Упрощенная трехсекторная модель межотраслевого хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упрощенная трехсекторная модель межотраслевого хозяйства



 

В Из Промыш­ленность Домашнее хозяйство Сельское хозяйство Общий объем вы­пуска
Промышленность         85 ярдов ткани
Домашнее Хозяйство       280 чел.-лет труда
Сельское хозяйство       115 буше­лей зерна

 

Леонтьев предлагал также включить в национальный доход альтернативную стоимость загрязнения окружающей среды.

Межотраслевой баланс выражается в стоимостных показателяхи состоит из четырех квадрантов.

 

Отрасли- производители   Отрасли производства (сектора экономики) l,2,3........j...........n Конечный спрос (инвестиции, накопление, импорт, экспорт...) Общий объем выпуска  
  X11 X12 ...X1j...X1n F1 X1
         
  .  
.     .  
.     .  
I Xi1 Xi2 Xij…Xin Fi Xi
.     . .
. . .
.     . .
N Xn1Xn2 Xnj Xnn Fn Xn
¾ Амортизация        
¾ доход наемных рабочих V1V2… …Vj…Vn V  
¾ Предпринимательская прибыль        
Общий объем выпуска X1X2… …Xj …Xn    

 

Первый квадрант характеризует межотраслевые потоки — оборот средств производства между отраслями народного хозяйст­ва (промежуточные затраты). Промежуточные затраты образуют­ся в производственном секторе и представляют собой закупки оп­ределенного вида продукции для производства конечной. Закупки производятся отраслями народного хозяйства: 1,2,3...n.

 

X11 X12 … …X1j…X1n
Xi1 Xi2 Xij…Xin
Xn1 Xn2  
  Xnj Xnn

 

Показатели Xij являются величинами межотраслевых потоков, где i — отрасль-производитель, j — отрасль-потребитель.

Второй квадрант отражает конечную продукцию, которая была произведена в отраслях материального производства и в дальней­шем распределяется в непромышленных секторах экономики. В данном разделе национальный доход распределяется на фонд на­копления и фонд потребления.

F1
.
.
.
Fi
.
.
.
Fn

 

Исходя из данных первого и второго квадрантов, можно математически выразить выпуск одного вида продукции:

Третий квадрант отражает стоимостной состав национального дохода. Составляющие данного раздела являются первичными за­тратами.

Необходимо отметить равенство итогов второго и третьего квадрантов межотраслевого баланса.

 

V1V2… …Vj …Vn

 

Четвертый квадрант формирует конечное использование и распределение национального дохода. Элементами перераспределения здесь являются конечные доходы государства, населения, пред­приятий.

V

 

Расчет стоимостного баланса представляет собой систему ли­нейных уравнений:

aij — коэффициент прямых затрат (0—1), показывает норму расхода i-ой продукции на производство j-ой;

xi — общий объем производства i-ой продукции;

xj — общий объем производства j-ой продукции;

aij x xj — межотраслевой поток отраслей i и j;

yi — конечный продукт отрасли i (конечное потребление).

Межотраслевые балансы составляются на национальном, региональном уровне, уровне крупных городов. Каждая из таких таблиц имеет свою детализацию. Например, ряд детализирован­ных таблиц может содержать до 600 различных экономических секторов.

Прочие методы моделирования

Моделирование систем региональных процессов должно пока­зать весь комплекс взаимоотношений внутри и между региональ­ными системами, отразить все существующие взаимосвязи. Регио­нальные исследования часто используют для своего изучения по­строение математических моделей, среди который можно выделить следующие:

— статистические стохастические (модели размещения населе­ния, модели миграции и др.);

— динамические детерминированные (модели размещения раз­личных объектов в условиях рыночной конкуренции и т.д.);

— и ряд других моделей.

Необходимо выделить логический метод моделирования, осно­ванный на методах описания и картографии. Например, одной из моделей логического моделирования является модель абстрактных экономических производственных циклов. Эта модель предполага­ет наличие абстрактного цикла, который выражает собой реаль­ные производственные циклы, а также циклы (производственные процессы), которые предполагается создать. Понятие абстрактного цикла более многообразное, чем понятие конкретного производст­венного цикла, так как само абстрагирование предполагает создание дополнительных теоретических циклов производства.

Составление картографических моделей базируется, как и сле­дует из названия, на картографическом методе. Данный вид моде­лирования предполагает создание разнообразных карт, с помощью которых можно изучить разные стороны функционирования объ­ектов региональных исследований. Например, наиболее точное обобщение присуще общеэкономическим картам. Такие карты от­ражают взаимосвязанные стороны регионов, такие как социаль­ные, экономические и географические.

