Н. А. Римский-Корсаков (1844-1909) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н. А. Римский-Корсаков (1844-1909)



Николай Андреевич Римский-Корсаков был самым молодым из «куч­кистов». На рубеже 60-70-х годов он, как и Мусоргский, увлекся иде­ей создания народной музыкальной драмы. Однако определяющими для оперного творчества Римского-Корсакова стали эпос и сказка. Римский-Корсаков — создатель национальной оперы-сказки и оперы-былины.

Н. А. Римский-Корсаков родился в Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье. В 12 лет его отдают в петербургский Морской кадет­ский корпус. Занятия в корпусе шли параллельно с частными уроками музыки.

В 1861 году он познакомился с Балакиревым и вскоре вошел в его музыкальный кружок. Еще через год Римский-Корсаков заканчивает Мор­ской корпус, получает офицерское звание и отправляется в кругосвет­ное плавание на судне «Алмаз». Римский-Корсаков боялся, что трехлетнее плавание сделает его характер «железным», и он утратит способность сочинять. К счатью, этого не произошло. Кругосветное плавание, непосредствен­ное знакомство с восточными странами послужило источником разнообраз­ных впечатлений, отразившихся позже в творчестве будущего компози­тора. Вскоре по возвращении на родину он оставляет морскую службу и навсегда посвящает свою жизнь музыке.

Поворотным сочинением в творчестве молодого композитора стала сим­фоническая картина для оркестра «Садко». Он сочинил ее в 1867 году. В этом произведении Римский-Корсаков обрел свой музыкальный стиль, нашел образы моря и сказки, ставшими основными в его творчестве. В этой картине Римский-Корсаков проявил себя как тонкий мастер орке­стрового колорита, как оригинальный музыкальный живописец. Спустя 28 лет музыку этой оркестровой картины Римский-Корсаков использует в своей одноименной опере.

После «Садко» Римский-Корсаков сочинил еще одно программное про­изведение по восточной сказке - «Антар».

Ранний период творчества композитора заканчивается оперой «Псковитянка» на сюжет исторической пьесы Мея. В основу сюжетной линии оперы положена борьба царя Ивана Грозного с двумя вольными городами, Новгородом и Псковом, не желавшими подчиниться его власти.

Одновременно с Римским-Корсаковым начал писать оперу на историче­ский сюжет и Мусоргский. Это была опера «Борис Годунов». Закончив свои оперы, оба композитора посвятили их своим товарищам по кружку. «Дорогому мне музыкальному кружку», — написал на клавире Римский-Корсаков.

В 1871 году композитора приглашают на должность профессора в Пе­тербургскую консерваторию. Появилась возможность оставить службу и зарабатывать деньги на жизнь любимым делом. После некоторых колебаний он соглашается и становится не только учителем, но и прилежным учеником.

Римский-Корсаков остро ощущал отсутствие систематической музыкаль­ной подготовки и начал свое самообразование с самых азов, совсем не смущаясь профессорским званием и общественным положением. Римский-Корсаков решил самостоятельно освоить всю грамматику и технологию музыкального сочинительства. Мусоргский, считавший музыкальную науку мертвячиной, а консерваторию чуть ли не моргом, расценил этот шаг как предательство. Поддержка пришла лишь от П. И. Чайковского, который некоторое время заочно руководил его занятиями полифонией. «Я просто преклоняюсь и благоговею перед Вашей благородной артистической скромностью и изумительно сильным характером», — писал он Римскому-Корсакову.

В этом же году композитор женится на Н. Пургольд — пианистке и ча­стой посетительнице музыкальных собраний «балакиревцев». Надежда Николаевна была композитору верным другом, советчиком и хорошей до­машней хозяйкой. Такой гармонии семейной жизни и творчества не было больше ни у кого из русских композиторов XIX века.

В жизни Римского-Корсакова все стало соразмерно: гармония и алгебра, творчество и быт. Все радовались благополучному устройству Корсакова, кроме Мусоргского, хотя он и был свидетелем на свадьбе своего друга. Мусоргский по натуре был максималистом, Римский-Корсаков предпочитал компромисы.

В 1877 году Римский-Корсаков составил сборник «100 русских на­родных песен». Это была первая хрестоматия по устному народному му­зыкальному творчеству. Этим сборником Римский-Корсаков достаточно успешно решил чисто технологическую задачу: как средствами класси­ческой гармонии и традиционного нотописания передать неповторимое своеобразие русских народных песен.

