ТОП 10:

Поддержка деловой активности



Опыт работы в период формирования рыночных отношений и начала возрождения промышленности показал необходимость кон­солидации усилий государственных институтов и субъектов про­мышленной деятельности на основе рационального сочетания их взаимных интересов.

Для большинства регионов основная задача на ближайшие го­ды — сохранить положительную тенденцию увеличения масшта­бов производства, объемов продаж и восстановить позиции регио­нальных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынке.

Сохраняет свою актуальность такая задача промышленной по­литики региона, как увеличение внутреннего спроса на продук­цию. Данная задача решается на основе повышения качества и на­дежности и расширения номенклатуры экспорта для предприятий, работающих на внешний рынок. Кроме того, решение задач раз­вития промышленности осуществляется на основе целевых про­грамм поддержки промышленной деятельности и мероприятий по снижению налоговой нагрузки на реальный сектор экономики.

Как правило, региональными нормативными актами опреде­ляются приоритетные сферы экономической деятельности на кон­кретной территории, получающие поддержку. К таким видам дея­тельности часто относятся:

— производство товаров народного потребления и продуктов питания на территории региона;

— оказание жилищно-коммунальных услуг населению;

— инновационная деятельность в приоритетных областях;

— производство и реализация лекарств и медицинской техники;

— производство и переработка сельскохозяйственной продук­ции;

— различная природоохранная деятельность.

Вопросы оказания поддержки регулируются специальными законодательными актами субъектов Федерации.

Например, для Москвы в качестве таких направлений выбра­ны:

— производство продукции для удовлетворения первоочеред­ных, потребностей населения в продуктах питания, товарах легкой и текстильной промышленности и других товарах народного по­требления;

— производство продукции для обеспечения потребности инфраструктуры городского хозяйства (транспортные средства, строительные материалы, дорожно-коммунальная техника, обору­дование химической и нефтехимической промышленности);

— производство продукции, способствующей повышению тех­нического уровня предприятий города (станкостроение, электро­техника, электроника);

— создание технологий и производств, повышающих экологи­ческую и техногенную безопасность в городе;

— создание ресурсосберегающих технологий и производств;

— разработка и производство новых видов высокотехнологич­ной, наукоемкой продукции.

Структурная политика поддержки промышленности региона заключается в реализации мероприятий по поэтапному выводу проблемных и низкорентабельных производств в режим устойчи­вого функционирования, по снижению на этой основе доли убы­точных предприятий и организаций. Затраты, осуществляемые на реализацию данной политики, во многом окупаются дополнитель­ными налоговыми доходами, которые будет получать региональ­ный бюджет от предприятий, ставших прибыльными.

Среди направлений, которые обеспечивают форсированное восстановление платежеспособности, следует отметить следующие:

— целевая поддержка структурообразующих предприятий ре­гиона;

— размещение государственного регионального заказа на промышленных предприятиях города;

— реструктуризация задолженности по платежам за продук­цию и услуги естественных монополий, а также за услуги комму­нального хозяйства, другим платежам в бюджеты и внебюджетные фонды;

— передача ведомственного жилищного фонда на баланс ре­гиона;

— принятие мер по финансовому оздоровлению предприятий;

— форсированное расширение товаропроводящей сети, разви­тие межрегиональных связей в промышленности, в том числе на основе создания торгово-промышленных центров;

— создание мини-перерабатывающих предприятий по перера­ботке сельскохозяйственного и животноводческого сырья;

— участие в постоянно действующих и передвижных оптовых российских, международных ярмарках и выставках;

— совершенствование нормативно-правовой базы в области промышленной деятельности.

Государственная поддержка должна строиться на принципах приоритетности интересов населения региона, гарантий финансо­вой эффективности, гласности, возвратности предоставляемых средств.

Например, Алтайское краевое Законодательное Собрание при­няло Закон «О государственной поддержке товаропроизводителей Алтайского края» от 20 декабря 1996 г. в целях стимулирования развития производства на территории края, повышения объемов выпуска и реализации новых видов товаров, оказания услуг, ос­воения перспективных технологий и увеличения рабочих мест.

