Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальная культура европейского СредневековьяСтр 1 из 8Следующая ⇒
Музыкальная культура европейского средневековья (VI-ХIV вв.) развивалась в рамках христианской религии. Если античное искусство воплощало любовь, волю к жизни, драматизм взаимоотношений прекрасного человека с окружающим миром, то раннее Средневековье в соответствии с религиозным каноном проповедует аскетизм, воздаяние после смерти. Античный художник «ушел в монастырь». Его уже не интересовала телесная оболочка изображаемого человека, но лишь его бессмертная душа. Ф. Энгельс писал: «Средневековье развивалось на совершенно примитивной основе. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию, чтобы начать все с самого начала. Единственным, что оно заимствовало от погибшего древнего мира, было христианство». Новая религия, возникнув на развалинах язычества, сразу же поняла важнейшее значение музыки как проводника религиозной идеи и с величайшим вниманием стала вырабатывать свой универсальный стиль богослужебного пения. Христианство постепенно становилось мировой, то есть наднациональной религией. Распространяясь вширь по Римской империи, христианство начало отбор универсальных мелодий, способных оказывать нужное эмоциональное воздействие на любого прихожанина, к какому бы этносу он не принадлежал. Музыкальное оформление христианского богослужения прошло два этапа. Первый — до второй половины IV века, когда христианство было гонимой религией, «иудейской сектой», обращение в христианство каралось смертью. В этот период христиане на тайных литургиях использовали знакомые им народные мелодии, исполняя их с новым религиозным текстом. Это был так называемый период заимствования. Второй этап начинается с 313 года, когда византийский император Константин I Великий (285-337) издал эдикт, сделавшей христианство фактически государственной религией. Церковь, скрывавшаяся ранее в катакомбах, стала возводить монументальные храмы и отправлять культ с небывалой роскошью. Общеприходское пение в храме постепенно вытесняется пением искусных певцов профессионалов на клиросах. Подготовкой певчих занимались монастыри. Певчие изучали все особенности церковного пения и к концу обучения знали весь цикл песнопений наизусть (нотного письма тогда еще не существовало).
Наиболее талантливые певчие становились ДОМЕСТИКАМИ — руководителями хоров, регентами. Они управляли певцами при помощи системы особых жестов рук, пальцев, использовали мимику и движения головы. Такая система дирижирования называлась ХИРОНОМИЕЙ. Выдающийся христианский святитель Василий Великий (ок. 330-379) писал: «Для того с христианским учением сопряжена сладость песенного сочинения, дабы через приятность слуха неприметным образом из всех словес получить полезное». * * * Фактически в 395 году, а формально лишь в 1064 единая христианская церковь разделилась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Византии. Западная церковь стала называться католической, а восточная — православной. Различия между церквами касались как догматов веры, так и структуры богослужения и характера песнопений. Католическая церковь к концу века выработала свой стиль церковного пения — григорианский хорал. ХОРАЛОМ называют строгую мелодию с церковным текстом, исполняемую одноголосно или хором. Свое название хорал получил по имени папы римского Григория I (550-604), который, будучи музыкально образованным человеком, отобрал, систематизировал и распределил эти мелодии на службы всего календарного года. Этот свод хоралов стал называться АНТИФОНАРИЕМ. Название произошло от способа их исполнения во время службы: певчие делились на два полухория и исполняли хоральные мелодии поочередно, то есть антифонно, как бы переговариваясь между собой. По преданию, папа Григорий I повелел приковать созданный им антифонарий золотой цепью к гробу святого Петра в знак непреходящего значения установленного им пения. Для григорианских хоралов характерно настроение глубокой отрешенности от всего земного, строгости и аскетизма. Исполнялись эти хоралы мужским хором унисонно в медленном темпе. Официальным языком григорианских хоралов, как и всего катали-ческого богослужения, является латынь. * * * Реформатором и систематизатором православного перковного пения был богослов, философ, поэт и певец Иоанн Дамаскин. Он составил систему православных церковных напевов, получивших название ГЛАСОВ. Гласов было восемь, так как византийский календарь того времени делился не на месяцы, а на большие столпы, каждый из которых в свою очередь состоял из восьми недель. В каждую из недель или «седмиц» службы в храме совершались на свой глас. После восьмого гласа снова шел первый и так далее. В современной православной церкви характер гласовых напевов существенно изменился, однако принцип осмогласия остался неизменным.