Экономическое районирование

Процесс экономического районирования территории РФ про­исходит за счет влияния различных факторов, среди которых можно выделить природно-ресурсные, производственные, соци­ально-экономические и политические.

Формирование производственных отношений на определенной территории предполагает наличие законченного процесса воспроизводства, отражает структуру производства, уровень его развития и специализацию.

Наличие природно-ресурсного потенциала как одного из важ­ных факторов районообразования характеризует степень обеспе­ченности экономического района природными ресурсами, во мно­гом определяет специализацию производства.

Социально-экономические отношения находят свое выражение в отражении степени развития межрегиональных отношений, спе­циализации хозяйства каждой территориальной единицы. В аспек­те данного районообразующего фактора рассматривается террито­риальное разделение труда, уровень развития трудового потен­циала.

Экономический район — территория, которая характеризуется определенным экономико-географическим положением, территори­ально-хозяйственным единством, своеобразием природных и эко­номических условий и исторически сложившейся производствен­ной специализацией, основанной на территориальном и общест­венном разделении труда.

Совокупность экономических районов страны образуют макрорегионы. В настоящее время выделяют два макрорегиона: Запад­ный и Восточный, уровень развития которых существенно отлича­ется друг от друга.

Западный макрорегион страны (Западная зона) отличается высоким уровнем концентрации населения (около 80% населения РФ), производство наибольшей части товарной продукции и про­дукции сельского хозяйства осуществляется также на данной тер­ритории. Однако следует подчеркнуть нехватку природно-сырьевых ресурсов.

Лидирующее положение с точки зрения снабжения природны­ми ресурсами страны занимает Восточная зона. В этом макроре­гионе сосредоточены основные залежи угля, нефти, газа, цветных металлов и др. Восточный макрорегион имеет в основном сырье­вую специализацию. Основными потребителями природных ресур­сов являются Западная зона и страны-импортеры.

Функционирование системы народного хозяйства экономиче­ского района базируется на основе создания комплекса народного хозяйства.

Районный хозяйственный комплекс представляет собой сформированную на определенной территории социально-экономиче­скую систему. В пределах одного экономического района может функционировать несколько районных хозяйственных комплексов, имеющих единую производственную специализацию или направ­ленных на решение определенных задач социально-экономиче­ского характера.

Федеральное управление регионами

Государственные органы образуют единую систему осуществ­ления государственной власти в Российской Федерации. Государ­ственное управление регионами осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами РФ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Федеральные органы различных ветвей государственной вла­сти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимосвязаны между собой, а принцип единства позволяет обеспечить баланс данных властей исходя из разграничения полномочий при осуще­ствлении своих функций.

В настоящее время усиливается роль регионального управле­ния. Система регионального управления включает в себя:

¾ систему федеральных и региональных органов власти;

¾ совокупность функций, осуществляемых государственными, органами, а также разнообразные методы, ресурсы, используемые для реализации этих функций;

¾ систему государственной службы;

¾ систему связей (прямых и обратных), возникающих между объектами и субъектами управления и т.д.

Вся система регионального управления базируется на общих принципах государственно-властного воздействия на регионы, ко­торое находит свое выражение в правовых формах, а также в вы­работке общегосударственных целей как для федеральных, так и для региональных органов власти.

В каждом регионе осуществляют свою деятельность территори­альные отделения федеральных исполнительных органов государственной власти, которые находятся в прямом подчинении у Цен­тра, но часто одновременно в сильной зависимости от региональ­ных администраций. В настоящее время все избранные главы ре­гиональных администраций формально не находятся в прямом подчинении федерального центра, поэтому Глава Российской Федерации и Правительство должны иметь свои собственные подраз­деления в регионах.

Координация деятельности территориальных органов феде­ральной власти базируется на взаимодействии Федерального цен­тра и муниципальной власти, а также является неотъемлемой ча­стью в области решения региональных проблем и направлена на достижение поставленных целей федеральной региональной поли­тики.

На законодательном уровне власти создаются комитеты и ко­миссии структуры, занимающиеся вопросами взаимодействия Цен­тра с субъектами РФ.

Комитет по развитию Севера нес ответственность за проведение эффективной федеральной политики в отношении северных территорий. Практическая деятельности данного Комитета охва­тывала обширный спектр вопросов: от разнообразных исследова­ний в области науки до снабжения необходимыми продуктами. территорий Севера во время единственного короткого летнего пе­риода.