Меры государственной поддержки распространены на хозяйст­вующие субъекты всех организационно-правовых форм и форм собственности, являющиеся самостоятельными субъектами налого­обложения по законодательству, иностранные юридические лица, их представительства и филиалы, находящиеся в Алтайском крае и осуществляющие производство продукции, выполнение работ, оказание услуг на территории края в сфере промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи. Поддерж­ка не распространяется на товаропроизводителей и иные хозяйствующие субъекты, в отношении которых возбуждена процедура банкротства. Мерами государственной поддержки являются: нало­говые льготы, отсрочка уплаты сложившейся задолженности по налогам, стимулирование реализации продукции, произведенной и регионе. Указанные меры применяются наряду с другими форма­ми государственной поддержки товаропроизводителей, предусмот­ренными федеральным и региональным законодательством и нор­мативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Так, на территории края разрешается освобождать товаропроизводителей до 50% от всех видов налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты. Эта мера возможна при условии, что в тече­ние бюджетного года будет достигнут рост объема реализации продукции (работ, услуг) в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим отчетным годом и, соответственно, рост налогооблагаемой базы из расчета на каждый процент снижения налогов — 0,5 % роста реализации продукции (работ, услуг).

Предоставление налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате региональных и местных налогов может осуществляться по следующим дополнительным основаниям:

— направление средств в сроки, совпадающие с платой нало­гов, на реализацию собственных инвестиционных программ;

— аккумуляция финансовых ресурсов для закупок сырья и материалов, необходимых для последующего наращивания произ­водства и реализации продукции и увеличения на этой основе объ­емов налоговых поступлений;

— принятие мотивированных решений органов исполнитель­ной власти региона в отношении поддержки предприятий и орга­низаций отдельных отраслей народного хозяйства, являющихся приоритетными для региона.

Предоставление льгот оформляется договором, заключаемым между администрацией края (или соответствующим органом мест­ного самоуправления) и товаропроизводителем. Невыполнение по­следним своих обязательств повлечет взимание всех налогов в полном объеме с начислением пени и штрафа с момента наруше­ния условий договора.

Например, Закон Ульяновской области «Об экономических соглашениях между администрацией Ульяновской области и юри­дическими лицами» от 5 марта 1998 г. устанавливает основные принципы данных соглашений, заключаемых областной админист­рацией с юридическими лицами, а также порядок и условия их заключения.

По закону администрация области и юридическое лицо подписывают экономическое соглашение, в соответствии с которым областные органы государственной власти предоставляют юридиче­скому лицу на определенный срок и конкретных условиях меры государственной поддержки.

Соглашения должны содержать:

— меры государственной поддержки, предоставляемые юридическому лицу со стороны органов государственной власти области;

— обязательства юридического лица, направленные на рост объема производства и реализации продукции, товаров, работ, ус­луг, создание (сохранение) рабочих мест;

— иные вопросы, имеющие социальное и экономическое зна­чение для региона;

— порядок внесения изменений и дополнений в соглашение,

— срок действия соглашения,

— условия прекращения в случае невыполнения сторонами своих обязательств,

— порядок и условия продления действия соглашений.

В соглашения могут включаться следующие меры государст­венной поддержки со стороны органов государственной власти об­ласти:

— предоставление приоритетного права на размещение заказа на поставку продукции для областных нужд;

— получение гарантий (поручительств) под привлекаемые кредитные ресурсы, субсидий и дотаций за счет средств регионального бюджета;

— предоставление налоговых льгот в части налогов, посту­пающих в областной бюджет;

— льготные условия сдачи в аренду находящихся в государст­венной собственности земельных участков, зданий, сооружений, помещений, иные меры поддержки.

Для заключения соглашения юридическое лицо представляет в областную администрацию:

а) заявление;

6) проект соглашения;

Форма заявления, а также перечень и форма представляемых на рассмотрение документов определяются региональной админи­страцией в соответствии с установленными требованиями. Бизнес план и проект соглашения должны пройти обязательную эксперт­ную оценку. Порядок и сроки рассмотрения поданного заявления и проведения экспертной оценки регламентируются администраци­ей области.

Заключенное соглашение передается в законодательное собра­ние области для принятия решения о предоставлении мер государ­ственной поддержки в пределах компетенции этого государствен­ного органа.

В том случае, если законодательное собрание области не при­нимает решение о предоставлении юридическому лицу мер госу­дарственной поддержки, соглашение отдается на доработку либо прекращает действие по инициативе сторон.

