Представление текстового материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представление текстового материала



 

Текстовый материал отличается большим разнообразием представляемых в нем сведений, что требует определенных знаний по их представлению. Это числительные, буквенные обозначения, перечисления и т.п.

Запись количественных числительных. Словами пишутся

 

однозначные количественные числительные, если у них нет единиц измерения (пять упражнений, на двух площадках – цифра не ставится), и в начале абзаца; многозначные числительные пишутся цифрами (35 испытуемых), так же пишутся числа с сокращенным обозначением единиц измерения (8 л, 18 кг), после сокращения «л», «кг» точка не ставится. количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными (на 14, 22 страницах, неправильно: 14-ти, 22-х).

 

Запись порядковых числительных. В сложных словах онипишутся цифрами (5-процентный раствор, 5%-й раствор; 10-километровый); при записи арабскими цифрами они имеют падежные окончания: одну букву, если оканчиваются на две гласные, на «й» и согласную (вторая – 2-я, пятнадцатый – 15-й, тридцатых – 30-х), две буквы, если оканчиваются на согласную и гласную (десятого – 10-го). При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (спортсмены 1 и 2-го разрядов, испытуемые 1, 2, 3-й групп).

 

При записи римскими цифрами порядковые числительные падежных окончаний не имеют (ХХ век, VI научная конференция).

 

В исследовательских работах применяются сокращения – усечение слова, часть слова, целое слово, образованное путем такого усечения. Выделяют три способа сокращения слов: 1 - оставляется только первая (начальная) буква слова (год – г.); 2 - оставляется часть слова (научной – науч.); 3 – пропускаются несколько букв в середине слова, вместо которых

 

ставится дефис (университет – ун-т). Сокращение должно
оканчиваться на согласную (нельзя на гласную, букву «й», на мягкий
и твердый знаки).          
Буквенные аббревиатуры составляются из начальных букв
полных наименований, читаемых по названию букв (США) или по
звукам, обозначаемым буквами (вуз). Авторы могут вводить

буквенные аббревиатуры, обозначающие специфические понятия (УД

 

– учреждения дополнительного образования, ДЮСШ – детско-юношеская спортивная школа). Первое упоминание аббревиатуры указывается в скобках после полного наименования, в дальнейшем они


употребляются в тексте без расшифровки. Сложносокращенные слова составляются из сочетания усеченных слов и полных слов (психомоторный, микроцикл), одних усеченных слов (колхоз), некоторых специфических для специалистов сокращений.

 

Условные графические сокращения по частям и начальнымбуквам слов – общепринятые: и т.д. (и так далее), и.т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие), т.е. (то есть); см. (смотри), ср. (сравни), в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы), т. (том), н.ст. (новый стиль), с.ст. (старый стиль), н.э. (нашей эры), г.)город), обл. (область), гр. (гражданин), с. (страницы при шифрах), акад. (академик), проф. (профессор), доц. (доцент). Внутри предложения слова «и другие», «и тому подобное», «и прочее» не сокращают. Не сокращают слова «так называемый», «так как», «например», «около» и др.

 

Перечисления из отдельных слов и небольших фраз пишутся вподбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой. Например.

 

Спортивные соревнования делятся на три основные вида: 1) основные; 2) подводящие; 3) контрольные.

 

Перечисления из развернутых форм пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой. Например.

 

Развитие памяти выражается в следующем: а) увеличивается объем запоминаемого;

б) нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала; в) запоминание все чаще опирается на смысловые связи, что

 

обеспечивает ученику возможность свободно оперировать приобретенными знаниями в разных условиях.

 

Когда части перечисления состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой. Например.

 

Выпускная квалификационная работа (ВКР) для выпускников вуза имеет следующие формы:

 

1. ВКР для бакалавра – это выпускная квалификационная

 

работа.

2. ВКР для магистра – это магистерская диссертация.

 

3. ВКР для дипломированного специалиста – это дипломная

 

работа.

 

Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению. Приведем примеры правильного и неправильного оформления перечисления.

 

Правильно:

 

Быстрота характеризуется следующими признаками:

1) скоростью зрительно-двигательной реакции;


2) скоростью одиночного движения;

 

3) частотой движений. Неправильно:

Быстрота характеризуется следующими признаками:

 

1) скорость зрительно-двигательной реакции;

 

2) скорость одиночного движения;

 

3) частота движений.