В обеих палатах парламента существуют профильные комитеты, деятельность которых сосредоточена на разработке законов в области региональной политики государства.

Одним из важных составляющих региональной политики яв­ляется углубленное изучение и анализ последствий принятия раз­личных законов для предотвращения потенциальных отрицатель­ных последствий для отдельных территорий. Такое исследование должно проводиться в рамках официально одобренной федераль­ной региональной политики. В Государственной Думе над данной проблемой работает Комитет по вопросам федерации и региональ­ной политики. Комитеты, которые осуществляют свою деятель­ность в обеих палатах парламента, работают в области экспертно­го анализа законов, годового бюджета и иных официальных до­кументов.

Организационная структура управления регионами на феде­ральном уровне состоит из следующих основных элементов:

Администрация Президента РФ, которая имеет подразделения, занимающиеся вопросами региональной политики. В функции администрации входит решение основных политических вопросов.

Ведомства и департаменты Правительства РФ, в компетенцию которых входят вопросы региональной политики (в частности во­просы национальной политики, миграционной политики).

Министерства Правительства РФ, например министерство фи­нансов. Функции министерства финансов связаны с решением во­просов в области финансов, участии в бюджетном процессе;

Отраслевые ведомства, в компетенцию которых входит управ­ление в регионах процессами, связанными с функционированием соответствующих отраслей народного хозяйства.

Функционирование организационных структур управления ре­гионами нуждается в совершенствовании в целях координации их работы для повышения эффективности проводимой социально-экономической политики. Оптимальной считается ситуация при которой:

¾ обеспечено взаимодействие всех ведомств для наиболее пол­ной реализации функций в области социально-экономической по­литики;

¾ функции четко распределены между ведомствами;

¾ межведомственные конфликты отсутствуют.

Администрация Президента осуществляет контроль в отноше­нии социально-экономического развития регионов и при необходимости может оказывать непосредственное влияние на органы го­сударственного управления субъектов Федерации.

В целях обеспечения реализации Главой Российской Федера­ции своих конституционных полномочий, повышения эффективно­сти деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением Президент РФ Указом «О создании федеральных округов» от 13 мая 2000 года создал на территории Российской Федерации семь фе­деральных округов:

— Центральный (с центром в Москве);

— Северо-Западный (Санкт-Петербург);

— Уральский (Екатеринбург);

— Южный (Ростов-на-Дону);

— Приволжский (Нижний Новгород);

— Сибирский (Новосибирск);

— Дальневосточный (Хабаровск).

Центральный федеральный округ:

Белгородская область, Брянская область, Владимирская об­ласть, Воронежская область, Ивановская область, Калужская об­ласть, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смо­ленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва.

Северо-Западный федеральный округ:

Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская об­ласть, Вологодская область, Калининградская область, Ленин­градская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий АО.

Уральский федеральный округ:

Курганская область, Свердловская область, Тюменская об­ласть, Челябинская область, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО.

Южный федеральный округ:

Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингу­шетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмы­кия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия (Алания), Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская об­ласть, Ростовская область.

Приволжский федеральный округ:

Республика Башкортостан, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чу­вашская Республика, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий АО.

Сибирский федеральный округ:

Республика Бурятия, Республика Алтай, Республика Тува, республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО, Усть-Ордынский Бурятский АО, Эвенкийский АО.

Дальневосточный федеральный округ:

Якутия, Приморский край, Хабаровский край, Амурская об­ласть, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская АО, Корякский АО, Чукотский АО.

Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации был преобразован в институт полномочных представителей Главы Российской Федера­ции в федеральных округах.

Полномочный представитель Президента России в федераль­ном округе является должностным лицом, представляющим Главу Российской Федерации в пределах соответствующего федерально­го округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соот­ветствующего федерального округа. Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в со­став Администрации Президента России, соответственно он назна­чается на должность и освобождается от должности Главой Рос­сийской Федерации по представлению Руководителя Администра­ции. Полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту Российской Федерации и подотчетен ему. Срок назна­чения на должность, определяется Главой Российской Федерации, но не может превышать срока исполнения Главой России своих полномочий.

Полномочный представитель имеет заместителей, распределяет между ними обязанности и руководит их деятельностью. Замести­тели полномочного представителя также являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента Российской Федерации. Назначение на должность за­местителей полномочного представителя, освобождение их от должности, а также применение к ним мер поощрения и дисцип­линарного взыскания осуществляются Руководителем Админист­рации.

