Тема 16. Предмет, метод, субъекты, система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Предмет, метод, субъекты, система



Экологического права

1. Предмет, метод, субъекты, система и источники экологического права.

2. Экологические права и обязанности граждан.

3. Ответственность за экологические правонарушения.

4. Государственное управление в сфере экологии.

5. Международно-правовые основы охраны окружающей среды.

Вопросы для самоконтроля

 

- Как соотносятся природоресурсное право и природоохранное право?

- Кто может быть субъектом экологических правоотношений?

- Перечислите источники экологического права.

- На каких принципах основано экологическое право?

- Назовите экологические права граждан России.

- Дайте определение экологическому правонарушению.

- Какие виды юридической ответственности несут должностные лица и граждане за экологические правонарушения?

- Какую ответственность по российскому законодательству несут юридические лица за экологические правонарушения?

- Каковы основания наступления дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения?

- Назовите виды административных наказаний, которые могут быть применены за совершение экологического правонарушения.

- За какие экологические преступления предусмотрена уголовная ответственность по Уголовному кодексу Российской Федерации?

- Какие виды наказаний за экологические преступления предусмотрены в Уголовном кодексе Российской Федерации?


 

1. Экологическое право: учебник / под ред. проф. С. А. Боголюбова. – М.: Издательство Юрайт. Серия: Бакалавр. Базовый курс, 2013. – 432 с.

2. Бринчук М. М. Экологическое право: учебник для высших учебных заведений. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 624 с.

3. Дубовик О. Л. Экологическое право: учебник. – М.: Проспект, 2011. – 719 с.

4. Ерофеев Б. В. Экологическое право: учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. – 345 с.

5. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 624 с.

6. Земельное право России: учебник для бакалавров / Под ред. А. П. Анисимова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 415 с.

7. Боголюбов С. А. Земельное право: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2012. – 380 с.

8. Киселева Н. А. Управление земельными ресурсами: учеб. пособие. – Пенза: Изд-во ПГУАС, 2012. – 140 с.

9. Хаметов Т. И. Совершенствование системы управления земельно-имущественным комплексом региона, муниципального образования и отдельного хозяйствующего субъекта: монография. – Пенза: Изд-во ПГУАС, 2009. – 303 с.

10. Правоведение: учебник для бакалавров / Под ред. С. И. Некрасова. – М.: Юрайт, 2012

11. Правоведение: учебник / Под ред. В. И. Авдийского. – М.: Юрайт, 2011

Нормативные акты

12. Конституция РФ

13. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

14. Земельный кодекс РФ

15. Гражданский кодекс РФ

16. Лесной кодекс РФ

17. Водный кодекс РФ

18. Уголовный кодекс РФ

19. Кодекс РФ об административных правонарушениях

20. Налоговый кодекс РФ

21. Федеральный закон от 4.05.1999 № 96-Ф3 «Об охране атмосферного воздуха»

22. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

23. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»

24. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

25. Федеральный закон от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений»

26. Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

27. Федеральный закон от 30.05.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

28. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

29. Федеральный закон от 2311.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»

30. Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

31. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

32. Федеральный закон от 9.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»

33. Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»

34. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

35. Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель»

36. Указ Президента РФ от 4.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»

37. Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 № 900 «Об особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение»

38. Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения»

39. Постановление Правительства РФ от 19.12.1996 № 1504 «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты»

40. Постановление Правительства РФ от 2.03.2000 № 183 «Об утверждении Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»

41. Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 № 461 «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

42. Постановление Правительства РФ от 15.01.2001 № 31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха»

43. Постановление Правительства РФ от 22.04.2002 № 265 «Об утверждении Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности»

44. Приказ МПР России от 11.03.2002 № 115 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

45. Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

46. Интернет-ресурсы:

47. Информационно-правовой портал «Консультант плюс»: http://www.consultant.ru//

48. Информационно-правовой портал «Гарант»: http://www.garant.ru/

Вопросы для самоконтроля

Экологическое право представляет собой совокупность юридических норм, пред­назначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей природной среде.

Составными частями экологического права являются природоохранное право, регулирующее отношения по сохранению, воспроизводству и улучшению (оздоровлению) окружающей человека природной среды, включая защиту ее от вредных последствий хозяйственной деятельности человека, и природоресурсное право, регулирующее общественные отношения по рациональному и эффективному использованию природных ресурсов.