За оперой «Псковитянка» последовали оперы «Майская ночь» (1878) и «Снегурочка» (1881). «Майская ночь» по Гоголю — опера светлого, лирико-комедийного плана с элементами фантастики. Этой оперой начи­нается серия сказочно-эпических опер Римского-Корсакова.

«Снегурочка» - третья опера композитора. Опера написана на сюжет одноименной пьесы Н. Островского. Композитор определил ее жанр как «весеннюю сказку». Этой оперой начинается зрелый период в его твор­честве.

Опера сочинялась летом 1880 года в глухой деревне под Петербургом. Она занимает одно из первых мест в творческом наследии композитора. В своих автобиографических заметках «Летопись моей музыкальной жизни» сам автор вынес суждение, что «Снегурочка» не только лучшая моя опе­ра, но в целом — как идея и ее выполнение — быть может, лучшая из со­временных опер. Автор был настолько увлечен сюжетом, что сочинил ее музыку за два с половиной месяца.

Основная идея оперы — прославление могущественных сил природы, несущих людям счастье.

Краткое содержание оперы.

Пятнадцать лет назад у Весны и Деда Мороза родилась дочка Снегу­рочка, и с тех пор разгневанный Ярило-солнце не дает земле достаточ­но света и тепла. Появляется Дед Мороз. Он обещает покинуть страну берендеев, но кто же будет оберегать Снегурочку? Весна и Мороз решают отпустить Снегурочку в слободку Берендеевку под присмотр Бакулы- бобыля. Поручив Лешему охранять Снегурочку, Мороз и Весна ухо­дят.

Толпа берендеев везет в лес чучело Масленицы и справляет веселый обрядовый праздник. К великой радости Бобыля, Снегурочка просит взять ее в дочки.

Вечереет. Пастух Лель идет на ночлег к Бобылю. За песни, что он поет, Снегурочка дарит ему цветок. Заслышав зов веселых подружек, Лель бросает цветок и убегает к ним. Снегурочка обижена. К ней под­ходит Купава и делится своим счастьем — ее любит Мизгирь, и скоро будет их свадьба. Появляется Мизгирь. По старинному обычаю он должен выкупить невесту у подружек. Увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбляется в нее и отказывается от Купавы. Народ, возмущенный изме­ною Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у справедливого царя Берендея.

При всем народе судит Берендей Мизгиря. Его приговаривают к из­гнанию. Увидев красоту Снегурочки, царь Берендей понимает, что имен­но через нее будет всем берендеям избавление от немилости Ярилы-солнца. Он объявляет, что тот, кто сумеет до рассвета заставить Снегу­рочку полюбить себя, получит ее в жены. Мизгирь клянется зажечь серд­це Снегурочки.

Вечером, накануне Ярилина дня, молодежь водит хороводы. Лель поет свои прекрасные песни. В награду за это царь предлагает выбрать ему любую девушку. Снегурочка просит выбрать ее, но Лель идет к обижен­ной Купаве и нежно целует ее. Обиженная, Снегурочка убегает в лес. Мизгирь пытается преследовать ее, но Леший заманивает его в непрохо­димую чащу.

На опустевшую поляну выходят Лель и Купава, которая благодарит своего нового жениха за спасение от позора. Снегурочка в отчаянии просит у матери Весны сердечного тепла. Та в ответ надевает на голо­ву Снегурочки волшебный венок — и в тот же миг для Снегурочки преоб­ражается весь мир. Счастливый Мизгирь ведет Снегурочку к царю.

Наступает Ярилин день — праздник лета. Но Снегурочка боится солнечных лучей. Яркий луч попадает на Снегурочку, и она начинает таять. Сцена таяния Снегурочки — один из трогательнейших эпизодов в мировой музыкальной литературе. В своей последней арии она воспевает великую силу человеческой любви. Гибнет прекрасная Снегурочка, в от­чаянии бросается в озеро Мизгирь. В финале оперы звучит гимн Солнцу — источнику света и жизни на земле.

Мусоргский не заметил «Снегурочки», чем больно ранил Римского-Корсакова. Самому Мусоргскому оставалось жить чуть меньше года.

После «Снегурочки Римский-Корсаков отдал много сил и времени завершению оставшейся незаконченной после смерти друга оперы «Хованщина». Лишь благодаря самоотвержен­ному труду Р.-Корсакова, в расцвете собственных сил посвятившего несколько лет чужому творчеству, эта опера смогла увидеть свет.

