Развитие творческих способностей младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие творческих способностей младших школьников



 

Выпускная квалификационная работа

 

 

Предзащита ВКР Руководитель: О.Л. Белова,

 

Дата___________ преподаватель высшей категории

 

Председатель ПЦК_______

Нормоконтроль Консультант: Т.С.Иванова,

 

Дата ___________ преподаватель высшей категории

 

Подпись________/__________/ Рецензент: С.Н. Петрова, учитель

высшей категории

 

 

_

 

 

Дзержинск - 2016

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ОФОРМЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЯ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 2

 

Глава 1. МЫШЛЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ........... 3

 

1.1 Общее представление о мышлении.....................................3

1.2 Основные виды мышления.....................................................................................7

 

1.3 Характер развития абстрактного мышления в подростковом возрасте...........9

 

1.4 Рекомендации психологов по развитию логического мышления в

младшем школьном возрасте …………………………………………………15

 

Выводы по главе 1.....................................................................................................19

Глава 2. ПРОВЕРКА УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.............................................23

 

2.1 Состояние уровня развития логического мышления обучающихся 3 класса МБОУ СШ № 23………………………………………………….23

2.2 Задачи и упражнения, способствующие развитию логического мышления на

 

уроках математики…………………………………………………………….. 27

 

2.2 Результаты исследования условий эффективности развития логического мышления детей на уроках математики…………………………………….32

 

Выводы по главе 2..................................................................................................... 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................... 42

 

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................... 49

 

ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................... 52


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ВВЕДЕНИЯ

 

Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема готовности ребенка к школьному обучению. В целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе Министерством общего и профессионального образования РФ рекомендовано организовывать для детей 3-6 лет занятия на базе дошкольных образовательных учреждений и детей 5-6 лет на базе общеобразовательных школ.

 

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является одной из важнейших на современном этапе развития образования. В качестве главного условия непрерывного образования преемственность была впервые обозначена Коллегией Министерства образования РФ в 1996 году.

 

На каждом из этапов образования понятие преемственность имеет свои задачи и свое содержание. Главная цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

 

Анализ сложившейся ситуации в области образования детей дошкольного и младшего школьного возраста вскрыл следующую проблему: подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы 1 класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В результате реализации такого подхода происходят существенные изменения в жизни будущего школьника: его день насыщен деятельностью, которая не соответствует его дошкольным потребностям. Его занятия рассчитаны, в основном, на механическое запоминание и мало влияют на развитие психических процессов. В результате этого дети теряют интерес к учению, школе и процессу познания. Для преодоления этой проблемы авторским коллективом под руководством Н.Ф. Виноградовой была разработана Концепция содержания непрерывного образования (2000г.). Авторы исходили из того, что от определения сущности проблемы готовности детей к школьному обучению, показателей готовности, путей формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой - успешность последующего развития и обучения детей в школе. Многочисленные исследования и эмпирический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно добывать их и применять

 

[2].

 

Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного роста, когда закладывается фундамент психического развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

 

Подготовка к школе в детском саду предполагает решение широкого круга задач, связанных с общим развитием, формированием способностей - умственных, познавательных, социально-культурных и других, содействующих успешному обучению ребенка к школе.

 

Проблеме готовности ребенка к школе посвящены труды многих исследователей: Л.С.Выготского, Н.И.Гуткиной, Н.В.Кузьминой, К.Д.Ушинского.

 

В России к проблеме готовности детей к школьному обучению одним из первых обратился К.Д. Ушинский, который установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития психических функций. В качестве


 

противопоказания к началу обучения К.Д. Ушинский [34] назвал слабость внимания, отрывистость и бессвязанность речи, плохой «выговор слов».

 

Значительный вклад в проблему готовности к учебной деятельности внес Л.С. Выготский [4], который считал, что уровень развития психических функций есть лишь предпосылка для школьного обучения. Его успешность определяется тем, как построен учебный процесс с опорой на эти предпосылки.