Основными задачами полномочного представителя являются:

¾ организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных на­правлений внутренней и внешней политики государства, опреде­ляемых Главой Российской Федерации;

¾ организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

¾ обеспечение реализации в федеральном округе кадровой по­литики Главы Российской Федерации;

¾ представление Главе Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федераль­ном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Россий­ской Федерации соответствующих предложений.

Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

¾ обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

¾ анализирует эффективность деятельности правоохранитель­ных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Главе Российской Федерации соответствующие предложения;

¾ организует взаимодействие федеральных органов исполни­тельной власти с органами государственной власти субъектов Фе­дерации, органами местного самоуправления, политическими пар­тиями, иными общественными и религиозными объединениями;

¾ разрабатывает совместно с ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Федерации программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

¾ согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для на­значения на иные должности в пределах федерального округа, ес­ли назначение на эти должности осуществляется Главой Россий­ской Федерации, Правительством Российской Федерации или фе­деральными органами исполнительной власти;

¾ организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Главы Российской Федерации, постанов­лений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

¾ согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального окру­га или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;

¾ согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Федерации, находящимися в пределах федерального округа, пред­ставления о награждении государственными наградами Россий­ской Федерации, об объявлении благодарности Главы Российской Федерации, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;

¾ вручает в федеральном округе по поручению Главы Россий­ской Федерации государственные награды Российской Федерации, а также объявляет благодарность Главы Российской Федерации;

¾ принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

¾ организует по поручению Главы Российской Федерации про­ведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органа­ми государственной власти субъектов Федерации, находящимися в пределах федерального округа;

¾ вносит Главе Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъ­ектов Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов законодательству;

¾ взаимодействует с Главным контрольным управлением Главы Российской Федерации и органами прокуратуры Российской Фе­дерации при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Главы Рос­сийской Федерации, постановлений и распоряжений Правительст­ва Российской Федерации.

Полномочный представитель имеет право:

¾ запрашивать и получать в установленном порядке необходи­мые материалы от самостоятельных подразделений Администра­ции Главы Российской Федерации, от федеральных органов госу­дарственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;

¾ направлять своих заместителей и сотрудников своего аппара­та для участия в работе органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

¾ пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента России и федеральных органов государственной власти;

¾ использовать государственные, в том числе правительствен­ные, системы связи и коммуникации;

¾ организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Главы Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в феде­ральном округе;

¾ направлять на рассмотрение федеральных органов государ­ственной власти, а также органов государственной власти субъек­тов Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан;

¾ вносить в соответствующие федеральные органы исполни­тельной власти предложения о поощрении руководителей их тер­риториальных органов, находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;

¾ привлекать сотрудников Главного контрольного управления Главы Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотруд­ников федеральных органов исполнительной власти и их территори­альных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в ор­ганизациях, находящихся в пределах федерального округа;

¾ образовывать совещательные и консультативные органы.

Полномочный представитель при исполнении должностных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федераль­ного округа.

Оперативное руководство деятельностью полномочного представителя осуществляет Руководитель Администрации Президента России.

Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента России. В состав аппарата полномочного представите­ля входит соответствующая окружная инспекция Главного кон­трольного управления Президента России.

Главное контрольное управление Главы России осуществляет методическое руководство указанной окружной инспекцией по во­просам организации контроля за исполнением федеральных зако­нов, указов и распоряжений Главы Российской Федерации, поста­новлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, реализацией федеральных программ.

Руководитель Администрации Президента Российской Федера­ции утверждает структуру и штатную численность аппарата пол­номочного представителя, определяет количество заместителей полномочного представителя.

Полномочный представитель:

— руководит деятельностью аппарата полномочного предста­вителя, обеспечивая решение возложенных на него задач;

— распределяет обязанности между своими заместителями;

— утверждает должностные инструкции работников аппарата полномочного представителя;

— назначает на должность и освобождает от должности со­трудников своего аппарата, поощряет их и применяет к ним меры дисциплинарного взыскания;

— подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции;

— издает распоряжения по вопросам деятельности аппарата полномочного представителя;

— решает вопросы о командировании сотрудников аппарата полномочного представителя в пределах Российской Федерации.

Полномочный представитель размещается в центре федераль­ного округа. Место размещения заместителей полномочного пред­ставителя и его аппарата на территории федерального округа оп­ределяется полномочным представителем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.113.41 (0.083 с.)