ТОП 10:

Законодательный орган власти



Законодательный орган является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Федерации. Его наименование и структура устанавливаются кон­ституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций. Число депутатов представитель­ного органа власти устанавливается уставом субъекта Федерации.

Срок полномочий депутатов одного созыва устанавливается ус­тавом субъекта Федерации и не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается представительным органом государственной вла­сти субъекта Федерации самостоятельно.

Большинство законодательных органов субъектов Федерации избираются сроком на 4—5 лет. Численный состав определяется по-разному. Так, Государственный Совет Татарстана состоит из 250 депутатов; Народное Собрание Дагестана — из 121 депутата; Верховный Хурал (Парламент) Тувы — из 32 депутатов.

Представительный орган государственной власти субъекта Фе­дерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, самостоятельно решает вопросы организационного, право­вого, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Расходы на обеспечение деятельности представительного орга­на власти утверждаются самим представительным органом госу­дарственной власти субъекта Федерации и предусматриваются от­дельной строкой в бюджете субъекта Федерации.

Представительный орган государственной власти является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность заседания представительного органа государственной власти субъекта Федерации определяется его регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Заседания являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, уставом субъекта Федерации, законами субъекта Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятель­ности.

Законодательный орган государственной власти субъекта Фе­дерации принимает устав (конституцию) субъекта Федерации и поправки к нему, если иное не установлено конституцией субъекта Федерации, осуществляет законодательное регулирование в пре­делах полномочий субъекта Российской Федерации:

— утверждает бюджет субъекта Федерации и отчет о его ис­полнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Федерации, а в случае, если указанная должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государствен­ной власти;

— устанавливает в соответствии с уставом субъекта Федерации основы организации и деятельности законодательного органа государственной власти;

— устанавливается порядок проведения выборов в органы ме­стного самоуправления на территории субъекта Федерации, в пре­делах своих полномочий и определяет порядок деятельности орга­нов местного самоуправления;

— утверждает программы социально-экономического развития региона;

— устанавливает налоги и сборы, установление которых отне­сено федеральным законом к ведению региона, а также порядок их взимания;

— устанавливает порядок образования и деятельности вне­бюджетных и валютных фондов субъекта Федерации, утверждает отчеты о расходовании средств этих фондов;

— устанавливает порядок управления и распоряжения регио­нальной собственностью, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товари­ществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

— утверждает заключение и расторжение договоров субъекта Федерации;

— устанавливает порядок назначения и проведения референ­дума;

— устанавливает порядок проведения выборов в представи­тельный орган государственной власти, а также выборов высшего должностного лица субъекта Федерации;

— устанавливает административно-территориальное устройство региона и порядок его изменения;

— утверждает схему управления субъектом Федерации, опре­деляет структуру высшего исполнительного органа государствен­ной власти;

— регулирует иные вопросы, относящиеся в соответствии с федеральным и региональным законодательством к ведению и полномочиям субъекта Федерации.

Постановлениями законодательный орган государственной власти субъекта Федерации:

— определяет порядок своей деятельности;

— назначает на должность и освобождает от должности от­дельные должностные лица субъекта Федерации, а также оформ­ляет согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен федеральным и региональным законода­тельством;

— назначает дату выборов в законодательный орган, а также дату выборов высшего должностного лица региона;

— назначает референдум субъекта Федерации в случаях, предусмотренных региональным законодательством;

— оформляет решение о недоверии или доверии высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Россий­ской Федерации), а также решение о недоверии или доверии ру­ководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный орган принимал участие в соответствии с уставом региона;

— утверждает соглашение об изменении границ субъектов Фе­дерации;

— назначает на должность судьи уставного (конституционно­го) суда региона;

— оформляет иные решения по вопросам, отнесенным феде­ральным и региональным законодательством к ведению законода­тельного органа государственной власти субъекта Федерации.

Право законодательной инициативы в представительном орга­не государственной власти субъекта Федерации принадлежит де­путатам, высшему должностному лицу региона, представительным органам местного самоуправления. Уставом субъекта Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного региона.

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобожде­нии от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств регионального бюджета, рассматри­ваются представительным органом власти по представлению выс­шего должностного лица субъекта Федерации (руководителя выс­шего исполнительного органа) либо при наличии заключения ука­занного лица. Данное заключение представляется в законодатель­ный орган государственной власти субъекта Федерации в срок, который устанавливается уставом субъекта Федерации и не может быть менее четырнадцати календарных дней.

Проект закона субъекта Федерации рассматривается законода­тельным органом государственной власти субъекта Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется поста­новлением законодательного органа государственной власти субъ­екта Федерации.