В большинстве субъектов Федерации созданы структуры в со­ставе органов исполнительной власти, осуществляющие поддержку малого предпринимательства, а также фонды поддержки малого предпринимательства, приняты и реализуются региональные про­граммы развития и поддержки малого предпринимательства.

Так, закон Приморского края «О поддержке малого предпринимательства в Приморском крае» от 11 июля 1997 г. определяет:

— субъекты малого предпринимательства, имеющие право на региональную поддержку;

— условия предоставления поддержки, ее организационное обеспечение;

— специфика регистрации субъектов малого предприниматель­ства;

— отчетность и налогообложение данных хозяйствующих субъектов;

— создание и функционирование фондов поддержки малого предпринимательства в крае. В законе регламентируется:

— финансирование программ развития малого предпринима­тельства;

— страхование;

— гарантии на получение краевых заказов на производство товаров и оказание услуг;

— отношения, связанные с подготовкой и повышением квали­фикации кадров субъектов малого предпринимательства;

— поддержка внешнеэкономической деятельности;

— информационное обеспечение деятельности и имуществен­ную поддержку, меры по предотвращению банкротств.

В соответствии с данным законом основным условием получе­ния субъектами малого предпринимательства региональной под­держки является соответствие их деятельности одному из приори­тетных направлений, определяемых комплексной программой раз­вития малого предпринимательства в Приморском крае, а также наличие бизнес-плана на период до 2 лет и договора о страхова­нии своего имущества.

Для субъектов малого предпринимательства дополнительно определены налоговые льготы на два года. Средства, высвобож­даемые в результате предоставления налоговых льгот, должны ре­инвестироваться субъектами малого предпринимательства в разви­тие производства.

Краевая администрация и органы местного самоуправления ре­зервируют определенную долю от общего объема ежегодных зака­зов на производство и поставку продукции (товаров и услуг) для нужд региона.

Среди основных направлений поддержки малого предпринима­тельства, используемых в регионах, можно выделить следующие:

— разработка мероприятий по совершенствованию и упроще­нию систем налогообложения, налоговой и финансовой отчетно­сти, субъектов малого предпринимательства;

— проведение комплексного мониторинга и анализа деятель­ности малого предпринимательства;

— совершенствование законодательной и иной нормативной базы предпринимательской деятельности;

— разработка и реализация мероприятий по устранению необоснованных административных барьеров при развитии предпринимательства;

— предоставление льготных кредитов;

— предоставления имущества в лизинг;

— выдача льготных лицензий;

— предоставление в аренду нежилой площади на льготных условиях;

— рассмотрение и принятие мер по конкретным вопросам, жалобам и обращениям предпринимателей;

— разработка и реализация комплексных целевых программ и проектов развития малого предпринимательства;

— координация деятельности отраслевых и территориальных органов исполнительной власти, а также общественных и некоммерческих организаций по вопросам развития малого предпринимательства и реализации совместных проектов и программ;

— развитие инфраструктуры малого бизнеса, (создание цело­стной системы по оказанию предпринимателям консультационных, информационных, аудиторских и других услуг, подготовка кад­ров);

— организация выставок, конференций, семинаров и иных мероприятий;

— ведение Реестра субъектов малого предпринимательства;

— размещению определенной части государственного регио­нального заказа на предприятиях и в организациях малого пред­принимательства;

— участие в принятии решений по вопросам лицензирования деятельности малых предприятий, предоставления им в аренду и приватизации нежилых помещений, земельных участков, передачи подряда на незавершенное строительство;

— осуществление работы по привлечению внебюджетных источников финансирования для развития и поддержки малого предпринимательства.

В целях исключения необоснованного административного дав­ления возможно введение такой меры, как ограничение числа про­верок. Можно установить порядок, при котором территориальным органам контроля и надзора разрешено проведение проверок субъектов предпринимательской деятельности только в плановом порядке (не чаще 1 — 2 раз в год), а внеплановые проверки субъ­ектов малого предпринимательства допускать исключительно на основании конкретной информации о нарушениях.

Довольно распространенной формой экономической поддерж­ки хозяйственной деятельности в регионах является создание спе­циальных фондов. Например, законом Красноярского края «О краевом лизинговом фонде по обеспечению предприятий лесопро­мышленного комплекса продукцией машиностроения» (от 16 апреля 1998 г.) создается фонд для оказания помощи предприяти­ям, осуществляющим заготовку и переработку древесины и других лесных ресурсов на территории Красноярского края, в оснащении их продукцией машиностроения, производимой машиностроителями края на основе лизинга.