Православная церковь выработала свои специфические формы и жанры богослужения. Ими стали: РЕЧИТАЦИЯ — тональное чтение, ПСАЛМОДИЯ — чтение церковных текстов нараспев, ЮБИЛЯЦИЯ — особо торжественное, порой виртуозное распевание слова «Аллилуйя» (Богу слава!), ТРОПАРИ — главные молитвенные песнопения в честь какого-либо праздника или святого, СТИХИРЫ — более поэтичные, пространные, повествовательные изложения празднуемого события, ГИМНЫ — хвалебные песни, обращенные к божеству или святому. Выдающимися гимнотворцами раннего христианства были Иоанн Дамаскин и Ефрем Сирин. Многие из сочиненных ими гимнов звучат в правослвных храмах до сих пор. Крупнейшим православным хором того времени был хор в церкви Святой Софии в Константинополе, который русские называли Царь-градом. В православных храмах, как и в католических, поочередно пели два полухория — один на левой стороне алтаря, другой на правой. Основным богослужебным языком был греческий, однако иногда строфы одной молитвы пелись на разных языках вследствие многонационального состава верующих. На клиросах пело одновременно до двухсот певчих. Такое богослужение превращалось в грандиозное церковно-храмовое действие, восхищавшее всех своей пышностью. * * * Основным достижением церковного пения следует считать зарождение в нем многоголосия — церковной полифонии. Произошло это основополагающее для дальнейшей музыкальной культуры событие во Франции в XI веке в монастыре при соборе Нотр-Дам де Пари. Именно оттуда полифонический способ композиции стал быстро распространятся в другие страны католического мира. Сущность первоначальной полифонии заключалась в том, что к медленному и строгому григорианскому хоралу сверху присочинялась сопровождающая мелодия. Григорианский хорал в таком двухголосии стал называться КАНТУС ФИРМУС (строгий напев), а присочиненный голос — ДИСКАНТ. Дискант мелодически расцвечивал строгий кантус фирмус и придавал ему черты восторженности и вдохновенности. Постепенно количество присочиненных голосов стало увеличиваться. Одновременное сочетание двух или более мелодий получило название КОНТРАПУНКТА. В присочиненных голосах на одну ноту григорианского хорала, как правило, приходилось несколько нот в свободных голосах. Такие композиции уже не могли быть результатом сиюминутной певческой импровизации. Они требовали предварительного обдумывания и последующей записи, то есть СОЧИНЕНИЯ. Так церковная полифония породила новую фигуру в истории музыки — КОМПОЗИТОРА, создающего в своем воображении свободные многоголосные композиции. Полифония «открыла дверь» свободному композиторскому творчеству. Разумеется, свободным это творчество можно назвать лишь с очень большой долей условности. Существовало множестве различных правил и строгих ограничений, которым обязан был неуклонно следовать композитор. В противном случае его произведения объявлялись ересью и предавались анафеме.