Законы субъекта Федерации, принятые законодательным ор­ганом, направляются для обнародования высшему должностному лицу субъекта Федерации в срок, который устанавливается регио­нальным законодательством. Высшее должностное лицо обязано обнародовать закон субъекта Федерации, удостоверив обнародо­вание закона путем его подписания или издания специального ак­та, либо отклонить закон в срок, который устанавливается регио­нальным законодательством и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона.

В случае отклонения высшим должностным лицом субъекта Федерации представленного закона указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Закон субъекта Федерации, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта Федерации.

Случаи и порядок досрочного прекращения полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Федерации установлены Федеральным законом «Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации».

Решения представительного органа власти принимаются в коллегиальном порядке, однако разнообразие вопросов, решаемых данным органом, обычно создает необходимость выделения в его составе специализированных структурных подразделений. Среди получивших наибольшее распространение структурных единиц представительного органа следует отметить комитеты и комиссии по определенным направлениям деятельности, группы (фракции) депутатов, сформированные по территориальному или партийному признаку.

Комитеты формируются для работы по долгосрочным направ­лениям деятельности представительного органа власти региона и имеют постоянный административный аппарат. Направления ра­боты комитетов обычно не зависят от социально-политической конъюнктуры и остаются неизменными на протяжении длительно­го времени. В качестве примера можно привести бюджетный ко­митет, налоговый комитет, комитет по земельным отношениям и т.п. Комиссии обычно формируются на временной основе для ре­шения определенных вопросов (например, для подготовки законо­проекта, выработки стратегии, проведения согласительных проце­дур). Постоянный штат служащих в комиссиях не создается. По­сле выполнения задач, поставленных перед комиссией, они рас­формируются.

Территориальные группы создаются для согласованного выра­жения интересов населения отдельных территорий внутри субъек­та Федерации. Фракции представляют интересы политических объединений, от которых были избраны соответствующие депута­ты.

Отдельные вопросы оперативного управления более эффектив­но решаются на основе руководства одного лица или небольшой группы лиц, при котором конкретные сферы деятельности управ­ляются специалистами в соответствующих областях, несущих пер­сональную ответственность за результаты своей деятельности. Та­кое оперативное управление часто необходимо не только исполни­тельным органам власти, но и представительным. Депутатским комитетам, комиссиям, группам, фракциям может передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов, не относящихся к исключительной компетенции представительного органа. Подобный подход позволяет организовать работу более оперативно и эффективно, так как позволяет депутатам специализироваться на тех вопросах, которыми они владеют лучше всего.

Рассмотрим в качестве примера фактически используемые структуры региональных представительных органов власти.

Тюменская областная Дума

На первом заседании Тюменской областной Думы избирается председатель Думы и его заместители.

В соответствии с Уставом Тюменской области на этом же засе­дании на срок полномочий Думы из числа депутатов формируют­ся постоянные комиссии — постоянно действующие внутренние органы Думы, которые обеспечивают ее полномочия в сфере зако­нотворческой деятельности и контроля:

I. Постоянная комиссия по бюджету, налогам и финансам;

II. Постоянная комиссия по общему законодательству;

III. Постоянная комиссия по региональной социально-экономической политике;

IV. Постоянная комиссия по социальным вопросам и местному самоуправлению.

В компетенцию Думы входит также создание временных ко­миссий, которые ограничены в своей деятельности определенным сроком и конкретной задачей.

В соответствии со стратегией развития первостепенными зада­чами областной Думы по основным сферам жизнедеятельности в области являются:

I. Совершенствование государственного строительства и мест­ного самоуправления путем законодательного обеспечения:

— укрепления политических, экономических и финансовых позиций Тюменской области как субъекта Российской Федерации через выравнивание субъектов Федерации в экономических и по­литических правах по отношению к республикам на основе феде­рального законодательства, договоров с органами государственной власти Российской Федерации и др.

II. Реализация совместно с администрацией Тюменской облас­ти, органами государственной власти Ханты-Мансийского и Яма­ло-Ненецкого автономных округов, органами местного самоуправления области согласованной политики социально-экономического развития области путем законодательного обеспечения:

— в сфере финансов и инвестиций:

— создания благоприятного инвестиционного климата в облас­ти;

— формирования механизма гарантий для инвестиций;

— развития города Тюмени как регионального финансового центра;

— развития инфраструктуры рынка капиталов, создания региональных и межрегиональных финансовых институтов;

— разработки системы налогообложения, стимулирующей инвестиции, накопления финансовых и материальных средств;

— формирования новых источников налоговых платежей;

— развития фондового рынка.