Под продукцией машиностроения понимается любое техноло­гическое оборудование и механизмы, все виды транспорта, необ­ходимые для производства, переработки и транспортировки древе­сины, других лесных ресурсов и продуктов их переработки. К предприятиям лесопромышленного комплекса законом отнесены лесозаготовительные, деревообрабатывающие, лесосплавные, ле­сохимические, лесоперевалочные, целлюлозно-бумажные предпри­ятия региона.

Источниками формирования лизингового фонда установлены:

— средства краевого бюджета, направляемые на эти цели в соответствующем году, в том числе поступившие в виде натуральной и вексельной формы оплаты;

— средства, получаемые от передачи продукции машинострое­ния по лизингу;

— иные источники, не запрещенные действующим законода­тельством.

Объем финансирования из регионального бюджета, а также смета лизингового фонда по доходам и расходам утверждаются Законодательным Собранием края. Средства фонда аккумулиру­ются Главным финансовым управлением администрации края на отдельном счете.

Средства лизингового фонда используются на проведение ли­зинговых операций для обеспечения лесопромышленного комплек­са продукцией краевых машиностроительных предприятий на до­говорной основе. Управление и распоряжение средствами лизин­гового фонда осуществляет администрация края. Предложения об их расходовании готовит Комитет по развитию лесопромышленно­го комплекса. Номенклатура продукции машиностроения, приоб­ретаемой за счет средств фонда, формируется на основании заявок предприятий лесопромышленного комплекса.

Государственные органы субъектов Федерации часто выступа­ют посредником между хозяйствующими субъектами, расположен­ными на их территории, и иными юридическими лицами и федеральными структурами. Например, содействуют получению пред­приятиями федерального заказа, финансирования и инвестиций, их участию в целевых программах. Региональные органы способ­ствуют получению инвестиционного или налогового федерального кредита на льготных условиях, полному или частичному освобож­дению от уплаты федеральных налогов, их отсрочке или рассроч­ке, получению гарантии Правительства РФ под кредиты ино­странных инвесторов.

Важным инструментом регионального регулирования деловой активности является лицензирование, которое заключается в уста­новлении порядка, при котором выполнение отдельных видов дея­тельности в регионе возможно только при наличии специального разрешения (лицензии).

В субъектах Федерации принимаются как общие законы о лицензировании, так и специальные, предметом которых является лицензирование конкретных видов деятельности, например, риэл­терской. Многие регионы приняли отдельные законы о лицензи­ровании.

Так, закон Челябинской области «О лицензировании отдель­ных видов деятельности» от 14 марта 1998 г., в частности, уста­навливает основные принципы лицензирования, органы, осущест­вляющие лицензирование и их полномочия. Указанный закон оп­ределяет систему лицензирования (сроки лицензии и условия ее действия, порядок выдачи, переоформление, контроль за соблю­дением условий лицензии, приостановление и аннулирование лицензии, платежи при выдаче лицензии). В законе перечисляются виды деятельности, подлежащие лицензированию органами ис­полнительной власти области. Кроме того, закон устанавливает ответственность за нарушение порядка лицензирования и иные нарушения лицензионного законодательства.

Решение задач социально-экономического развития требует привлечения значительных инвестиций. Реализация крупных ин­вестиционных проектов и программ в субъектах Федерации воз­можна лишь в рамках программ социально-экономического разви­тия регионов. Это связано с тем, что любой инвестиционный про­ект или программа осуществляется в рамках экономической, пра­вовой и организационной системы региона и не могут быть рас­смотрены вне социальной и экономической инфраструктуры.

Крупные инвестиционные проекты обычно не могут быть разрешены без поддержки региональных властей (финансовой, законодательной, предоставления гарантий).

Помимо традиционных региональных инвестиционных инструментов следует отметить и менее распространенные, но часто эффективные инструменты:

— гарантирование выкупа части эмитируемых ценных бумаг;

— бюджетные гарантии субъекта Федерации;

— двухсторонние и многосторонние соглашения о технической помощи и целевому финансированию региона;

— использование доли собственности субъекта Федерации и прав в качестве залогового фонда.