Одними из первых и наиболее значительных композиторов были Леонин (ХII в.) и Перотин, получивший у потомков прозвище «Великий». И тот и другой были монахами Собора Парижской Богоматери. Постепенно полифония проникает и в светскую музыку. Появляются модные тогда полифонические сочинения по случаю коронации, смерти, бракосочетаний или юбилеев высокопоставленных особ. Полифонические композиции на светский текст назывались МОТЕТАМИ. Появились мотеты юмористического или нравоучительного содержания. Тексты у сочетающихся мелодий были разные. Например, нижний, менее подвижный голос повествовал о наказании грешникам, в среднем голосе живописались картины природы, а в верхнем — сладость первого свидания. Композиторы того времени искали и находили способы сочетания казалось бы противоположных по своим качествам мелодий. Мастерство композитора состояло в том, чтобы сделать эти подтекстованные мелодии хорошо воспринимаемыми как в отдельности, так и в сочетании. Такой прогресс в развитии музыкального искусства был бы невозможен, если бы в XI веке не была изобретена система современного нотописания. Родоначальником современной линейной нотации был католический монах Гвидо из Ареццо (ГВИДО АРЕТИНСКИЙ). Именно он нашел способ обозначения одним знаком («нотой») высоты и длительности музыкальных звуков. Именно он додумался, что все музыкальные композиции состоят не из бесконечного количества разнообразных мотивов, фраз, а из ограниченного количества музыкальных звуков. Если сравнивать музыку с литературой, то нотное письмо можно сравнить с современной азбукой. С именем Гвидо Аретинского связывают также и введение современных слоговых названий нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и знаков повышения или понижения нот (диезов, бемолей, бекаров). * * * Особенно большое распространение полифония получила у композиторов XIII и ХIV веков. Свое эстетическое обоснование новое полифоническое искусство получило в знаменитом трактате Филиппа де Витри «Арc нова». Трактат был опубликован в 1320 году во Франции. Его автор был выдающимся поэтом-гуманистом, другом Петрарки, композитором, математиком и музыкальным теоретиком. В этом трактате критиковались старые схоластические правила композиции и провозглашалось первенство слуха над формальным правилом. «Ухо — лучший судья музыки», то есть, то, что хорошо звучит, то и правильно.
Полифоническое искусство «Арc Нова» музыковеды рассматривают как переходный период между старым средневековым искусством («Арc антика») и Возрождением. * * * Светскую линию музыкального искусства европейского средневековья представляет творчество французских поэтов-певцов ТРУБАДУРОВ и ТРУВЕРОВ. С IX века на юге Франции в Провансе появляются образцы куртуазной (изысканно вежливой) поэзии, совершенной как по форме, так и по содержанию. Их авторами были рыцари и представители феодальной знати. Все они были прекрасно для того времени образованы и называли себя ТРУБАДУРАМИ, что в буквальном переводе означает «изобретатели». Изобретали же трубадуры новые для своего времени приемы стихосложения, новые рифмы, метафоры. Трубадуры хотели быть виртуозами стиха. А. С. Пушкин в одной из своих критических статей утверждал, что «поэзия проснулась под небом полуденной Франции». Вся поэзия трубадуров предназначалась для пения. Они считали, что «строфа без музыки — все равно, что мельница без воды». Часто трубадуры и придворные поэты не были достаточно виртуозны в игре на инструментах. По этой причине они часто нанимали МЕНЕСТРЕЛЕЙ — музыкальных подмастерьев, которые аккомпанировали их пению. Западная церковь не проявляла враждебности по отношению к их деятельности. Искусство трубадуров развивалось в атмосфере феодальных замков. центральное место в их творчестве занимала любовная лирика, культ прекрасной дамы. Рыцарь признавал себя вассалом дамы, которой обычно являлась замужняя женщина, жена его сеньора. Он воспевал ее действительные или мнимые достоинства, красоту, благородство. Его «любовь» была неотъемлема от «страдания»; рыцарь томился по недосягаемой для него цели. В творчестве трубадуров было много условного, формального, однако, на их песнях молодое поколение тогдашней Европы училось искусству любви. Основными жанрами лирической поэзии трубадуров были: АЛЬБЫ — рассветные песни с тремя действующими лицами: влюбленный рыцарь, прекрасная дама и верный страж. Повествование в Альбе чаще всего велось от охраняющего любовников стража. Предполагалось, что любовь их так сильна, что весь окружающий мир перестает для них существовать и поэтому необходим был еще кто-то, кто напомнил бы им о наступлении зари, и необходимости расстаться. Минута расставания — кульминация песни. ПАСТУРЕЛИ — пасторали, описания весны, возрождающейся природы. Часто на этом фоне изображалась встреча рыцаря с пастушкой и их спор. Чаще всего пастурель представляла собой стихотворный диалог. ПЕСНИ КРЕСТОНОСЦЕВ — повествующие о событиях похода в Святую землю и освобождение Гроба Господня в Иерусалиме. Идеалом рыцаря был признан английский король Ричард I – Львиное сердце.
