Использование зарубежного опыта в работе ДОУ: Вальдорфский детский сад 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование зарубежного опыта в работе ДОУ: Вальдорфский детский сад



Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Для них характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.

Альтернативными образовательными учреждениями являются также детские сады и школы Р. Штайнера, или так называемые вальдорфские школы, по модели которых работают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и в России.

Созданная в начале 20-х гг. XX в. на основе религиозно-философского учения (антропософии) педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861–1925) была направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью особых упражнений. Стержень концепции образования составляют трудовая, художественная, театрализованная виды деятельности ребенка. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует строгая регламентация жизни учащихся. Дети учатся без оценок, у них нет страха перед отчислением, второгодничеством. К работе вальдорфских школ активно привлекаются семьи воспитанников.

Вальдорфская педагогика является одним из заметных явлений в современной педагогике.

Основные положения вальдорфской педагогики выражаются в определенной методике работы. Придавая большое значение среде, в которой обитает ребенок, Р.Штайнер много внимания уделяет архитектуре, оборудованию, убранству помещений. Пастельные тона, природные, естественные материалы должны создавать радостное, солнечное настроение. Мебель, которую можно легко передвигать, изменяя обстановку по усмотрению детей, игрушки, для которых очень важно скромное в художественном отношении, но привлекательное исполнение (например, кукла, сделанная из платка, с двумя чернильными пятнами вместо глаз; деревянные игрушки, изображающие человека, пилящего дрова, и др.), создают необходимую атмосферу для пробуждения художественной фантазии, творчества. При выборе игрушек и материала для занятий с маленькими детьми следует избегать всего, что требует комбинаторных способностей и стимулирует раннее интеллектуальное развитие. Широко используются в работе с детьми рисование красками, лепка из окрашенного воска или пластичной глины, игра на музыкальных инструментах, пение, а также эвритмия – особый вид художественных занятий, построенных на определенных закономерностях, которые адекватно выражают музыку в телодвижениях, пластике. Большое значение придается сказке или истории, которые обязательно рассказываются детям и никогда не читаются, а также свободной игре, когда ребенок «приводит в движение свою волю», проявляет творческую фантазию. Много времени уделяется занятиям на свежем воздухе: играм с песком, водой, садовым работам и т. д.

Вмешательство воспитателя в занятия детей сведено к минимуму, поскольку ребенок этого возраста в силу особенностей развития не может усвоить объяснения и требования взрослых. Взрослый обеспечивает то, что требуется для здоровья и гигиены ребенка, и устанавливает естественный ритм распорядка дня, который воспринимается ребенком с радостью, как нечто само собой разумеющееся. Главное – взрослый должен своими стремлениями и действиями воплотить то, что он хотел бы увидеть в своем ребенке, какие качества души он ожидает от ребенка в его жизненной позиции.

Вальдорфские учреждения автономны и не имеют поста директора. Общие вопросы организации воспитательного процесса решаются коллегиально на ежедневных конференциях учителей, в которых нередко принимают участие и родители.

Общим для приверженцев вальдорфской педагогики является критическое отношение к любым формам селекции детей, тестированию, отбору одаренных и отстающих. К каждому ребенку проявляется дифференцированный подход.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.003 с.)