Классификация современных подходов к воспитанию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация современных подходов к воспитанию



Существующие на сегодняшний день подходы и концепции воспитания направлены на наполнение воспитательной системы новым содержанием, в соответствии с существующей личностно ориентированной парадигмой образования и теми его особенностями, которые уже перечислены. Многовариантность появившихся подходов и концепций открывает новые возможности для развития педагогического творчества преподавателей в реализации целей воспитания будущих профессионалов.

Подход является комплексным педагогическим средством и включает три компонента:

основные понятия, используемые в процессе изучения и преобразования воспитательной практики;

принципы как исходные положения, главные правила осуществления воспитательной деятельности;

приемы и методы построения воспитательного процесса.

Раскроем основные подходы к воспитанию.

Комплексный подход предполагает, что все компоненты воспитания: цели, задачи, содержание воспитательных влияний; деятельность воспитуемых; формы и методы воспитания и самовоспитания; контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ полученных результатов, позволяют наметить новые цели с учетом достигнутого и появившихся проблем.

Ценностный (аксиологический) подход. У мира педагогических ценностей две составляющие – ценности воспитателя и ценности воспитанника. Выделяют еще несколько разновидностей педагогических ценностей: личностные, групповые, социальные, общественно-политические, профессионально-групповые, индивидуально-лич-ностные.

В системе отношений наставников и воспитанников проявляется система ценностных ориентации, субъективированных личностью. Эффективность системы педагогического воздействия зависит от того, насколько личностные представления человека о его назначении, достоинстве, духовной свободе соответствуют нормативным, пропагандируемым ценностям.

Синергетический подход занимает все более важное место в современном воспитании.

В последние годы возникла необходимость обращения к идеям теории самоорганизации, широко известной как наука синергетика. Это кооперативная наука, изучающая системы с самоорганизацией, т. е. внутренней способностью выращивать в себе, надстраивать из себя новые качества, необходимые для выживания.

Предметом исследований синергетики являются законы самоорганизации и эволюции неравновесных открытых систем, пребывающих в состоянии неустойчивости. Это системы любой природы, обменивающиеся энергией с окружающей средой через все свои точки.

Философско-антропологический подход– согласно данному подходу цель, предмет и ценность воспитания – Человек и его бытие в мире.

В связи с этим оно направлено на постижение духовной жизни воспитанника и осуществляется благодаря диалогическому взаимодействию воспитателя и воспитанника. Основная задача воспитателя – понять, принять еще не осознанные цель, смысл жизни, поступок воспитанника как единство действия, переживания, убеждения, мысли и чувства.

Центральным принципом этого подхода является антропологический принцип. Суть его в том, что понятие «человек» рассматривается как исходная, базовая категория; выбор человека в качестве исходной ценности определяет методы, средства и формы воспитания, которые позволяют акцентировать внимание и взаимные усилия воспитателя и воспитанников на актуализации, воспроизведении человеческого в человеке.

Полисубъектный подход – как условие гуманизации учебно-воспитательного процесса. Полисубъектный подход предполагает, что воспитатель не учит, а активизирует, стимулирует стремление учеников к саморазвитию, создает условия для творческой самореализации.

Помимо перечисленных в воспитательном процессе действуют подходы:системный, деятельностный, личностно ориентированный, культурологический.

К началу XXI века сложилась система современных концепций воспитания, позволяющая ориентировать учебно-воспитательный процесс на реализацию личностно ориентированной парадигмы воспитания. Дадим краткую характеристику некоторым из них. Обратим внимание на тот факт, что данные концепции носят универсальный характер и могут быть использованы не только при построении воспитательной системы общеобразовательной школы, на которую они ориентированы, но и в воспитательном процессе любого иного учебного заведения.

Педагогика свободы (О. С. Газман). Воспитание понимается как деятельность, основанная на свободном саморазвитии личности и ее педагогической поддержке.

Цель воспитания – помощь воспитаннику как субъекту свободного сознания(осознания),свободной деятельности(самодеятельности),свободного выбора(самоопределения); ориентация воспитателя на воспитанника как на уникальную духовную «самость», как на индивидуальную действительность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.004 с.)