был удостоен фильм Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем»;

- В 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С.В. Бодрова «Кавказский пленник»;

- Рост интереса к отечественной истории, традициям народа нашли отражение в киноэпопее Михалкова «Сибирский цирюльник» (1999);

- Устойчивое развитие получила кинодокументалистика («Россия, которую мы потеряли» С.С. Говорухина и др.);

- Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей, ставших в конце 90-х гг. ежегодными;

- Однако число фильмов, выпускаемых на киностудиях страны, значительно сократилось;

- В 2000 годы наблюдался некоторый ренессанс российского кинематографа;

- Однако начавшийся в 2009 году мировой экономический кризис вновь привел к сокращению количества снимаемых фильмов.

Российская литература в 1990-2000-е гг. обогатилась новыми произведениями В.П. Аксенова {«Желток яйца»), В.П. Астафьева («Прокляты и убиты»), Г.Я. Бакланова («Свой человек»), Б.Л. Васильева («Аксиома самоиска», «Россия воскресе»), Е. А. Евтушенко («Не умирай после смерти»), Ю.М. Нагибина («Бунташный остров»), А.И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование «Красное колесо»).

Известными художниками 1990-2000-х гг. стали А.М. Шилов, И.С. Глазунов, Н. Сафронов.

В сложном положении оказалась система образования, которая, начиная с 1984 г., подвергалась постоянному реформированию.

- Главной проблемой в развитии образовательной системы в эти годы стало финансирование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к разрушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. В настоящий момент реформа российской школы продолжается.

Несмотря на все трудности, определенных успехов достигла отечественная наука.

- Лауреатами Нобелевской премии стали физики Ж. Алферов и А. Гинцбург.

Таким образом, развитие отечественной науки и культуры в 1990-2000-е гг. было полно противоречий (как и другие сферы жизни): с одной стороны, творческая интеллигенция получила полную свободу самовыражения, но с другой — лишенная финансовой поддержки государства в условиях рынка, была не в состоянии реализовать свой потенциалв полной мере.

 

Первый (1985— 1987)

- Курс на ускорение социально-экономического развития страны.

- Начало антиалкогольной кампании.

- Чернобыльская трагедия.

- Неудача преобразования традиционными для системы административно-командными методами. - Смена модели реформирования: от ускорения к перестройке.

- Попытки осуществления экономических реформ путем пе­рестройки управления народным хозяйством.

- Предоставление самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет

Второй (1988— 1989)

- Начало развития частной инициативы и предприниматель­ства (индивидуальная трудовая деятельность, кооперативы).

- Осуществление реформы политической системы.

- Политическое пробуждение общества и его раскол на демо­кратов и коммунистов. Обострение борьбы общественно-по­литических сил.

- Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений.

- Усиление борьбы за власть между союзными и национально-республиканскими политическими элитами.

- Обретение перестроечными процессами неуправляемого ха­рактера

Третий (1990— 1991)

- Углубление реформы политической системы.

- Отмена монопольного права КПСС на власть.

- Учреждение поста Президента СССР.

- Выработка путей перехода к рыночной экономике.

- Нарастание политического противоборства.

- Августовские события 1991 г.

- Обвальный распад общества и государства.

- Крах пере­стройки

Межнациональные отношения в СССР в 1985-1991 гг.

Перестроечные реформы не дали быстрого позитивного результата. Экономическая ситуация ухудшалась. Гласность и демократизация об­щественной жизни способствовали всплеску межнациональных проти­воречий, которые раньше либо не замечались, либо жестоко подавля­лись властью.

Первое массовое выступление на национальной почве произошло в декабре 1986 г. в Алма-Ате после снятия Д. А. Кунаева с поста первого секретаря ЦК Компартии Казахстана и замены его Г. В. Колбиным. Про­тив демонстрантов, которые требовали уважения к национальным кад­рам, была применена сила.