— в сфере промышленности:

— стимулирования:

а) технического перевооружения предприятий;

б) развития кооперативных связей внутри области;

в) экспортной направленности продукции производства;

г) развития предприятий топливно-энергетического комплекса в изменившихся условиях;

д) развития местной промышленности, связанной с производ­ством товаров народного потребления;

е) формирования устойчивых экономических связей на взаимовыгодной основе между товаропроизводителями юга области и территориями автономных округов;

— осуществления протекционистской политики в отношении производителей товаров и услуг, расположенных на территории области;

— поддержки прогрессивных структурных изменений в произ­водстве и экспорте за счет комплексного и эффективного исполь­зования ресурсов углеводородного сырья области, создания неф­техимических производств, производств по переработке других видов ресурсов;

— образования фонда реализации Программы развития Тю­менской области с участием Правительства Российской Федера­ции, администраций Тюменской области, Ханты-Мансийского ав­тономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, предприятии нефтегазового комплекса, заинтересованных регионов, отечественных и зарубежных инвесторов.

— в сфере сельского хозяйства и агропромышленного комп­лекса:

— стимулирования технического перевооружения сельскохозяйственных предприятий;

— стимулирования всех форм кооперации;

— стимулирования создания и функционирования рентабель­ных предприятий по переработке сельскохозяйственной продук­ции;

— стимулирования развития фермерских хозяйств и т.д.;

— в сфере бизнеса и малого предпринимательства:

— обеспечения гарантий прав собственности;

— обеспечения согласования государственных, общественных и частных интересов;

— организации системы контроля над субъектами и сферами экономики;

— развития и поддержки разнообразных форм семейного биз­неса;

— создания системы гарантирования и страхования инвести­ционных рисков малого предпринимательства.

— в социальной сфере:

— реализации программ жилищного строительства, медицин­ского обслуживания населения, социального обеспечения, культу­ры и науки;

— дополнительной социальной защиты пенсионеров, создания регионального пенсионного фонда;

— повышения заработной платы работникам бюджетной сфе­ры и обеспечения ее своевременной выплаты;

— адресной социальной поддержки слабозащищенных групп населения и т.д.

— в сфере правопорядка и обеспечения безопасности населе­ния:

— поддержки правоохранительных органов, в т.ч. и финансо­вой;

— создания условий по защите товарного рынка области, дей­ственного контроля за качеством производимого и ввозимого про­довольствия;

— профилактики наркомании и токсикомании на территории области.

— в сфере связи и информации:

— формирования единого информационного пространства об­ласти;

— информатизации деятельности органов государственной власти области;

— формирования областного фонда правовой информации, систем контроля за исполнением решений органов государственной власти области и т.д.

Аппарат Тюменской областной Думы осуществляет правовое, организационное, документационное, аналитическое, информаци­онное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Тюменской областной Думы.

Структура аппарата областной Думы состоит из руководителя аппарата, структурных подразделений аппарата Думы и аппара­тов постоянных комиссий.

Московская городская Дума

Численный состав Московской городской Думы — 35 депутатов. Московская городская Дума избирается сроком на четыре года. Аппарат Думы / Структурные подразделения аппарата:

— организационный отдел;

— информационно-аналитический отдел;

— государственно-правовой отдел;

— протокольный отдел;

— отдел организации работы с документами;

— приемная Мосгордумы;

— пресс-центр;

— отдел государственной службы и кадров;

— отдел бухгалтерского учета и отчетности;

— отдел по обеспечению деятельности Думы,

Комиссии Думы:

Проблемные комиссии:

комиссия по экономической политике;

— комиссия по организации власти и развитию самоуправле­ния;

— комиссия по социальной политике;

— бюджетно-финансовая комиссия;

— комиссия по законности и безопасности;

— комиссия по предпринимательству;

— комиссия по жилищной политике и коммунальной реформе;

— комиссия по экологической политике;

— комиссия по организации работы Думы;

— комиссия по нормативной базе городской инфраструктуры.

Специальные комиссии:

комиссия по Регламенту, правилам и процедурам;

— комиссия по награждению Почетными грамотами Москов­ской городской Думы и Почетными дипломами Московской го­родской Думы;

— совместные комиссии думы и администрации города Москвы;

— объединенная комиссия московской городской думы и мос­ковской областной думы по координации законотворческой дея­тельности.

Порядок осуществления Московской городской Думой своих полномочий, правила и процедуры работы Московской городской Думы установлены Регламентом Московской городской Думы.

Председатель Московской городской Думы и его заместители избираются из числа депутатов тайным голосованием.

Функции Председателя Московской городской Думы:

— подготовка заседаний Московской городской Думы;

— проведение заседаний Московской городской Думы;

— выполнение представительских функций;

— выполнение иных функций в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.016 с.)