Лирика трубадуров оказала большое влияние на развитие аналогичного рода поэзии на севере Франции (ТРУВЕРЫ), Германии (МИННЕЗИНГЕРЫ), на поэзию Данте, Петрарки и на всю последующую европейскую поэзию и литературу. После трубадуров вся европейская поэзия стала рифмованной и строфичной. Это означало, что в каждой поэтической строке были строго определенное количество ударных и безударных слогов, окончания стихов перекликались между собой (рифмовались), а сами поэтические строки объединялись в строфы — поэтические периоды. Песни на такой упорядоченный строфический текст назывались куплетными. Иногда трубадуры использовали поэтический прием, когда каждая строфа текста заканчивалась одной и той же строчкой, содержащей основной смысл стихотворения. Эта строчка называлась РЕФРЕН — поэтический припев. Просуществовав немногим более ста лет искусство трубадуров в силу ряда политических причин быстро сошло на нет. В ХIV веке были попытки его возродить, для чего даже учредили специальные цветочные игры — состязания трубадуров, где в качестве награды присуждались цветы из золота и серебра. Состязания просуществовали до ХV века, но возродить искусство трубадуров не смогли. Наряду с трубадурами, труверами и миннезингерами в средневековой Европе существовал еще один разряд музыкантов. Это были ВАГАНТЫ, занимавшие промежуточное положение между низшим сословием светских музыкантов — жонглерами и высшим сословием — трубадурами. Вагантами были бродячие музыканты. Ими становились разжалованные попы или недоучки-студенты, вынужденные по бедности оставить университет и пускаться в странствия для добывания хлеба насущного. Получившие начатки книжной учености, ваганты сочиняли свои песни преимущественно на латыни. В них они высмеивали лицемерие духовенства, пародировали церковные тексты, воспевали простые земные радости. Из застольных песен вагантов сложились и студенческие песни, в том числе знаменитый студенческий гимн «Гаудеамус игитур». В первой половине XIX века в одном из монастырей Германии был найден и опубликован под названием «Кармина Бурана» сборник песен вагантов. На эти тексты в 1937 году знаменитый немецкий композитор Карл Орф сочинил сценическую картину для солистов, хора и оркестра. Это сочинение имело мировой успех и стало одним из событий в музыке XX века. К концу средневековья странствующие музыканты постепенно приобретают оседлость и переходят на службу при городских управлениях. Они назывались теперь городскими гудошниками и имели регулярное цеховое устройство. Это устройство не только гарантировало им общественное положение, но и устанавливало известный стаж и уровень художественной подготовки для вступления в сословие музыкантов. Всякий музыкант, решивший посвятить себя профессиональной деятельности, должен был пройти известный курс обучения, который продолжался 1 год для тех, кто желал играть в деревнях и 2 года для тех, кто хотел сделаться городским музыкантом. Ежегодно, в определенный день, устраивался так называемый «судный день гудошников», на котором разбирались спорные дела между музыкантами. В состав суда входили сам король гудошников, четыре мастера и двенадцать присяжных. Ежегодные курсы «повышения квалификации» трубадуры проходили во время великого поста, когда они не были заняты своим профессиональным трудом. Они устраивали состязания на звание мастеров пения — мейстерзингеров. Последнее такое публичное состязание состоялось в немецком городе Нюрнберге в 1770 года, году, когда в другом немецком городе Бонне родился будущий великий композитор Людвиг ван Бетховен. Контрольные вопросы по теме «Музыкальная культура европейского средневековья» 1. Каковы временные рамки европейского средневековья? 2. Чем отличались два этапа в развитии христианской музыкальной культуры? 3. Что такое «григорианский хорал»? Какова его эмоциональная атмосфера? 4. В чем состоит принцип антифонного пения? 5. Назовите формы и жанры православного богослужения. 6. Где и когда произошло зарождение полифонии? 7. Что означает слово «контрапункт»? 6. Когда в истории музыки появилась фигура композитора? 9. Кто и когда изобрел ноты? 10. Что собой представляли альбы? 11. Какую форму называют куплетной? 12. В чем отличие вагантов от трубадуров? 13. Кто сочинил студенческий гимн «Гаудеамус игитур»?