Привлечение инвестиций требует длительной и кропотливой работы всех органов власти. Среди мер, прямо или косвенно способствующих привлечению инвесторов в регион, можно отметить:

— индивидуальная работа с крупными потенциальными инве­сторами;

— представление инвестиционного потенциала региона в виде открытых информационных ресурсов в Internet;

— повышение доверия инвестиционных институтов к регио­нальным гарантиям и инвестиционным инструментам.

— организация взаимодействия региональных банков с други­ми банками и финансовыми компаниями;

— поиск стратегических партнеров и потенциальных инвесто­ров в заинтересованных регионах и за рубежом;

— поддержка программ социально-экономического развития региона в федеральных органах власти;

— информационные, консалтинговые, ипотечные, лизинговые и другие услуги инвесторам и региональным соискателям инвести­ций;

— координация деятельности региональных инвестиционных институтов.

Работа по социально-экономическому развитию региона долж­на обеспечиваться соответствующим информационным и организа­ционным сопровождением. Такое сопровождение представляет со­бой взаимосвязанную систему информационно-аналитических про­ектов, информирующих об экономической и инвестиционной ситуации в регионах, о наиболее привлекательных инвестиционных предложениях, деятельности финансовых институтов, коммерче­ских структур и других субъектов инвестиционного рынка, а так­же об экономико-географическом, политическом, демографиче­ском, экологическом и социальном положении.

Важным направлением информационного сопровождения про­грамм социально-экономического развития регионов, являются ре­гиональные сайты в сети Internet. Сеть Internet позволяет создать единое информационное пространство, демонстрирующее потенци­ал региона, а также среду общения, продвижения и реализации региональных проектов и программ. Представляемая информация должна включать информационно-рекламные материалы о регио­не, отраслях хозяйства, крупных компаниях.

Решение задач развития региона может потребовать создания региональных информационных центров, обеспечивающих органы управления регионом, предприятия и организации оперативным обменом информацией в интересующих сферах деятельности.

Основным инструментальным средством региональных инфор­мационных центров могут являться современные геоинформацион­ные системы, позволяющие создавать единое информационное пространство, обеспечивающее согласованную, оперативную рабо­ту различных пользователей информации, каждый из которых имеет возможность использования всех ресурсов формируемого информационного пространства. Информационная база геоинфор­мационной системы включает картографическую и фактографиче­скую информацию. Основу картографической информации состав­ляет географическая карта региона.

Специализированная картографическая информация создается с помощью геоинформационной системы путем «наложения» от­дельных слоев на базовый слой. Фактографические данные, пред­ставляющие характеристики объектов информации, заносятся в обновляемую базу данных геоинформационной системы с одно­временной пространственной привязкой к соответствующему слою картографической информации, в результате чего и создается об­щая пространственная база данных.

По мнению экспертов, использование систем информационного обеспечения центра позволяет решать такие задачи, как:

— ведение кадастров земельных, водных, лесных ресурсов, а также месторождений полезных ископаемых;

— контроль, планирование и управление строительством, сельским хозяйством, использованием водных, лесных, земельных и минеральных ресурсов, техническими сетями (электро-газо-водоснабжения, канализации, связи и др.);

— контроль, планирование и управление недвижимостью, налогообложением;

— контроль, планирование и управление транспортом;

— демографическая статистика;

— контроль и исследования изменений природной среды;

— планирование, управление и контроль работы оперативных служб, обеспечивающих предотвращение и ликвидацию чрезвы­чайных ситуаций;

— сбор и доведение до заинтересованных субъектов информа­ции о продукции, выпускаемой на предприятиях региона и о по­требностях рынка;

— поиск потенциальных инвесторов и предоставление инфор­мации для реализации инвестиционных проектов.

Конечно, создание таких систем требует значительных финан­совых затрат и времени. Однако создание баз данных может осу­ществляться последовательными этапами, в том числе с использо­ванием кадровых ресурсов региональных высших учебных заведе­ний. Такая работа, направленная на решение практической зада­чи, будет являться не только полезной для студентов, изучающих современные информационные технологии, но и позволит посте­пенно создавать цифровые базы данных для будущего региональ­ного информационного центра.

Ценообразование

Политика сдерживания инфляции в регионах осуществляется за счет регулирования цен на те виды продукции и услуг, которые определены правовыми актами по ценообразованию Правительства Российской Федерации, а также повышения насыщенности про­дукцией товарных рынков региона.