 

Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах и союзах (на, из, от, то, что, как и т.п.). В примере с соревнованиями неправильно будет: соревнования делятся на: 1) основные и т.д.

 

Правильно:

 

В состав судейской коллегии входят: 1) главный судья; 2) заместитель главного судьи; 3) главный секретарь; 4) судья-информатор.

 

Неправильно: состав судейской коллегии состоит из: 1) главного судьи; 2) заместителя главного судьи; 3) главного секретаря; 4) судьи-информатора.

 

Выделения в тексте служат для того,чтобы разграничить частии элементы текста по значимости, структуре или передать дополнительный смысл без помощи слов. Выделения – это буквы, знаки, слова, предложения набранные иначе, чем основной массив текста: шрифт иной насыщенности, с наклоном штрихов букв и т.д. Чаще других применяются следующие виды выделений:

- наклон основных штрихов букв: набор курсивом, или наклонным;

- насыщенность штрихов букв: набор полужирным или жирным;

 

- размер и форма очка (отпечатка) букв: набор ПРОПИСНЫМИ буквами;

- комбинация шрифтовых приемов: набор курсивом полужирным;

- увеличение межбуквенных пробелов: набор в р а з р я д к у;

 

- подключение линеек: отчеркивающих (вертикальных с одной или двух сторон); подчеркивающих (горизонтальных под словом); обрамляющих (рамка из линеек вокруг слова); комбинация шрифтовых и нешрифтовых приемов (набор курсивом в разрядку, набор полужирным в рамке и др.). Более подробно эти вопросы рассматриваются в специальных изданиях.

 

Оформление таблиц и иллюстраций

 

Таблицы, рисунки, чертежи, схемы, графики, фотографии как в тексте выпускной квалификационной работы, так и в приложении, должны быть выполнены на стандартных листах или наклеены на листы того же формата. На обороте каждой наклеенной иллюстрации необходимо поставить номер страницы, на которой она наклеена, и название иллюстраций. Подписи и пояснения к ним помещаются на лицевой стороне листа.


Основные правила оформления таблиц

 

Таблицы должны иметь номер и название, определяющие их тему и содержание, т.е. нумерационные и тематические заголовки. сокращение в заголовках не допускается.

 

При оформлении таблиц пишется слово «Таблица» и проставляется ее порядковый номер арабскими цифрами (с правой стороны). Знак «№» не ставится. Ниже дается заголовок. Точка в конце названия таблицы не ставится, например:

 

Таблица Основные действия учителя на уроке

 

Действия учителя Время, %
   
   

 

Нумерация может быть сквозной через всю работу или по главам. Во втором случае таблица имеет двойной номер, цифры отделяются точкой, например:

 

В главе 1 первая таблица оформляется: Таблица 1.1., где первая цифра обозначает номер главы, а вторая – номер таблицы.

 

Размер таблиц не должен превышать стандартного листа бумаги. Если таблица не умещается на таком формате, ее нужно делать с продолжением; на новом листе ставится заголовок типа: «Продолжение таблицы 5» или «Окончание таблицы 1» (если таблица на этой странице заканчивается). Заглавие таблицы на новой странице не повторяется.

 

Если в тексте формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое таблицей, необходимо дать на нее ссылку. В этом случае в скобках пишется слово «Таблица» и порядковый номер таблицы, на которую дается ссылка, например: (табл.17). Примечание

к таблице размещается непосредственно под ней.

 

В графах таблиц нельзя оставлять свободные места: если данные отсутствуют, надо ставить тире или отмечать «нет». Если табличные столбцы выполнены текстом, то точка в конце не ставится. Классы чисел в таблицах точками не разделяются.

 

Основные правила оформления иллюстраций

 

В качестве иллюстраций в ВКР могут быть представлены чертежи, рисунки, схемы, графики, карты и фотографии. Они помещаются в тексте работы или выделяются в отдельное приложение.

 

Подписи к иллюстрациям делаются с лицевой стороны и составляются в следующем порядке:


- условное сокращение названия иллюстрации – «рис.»

 

- ее порядковый номер арабскими цифрами (без знака «№»), без точки;

- подпись или название иллюстрации.

