Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почему мы не любим говорить и думать о cмерти?↑ Стр 1 из 24Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Большинство современных людей очень мало знают о смерти, о том, как происходит умирание, и что будет после него. Что значит смерть? Что значит умирать? Нужно ли готовиться к смерти и как это делать? Эта тема затрагивает самые глубокие чувства людей. И в тоже время, эта тема – самая трудная для разговора. Если вы попробуете поговорить об этом с кем-либо из ваших знакомых, то, скорее всего, услышите: “ Мне не хочется говорить об этом ”. Или могут спросить: “А о чём думать и к чему готовиться? От нас это не зависит. Придёт наше время – умрём и всё. Думать не о чем”. Многие так и делают.
Для людей, которые за всю свою жизнь ни разу серьёзно не подумали о смерти, её приход – это конец земной жизни, конец существования личности. А это совсем не так. Тело умирает, но какая-то часть человека продолжает существовать, сохранив способность видеть, слышать, думать и чувствовать.
Человек, как это ни странно, думает о чём угодно, а подумать о смерти у него нет ни желания, ни времени. Многие люди имеют лишь кое-какие смутные представления о жизни в ином мире. Это можно объяснить тем образом жизни, который мы ведем – или, как иногда кажется, вынуждены вести.
Большинство современных людей до тех пор, пока они здоровы и благополучны, о смерти не думают. Они всегда заняты, день расписан по минутам. Нужно подумать о будущем, чего-то добиться, в чём-то успеть, что-то закончить. Ежедневная суета, работа, семейные хлопоты оставляют нам мало времени и энергии для любых раздумий о смысле своей жизни. Человек в буднях мало обращает внимания на эти вопросы. Он занят другими делами и поглощен другими заботами.
В самом деле, ведь если со смертью кончается существование человека, зачем что-то планировать, трудиться, стараться создать что-то новое? Ради чего приобретать новое знание, воспитывать в себе новые качества, зачем вообще думать о будущем? Пока ещё есть время, нужно взять от жизни всё, что она может дать – нужно есть, пить, “любить”, добиться власти и почёта. Не нужно думать о чём-то трудном и неприятном и, конечно, не допускать мысли о смерти. Так многие и делают.
Это может показаться странным, так как смерть – самое важное событие во всей земной жизни человека. Со 100%-й вероятностью оно случится с каждым из нас. Нет ничего более определенного и более окончательного для человека. Каждому из нас придется перейти через этот рубеж. Это ясно всем, и всё же во время нашей жизни почти все мы о смерти не думаем или только стараемся не думать.
Почему же человек не хочет думать и говорить о смерти? Мысль о смерти трудная и неприятная. Сама тема и её обсуждение ставят нас перед фактом-перспективой собственной смерти, делает её более реальной. Обсуждая эту тему, человек приходит к неминуемому выводу, что он и сам смертен. Этот вывод пугает его, и у любого нормального человека срабатывает своеобразная защита – не обсуждать эту тему, чтобы уберечь самого себя от излишних переживаний. Этот вывод вытесняет знание того, что когда-то самому человеку придется умирать. Это можно сравнить с политикой страуса, когда голова в песке позволяет тешить себя иллюзией, что то, чего не видишь, не существует вовсе.
В любом случае, для всех нас остаётся проблема встречи со своей собственной смертью. В своей жизни человек довольно часто сталкивается с явлениями, которые его заставляют задуматься о бренности земного бытия. Это несчастные случаи, приступы опасных болезней и т.д. Пережив очередную беду, человек, как правило, обо всём быстро забывает.
Лев Николаевич Толстой как-то сказал по этому поводу: “Не верит в бессмертие души лишь тот, кто никогда серьёзно не думал о смерти”.
Наше мышление очень ленивое, хотя мы часто считаем наоборот. Есть хорошая книга – “Искусство мышления”, написанная А. Димнэ. Автор полагает, что только один человек из десяти способен на отвлеченное мышление. Большинство людей живут изо дня в день каждодневными заботами – как быть сытым, как прокормить семью и тому подобное. Думают ещё о развлечениях и, если остается свободное время, думают о том, как убить его. Одним людям некогда думать, другие боятся думать. И так люди живут до того времени, когда придёт смерть и думать будет уже поздно.
Думая о конце нашего земного существования, мы часто думаем не о смерти тела, а о смерти вообще, о чем-то страшном и непонятном. Это – ошибка мышления и она пугает. Приходит желание спрятаться: “Лучше об этом вовсе не думать”. В результате мы знаем о смерти очень мало, в то время как самое страшное в ней именно неизвестность – “а что со мной будет?”.
Вся наша общественная жизнь построена так, чтобы смерти не видеть. Например, тяжело заболел кто-либо из близких. Раньше его лечили дома. Приходил доктор, назначал лечение. Теперь чуть что, сразу в больницу.