Примерно со второй половины 90-х гг. начинается наиболее интен­сивный период оперного творчества Римского-Корсакова. Открывается этот период оперой «Ночь перед рождеством» по Гоголю.

В этой опере большое количество оркестровых пейзажных картин: вступление, рисующее морозный зимний вечер, полет Вакулы на Черте в Петербург и обратно, игры и танцы звезд, утренняя заря над Ди­канькой, помпезный бал в Екатерининском дворце.

На протяжении 80-х годов композитор сочиняет преимущественно инструментальную музыку. К лучшим сочинением в этом жанре относят­ся «Испанское каприччио» и симфоническая сюита «Шехеразада».

Сюита состоит из четырех частей. Первая часть называется «Море и синдбадов корабль»; вторая часть — «Рассказ Календора-царевича»; третья часть — «Царевич и царевна»; четвертая часть — «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Эти эпизоды заимствованы композитором из восточных сказок «1001 ночь», в которых красавица Шехеразада в течение двух с половиной лет еженощно рассказывает грозному султану Шахриару занимательные истории и тем спасает свою жизнь, ибо Шахриар поклялся казнить каждую из своих жен после первой ночи, настолько он разуверился в верности женщин.

Четыре контрастные части сюиты связаны между собой двумя сквоз­ными темами. Первый раз они звучат во вступлении к сюите. Первая тема — это тема грозного султана Шахриара. Вторая — рисует обая­тельный образ самой рассказчицы Шехеразады. Эту изысканную, прихот­ливую, и в то же время мечтательно-задумчивую тему композитор по­ручил скрипке-соло в сопровождении мягких арпеджированных аккор­дов арфы.

Музыка сюиты носит ярко выраженный восточный колорит.

* * *

Опера-былина «Садко» была закончена композитором в 1896 году. Это 6-я опера композитора. В основу либретто положены былины новгородского цикла о гусляре и мореплавателе Садко.

Опера не была принята к постановке дирекцией императорских театров. Как вспоминал сам композитор, царь Николай II заявил: «Нечего ставить «Садко». Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее». Постановку оперы взял на себя Московский частный оперный театр С. И. Мамонтова.

В опере объединены два мира: мир реальный и подводное царство. Эти два мира соединяет гусляр Садко.

Главная тема оперы — волшебная сила искусства. Своим даром воздействия на людей и силы природы Садко напоминает античного Орфея. Однако их разнит мотивация собственных поступков: Орфей действовал во имя любви, а Садко — во славу Отечества.

Краткое содержание оперы.

На пиру богатых новгородских купцов молодой гусляр Садко уко­ряет их, что не ездят они в дальние страны, не приумножают славу Новгорода. Прогнали Садко с пира. Пошел он на берег Ильмень-озера и запел печальную песню «Ой ты, темная дубравушка». Понравилась песня гусляра молодой морской царевне Волхове. Пообещала она ему, что выловит он утром в озере три рыбки золото-перо. Обернувшись лебедями, царевна и ее подруги уплывают в даль.

Грустит в одиночестве жена Садко Любава. Ждет она мужа, но тот околдован красотой царевны Волховы. Слышится трезвон. Садко при­ходит на торговую пристань и бьется об заклад с купцами, что сумеет выловить в озере три золотых рыбки. Купцы ставят на кон все свои лавки с товарами, Садко — свою буйную голову. Гусляр вы­игрывает спор и становится самым богатым человеком в Новгороде. Из числа бедняков набирает Садко дружину, снаряжает товарами «тридцать и един корабль», но не может решиться, куда путь дер­жать. Садко просит заморских гостей поведать о своих странах. Варяж­ский, Индийский и Веденецкий гости по очереди рассказывают о чуде­сах своих стран. Мнение народа единодушно: надо путь держать в город Веденец (Венецию). Попрощавшись с народом и неутешной же­ной, Садко всходит на корабль. Дружина запевает мореходную песню «Высота ли, высота поднебесная, глубота, глубота — окиян море». Корабли скрываются из вида.

Двенадцать лет торговал Садко в разных странах и многократно приумножил свое богатство. Плывут корабли назад в Великий Новго­род. Вдруг корабль, на котором плывет сам Садко, останавливается. Чтобы умилостивить Морского царя, с корабля в море бросают бочки золота, серебра, жемчуга, но все напрасно. Понимет Садко, что именно его ждет Морской царь к себе. Бросили на воду дубовую доску, и как только Садко ступил на нее, так тут же поднялся ветер - паруса надулись, и корабль скрылся из вида.