Острые межнациональные конфликты ста­ли разворачиваться в Закавказье. В 1988 г. Нагорно-Карабахская ав­тономная область, входившая в состав Азербайджана, но населенная армянами, требовала передачи своей территории в состав Армении. Это стало основой конфликта, в том числе и вооруженного, между дву­мя республиками. Проблема Карабаха не урегулирована до сих пор.

С 1988 г. в Латвии, Литве, Эстонии появились народные фронты, выс­тупавшие сначала в поддержку перестройки, а затем превратившиеся в центры сепаратистских движений, которые требовали выхода из СССР.

Трагедией стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 г., когда при помощи войск была разогнана националистическая демонстрация. Многие получили ранения, а 19 человек погибли.

Разворачивались эт­нические конфликты в Средней Азии - в Узбекистане и Киргизии.

Обострение межнациональных отношений в период перестройки

Причины:

- Экономический кризис, охвативший все отрасли народного хозяйства;

- Непоследовательность и противоречивость национальной политики.

Следствие: углубление межнациональных противоречий

Начало открытых в условиях развития гласности и демократии национальных конфликтов:

- Митинги и демонстрации в Ал­ма-Ате (Казахстан) против ру­сификации (1986); - Создание народных фронтов в союзных республиках, превра­тившихся в центры сепаратист­ских движений (с 1988 г.);

- Вооруженные столкновения в Абхазии (с 1989 г.);

- S карабахская проблема, кон­фликт между Арменией и Азербайджаном (с 1988 г.);

- Волнения в Узбекистане в результате противостояния между турками-месхетинцами и узбеками (1989);

- Межэтнические столкновения в Киргизии (1989)

С 1990 г. в стране начался «парад суверенитетов». Дек­ларации о суверенитете приняли большинство союзных республик.

В этот процесс внесла свою лепту и Россия. 12 июня 1990 г. I Съезд на­родных депутатов РСФСР 907 голосами против 13 принял Декларацию о государственном суверенитете. В настоящее время этот день — на­циональный праздник Российской Федерации.

Лидеры национальных движений активно пропагандировали идеи о том, что процветание возможно лишь в результате независимости и выхода из Советского Союза. В этих условиях руководство страны приняло решение о начале разработки нового союзного договора, кото­рый должен был предоставить широкие права союзным республикам и создать разумный баланс полномочий между ними и центром.

Но конфликты между республиками и Москвой продолжались. В январе 1991 г. резко обострилась ситуация в Литве, которая принима­ла законы направленные на правовое оформление независимости. По­литический ультиматум М.С. Горбачева и попытка военно-силового решения этого вопроса привели к столкновениям армии с населением Вильнюса, в результате которых погибли 14 человек. Эти события выз­вали бурный резонанс в мире и внутри страны, скомпрометировав выс­шее советское руководство, и прежде всего М.С. Горбачева.

59. Россия постсоветская (1992-2006 гг.): социально-экономические преобразования и их последствия.

Экономическая и социальная политика Правительства Российской Федерации в 1992 — 2004 гг. (общие черты)

 

Российская Федерация в 2000-2006 гг.: основные тенденции социально-экономического развития страны на современном этапе

17 августа 1998 г. премьер-министр С. В. Кириенко выступил с заявлени­ем о прекращении выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам (дефолт — отказ от принятых ранее на себя обязательств)

60. Внешняя и внутренняя политика России в 1992-2006 гг. Эволюция российской государственности. Конституция РФ 1993 г.

После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых государств (СНГ) произошло изменение положе­ния России на международной арене.

Внешнеполитическая концепция Российской Федерации предусматривала следующие задачи:

- Сохранить территориальную целостность и независимость;

- Обеспечить благоприятные условия для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество;

- Добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Со­ветского Союза в ООН;

- Добиться помощи западных стран в проведении курса реформ;

- Расширить внешнюю торговлю России с зарубежными странами, внешнеэкономические связи (это рассматривалось как одно из средств пре­одоления хозяйственного кризиса в стране).

Россия строила международные связи по 3-м основным направлениям:

1) Отношения с дальним зарубежьем;

2) Отношения с бывшими союзными республиками — ближним зарубежьем;







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.05 с.)