Музыкальное Возрождение ВОЗРОЖДЕНИЕМ или РЕНЕССАНСОМ (фр.) называют переход от средневековой культуры к культуре Нового времени. Переход этот вызван развитием в европейских странах буржуазно-капиталистических отношений, перестройкой социальной структуры общества. На это время в европейской истории приходятся крестьянские восстания, мощное движение протестантизма, образование крупных централизованных государств, подъем науки, знаменитые географические открытия Хр. Колумба и Ф. Магеллана, расцвет всех видов искусства. Все это позволяет определить Возрождение как «величавший прогрессивный переворот из всех пережитых до этого человечеством» (Ф. Энгельс). С эпохой Возрождения связана деятельность таких выдающихся мыслителей и художников как Ян Гус, Мартин Лютер, Томазо Кампанелла, Джордано Бруно и Николай Коперник, Вильям Шекспир и Торквато Тассо, Лопе де Вега и Франсуа Рабле, Леонардо до Винчи и Рафаэль, Микелан-джело и Тициан, Данте Алигьери, Петрарка, Бокаччо и Франсуа Вийон. Социально-экономические перемены в европейском обществе существенно сократили всевластие церкви. В противоположность средневековому аскетизму на первый план выдвигается интерес к познанию мира и живой человеческой личности. Деятели Возрождения признавали человека высшей ценностью. Такое мировоззрение получило название «ГУМАНИЗМ». Идеал гармоничного человека гуманиста искали в античности, а древнегреческое и римское искусство служило им образцом для художественного творчества. Стремление «возродить» античную культуру дало имя целой эпохе — Возрождению. Однозначно определить временные и географические границы эпохи Возрождения достаточно сложно. Европейские страны развивались экономически и культурно достаточно неравномерно и, следовательно, эту ступень своего развития прошли не сплошным потоком, а в разное время. Тем не менее можно условно обозначить границы европейского Возрождения с ХIV по XVI век. «Возрождение» отдельных видов искусств шло неравномерно. Наибольших успехов достигли скульптура, зодчество и особенно живопись. Для музыкантов следовать античным образцам было затруднительно в силу их простого отсутствия. Ни механической, ни нотной записи музыки в эпоху античности не существовало. Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что европейские музыканты того времени не столько «возрождали», сколько создавали вполне самостоятельное и оригинальное искусство. Они лишь иногда использовали античные поэтические тексты и некоторые положения античной эстетики. В известной мере искусство Возрождения можно условно разделить на три периода: 1. АРС НОВА (новое искусство или Проторенессанс; в Италии употребляют также название «Треченто», что означает ХIV век). 2. РАННИЙ РЕНЕССАНС — ХV век; 3. ВЫСОКИЙ РЕНЕССАНС — ХVI век. Первый этап получил свое название от музыкально-теоретического трактата, написанного в 1325 году французским композитором Филиппом де Витри. Основными центрами нового искусства стали Париж и Флоренция. Эти города привлекали к себе талантливейших композиторов и исполнителей. Их искусство получило здесь максимально возможную моральную и материальную оценку. Париж в то время был богатейшей столицей централизованного европейского государства, а Флоренция под управлением рода Медичи была одним из самых процветающих городов Италии. Флоренция была подобием древнегреческих городов-государств — полисов с демократическим республиканским самоуправлением и крупнейшим торговым центром, торговавшим со странами Западной Европы и особенно Ближнего Востока. Во Флоренции находилась одна из крупнейших в Европе торгово-банковских компаний, основанная Козимо Старшим Медичи. Операции этой компании имели широкий международный характер. Промышленная, торговая и ростовщическая буржуазия наживала колоссальные состояния и могла позволить себе тратить часть своих средств на развитие культуры. Одним из самых известных меценатов был Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Он основал Платоновскую АКАДЕМИЮ, в которой культивировался идеал древнегреческого искусства. Такие общества, объединявшие философов, поэтов, ученых, музыкантов, ставили своей целью развитие и поощрение искусств и науки. Основными формами деятельности академий были диспуты и различного рода соревнования, концерты. В этом кругу можно было составить ансамбль певцов, исполнить с листа то или иное сочинение, дав тем самым повод к активной и заинтересованной творческой дискуссии. * * * Буржуазия и проживавшие в итальянских городах светские и духовные феодалы стремились создать роскошные и комфортабельные условия жизни и предъявляли большой спрос на произведения искусства. Появляется новый тип городской постройки — палаццо — предназначенный для приема большого количества гостей. Этот новый тип жилых помещении отличался не только удобством и практичностью, но и великолепием художественной отделки деталей. Рядом с необычайно богатой итальянской буржуазией развивалась и многочисленная группа представителей умственного труда, занятых литературой и искусством — «мастера свободных искусств», т. е. художники, скульпторы, архитекторы, музыканты. Зарождается новая социальная прослойка — ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. Ее представители и стали непосредственными деятелями новой культуры. Постепенно в Италии складывается художественная среда, в основе которой лежало увлечение античностью, ее памятниками, эстетическими воззрениями. Их-то и пытались художники нового времени возродить в музыкальном, театральном и пластическом искусствах. Все Возрождение прошло под знаком античности. Ф. Энгельс писал: «В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир —греческая древность; перед её светлыми образами исчезли призраки средневековья. В Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого уже больше не удавалось достичь». (ПСС. Т.20, с.345-346).
