Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей: словесные методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей: словесные методы



Метод обучения – способ совместной деятельности воспитателя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач. Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний (ИЗ) – словесные (ИЗ: устное и печатное слово); наглядные (ИЗ: образ); практические (ИЗ: практическая деятельность). К словесным методам обучения относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой и др. Рассказ – это метод повествовательного изложение содержания учебного материала. Применяется на всех этапах школьного обучения. Требования: должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания, содержать только достоверные и научно проверенные факты; включать убедительные примеры, иметь четкую логику изложения; быть эмоциональным; излагаться простым доступным языком; отражать элементы личностной оценки и отношения воспитателя к излагаемым фактам. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся у учащегося опыт. Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Широко используется в работе с детьми разных возрастных групп, но более необходим в старшем и среднем школьном возрасте. Требования: точное и чёткое формулирование задач, сути проблемы; последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использование сравнения, сопоставления, аналогии; привлечение ярких примеров; безукоризненная логика изложения. Беседа – диалогический метод обучения, при котором воспитатель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Виды: вводные (вступительные, организующие); беседы-сообщения (выявление и формирование новых знаний); систематизирующие (синтезирующие, закрепляющие); индивидуальные, фронтальные; собеседование. Требования: вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, чтобы будили мысли ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов, альтернативных, требующих однозначных ответов (да, нет). Педагог обязан чётко определить тему беседы, её цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, продумать методику её организации. Беседа имеет преимущества: активизирует учащихся; развивает их память и речь; делает открытыми знания учащихся; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством. Недостатки: много времени, элемент риска (неправильный ответ фиксируется в памяти). Дискуссия – обмен взглядами по определенной проблеме. Эти взгляды отражают собственные мнения участников. Данный метод обучения следует использовать, когда учащиеся обладают в значительной степени самостоятельностью мышления, умеют аргументировать и защищать свою точку зрения, считаться с мнением других. Условием эффективности дискуссии является предварительная обстоятельная подготовка учащихся и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений. Метод групповой дискуссии наиболее эффективен в старшем звене школы. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Эффективность данного метода зависит от подготовленности воспитателя: план лекции, логическая последовательность изложения материала, с чётким проговариванием ведущих моментов; проблемность и эмоциональность; оптимальность темы изложения; использование наглядности. Работа с учебником и книгой проводится на всех этапах обучения и сочетается с использованием других методов. Существует ряд приемов работы с печатными источниками: конспектирование (краткое изложение содержания прочитанного); составление плана текста (разбить на части и озаглавить каждую. Может быть простой и сложный); тезирование (краткое изложение основных мыслей прочитанного); цитирование (дословная выдержка из текста); рецензирование и др. Требования: отбирать посильный материал; начинать со вступительного объяснения; в процессе выполнения задания наблюдать за учащимися.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.004 с.)