 

Подпись всегда начинается с прописной буквы. В конце подписи точка не ставится, например:

 

Рис. 5 Шифры разного начертания

 

Подписи под иллюстрациями должны составляться так, чтобы их основное содержание было понятно без чтения текста.

 

Нумерация иллюстраций допускается как сквозная, так и по главам. Во втором случае перед порядковым номером иллюстрации в главе ставят номер самой главы, разделяя номера точкой, например:

 

В гл.1 – Рис.1.1;

 

В гл.2 – Рис.2.1, 2.2, 2.3 и т.д.

 

Иллюстрации в приложениях нумеруются чаще всего римскими цифрами. Не нумеруется лишь единственная иллюстрация в работе.

 

Если иллюстрация комментируется в тексте, на нее, как правило, дается ссылка, т.е. указывается порядковый номер, под которым она помещена в дипломной работе, например: (рис.5).

 

Оформление печатного текста

К печатному тексту предъявляются следующие требования: гарнитура Times New Roman, шрифт 14, интервал 1,5. Размер полей: слева-3см, справа-1,5см, сверху–2см, снизу–2см. Отступ красной строки 1,25 см. Выравнивание текста - по ширине страницы. Выравнивание заголовков - по центру строки.

 

Работа должна иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Номер страницы ставится в правом верхнем углу без точки в конце или в середине верхнего поля страницы (Например: -7-). Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем самом номер не проставляется. Это значит, что он должен рассматриваться как первая страница работы, страница оглавления - как вторая, страница, на которой начинается введение - как третья, и только на четвертой странице, там, где идет чистый текст, ставится номер "4".

 

Страницы, на которых начинаются введение, заключение, каждая из глав основной части, входят в сквозную нумерацию, но на них номер не ставится. Все структурные элементы текста, кроме параграфов внутри глав, начинаются с новой страницы.

 

Главы последовательно нумеруют арабскими цифрами, само слово "глава" не пишется. Параграфы - двумя арабскими цифрами, разделёнными точкой: первая означает номер соответствующей главы,


вторая параграфа. Например: 1. 3 - это третий параграф первой главы, 2.4 -четвёртый параграф второй главы.

 

Заголовки глав, слова "Введение", "Заключение", "Оглавление", "Литература" печатаются полностью прописными буквами и размещаются посередине строки. Точка в конце таких заглавий не ставится. В заглавиях недопустим перенос слов.

 

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно двум интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками.

 

 

СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

 

При оформлении списка имеет важнейшее значение отбор литературы. Библиография включает лишь те источники и литературу, которые непосредственно использованы в работе: цитируются; на них ссылаются, если они послужили отправной точкой при формировании концепции автора работы.

 

Материал в списке литературы исследовательской работы обычно группируется в основном по следующим разделам:

 

Федеральные законы (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);

 

указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);

 

постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности);

 

иные нормативные правовые акты; иные официальные материалы (резолюции-

 

рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);

 

монографии, учебники, учебные пособия, журнальные статьи (в алфавитном порядке по фамилии автора);

 

иностранная литература; интернет-ресурсы.

 

Нумерация записей сквозная по всему списку.

 

Требования к описанию источников

 

Автор исследовательской работы должен знать и соблюдать требования государственного стандарта ГОСТ 7.1-2003. по библиографическому описанию. Положения и правила данного ГОСТа являются обязательными для всех авторов.

 

Некоторые общие положения ГОСТа:

 

1. Названия книг, газет, журналов, издательств пишутся без кавычек.

 

2. Название издательств дается без родового слова «издательство» (Новосибирск: Наука; но - М.: изд-во АН СССР).В библиографических сносках, примечаниях и списках литературы указываются фамилии авторов, затем их инициалы (Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К.)

 

3. В пределах данного издания необходимо придерживаться единообразия в библиографическом описании.

 

Библиографическое описание состоит из элементов, которые располагаются в установленной последовательности.

 

Элементы описания подразделяются на обязательные и необязательные.

 

Обязательные элементы описания включают (для полного варианта оформления источника):

- заглавие;

- сведения об авторах (индивидуальных и коллективных);

- сведения об изданиях;

- место издания;

- год издания;

- общее количество страниц в источнике.

 

Для разграничения областей и элементов описания введена единая система условных разделительных знаков (УРЗ).

 

Ниже предлагаются образцы описания отдельных источников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.062 с.)