* * * Как нам известно, профессиональные композиторы еще с эпохи средневековья сочиняли лишь церковную музыку. В их полифонических композициях роль основной темы играл григорианский хорал с медленно распетым латинские текстом. Если мелодии этого хорала не было хотя бы в одно из четырех полифонических голосов, то все сочинение запрещалось к исполнению в католической церкви. Композиторы Арс нова, сочиняя для церкви, сочиняли в первую очередь для людей, для прихожан, они хотели быть услышанными и понятыми. Для этого был найден весьма оригинальный компромиссный вариант: оставляя григорианскую мелодию в одного из средних голосов, они дополняли, опевали ее свободно сочиненными мелодиями с народно-песенной основой. Бесчувственная отрешенность католического пения постепенно отступала перед народно-песенными интонациями. Католическое церковное пение постепенно превращалось в церковную музыку, наполненную чувствами, понятными и близкими простым людям. Усилиями композиторов нового искусства прихожане очень медленно, но неотвратимо превращались в слушателей, в публику. Этот процесс станет особенно ощутимым с ХVII века. Что касается техники сочинения музыкальных композиций, то и здесь композиторы Арс нова внесли немало нового. Если раньше они ориентировались на схематические умозрительные «божественные» правила, то теперь — на непосредственное восприятие их музыки человеческим ухом. Правильным в конце концов оказывалось то, что приятно и понятно человеческому слуху. Одни и те же композиторы Арс нова наряду с церковной музыкой сочиняли и много светской, предназначенной для исполнения при дворе, в образованной аристократической среде. Здесь они не были связаны строгими церковными правилами и прямо обращались к народной песне как к тематическому источнику собственных полифонических вокальных произведений. Во Франции излюбленным светским жанром была ШАНСОН — многоголосная куплетная песня, сочиненная на рифмованный текст, в Италии — МАДРИГАЛ (от лат. матрекале — «песня на родном языке»), КАЧЧА — бытовая музыкальная сценка, нередко сопровождавшиеся круговой хороводной пляской, ФРОТООЛА — четырехголосная карнавальная песня, буквально «песнь толпы», английская БАЛЛАДА — песня повествовательного, иногда эпического или драматического характера. Отличительной особенностью всех этих жанров было то, что их текст сочинялся не на традиционной латыни, а на одном из европейских наречий: италийском, тосканском, немецком или французском. С середины ХV века мировое первенство в развитии полифонического искусства завоевывают Нидерланды. Они располагались на территории стран современного Бенилюка и северо-восточной Франции. Основателем нидерландской полифонической школы был Гийом Дюфэ (1400-1474). Школа эта была поистине всеевропейской, а не узко национальной. В её состав входили Жоскен Депре, Орландо Лассо, Жан Окегем, в разное время служившие при различных европейских дворах. Нидерландская школа была в то время общеевропейской академией полифонического искусства. Усилиями перечисленных композиторов техника сочинительства достигла предельного совершенства. Грандиозные полифонические конструкции составляли предмет гордости их авторов. Подобно Небесному Творцу, они на земле старались создать нечто подобное и в высшей степени разумное, прославить Творца достойным Его способом. Представьте себе мощное звучание восьми, десяти, а иногда дело доходило и до восемнадцати самостоятельных звуковых потоков, образующих единый гармонический сплав, устремленных под своды готических храмов. Такие музыкальные композиции подавляли прихожан своим величием и мощью. Однако человеческое ухо более пяти-шести одновременно звучащих мелодических линий отчетливо воспринимать не может. Хоровые голоса вступали в разное время и с разным текстом, одновременно распевая различные слоги, разобрать смысл которых для постороннего слушателя было практически невозможно. Музыкальные произведения становились абстрактно-умозрительными конструкциями. Назревал неизбежный кризис и упадок всей