Важным рычагом финансового регулирования является ценообразование. Ценообразование заключается в установлении цен (тарифов) на продукцию, работы, услуги подведомственных предприятий и организаций, а также в участии в принятии феде­ральных решений на ограниченный круг товаров (работ), реали­зуемых на территории регионов.

Субъекты федерации своими нормативными актами устанавли­вают тарифы на продукцию (работы, услуги), производимую ре­гиональными государственными предприятиями и организациями. В частности, региональными нормативными актами утверждаются тарифы на услуги автомобильного транспорта, тарифы на пере­возки пассажиров в пригородном сообщении, пределы цен на от­дельные виды товаров и услуг.

Порядок и принципы ценообразования могут регулироваться специальным региональным законом.

Например, Закон Республики Башкортостан «О ценообразова­нии» от 9 июля 1997г. определяет государственные органы, осу­ществляющие регулирование цен, к которым относятся Государст­венное Собрание, Глава Республики и Кабинет Министров Рес­публики. В законе указываются основные принципы ценовой по­литики и регулирования цен:

— обеспечение экономической обоснованности затрат, уровня рентабельности производства товаров;

— учет результатов деятельности субъектов ценообразования по итогам года работы — за период действия ранее утвержденных цен;

— учет качества потребительских свойств и социальной значи­мости товаров;

— учет рыночной конъюнктуры;

— влияние цен на объемы и эффективность производства.

Законом определены те виды товаров, по которым осуществля­ется государственное регулирование цен:

— социально значимые товары (перечень утверждается Каби­нетом Министров Республики);

— продукция естественных монополий,

— отдельные товары, производимые хозяйствующими субъек­тами, имеющими долю на рынке определенного товара более 35%.

Регулируемая цена может быть ниже экономически обоснован­ной, если существует решение о возмещении разницы субъектам ценообразования из бюджета соответствующего уровня.

В Законе определен механизм государственного регулирования цен.

Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных предельных цен или предельных коэффициентов повышения цен, предельных уровней рентабельности, предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок, декларирования изменения цен (тарифов).

Косвенное регулирование включает льготное налоговое обло­жение, кредитование, предоставление субсидий, дотаций, компен­саций из бюджетов соответствующего уровня.

Если предусмотренный Законом порядок установления регу­лируемых цен не обеспечивает отдельным хозяйствующим субъек­там экономически обоснованный уровень цены, им предоставляют­ся дотации за счет средств бюджета соответствующего уровня. Расходы на дотации в связи с введением прямого регулирования цен учитываются в этих бюджетах отдельной строкой.

При введении фиксированных цен хозяйствующие субъекты обязаны реализовывать товары по этим ценам. При установлении тарифов предельный коэффициент повышения цен не должен быть выше установленной предельной величины.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан основа­ниями для принятия решений о применении конкретных методов ценового регулирования могут являться результаты анализа дея­тельности хозяйствующих субъектов, сложившейся конъюнктуры рынка с учетом стимулирующей роли конкретных методов повы­шения качества товаров и удовлетворение спроса на них.

В процессе анализа оценивается обоснованность затрат и при­нимаются во внимание:

— издержки (заработная плата, стоимость сырья и материа­лов, накладные расходы, налоги и другие платежи и др.);

— прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам,

— государственные дотации и другие меры государственной поддержки;

— уровень использования производственных мощностей хо­зяйствующих субъектов;

— сохранение достигнутого уровня объемов их производства.

Закон Республики Башкортостан «О ценообразовании» раз­граничивает полномочия органов, осуществляющих государствен­ное регулирование цен.

Государственное Собрание Республики: принимает законы по вопросам регулирования ценообразования и осуществляет кон­троль за их исполнением. Глава Республики утверждает концеп­цию регулирования ценообразования с учетов уровня экономиче­ского развития, финансовой, кредитной, налоговой и социальной политики, а также делает поручения органам исполнительной власти по вопросам ценообразования и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.

Кабинет Министров Республики утверждает концепцию цено­вой политики и проводит ее, устанавливает регулируемые цены, коэффициенты скидки и надбавки на товары, определяет порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен.

Органы местной власти могут регулировать цены на товары в пределах предоставленных им полномочий, привлекать к админи­стративной ответственности виновных в нарушении государствен­ной дисциплины цен, а также обеспечивают проведение на своей территории единой политики цен, организацию контроля за пра­вильностью установления тарифов, наценок и скидок.