Оставшись один посреди моря, дважды ударяет Садко по струнам своих гуслей. В ответ из водных глубин доносится голос Морской царевны Волховы. На раковине, запряженной дельфинами, Садко опуска­ется на дно морское. Морской царь приказывает ему петь величаль­ную песню. Пение гусляра так понравилось царю, что он предлагает Садко остаться и взять себе в жены царевну Волхову. Начинается свадебный обряд. По окончании его Садко берется за гусли, и все царство пускается в неистовую пляску. На поверхности моря от этого начинается страшная буря, тонут корабли, гибнут люди, но вот появляется Старчище, могучий богатырь. Тяжелой палицей выбивает он гусли из рук Садко. Пляска прекращается. Старчище повелевает морскому царству погрузиться в бездну, а царевне Волхове стать рекой. Приговор произнесен. Волхова с Садко устремляются на поверх­ность моря, а дворец морского царя погружается в бездну.

Последняя седьмая картина оперы начинается большим оркестровым вступлением. На берегу Ильмень-озера спит Садко. Волхова поет ему колыбельную песнь. Наступает рассвет, и царевна, навек простившись с любимым, рассеивается утренним туманом по лугу. Садко просыпает­ся от голоса своей жены Любавы, оплакивающей свою женскую долю. Садко устремляется ей навстречу. Пока они беседовали, туман рассеялся и на его месте оказалась река Волхов, по которой плывут корабли Садко. Появляется новгородский люд. Все дивятся чуду-чудному. В ответ на приветствия и восхваления Садко скромно отвечает: «Я-то, Садко, только петь горазд, а выше меня славный Новгород». Восклицаниями «Морю синему слава! Волхове реке слава!» торжественно заканчивается опера.

* * *

После этой оперы Римский-Корсаков отходит от сказочных сюжетов, переключаясь в сферу психологической драмы. Сначала появляется одно­актная опера «Моцарт и Сальери» на пушкинский текст, а затем «Цар­ская невеста» по одноименной пьесе Мея. «Моцарт и Сальери» — камерная речитативная опера в традициях «Каменного гостя» Дарго­мыжского. Первая постановка оперы состоялась в Москве, в Частной опере Мамонтова в ноябре 1898 года. Партию Сальери пел Ф. И. Шаля­пин, а декорации написал М. А. Врубель.

«Царская невеста» повествует о том, как женственная и нежная Марфа Собакина, насильно разлученная с женихом Иваном Лыковым и обреченная в жены Ивану Грозному, гибнет в царском дворце. Рядом с ней в отчаянной борьбе за свое счастье погибает другая женщина — гордая и страстная Любаша, покинутая царским опрични­ком Григорием Грязным, также влюбленным в кроткую красавицу Марфу. Сюжет достаточно благодатен для оперы: разрушенное счастье, сломанная жизнь, бессилие против неумолимого царского произвола.

Почти все действующие лица оперы имеют своих исторических прототипов. Вот как описывает историк Н. Карамзин в «Истории Госу­дарства Российского» этот эпизод из жизни Ивана Грозного:

«Скучая вдовством, хотя и нецеломудренным, Грозный давно ис­кал себе третьей супруги. Из всех городов свезли невест в Алек­сандровскую слободу числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал двадцать четыре, а после двенад­цать. Наконец предпочел всем Марфу Васильевну Собакину, дочь новгородского купца. Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями ненавист­никами Иоаннова семейного благополучия, и подозрение обратилось на ближних родственников цариц умерших, Анастасии и Марии. Многие из них погибли. Злобный клеветник доктор Елисей Бомелий предложил царю истреблять лиходеев ядом и составлял, как уверяют, губитель­ное зелье с таким адским искусством, что отравленный издыхал в назначенную тираном минуту. Так Иоанн казнил одного из своих любимцев Григория Грязнова и многих других, признанных участни­ками в отравлении царской невесты или в измене.

Между тем царь женился 28.10.1572 года на больной Марфе, наде­ясь спасти ее сим действием любви и доверенности к милости Божией. Но свадебный пир закончился похоронами: 13 ноября Марфа скончалась, быв или действительно жертвою человеческой злобы или только не­счастной виновницей казнью невинных».

Именно этот фрагмент «Истории Государства Российского» стал тем зерном, из которого вырос сюжет пьесы Мея, а затем и опера Римского-Корсакова.