Когда человек умирает, при нём обычно медсестра или санитарка, редко врач, но не родственники. Когда человек умер, его тело в доме не лежит, родные его не видят, с ним не остаются и не прощаются. Затем – короткая церковная служба, а часто и вовсе без нее, несколько хвалебных слов, траурный марш и быстрые похороны или кремация.
Наша современная цивилизация направлена на отрицание смерти. Для многих сейчас смысл жизни в погоне за наслаждениями. А это со смертью совсем не вяжется. В результате мы не видим смерти и привыкаем не думать о ней, и не только о своей смерти, но и о смерти вообще.
Христианские учители говорят об этом совершенно ясно. Святой Иоанн Дамаскин учил [3]:
"Помышление о смерти важнее всех других деланий. Оно рождает чистоту неистлеваемую. Память смертная побуждает живущих к трудам, к терпеливому принятию огорчений, к оставлению забот и к молитвам". Ещё есть мудрый житейский совет на все времена: “Каждый день нужно прожить так, как, если бы это был последний день вашей жизни”.
Почему мы боимся смерти? Почти все мы в той или иной степени смерти боимся. Как это произойдёт? Будем ли мы страдать? Будет ли больно? Настало время ответить на этот вопрос уже определенно. Любому человеку присущ страх перед смертью. Это не что иное как животное нежелание расстаться с привычным телесным домом. Привязанность к своему телу зарождается сама по себе. Срабатывает заложенный самой природой инстинкт самосохранения. Страх смерти есть желание жизни и помогает сохранять её. Это неизбежное чувство, и всем нам придется испытать его. Смерти боятся не только люди, а всё живое. Страх смерти – это естественное чувство, нужное в жизни природы. Животные, птицы, рыбы, насекомые прежде всего стараются сохранить свою жизнь. Птица, долго прожившая в клетке, колеблется, перед тем как покинуть свой привычный дом, когда перед ней открывают дверцу. Страх перед смертью – общий для всех эпох и поколений. Но большинство наших страхов происходит большей частью от невежества. А самое сильное лекарство от невежества – это знание. Ведь всё, что мы смогли понять и объяснить, делается менее страшным. Люди мистически боялись грома и молнии только до тех пор, пока не узнали их причины. Все мы, в той или иной степени, смерти боимся. Обычно, не анализируем, не стремимся разобраться, а просто боимся. Страшит неизвестное, угрожающее и неотвратимое. Внезапная смерть, болезни, старческий возраст – все это следствия того, что человек почти отождествил свое сознание с хрупким и бренным физическим телом и не осознает себя без него. Его тело все время нуждается в воздухе, пище и сне, чтобы вообще как-то существовать. А когда жизнь человека подходит к концу, страх смерти целиком овладевает им. Он судорожно цепляется за свое немощное тело, думая, что исчезает навсегда. Страх не притягивает – он отталкивает. Слишком долго, в течение многих веков людей призывали к порядку с помощью угроз наказания адом. Горизонты радости, свободы, безграничной Вселенной за чертой земной жизни были закрыты взору. Страх перед адом – одна из причин неверия в продолжение нашей жизни. Кто захочет поверить в жизнь после смерти, если это нечто неприятное? Разве могут люди, постоянно подвергаемые подобным испытаниям, смотреть вперед, в будущую жизнь иначе, как с содроганием? Мы боимся смерти, может быть, сильнее, чем она этого заслуживает. Стараясь не думать о смерти, мы боимся её больше, чем могли бы. Многих больше всего страшит неизвестность, а что с нами будет? Страшит ощущение, что со мной будет происходить что-то неизвестное, независимое от моего желания, и я ничего не смогу сделать. Как правило, человек видит в смерти врага, который хочет лишить его жизни. Бороться с ним он не может и старается не видеть, закрыть глаза, спрятаться. Но смерть, оттого что о ней не думают, не исчезнет и страх смерти тоже не исчезнет, а уйдет глубже, в подсознание. Без осознания там он будет опаснее и вреднее. Один из православных святителей писал [3]:
"Странно было бы, если бы в это время не было у нас боязни неизвестного будущего, не было бы страха Божия. Страх Божий будет, он благодетелен и нужен. Он помогает очищению души, готовящейся выйти из тела". Но страх Божий – это не панический страх смерти, и в наших молитвах мы просим Бога даровать Нам мирную и непостыдную кончину.
Закрывая глаза и не думая, избавиться от страха смерти не удастся. Смерть не только естественна, но и неизбежна. Однако помнить и думать о смерти не значит – бояться её. Память о смерти необходима для полноценного и достойного человеческого существования. Ещё в Древнем Риме учили – “Memento mori” (“Помни о смерти”).