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели обладают правом:

— самостоятельно формировать цены на товары, за исключе­нием случаев применения регулируемых цен;

— получать в органах государственного регулирования цен информацию о нормативных актах по вопросам ценообразования;

— обжаловать в установленном порядке действия этих орга­нов.

Хозяйствующие субъекты обязаны:

— соблюдать государственную дисциплину цен;

— обеспечивать беспрепятственный доступ работников госу­дарственных органов, осуществляющих регулирование цен, к до­кументам, необходимым для выполнения их полномочий;

— предоставлять достоверные сведений компетентным органам и выполнять их решения, принятые в пределах установленных законодательством полномочий.

Предприятия, находящиеся в региональной собственности, мо­гут использоваться органами власти субъекта Федерации в качест­ве эффективных инструментов региональной экономической и со­циальной политики. В некоторых случаях монополия под контро­лем органов власти региона позволяет минимизировать издержки производства за счет эффекта экономии масштаба, уменьшить коммерческие риски, создать условия для стабильного и устойчи­вого развития.

При этом необходимо учитывать, что большое число предпри­ятий в собственности региона при недостаточном уровне оплаты услуг или при резком увеличении производственных издержек, например, из-за повышения цен на электричество или транспорт­ные перевозки, может привести к возникновению задолженности регионального бюджета.

Органы власти могут самостоятельно устанавливать принципы формирования цены на услуги, предоставляемые предприятиями, принадлежащими субъекту Федерации. Наиболее распространен подход, согласно которому цена услуги равна себестоимости ока­зания, при этом для отдельных видов услуг в цену закладывается определенная норма прибыли. В целях увеличения доходов регио­нального бюджета или для ограничения потребления в цену услуг может закладываться повышенная норма прибыли.

Тарифы должны быть достаточно гибкими, чтобы органы вла­сти могли оперативно путем изменения ставок корректировать проводимую политику. В интересах социально-экономической по­литики тарифы могут быть дифференцированы по группам потре­бителей: промышленность, организации социальной сферы, насе­ление с различным уровнем дохода.

По отношению к отдельным группам потребителей в целях стимулирования определенных видов экономической деятельности или в целях социальной поддержки могут вводиться пониженные тарифы. Оказание услуг по льготным тарифам может финансиро­ваться либо за счет средств регионального бюджета, либо за счет повышенных тарифов для определенных категорий плательщиков.

Для эффективного ведения хозяйства региона вся существую­щая и приобретаемая собственность должна подлежать жесткому учету и включаться в единый реестр собственности региона.

Ведение реестра региональной собственности целесообразно поручить единой службе. Сведения о движении имущества долж­ны регулярно обновляться путем направления соответствующих учетных форм должностными лицами службе, ведущей реестр. Ре­естр региональной собственности должен ежегодно предоставлять­ся представительному органу для учета при составлении бюджета. Население должно иметь право свободно ознакомиться с реестром.

Главное требование в отношении продажи или сдачи в аренду региональной собственности состоит в том, что эти процедуры должны соответствовать рыночным условиям (обеспечение рыноч­ной продажной цены, арендной платы).

Важным инструментом экономического развития региона яв­ляются государственные региональные предприятия и иная собст­венность, принадлежащая субъекту Федерации. Размер государст­венной собственности региона должен быть необходимым и доста­точным для осуществления органами власти функций и полномо­чий, закрепленных действующим законодательством.

В соответствии с законом Орловской области «О государст­венной собственности Орловской области» от 28 апреля 1997 г. го­сударственная собственность области и находящиеся на ее терри­тории федеральная или иная собственность (переданная Орлов­ской области во владение, пользование и распоряжение), земля и другие природные ресурсы составляют экономическую основу дея­тельности органов государственной власти области.

К государственной собственности Орловской области отнесено:

— имущество, переданное в хозяйственное ведение и опера­тивное управление предприятиям и учреждениям образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, органам государственной власти и т.п.;

— имущественные и личные неимущественные права, инфор­мация, интеллектуальная собственность, принадлежащие области;

— денежные средства, ценные бумаги, финансовые активы и иное имущество.

Средства регионального бюджета и иное государственное иму­щество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют областную казну.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.02 с.)