полифонической музыки. На смену ей придет новая музыка, основанная на выразительности одной мелодической линии, поддержанной аккордовым аккомпанементом. Этот качественный скачок в европейском музыкальном мышлении произойдет в рамках итальянской музыкальной культуры. * * * В эпоху Высокого Возрождения именно итальянская музыка заняла первенствующее положение среди европейских музыкальных культур, а сама Италия стала «землей обетованной» практически для всех европейских и русских композиторов вплоть до конца XIX века. В итальянском искусстве того временив две композиторские школы — римская и венецианская. Величайшим представителем и признанным главою римской школы был Джованни Палестрина (1525-1594). В Риме, центре мирового католичества, церковь была и остается основным заказчиком музыки. Лучшие композиторские силы выполняли заказы церкви, лучшие из певцов и инструменталистов исполняли их во время богослужения, помогая тем самым достичь максимума эмоционального воздействия на молящихся. Ведущим жанром католического богослужения была и остается МЕССА. В православной традиции мессе соответствует литургия. Во время мессы совершается одно из главных христианских таинств — евхористия: превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Это таинство установил и заповедал христианской церкви сам Иисус Христос на Тайной вечери накануне собственного распятия и воскресения. Для большинства христиан месса — это воспоминание о страданиях, смерти на кресте и тридневном воскресении Спасителя. Музыкальное оформление мессы сложилось одновременно с ее структурой лишь к ХIV веку. До этого момента песнопения часто подбирались из разных источников. Уже в творчестве нидерландских композиторов мессы стали создаваться как единое многочастное произведение, имеющее своего автора. Первый и тогда еще уникальный образец авторской мессы был написан еще в 1364 году Гийомом де Машо. Нормой такая практика стали лишь в эпоху Высокого Возрождения. В музыкальном смысле месса превратилась в крупное циклическое, то есть состоящее из нескольких самостоятельных развернутых частей произведение для хора, написанное в полифоническое манере. Позже в состав исполнителей ввели оркестр, орган и солистов. Основных частей в мессе пять. Это: 1. Кирие элейсон (Господи, помилуй) 2. Глория (слава) 3. Кредо (Верую) 4. Санктус и бенедиктус (свят и благословен) 5. Агнус Дей (Агнец Божий) Иногда между этими частыми вставлялись дополнительные в зависимости от церковного праздника или иного события, к которому приурочивалось исполнение мессы. Одной из разновидностей мессы является РЕКВИЕМ — заупокойная месса. К перечисленным ранее частям добавляются следующие: 1. Диес ире (День гнева) 2. Туба мирум (Чудесная труба, призывающая верующих на суд Божий) 3. Лакримоза (Слезная) и др. Порядок частей мессы был строго узаконен. Церковь на протяжении многих сотен лет вырабатывала оптимальные драматургические приемы воздействия на слушателей в нужном ей эмоциональном плане. Основной объединяющей идеей мессы является настроение глубокое сосредоточенности, раскаяния, погруженности во внутренний мир, отрешенности от всего обыденного, чувственного, мелкого. Текст каждой из частей был сведен до минимума, порой до двух- трех слов. Это объясняется тем, что латинский текст к тому времени уже не был понятен простому народу. Оторванный от бытовой разговорной речи, он не мог подчинить массовую аудиторию мистическому настроению молитвы. Это делала музыка. Текст же служил лишь вспомогательным средством, позволяющим направить восприятие музыки прихожанами в определенное русло. Наивысшее претворение жанр католической мессы получил в творчестве Дж. Палестрины (1525-1594). Он их сочинил более ста. Палестрина более сорока лет безвыездно прожил в Риме, где служил капельмейстером в соборе св. Петра и носил официальное звание папского композитора. Стиль, хорового письма Палестрины определяют как возвышенно-умиротворен-ный, лирико-поэтический, перой величаво-торжественный. Палестрину часто и справедливо