Экологические отношения охватывают отношения по поводу окружающей среды между отдельными физическими лицами, группами или объединениями лиц, юридическими лицами, органами государства, государствами и народами в целом.

К числу основных источников экологического права относятся: Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие экологические правоотношения. Особое место среди них занимает Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который условно называют «мини-экологическим кодексом России». Он является базовым нормативным актом, определяющим основы экологической политики государства, главные задачи, принципы и направления правового регулирования в сфере охраны окружающей среды. Важнейшими нормативными актами, регламентирующими правовой режим отдельных видов природных ресурсов, являются: Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, федеральные законы от 4 мая 1999 г. № 96-Ф3 «Об охране атмосферного воздуха», от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».Требования в области охраны окружающей среды содержат также законодательные акты, регулирующие различные сферы хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». На отношения в области осуществления экологического аудита распространяет действие Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 19-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Среди подзаконных нормативных правовых актов особое значение имеют Указы Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Также к числу источников экологического права относятся Климатическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента РФ от 17 декабря 2009 г. № 861-рп, и Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р.

В связи с разграничением полномочий в системе государственного управления помимо вышеназванных правовых актов к источникам экологического права относятся и нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Среди международно-правовых источников экологического права следует назвать Декларацию принципов природопользования и охраны окружающей природной среды, а также План действий правительств и Межправительственных организаций, принятые на Стокгольмской конференции ООН в 1972 г.; Всемирную хартия природы, принятую резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 28 октября 1982 г.; Глобальные программы в виде Декларации, принятой на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и состоящей из 27 принципов и «Повестки дня на ХХI век», определяющих направления деятельности мирового сообщества в сфере природопользования и охраны окружающей среды; Рамочную конвенцию ООН по сохранению климата на Земле («Киотский протокол», Япония, 1992 г.), который Российская Федерация ратифицировала в 2004 г., приняв тем самым на себя международные обязательства по снижению выбросов в атмосферу парниковых газов; Межправительственное соглашение «О взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды между государствами – участниками СНГ» от 8 февраля 1992 г.

Согласно Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды» при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности, связанной с экологией, все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими принципами: приоритет интересов народов, проживающих на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности; приоритет мероприятий, направленных на охрану окружающей среды; рациональный, эффективный и комплексный подход в природопользование; платность использования природных ресурсов.

Экологическое правонарушение состоит в виновном противоправном деянии, наносящем вред окружающей среде и здоровью человека. Должностные лица и граждане несут данные правонарушения дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, а предприятия, учреждения, организации – административную и гражданско-правовую ответственность.

Дисциплинарная ответственность может наступать за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные взыскания – замечание, выговор, увольнение, полное или частичное лишение премии, перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный срок и т.п. – применяются администрацией за нарушение тех экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает нарушителя от других видов юридической ответственности.

Гражданско-правовая ответственность возникает за причинение вреда природной среде, здоровью человека, имуществу граждан и хозяйствующих субъектов в полном объеме в соответствии с нормами гражданского законодательства. Вред, возмещается добровольно или принудительно – по решению суда или арбитражного суда по иску потерпевшей стороны. Срок исковой давности составляет 20 лет. Суммы возмещения вреда должны, как правило, взыскиваться за счет его причинителя (например, предприятия), а в конечном итоге – за счет виновного лица и расходоваться на ликвидацию вредных последствий экологических правонарушений. Вред может быть возмещен и в натуре, т.е. путем восстановления окружающей природной среды за счет сил и средств причинителя вреда.

Административная ответственность предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП). Так, в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» КоАП перечислены конкретные составы 40 административных правонарушений, за совершение которых могут применяться следующие виды административной ответственности: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения (например, ружья, сети и т.п.), лишение специального права (охоты, рыболовства), возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного проступка. Наиболее распространенная мера административного взыскания – штраф.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения наступает в случаях наиболее общественно опасных деяний, предусмотренных гл. 26 «Экологические преступления» Уголовного кодекса РФ. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) называет, например, такие экологические преступления, как незаконная добыча (вылов) биологических ресурсов (ст. 256), незаконная охота (ст. 258), незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260), загрязнение вод и атмосферы (ст. 250, 251), загрязнение моря вредными веществами (ст. 252), порча земли (ст. 254), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262) и другие преступления.

