Новое мышление в управлении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новое мышление в управлении.



Мышление управленца проявляется при реализации управленческой функции, когда совместная деятельность персонала организации выстраивается в соответствии с заказом на производство определенного типа продукта. При этом учитывается целая иерархия ценностей (собственников, общества, отдельного человека) и критериев управления.

Предпосылки нового мышления можно обозначить так:

внешние (необходимость становления и развития человека, коллектива, общества, что связано с использованием механизмов сознания, самосознания, самоопределения, воли и т. п.);

внутренние (использование критериев в организации рефлексии и мыслительных процессов управленцев).

Достижение критериальности возможно лишь за счет рефлексии и использования соответствующих средств ее организации [9]. Как отмечалось выше, управленческая функция является рефлексивной (ретроспективной и проспективной).

Испытывая затруднения, управленец в процессе деятельности решает такие задачи:

- составляет картину осуществленной деятельности;

- выявляет причину затруднения или несоответствия заказу, цели, ценностям;

- проблематизирует содержание и форму прошлой деятельности;

- строит проект новой деятельности с измененными формой и содержанием.

Для решения проблем и устранения затруднений используют средства организации рефлексии (мыслетехника), понятия и категории теории деятельности и мышления или обходятся без критериального обеспечения, полагаясь на "здравый смысл". Таким образом, специфической характеристикой нового управленческого мышления является использование необходимой технологии мышления.

24. Особенности способов подготовки (обучения).

Современная практика образования взрослых развивается в соответствии с двумя основными моделями:

- традиционного обучения (репродуктивная, технократическая, знаний, поддерживающая);

- инновационной (проблемная, гуманистическая, развивающая, способностная).

Эти модели принципиально различаются характером деятельности обучаемого. В их системодеятельностном подходе также имеются различия:

В традиционном обучении только преподаватель является субъектом деятельности. Он осознанно и целенаправленно строит свою деятельность. Обучаемый не является полноправным субъектом собственной деятельности. Он включен в деятельность педагога. В этом случае фиксируется субъект-объектный тип взаимодействия педагога и обучаемого. Для личностно ориентированного образования характерен субъект-субъектный тип взаимосодействия. В этом случае отмечаются два полноправных деятеля, имеющие общие цели, согласованные мотивы. Преподаватель выполняет сервисную, управленческую функцию по достижению саморазвития обучаемого.

Различная специфика реализуемых деятельностей. Первая модель содержит предметную деятельность, где обучаемый усваивает информацию, решает задачи определенной области знания. Во второй модели ведущей деятельностью оказывается учебная и целью является не решение задач, а овладение способом решения того или иного класса задач. В этом случае используют технологии развития мышления, позволяющие обучаемому:

- организовать рефлексию предметной деятельности;

- проанализировать свою деятельность;

- вычленить исходные основания, универсальные способы решения определенного типа задач;

самостоятельно получить необходимую информацию. При этом ведущей характеристикой учебной деятельности является осознание цели обучения, способа решения проблем (задач), получение знания. В этом случае "включаются" многие высшие психические механизмы: сознание, самосознание, воля, самоопределение и др. Уже эти отличия позволяют иначе смотреть на арсенал имеющегося педагогического инструментария (приемов, методов, технологий) реализации деятельности.

Можно выделить шесть основных макроспособов обучения/образования:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемно-поисковый;

- коммуникативный;

- имитационно-ролевой;

- рефлексивный.

Основание для выделения – специфика ведущей деятельности обучаемого, ее предмет и результат.

Основными методами и формами объяснительно-иллюстративного способа являются лекция, рассказ, объяснение и демонстрация. Обучаемый слушает, воспринимает и осмысливает сообщаемую информацию, в результате чего получает некоторое представление об объекте или явлении.

При репродуктивном способе обучения основными методами и формами являются упражнения, тренинг, лабораторные работы, практические занятия.

Самостоятельная деятельность обучаемых по осознанию проблемы и поиску способов ее решения наилучшим образом проявляется при проблемно-поисковом способе обучения. Существуют два варианта реализации этого способа: метод проб и ошибок, т. е. "стихийное" творчество и организация рефлексивных процессов. Основные методы и формы – проблемное изложение, поисковый (эвристический), исследовательский эксперимент, креативные методы.

К основным методам и формам коммуникативного способа образования относятся эвристическая беседа, диалог, диспут, дискуссия, полемика, "мозговой штурм", семинар, т. е. этот способ обучения предполагает и принимает характер коллективной мыследеятель-ности.

Имитационно-ролевой способ включает моделирование обучаемыми тех или иных профессионально значимых ситуаций и их решение. Основные методы и формы – игры (деловые, ролевые, инновационные, оргдеятельностные), имитационное моделирование, анализ ситуации.

Предметом и результатом деятельности при рефлексивном способе становится не проблемная, коммуникативная или имитационная ситуация, а способ деятельности обучаемого по ее решению, в результате чего обучаемый продвигается в собственном развитии за счет осознания и принятия культурных форм организации творческой, мыслительной и коммуникативной деятельности. Основные методы и формы – индивидуальная, микрогрупповая, коллективная рефлексия по поводу содержаний разных видов деятельности и изменений в собственном развитии.

Первые два способа – ведущие в традиционном обучении. Другие используют эпизодически с целью активизации познавательной деятельности обучаемых.

В личностно ориентированном образовании ведущими способами становятся проблемно-поисковый, коммуникативный, имитационно-ролевой. Они сопровождаются специально организованной рефлексией деятельности обучаемых. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный способы применяют в этой модели как вспомогательные.

Рассмотренные способы обучения и образования служат для построения системы конкретных педагогических технологий и методик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.205.228 (0.005 с.)