сравнивают с Рафаэлем. Этими качествами характеризуется музыка наиболее известной мессы Палестрины «Месса папы Марчелло». Его искусство музыканты справедливо считали образцовым, классическим. На произведениях Палестрины учились хоровому письму многие выдающиеся композиторы последующих поколений. В светской вокальной музыке центральное место занял МАДРИГАЛ. Появившись в Италии еще в ХIV веке, к ХVI веку он как бы обрел второе рождение, как в творчестве рижских, так и венецианских композиторов. Сочинялись мадригалы также во Франции, Англии, Испании и других странах. Основное содержание мадригалов составляла утонченная любовная лирика. Поэтический сюжет излагался главным образом в аллегорической форме, а непременным фоном служили картины природы. Большое влияние на развитие мадригала оказала поэзия Ф. Петрарки, в частности его сонеты. Композиторы музыкальными средствами стремились тонко передать все оттенки поэтического текста. Некоторые ключевые слова или фразы многократно повторялись на разные лады, что делало музыкальную форму мадригала достаточно свободной и далекой от поэтической строфичности текста. В классическом мадригале пять голосов смешанного состава, а все повествование ведется от первого лица. Такая условность жанра преодолевалась позднейшими переложениями многоголосных мадригалов для одного голоса с сопровождением. Это были первые образцы сольной лирики, послужившие в дальнейшем основой для возникновения оперных арий. Музыкальный язык мадригалов основывался на народно-песенных интонациях. Мадригал был сугубо аристократическим жанром, так как для своего исполнения требовал высокой общей культуры и специальной вокальной выучки. Художественного совершенства жанр мадригала достиг в творчестве Андреа Габриели, Дж. Палестрины, О. Лассо, Джезуальдо ди Веноза и Клаудио Монтеверди. К концу ХVI столетия в Италии появилась разновидность мадригала — ДРАМАТИЧЕСКИЙ МАДРИГАЛ. Его текст имел развитый драматический сюжет. Действующие в нем лица получали прямую речь, т. е. персонифицировались. Эти фрагменты прямой музыкальной речи представляли собой как бы маленькие ариозо. Именно из такого драматического мадригала к концу века родилась опера. Мадригал был ареной неустанных поисков, смелых экспериментов, столкновений старого и нового, взывал к жизни выразительные средства, многие из которых оставались новаторскими и в ХVIII столетии. Светская музыкальная культура Высокого Возрождения была преимущественно вокальной. В это же время завершается длительный исторический процесс освобождения инструментальной музыки от слова и жеста. Появляются самостоятельные композиторские школы инструментальной музыки. Наиболее распространенными инструментами того времени были ОРГАН, ВИРДЖИНАЛЬ, ЛЮТНЯ, ГИТАРА. Лютня — самый распространенный струнный щипковый инструмент во многих западно-европейских странах эпохи Возрождения. Лютня приобрела господствующее положение как в профессиональном, так и в любительском исполнительстве. Живописцы того времени со знанием дела изображают лютню в руках молодых женщин и мужчин, в небольшом ансамбле, в интимном кругу, в избранной среде, на непринужденной пирушке и даже в руках музицирующих ангелов. На лютне играли Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини, Караваджо. В музыкальном быту лютня занимала такое же место, какое сейчас занимает фортепиано. По внешнему виду лютня несколько напоминает мандолину: овальный выпуклый корпус в виде разрезанной груши, короткая и широкая шейка с ладами, парные струны, которые придают звучанию лютни особый нежно-звенящий тембр. Первоначально лютню использовали главным образом для аккомпанемента мелодиям нового песенного стиля. Позже лютня использовалась как сольный или ансамблевый инструмент. Для лютни сочинялись многочастные сюиты, в которых обработки песенных мелодий перемежались с танцами того времени: фротоллой, гальярдой, вольтой, паваной. Издавались и распространялись по всей Европе спе
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.083 с.) |