За экологические преступления российское уголовное законодательство предусматривает ответственность в виде: штрафа, обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, ареста и лишения свободы на определенный срок.

Самое тяжкое экологическое преступление, относящееся к категории преступлений против мира и безопасности человечества, предусмотрено ст. 358 УК РФ: «экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу». Мера наказания – лишение свободы от 12 до 20 лет.

 

Задание № 1. Директором ООО «Л» – гражданином К. было допущено нарушение правил охраны атмосферного воздуха, вызванное выбросом из отопительной котельной загрязняющих веществ без специального разрешения.

Гражданину К. было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб. Не согласившись с принятым решением, он обратился в суд с жалобой на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области, мотивировав его тем, что ранее уже привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение и повторное назначение наказание не допустимо. Может ли суд удовлетворить жалобу К.?

Рекомендуемая литература к решению:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ Глава 4. Назначение административного наказания, статья 4.4

Задание № 2. Гражданин Клоков незаконно спилил 20 елей общим объемом 13,14 куб.м. Порубка квалифицировалась как совершенная в крупном размере. Какая ответственность предусмотрена законом в данном случае?

Задание № 3. Представитель Управления Роспотребнадзора по Л-ской области обратился в районный суд с иском о признании жилищной организации ООО Управляющая компания «Крепость» виновной в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов (ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В ходе административного расследования было установлено, что четыре евроконтейнера, расположенные напротив жилого дома № 15 по ул. Ликвидная в г. Р., на момент обследования были переполнены. Согласно графику вывоза мусора, контейнеры вывозят шесть раз в неделю, а не ежедневно, что является нарушением санитарных требований. В судебном заседании представитель ООО УО «Крепость» с правонарушением не согласился, пояснив, что график вывоза контейнеров составляется в соответствии с расчетом по нормам накопления отходов. Как разрешить дело?

Рекомендуемая литература к решению:

СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»

Задание № 4. Гражданин Л., имея разрешение на добычу дичи, 20 августа 2014 года осуществлял охоту на куропаток в лесу села К. Н-ского района К-ской области, чем нарушил постановление правительства К-ской области от 15 августа 2014 года «О запрете охоты на отдельные охотничьи ресурсы на определенный срок на территории и акваториях К-ской области» с 15 августа по 29 августа 2014 года. К какой ответственности может быть привлечен гражданин Л.? Подлежит ли изъятию ружье?

Задание № 5. Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Д-ской области была проведена проверка, которая выявила, что в занимаемом ООО «Округ» подвальном помещении между двумя подъездами многоквартирного жилого дома хранятся водоэмульсионные краски, эмали, грунтовки. Согласно постановлению Правительства РФ от 9 марта 2010 года № 132 лакокрасочные материалы считаются опасными для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений. О данном правонарушении составлен протокол.

Определите меру юридической ответственности ООО «Округ» за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений. Ответ обоснуйте со ссылкой на соответствующую статью Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Задание № 6. Центр гигиены и эпидемиологии А-ской области в г. В. обратился в суд с иском о привлечении к ответственности МУП «Горводоснабжение» за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде. Это выразилось в превышении содержания железа в пробах воды, отобранных из водопроводной сети. Директор МУП «Горводоснабжение» с данным нарушением не согласился, указав в суде, что вода из артезианских скважин изначально поступает с превышением содержания железа. Кто прав в данном споре?

Рекомендуемая литература к решению:

Федеральный закон от 30.05.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Задание № 7. Четверо жителей поселка С. вступили в сговор, направленный на незаконную охоту на кабанов. Не имея специальной лицензии, которая выдается в соответствии с Федеральным законом «О животном мире», в вечернее время они приехали на предоставленную в пользование охотничьему хозяйству «Николаевское» территорию. Браконьеры на автомобиле выследили двух кабанов, преследовали их, а затем, выстрелив из ружей, убили животных. Какая ответственность предусмотрена за это правонарушение? Определите меру юридической ответственности.


Раздел Х

Основы земельного права



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.178 (0.034 с.)