Что же делать? Можно ли как-нибудь ослабить этот страх или хотя бы объяснить? Прежде всего, что пугает нас больше всего? Чего мы, собственно, так сильно боимся? Может быть, физических страданий, связанных с умиранием? В последней стадии жизни может быть много телесного страдания, но оно присуще болезни, а не смерти. Умирание само по себе безболезненно и вообще неощутимо. Даже больше того, если были боли, то при умирании они исчезают. Исчезают и все симптомы болезни, и личность человека, переступив земной порог, продолжает жить в новых условиях существования.
Может быть, пугает мысль о небытии: “Меня больше не будет?” Теперь мы знаем, что при переходе личности в другой мир сознание чаще всего не теряется, а если теряется, то только на одно мгновение. Умерший продолжает чувствовать и мыслить как и раньше, без перерыва. Говорят, что, освобождаясь от физической оболочки, человек обретает бессмертие. Но на самом деле он всегда и был бессмертен.
Христианство учит, что страх смерти естествен и нужен. Мы живем на Земле не только для того, чтобы получать наслаждение. Конечно, Господь хочет, чтобы люди радовались жизни, и дал им всё необходимое для этого. Но Он также дал каждому из нас определённую жизненную задачу в соответствии с нашими силами и способностями. За время жизни на Земле мы должны сделать что-то входящее в Божий Замысел. Об этом говорит и притча Иисуса Христа о талантах, где господин в конце веков спрашивает у рабов, как они использовали данное им время и таланты (и деньги и способности) (Евангелие от Матфея 25, 14 – 30). Жизнь дана нам для того, чтобы сделать что-то нужное и полезное, и её нужно хранить.
Христианские философы, думавшие о страхе смерти, учат, что здесь нужно различать два неодинаковых состояния, и дают им разные названия. Игумен Синайской горы пишет об этом в “Лествице” [3]:
"Боязнь смерти есть свойство человеческого естества... а трепет от памяти смертной есть признак нераскаянных прегрешений... Боится Христос смерти, но не трепещет, чтобы ясно показать свойство двух естеств". Архимандрит Серафим Роуз в 1980 году выпустил книгу на английском языке “Душа после смерти”. Он пишет, что свидетельства людей, переживших временную смерть тела, часто рисуют неверную и опасную картину. В ней слишком много света. Создается впечатление, что страшиться смерти не нужно. Смерть – это, скорее, приятное переживание, а после смерти ничто плохое душе не угрожает. Бог никого не порицает и всех окружает любовью. Раскаяние и даже мысли о нём излишни.
Отец Серафим пишет: “Сегодняшний мир избалован и не хочет слышать о реальности духа и ответственности за грехи. Гораздо приятнее думать, что Бог не очень строг и что мы безопасны под любящим Богом, который не будет требовать ответа. Лучше чувствовать, что спасение обеспечено. В наш век мы ждем приятного и часто видим то, чего ждем. Однако действительность иная. Час смерти – это время дьявольского искушения. Судьба личности в вечности зависит, главным образом, от того, как она сама смотрит на свою смерть и как готовится к ней”.[3]
Это может навести на мысли, что, пока мы на Земле, можно наслаждаться жизнью и не думать о последствиях. Разумный человек поймёт, что это не так.
* * * Что может представлять собою смерть для человека, в котором внедрена мысль, что после смерти он совершенно исчезнет? Такая смерть – это или ощущение ужаса, или ощущение тупого отчаяния. Такие люди часто желают умереть сразу, внезапно. Часто звучит такое пожелание: “Если умирать, то я хотел бы умереть сразу или во сне, чтобы не мучиться”.
Этого могут хотеть только те, кто ничего о смерти не знает и панически боится её. В таком желании – большая ошибка. Физических мучений в смерти нет, но страх и трудные восприятия останутся, потому что в смерти сознание не теряется и Личность не исчезает. Даже если человек умрет во время сна, ничего не почувствовав, он вдруг увидит себя в странной обстановке, но со всеми мыслями и ощущениями, которых он хотел избежать. Кроме того, при таком понимании смерти и при желании ничего не чувствовать, эти люди, полные страха, теряют весь период роста души. Что такое период роста вы узнаете в главе 6.
Полностью избавиться от страха смерти мы никогда не сможем, потому что этот страх нужен. Жизнь дана человеку потому, что он должен исполнить на Земле своё предназначение, и страх смерти заставляет его беречь свою жизнь. Люди, прожившие свой срок в трудах и с пользой для других, часто чувствовали, что они свое дело на Земле уже сделали и, когда приходило их время, страха смерти у них не было.
Жизнь – драгоценный дар, и чтобы его сохранить, нам вместе с жизнью дан и страх смерти. Это естественно. Но плохо, когда этот страх больше и сильнее, чем он того заслуживает.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.158 (0.01 с.) |