Опера изобилует большим количеством прекрасных мелодий, что в соединении с остродраматическим сюжетом сделало эту оперу одной из самых репертуарных вплоть до наших дней.

 

Возвращение к сказочной тематике происходит в «Сказке о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне-лебеди». Таково полной название оперы, соз­данной композитором к столетней годовщине со дня рождения А. С. Пушкина (1899). Опера задумана автором в духе народно-театраль­ного представления, пронизана мягким юмором и иронией над обита­телями Тмутараканского царства. Эта опера — одно из совершенней­ших созданий автора, в котором неистощимая изобретательность драматурга-сказочника сочетается с отточенным до блеска мастер­ством композитора.

Значительную роль в опере играют симфонические эпизоды. Они органично включены в сценическое действие. Особой популярностью пользуются оркестровое вступление ко 2-му действию оперы («В си­нем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут») и вступление ко 2-й картине IV действия, которое называется «Три чуда». Разде­ляясь праздничными фанфарами, в этом вступлении сменяют друг друга темы города Леденца, тема Белки — изящно оркестрованная народная песня «Во саду ли, в огороде», мужественный марш, характеризующий морских витязей, и обаятельные мелодии царевны Лебедь.

Большую известность приобрел также симфонический эпизод из 1-й картины III действия, который называется «Полет шмеля».

Опера была поставлена в Москве в Частной опере в прекрасных деко­рациях М. Врубеля и имела колоссальный успех.

 

Свою последнюю оперу-сказку «Золотой петушок» (1907) по Пушкину сам автор назвал «Небылицей в лицах». Директор императорских театров хотел ее сразу же поставить, но московский генерал-губер­натор не позволил, усмотрев в ней сатиру на российских монархов.

В «Золотом петушке» нет традиционного для оперы деления на арии, ансамбли, речитативы. Музыка в ней течет непрерывно. Отдель­ные арии Шемаханской царицы не нарушают общего хода действия. В этой опере нет даже общепринятого деления действия на сцены.

Опера начинается и заканчивается появлением Звездочета. В на­чале Звездочет говорит зрителям: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В конце оперы он объясняет зрителям, что кровавая развязка не должна их волновать. Только он да Шемаханская царила «были здесь живые лица, остальные — бред, мечта, приз­рак бледный, пустота».

События 9 января 1905 года побудили Римского-Корсакова, всегда далекого от политики, присоединиться к волне студенческих забастовок. За открытое письмо в поддержку студенчества он был уволен из числа профессоров консерватории. Вместе с ним ее покинули С. Танеев, С. Рахманинов, А. Глазунов, А. Лядов. За композитором был учрежден негласный полицейский надзор. В это время силами бастующих студентов готовилась постановка его оперы «Кощей бес­смертный». Сбор от постановки предполагалось отдать семьям погиб­ших 9 января.

Напряженная педагогическая и композиторская деятельность ска­залась на здоровье Римского-Корсакова. Тяжелая сердечная недоста­точность 21 июня 1908 года оборвала жизнь великого русского компо­зитора.

Контрольные вопросы по теме

«Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова»

1. Где получил образование Римский-Корсаков?

2. Как называлась музыкальная картина, сочиненная композитором в 1867 году и принесшая ему известность?

3. Где служил Римский-Корсаков после 1871 года?

4. В чем состоит значение сборника «100 русских народных песен»?

5. На чей сюжет написана третья опера Римского-Корсакова? Кратко изложите его.

6. Какие оперы написаны Римским-Корсаковым на сюжеты Н. В. Гоголя?

7. Как называется симфоническое произведение, написанное по моти­вам арабских сказок «1001 ночь»? Сколько в нем частей? Как они называются?

8. Как назвал композитор свою шестую оперу и как он сам определил ее жанр?

9. Какого античного героя напоминает главный герой шестой оперы Римского-Корсакова? Что их различает?

10. Кто помог Садко выиграть спор с новгородскими купцами?

11. Сколько лет плавал Садко в поисках счастья?

12. Где происходит действие предпоследней шестой картины оперы?

13. Какова судьба морской царевны? Как ее звали?

14. Какие сюжеты являются основными в операх Римского-Корсакова?

15. Назовите действующих лиц оперы «Царская невеста».

16. Как называется симфоническое вступление ко второй картине VI действия оперы «Сказка о царе Салтане»?

17. На чей сюжет написана последняя опера Римского-Корсакова?

18. Был ли счастлив Римский-Корсаков в личной жизни?