 

Психолог Н.В. Кузьмина [21], опросив около 400 учителей разных классов и разных уровней мастерства, пришла к выводу, что среди трудностей, которые испытывают учителя, первое место занимает проблема воспитания внимания у учащихся. Даже учителя-мастера, которые успешно справляются со многими трудностями, указывают на задачу воспитания внимания как наиболее сложную для них.

 

Исследования Н.И. Гуткиной [5] показывают, что только 41% 6-ти летних и 52% 7-ми летних детей готовы к обучению в школе. Н.И. Гуткина утверждает, что готовность детей к школьному обучению определяется соответствием уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности. Поэтому ведущей целью интеллектуальной подготовки должно быть развитие у дошкольника таких психических процессов, которые необходимы для овладения новой деятельностью. В частности такого процесса, как внимание.

 

Умение наблюдать является необходимым условием "вхождения" ребенка в учебную деятельность, овладения им учебной задачей как ее важнейшего компонента.

 

О совершенствовании внимания необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению.

 

В настоящее время существует много различных программ, в которых предлагаются различные варианты подготовки детей к школе. Особую значимость представляют собой программы «Школы будущего первоклассника», направленные на создание условий для благополучной адаптации ребенка в школе, развития его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности. Однако в разделах существующих программ данного типа внимание как самостоятельный процесс не определяется и не предусматривается целенаправленная систематическая работа по его развитию. При этом начальный этап школьного обучения предъявляет к вниманию ребенка серьезные требования: ему необходимо как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте или задаче, а также подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства. Чем дольше ребенок может удержать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить.

 

Практика показывает, что трудности, с которыми сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания. Есть ученики, которые приходят в 1 класс будучи внимательными от природы, но есть и такие, которые читают текст много раз и не могут его понять, сосредоточиться.

 

Все вышесказанное послужило основой выбора темы данного исследования. В рамках выпускной квалификационной работы была сделана попытка решить проблему: какие приемы, используемые в работе с дошкольниками, способствуют развитию концентрации и устойчивости внимания?

 

Объект исследования: процесс развития внимания в дошкольном возрасте как аспект интеллектуальной готовности ребенка к школе.

 

Предметом исследования данной работы являются условия развития устойчивости и концентрации внимания на занятиях в «Школе будущего первоклассника».

 

Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий эффективности занятий в «Школе будущего первоклассника» по формированию концентрации и устойчивости внимания дошкольника.


Гипотеза: процесс формирования концентрации и устойчивости внимания на занятиях в «Школе будущего первоклассника» будет эффективным при условиях:

 

целенаправленной, систематической и последовательной работы по формированию произвольного внимания;

 

использование разнообразных заданий, требующих концентрации и устойчивости внимания;

 

учета индивидуальных и возрастных особенностях внимания детей; формирование у детей потребности в произвольности собственной познавательной

 

деятельности.

 

В ходе написания данной выпускной квалификационной работы решались следующие задачи:

 

6. на основе анализа психолого-педагогической литературы определить значение внимания в готовности ребенка к школе;

7. изучить особенности развития внимания в дошкольном возрасте;

 

8. обобщить приемы развития внимания у детей на занятиях в «Школе будущего первоклассника;

 

9. выявить исходный уровень развития концентрации и устойчивости внимания у детей подготовительной группы детского сада № 57 города Дзержинска;

 

10. составить систему упражнений, направленных на развитие устойчивости и концентрации внимания в дошкольном возрасте;

11. экспериментальнопроверитьусловияэффективностиработы по

 

формированию концентрации и устойчивости внимания дошкольников на занятиях в «Школе будущего первоклассника».

 

Для решения поставленных задач были применены методы: наблюдение, анализ литературы, тестирование, психолого-педагогический эксперимент.

 

Базой проведения исследования является подготовительная группа МДОУ № 57 г. Дзержинска.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.015 с.)