Возможность использования программных механизмов в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможность использования программных механизмов в России



В настоящее время в России уже функционирует свой «программный» механизм в виде целевых программ развития ре­гионов. В данных программах активно принимают участие орга­низации федерального уровня и уровня субъектов Федерации. Например, к 1997 году было 28 программ, в которые входят три «комплексных программы» относительно социально-экономиче­ского развития территорий: для Курильских островов, Республики Саха и Тверской области. Другие же подобные программы вклю­чают в себя решение более частных задач (развитие малых и средних городов в условиях экономической реформы и т.д.). Раз­работка любой целевой программы происходит по стандартной процедуре: обоснование необходимости целевого подхода к данной проблеме, а затем вырабатывается программа ее решения (цели, задачи, предлагаемые мероприятия и их внедрение, финансирова­ние, ожидаемый результат и механизмы контроля и наблюдения). К сожалению, региональные целевые программы имеют много не­достатков, например, отсутствие серьезного обоснования их необ­ходимости для наиболее нуждающихся территорий, трудности бюджетного финансирования и т.п. Несмотря на это, они также имеют потенциальные преимущества как для регионального, так и для федерального уровней в России, потому что данные про­граммные механизмы способны решить социально-экономические проблемы развития территорий, а также являются базисом для создания эффективных инструментов политики, особенно для ре­гионального развития.

Функционирование программных механизмов в рос­сийских условиях.

Проблемы социально-экономического развития регионов носят масштабный характер. В перспективе возможно, что Россия, как и другие страны, будет одновременно внедрять макро-, микро- и ко­ординационную политику для решения различных проблем развития регионов. Осуществление микрополитики требует вмешатель­ства в различные области, требующие больших финансовых за­трат, например, строительство крупной транспортной, коммуника­ционной и экономической инфраструктуры, делового климата че­рез инвестиции и мягкие меры, развитие человеческих ресурсов, материальное возрождение.

Рассмотренный европейский опыт указывает на явные пре­имущества от внедрения систем регионального социально-эконо­мического развития, которые включают как федеральный уровень, так и субъектов федерации. Общегосударственный уровень уста­навливает общие принципы, дающие возможность решить пробле­мы регионов. Региональный уровень устанавливает детализиро­ванное рассмотрение своего собственного потенциала и проблем. Регионы также способны внести свои накопленные знания и навы­ки в области экономического развития. Свои идеи можно будет перенести в другие регионы, так как они имеют похожие цели в отношении территорий, но с учетом их собственной специфики.

Механизм планирования и программного метода, который уже функционирует в России в виде целевых программ развития регионов, следует развивать и совершенствовать с учетом россий­ских условий. В создании подобных систем европейский опыт указывает на наличие определенных условий и факторов, которые подтверждают их успех.

Между слабо- и сильноразвитыми регионами необходим «пакт о солидарности». Условием для введения любого механиз­ма перераспределения, дающего возможность направить средства на развитие менее развитых регионов, является наличие пакта о солидарности между более обеспеченными и менее обеспеченными регионами.

В развитии Европейского Союза солидарность выдвигалась как неотъемлемый фактор, так как членами Союза все больше становились страны, которые стоят на разных ступенях экономи­ческого развития. Например, Совместная Задача вместе со Струк­турными фондами опирается на пакт о солидарности между зем­лями, что дает возможность дополнительного финансирования бо­лее слабо развитых регионов. Воссоединение Германии в большей степени увеличило экономическое неравенство в развитии страны и внесло напряженность в общее соглашение. Исключением в проблеме пакта о солидарности стала французская система контрак­тов, в которой данный вопрос не был основным, потому что госу­дарство являлось централизованным и контракты играют незначи­тельную роль в перераспределении.

Пакты о солидарности можно получить при формировании любой системы, создающейся в общих интересах. Внедрение по­добной системы возможно двумя способами — прямым и косвен­ным. Прямой путь предполагает поощрение за содействие в облас­ти регионального развития в той или иной форме всем странам-членам ЕС и территориям данной страны, однако для слаборазви­тых территорий данное поощрение больше. Каждый участник здесь явно выигрывает в той или иной степени. Косвенный путь, несмотря на пренебрежение, является также эффективным. Это относится к косвенным экономическим и социальным преимущест­вам, которые получают более развитые регионы в экономическом пространстве от развития менее благополучных регионов.

Стабильная экономическая обстановка. Каждая из вышеопи­санных систем предполагает наличие стабильной экономики, даю­щей возможность широкому кругу организаций выделять ассигно­вания на программы и выполнять их.

Это возможно в тех странах, где имеется стабильность в правительстве, макроэкономическом развитии, политике и т.п. Приве­денные выше примеры свидетельствуют, что даже в сравнительно богатых государствах с достаточно стабильным экономическим развитием не всегда можно гарантировать необходимые условия. Например, французский и германский примеры иллюстрируют случаи, когда национальные правительства неожиданно и в одно­стороннем порядке уменьшали свои ассигнования в ответ на за­труднения во внешней среде, в том числе на отрицательные тен­денции в экономике.