П. И. Чайковский (1840-1893)

Родился Петр Ильич Чайковский 7 мая 1840 года. Он был третьим ребенком в семье.

Первые годы жизни будущего композитора протекали мир­но и счастливо. Большая и дружная семья жила в Воткинске — ураль­ском городке. Глава семейства служил управляющим Камско-Воткинского сталелитейного завода. До Петербурга — три недели езды. У Чайковских был свой большой дом, множество прислуги.

Первой музыкальную одаренность Чайковского заметила его гувер­нантка Фанни Дюрбах, швейцарка по национальности. Она называла его «Пьер» и «стеклянный мальчик» за склонность к мечтательности.

Первой учительницей музыки у Чайковского была М. М. Пальчикова, самоучка пианистка из крепостных. В течение нескольких лет она помогала развиваться незаурядным музыкальным способностям Чайков­ского. У будущего композитора был очень тонкий музыкальный слух. Много произведений он подбирал на фортепиано по памяти. Когда Пьер сумел подобрать несколько мазурок Шопена, то гувернантка Дюр­бах окончательно уверовала в незаурядное будущее этого ребенка и стала собирать его старые тетради, называя это «музеем Пьера».

По прошествии многих лет, будучи уже мировой знаменитостью, Чайковский разыскал своих воспитательниц и из личных средств до конца их жизни выплачивал им пенсии.

В 1848 году отец выходит в отставку в чине генерал-майора, и семья уезжает в Петербург. Чайковского определяют на учебу сперва в Горный корпус, но через год переводят в Училище правоведения. Семья разделилась: он с сестрой Зинаидой остался в Петербурге, а родители с остальными детьми уехали на новое место службы отца.

Одинокая жизнь в пансионе принесла будущему композитору первый опыт страданий и размышлений. Он начал играть на рояле «для себя». Мать думала, что эта «вредная привычка» (игра) пройдет с возрастом, но получилось наоборот. Чайковский решил для себя, что он и музы­ка — это тайна для других.

В 1852 году Чайковские окончательно переезжают в Петербург, и до окончания Училища правоведения Петр Ильич жил в семье.

Летом 1854 года Чайковский испытал первое сильнейшее горе: заболевает и скоропостижно умирает от холеры его мать. Отец с шестью детьми на руках переезжает жить к брату.

Учеба в Училище правоведения мало увлекала Чайковского. На первом плане там были специальные дисциплины, но были и музыкаль­ные классы для желающих. Училище правоведения было аристократиче­ским учебным заведением, куда принимались только дети дворян. Чай­ковский учился хорошо, но особых надежд не подавал.

По окончании училища в 1859 году Чайковский был зачислен на службу в Министерство юстиции в чине титулярного советника. Нача­лась обычная по тем временам светская жизнь молодого человека. Днем — скучная служба, вечером — привычные развлечения. Так про­должалось два года. Позже Чайковский вспоминал: «Беззаботная и пустая юность не оставила после себя ничего». Назревал кризис, который повернул жизнь молодого человека. А тогда никто и предпо­лагать не мог, что этот обеспеченный молодой человек превратится в почти нищего студента, зарабатывающего на жизнь дешевыми урока­ми, проводящего дни и ночи в упорной учебе.

«Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, – просто я хочу делать то, к чему меня влечет призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, — но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей», — так писал в 1861 году Чайковский своей сестре Александре. Желание круто изменить свою судьбу росло в Чайковским с каждым днем.

Он решается начать новую карьеру и с сентября 1861 года в возрасте 21 года начинает посещать музыкальные классы при Русском музыкальном общест­ве. Занятия в классах начинались в 8 утра, так что Чайковский к 11 часам успевал на службу в департамент, где его регулярно обхо­дили в чинах и жалованье.

Жизненно важная для Чайковского проблема «артист или чиновник» разрешилась в следующем, 1862 году, когда в Петербурге усилиями Николая Григорьевича Рубинштейна открылась первая русская консерватория. Чайковский одним из первых подал прошение о зачислении его студентом по классу композиции. К этому времени он прекратил посещать департамент юстиции и начал вести типичную для молодого музыканта жизнь: гоняться за рублевыми уро­ками, зубрить теорию, писать по две композиции в неделю, решать бесконечные задачи по гармонии и полифонии, Чайковский донашивал заштопанные кухаркой жилеты и отрастил волосы.

Его профессором по музыкальной композиции был А. Г. Рубинштейн, который, впрочем, не видел у своего ученика особого музыкального таланта.

