ТОП 10:

Россия в эпоху Александра III: «контрреформы».



32. «Серебряный век» русской культуры (1880-1920 гг.)

 

 

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком».

В конце XIX - начале XX веков произошла переоценка ценностей с позиций европеизма. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища предстали в ином, более ярком, чем когда-либо, свете. Поистине, это была самая творческая эпоха в российской истории, полотно величия и надвигающихся бед святой России.

1) Ликвидация крепостного права, развитие буржуазных отношений в деревне обострили противоречия в развитии культуры. Они обнаруживаются, прежде всего, в охватившей российское общество дискуссии и в складывании двух направлений: «западничество» и «славянофильство»

Российское общество разделилось на «славянофилов» и «западников».

2) Образование и просвещение

На рубеже веков система образования по-прежнему включала три ступени:

- Начальную (церковноприходские школы, народные училища);

- Среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища)

- Высшую школу (университеты, институты).

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В 1860-е годы издавалось 7 ежедневных газет и работало около 300 типографий. В 1890-е годы -100 газет и примерно 1000 типографий. А в 1913 г. уже издавалось 1263 газет и журналов, а в городах насчитывалось примерно 2 тысячи книжных магазинов.

По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии.

Не менее важную роль в развитии культуры сыграл «иллюзион» - кино, появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубежные, но и отечественные картины.

3) XIX столетие приносит значительные успехи в развитии отечественной науки:

- Она претендует на равноправность с западноевропейской, а порой и на превосходство.

Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь.

В период «Серебряного века» люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни. Очень распространенными оказываются всевозможные мистические учения.

«Серебряный век» - время противопоставлений. Основное противопоставление этого периода - оппозиция природы и культуры.

4) Мистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, издававший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами, и молодые писатели И. А. Бунин и А.И. Куприн.

Русская литература начала XX в., породила замечательную поэзию, и наиболее значительным направлением был символизм. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Один из идеологов символизма Д.С. Мережковский.

К 1910 г.. «символизм закончил свой круг развития».(Н. Гумилев), его сменил акмеизм.

5) Театр и музыка

Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра в 1898 г., основанного К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей.

В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржсвской, репертуар которого отражал устремления

Режиссерское творчество Е.Б. Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-12 гг. носит радостный, зрелищный характер.

Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами.

6) Архитектура

Эпоха промышленного прогресса на рубеже Х1Х-ХХ вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа, такие как банки, магазины, фабрики, вокзалы.

7) Скульптура

Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественнообразной системы связано с влиянием импрессионизма.

Черты нового метода - «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом.

На рубеже веков взамен реалистичного метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в", полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства).







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.134.98 (0.005 с.)