Следует заметить, что при частых и крупных изменениях про­граммы могут превратиться из настоящих, выполнимых планов в смутные выражения намерений. Этого следует избегать, так как подобные действия существенно подрывают доверие к партнер­ским соглашениям, которые реализуют эти механизмы. Одна из рекомендаций, основанная на европейском опыте: лучше выделять умеренные финансовые ассигнования на данные программы, чем высокие, которые вряд ли будут выполнены.

Четкое распределение ответственности для обеспечения эффективности политики. Если в системе регионального развития принимает участие много организаций, то роли и ответственность нужно распределить с наибольшей точностью в целях эффектив­ной работы системы.

Каждая отдельная организация играет свою роль в точности. Кроме того, организации нуждаются в необходимой информации и знаниях, чтобы выполнить предназначенные им роли.

Германская Совместная Задача является наиболее четкой сис­темой с точки зрения распределения обязанностей: стадия плани­рования осуществляется Комитетом по Планированию, который имеет четкую структуру, систему перевода денежных средств и принятия решений; реализация же принятых Rahmenplan целиком предоставляется землям. Структурные Фонды характеризуются большей неясностью, дублированием, вносимыми со временем в баланс изменениями и распределением ответственности. При ре­форме Структурных Фондов на, период 2000 — 2006 гг. предпри­нимаются меры по разграничению ответственности, в частности путем сведения роли Комиссии к формальной на этапах планирования и реализации. В осуществлении конкретной политики участвует большое число партнеров, следовательно, неизбежны и изменения, поэтому очень трудно создать и контролировать всеобъ­емлющие правила о ролях и обязанностях. В данной ситуации не­обходима активная связь между всеми участниками в целях пра­вильного распределения обязанностей на основе общего понима­ния проблемы.

Существует еще один механизм по разграничению ролей каж­дой организации или группы организаций, особенно на этапах создания и реализации планов: это инструкции, которые издаются более высокими уровнями власти, где указано, что и как надо де­лать.

Гарантии отчетности по использованию вложенных средств. Каждый из механизмов включает одну или несколько организа­ций, принимающих решения относительно размещения средств другой организации. Программы Структурного Фонда делегируют расходование бюджетных средств Европейского Союза, Совмест­ная Задача предусматривает распределение бюджетных средств для совместного финансирования в землях, a CPER осуществляет ряд методов финансирования на региональном уровне, которые практически во всех случаях включают средства государства и ре­гиональных администраций в совместных проектах.

Подобное распределение средств предполагает наличие систе­мы отчетности об использовании выделенных средств, так, чтобы решения о расходовании были прозрачны, а их целевое использо­вание можно было проверить. Следовательно, возникает необхо­димость в более строгих системах мониторинга и оценки. Монито­ринг и оценка достигли своего наиболее комплексного и развитого уровня в программах Структурного Фонда, где обязанности четко указываются в положениях Структурного Фонда, а их выполне­ние финансируется в том числе и Структурным Фондом. Желаю­щие получить поддержку по программе Структурного Фонда по­нимают, что если они будут использовать средства Фондов бесцельно, то их у них заберут. Подобная политика, в свою очередь, помогает осуществлять контроль за средствами ЕС.

Приоритет экономического воздействия. Чтобы принципы экономического развития были успешными, важно, чтобы они имели приоритеты и были в состоянии показывать потенциальный положительный длительный экономический результат своих меро­приятий — кратко-, средне- или долгосрочных, прямых или кос­венных.

В качестве примера можно привести вмешательства, которые имеют низкий приоритет, — это субсидии нерентабельным компа­ниям, которые направлены на искусственное сохранение рабочих мест, а не на содействие стабильному экономическому возрожде­нию. Вероятно, не стоит также ограничиваться капиталовложе­ниями, а допустить «мягкие» проекты в таких сферах, как разви­тие бизнеса или маркетинга.

Возможность учитывать особенности. Каждый программный проект применяется в различных ситуациях.

Это относится в особенности к Структурным Фондам, кото­рые осуществляются более чем в ста регионах различных стран, каждая из которых имеет особую структуру институтов и полити­ки, свои специфические проблемы экономического развития и свой потенциал. Любая программная система должна формироваться так, чтобы она применялась на всей территории ее действия. Сле­довательно, необходимо определить основные черты системы, избегая при этом категоричности в отношении тех территорий, где могут быть изменения. Положения о Структурном Фонде дают хороший пример системы, которая в состоянии это сделать.

Территориальные образования Российской Федерации имеют различия: в области законодательства, по подходам, которые они применяют для экономического развития и т.д. Федеральный уро­вень всегда стремился разрешить проблемы регионального разви­тия, используя при этом стандартные инструменты и подходы. Целесообразнее использовать усилия федерального и регионально­го уровня для решения проблем относительно социально-экономического развития регионов. Необходимо использовать гиб­кий инструмент, внутри которого можно разрабатывать програм­мы по регионам со своими специфическими особенностями, удов­летворяя и федеральные, и региональные приоритеты.

 

 

Правовые основы деятельности субъектов Российской Федерации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.185.66 (0.01 с.)