Сам А.Г.Рубинштейн вошел в историю музыки как один из самых величайших пианистов своего времени и основатель первой в России консерватории. Как композитор, А.Г. Рубинштейн не добился такого же признания у современников, хотя и был необычайно плодовит. Опера «Демон», 2-3 салонных пьесы – вот, пожалуй, все, что осталось от композитора Рубенштейна. Нужны были воля, мужество, сила духа, соединенные с гениальными способностями и любовью к искусству, чтобы за четыре года из дилетанта сделаться мастером. Чайковский преодолел этот барьер.

Одновременно с открытием музыкальных классов при Русском музы­кальном обществе в Петербурге, а позже и консерватории, целью ко­торых было музыкальное образование талантливой русской молодежи, в Петербурге зимой 1861/62 годов на квартире у М. А. Балакирева суб­ботними вечерами начинают собираться альтернативные музыкальные классы, не столь многочисленные, как официальные, но оказавшие несравнимо большее влияние на всю историю русской музыки. Эти кур­сы получили название Балакиревского кружка или «Могучей кучки». Название это закрепилось за кружком с легкой руки В. В. Стасова — художественного критика и идейного вдохновителя будущих русских музыкантов.

К окончанию консерватории (29 декабря 1865 года) Чайковский был уже автором нескольких крупных сочинений. Это симфоническая увертюра к драме Островского «Гроза», «Характерные танцы», испол­ненные публично в Павловском концертном зале под управлением «ко­роля вальсов» И. Штрауса. Выпускным сочинением Чайковского стала кантата «К радости» на текст Ф. Шиллера. Консерваторию Чайковский окончил с серебряной медалью и званием «свободный художник».

Сразу же после экзаменов в «Санкт-Петербургский ведомостях» была опубликована рецензия Ц. Кюи, члена союза композиторов «Могучая кучка», на кантату П. Чай­ковского «К радости». Вот что писал этот автор: «Консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб. Правда, что это его сочинение написано в самых неблагоприятных обстоятельствах: по заказу, к данному сроку, на данную тему и при соблюдении известных форм. Но все-таки, если бы у него было дарование, то оно хоть где-нибудь прорвало консерваторские оковы».

Позже Чайковский вспоминал: «Когда я прочел этот ужасный приго­вор, я не знаю, что со мною сделалось. У меня потемнело в глазах, голова закружилась, и я, как безумный, целый день бесцельно бро­дил по городу, повторяя: «Я пустоцвет, я ничтожество, из меня ниче­го не выйдет, я бездарность». Однако время все расставляет на свои места. Имя профессора фортификации и немного композитора Ц. Кюи известно сейчас лишь знатокам музыки, а имя П. И. Чайковского изве­стно всем во всем мире.

Вскоре Чайковского, как одного из самых талантливых выпускников консерватории, приглашают на должность профессора в открывшуюся Московскую консерваторию. Это предложение оказалось как нельзя более кстати, так как к периоду окончания консерватории Чайковский оказался в бедственном положении. Его отец лишился все­го состояния и не мог обеспечить сына.

С переезда в Москву (5 января 1866 года) начался новый период в жизни и творчестве П. И. Чайковского. Чайковский начал свою пре­подавательскую деятельность с оклада в 50 рублей в месяц при не­дельной нагрузке 28 часов. Преподавал Чайковский гармонию, сво­бодное сочинение и инструментовку. Чайковский привлекал к себе людей мягкостью и деликатностью обращения, умением пройти и не задеть, возразить и не обидеть.

Директором Московской консерватории был Николай Григорьевич Рубинштейн. В отличие от брата он понимал и любил музыку Чайков­ского. В течение многих лет был первым исполнителем почти всех его симфонических и фортепианных произведений.

В московский период особенно ярко проявилась исключительная работоспособность молодого профессора. Менее чем за 30 лет актив­ной творческой деятельности Чайковский успел написать огромное количество самых разнообразных сочинений. Его полное собрание со­чинений насчитывает 62 тома музыкальных произведений и еще 15 то­мов литературного наследия, куда входят статьи и письма компози­тора.

Сам композитор признавался, что для него «труд необходим как воздух. Как только я предавался праздности, меня начинают одоле­вать тоска, сомнения в своей способности достигнуть совершенства, недовольство собой, даже ненависть к самому себе».

Единственным издателем всех сочинений П. И. Чайковского был П. Юргенсон. Этот человек, пройдя путь из мальчиков в фабриканты, стал владельцем целой сети типографий, печатающих ноты. Именно он уга­дал гениального музыканта в тогда еще мало кому известном профес­соре консерватории и заключил с ним бессрочный контракт, по кото­рому приобретал исключительное право на издание как написанных, так и еще не написанных сочинений композитора, с которым его свя­зывала и личная дружба.

Постепенно Чайковский «пускает корни» в Москве. Он нанимает собственную квартиру, заводит лакея Алешу, с которые не расставал­ся в течение всей своей жизни и собаку левретку Бишку. Столо­вался Чайковский дома — еду приносили из ресторана в судках. Мате­риальное положение Чайковского в Москве складывалось следующим об­разом: 2 тыс. рублей в год составляла зарплата профессора консер­ватории, 500 рублей Чайковский получал в Московском отделении РМО, около 300 рублей ему платили как музыкальному рецензенту в «Московских ведомостях».

Свою первую симфонию Чайковский назовет «Зимние грезы». Это была первая симфония, сочиненная отечественным композитором, получившим образование в России. До этого история русской музыки знала лишь фантазии или программные увер­тюры на русские темы. В своей симфонии композитор обобщенно отра­зил и впечатления от путешествия на остров Валаам, характерные образы зимней природы, созданные русской живописью и литературой. Музыкальные темы всех четырех частей симфонии песенные, связан­ные с русским фольклором. Сочинял эту симфонию Чайковский ночами, отрывая время от сна, так как целый день был занят в консервато­рии. Такое перенапряжение физических и душевных сил привело к серьезным нервным припадкам. После этой симфонии ни одна нота из всех его сочинений не была написана ночью

Публика очень тепло приняла Первую симфонию Чайковского. Говорили, что эту музыку мог написать лишь русский человек.

Зимой 1868 года, во время консерваторских каникул, П. И. Чайков­ский отдыхал у родных в Петербурге. Там он познакомился с художественным критиком В. В. Стасовым и с известным петербургским композитором, пианистом и дирижером Милием Балакиревым. Отноше­ния складывались не просто. Стасов и Балакирев резко отрицательно относились к идее консерваторского воспитания русских музыкантов. Они считали, что композиторами становятся «по милости Божией», а консерватория для русских музыкантов особенно противопоказана, так как лишает их национальной самобытности и воспитывает их на немецкий манер.

Через несколько месяцев Чайковский еще раз посетил Петербург и тогда же познакомился с остальными членами «Могучей кучки» — Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, М. П. Мусоргским и небезызве­стным уже Ц. Кюи. Чайковский нашел их всех очень талантливыми, но не разделял их ужасного самомнения и чисто дилетантской уверен­ности в своем превосходстве над остальным миром, в пренебрежении к основам профессионального музыкального образования, в неприятии ими академической школы и классической музыки. К Чайковскому в кружке относились если не свысока, то несколько небрежно, как к детищу консерватории.

Позже, в 1880 году в одном из писем к Н. Ф. фон Мекк Чайковский высказывался так: «Все эти новейшие петербургские композиторы — народ очень талантливый, но все они до мозга костей заражены своим ужасным самомнением и чисто дилетантской уверенностью в своем превосходстве над всем остальным музыкальным миром. Исключение из них в последнее время составляет Римский-Корсаков, которому пришла мысль, что все проповедуемые кружком идеи, в сущности, ни на чем не основаны, что их презрение к школе, к классической музыке, не­нависть к авторитетам и образцам есть не что иное, как невежество. Никому из консерваторцев и в голову не приходило знакомиться с молодой шайкой безграмотных в музыке инженеров, военных, химиков, о которых печатно и устно гудел Ста­сов. Они называли Моцарта — пустяком, симфонии Бетховена — неин­тересными вещами, Вагнера — ерундой, а итальянскую музыку — позо­ром. В европейской музыке для них хорошо было только то, что непризнано. Родословную эти композиторы вели от Глинки через Дарго­мыжского».

А. С. Тургенев терпеть не мог этих новых русских композиторов. Он говорил, что всех этих Даргомыжских, Балакиревых волна смоет и унесет вместе с песком и всяческой пылью. Исключение составля­ет лишь Чайковский, которого нельзя смешивать с каким-нибудь Му­соргским, что он (Чайковский) даже немного похож на Шопена.

Следующим этапным сочинением стала увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Ее первое исполнение состоялось в марте 1870 года в Москве. Дирижировал Н. Г. Рубинштейн.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.069 с.)