ТОП 10:

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ



 

Учебно-методическое пособие

Под ред. з. д. н. РФ, проф. В. С. Лучкевича

Санкт-Петербург

Издательство СЗГМУ им. И. И. Мечникова


УДК 614.1 (075)

М42

 

М42 Медицинская демография. Современные тенденции развития демографических процессов в России и за рубежом:учебно-методическое пособие / под ред. проф. В. С. Лучкевича. — СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2016.— 00 с.

 

Авторский коллектив:

з. д. н. РФ, д-р мед. наук, профессор В. С. Лучкевич, Г. М. Пивоварова, П. Н. Морозько, И. Л. Самодова, Е. А. Абумуслимова, М. В. Авдеева, Г. Н. Мариничева, М. Н. Гоголева, Т. В. Самсонова, А. В. Зелионко, Д. С. Тягунов, А. А. Горшков.

 

Рецензент:

зав. кафедрой социальной гигиены, управления и экономики здравоохранения ФГБОУ ВО

СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России, д-р мед. наук, профессор Филатов Владимир Николаевич.

 

В учебно-методическом пособии рассматриваются основные вопросы для обучающихся по направлению подготовки 32.04.01 «Общественное здравоохранение (уровень магистратуры)» по дисциплине «Научные методы общественного здравоохранения». Представлены терминология по медицинской демографии, основы статики и динамики населения, рассмотрены современные тенденции развития демографических процессов. Пособие содержит список основной литературы и тестовые задания по общественному здравоохранению.

Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки 32.04.01 «Общественное здравоохранение (уровень магистратуры)».

 

 

Утверждено

в качестве учебно-методического пособия

Методическим советом ФГБОУ ВО

СЗГМУ им. И. И. Мечникова

Минздрава России,

протокол № 4 от 4 декабря 2015 г.

 

 

© В. С. Лучкевич (коллектив авторов), 2016

© Издательство СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2016


 

Тема:Медицинская демография. Современные тенденции развития демографических процессов в России и за рубежом.

Контингент учащихся:студенты магистратуры.

Продолжительность практического занятия —4 часа (в академических часах).

Цели практического занятия.

Учебная: изучить теоретические основы медицинской демографии, овладеть методами расчета и анализа основных демографических показателей обоснования медико-социальных мероприятий, направленных для оптимизации медицинской помощи и укрепления здоровья.

Студент должен знать:

· основные теоретические положения о тенденциях медико-демографических процессов в России и за рубежом;

· источники медико-демографической информации и роль врачей в сборе и анализе информации;

· методику вычисления демографических коэффициентов;

· основную первичную документацию, необходимую для получения информации и расчета медико-демографических показателей.

Студент должен уметь:

· рассчитывать, оценивать и интерпретировать демографические показатели, используемые в практике врача;

· анализировать конкретную медико-демографическую ситуацию;

· использовать медико-демографическую информацию при анализе показателей общественного здоровья, при планировании и оценке деятельности медицинских учреждений.

Студент должен владеть:

· способами расчета, оценки и интерпретации демографических показателей, используемых в практике врача;

· приемами анализа конкретной медико-демографической ситуации;

· методами использования медико-демографической информации при анализе показателей общественного здоровья, при планировании и оценке деятельности медицинских учреждений.

Развивающая: формирование понимания необходимости комплексного подхода к анализу медико-социальных изменений, происходящих в современном обществе; обоснование убежденности, что медико-демографические показатели, как основные критерии здоровья различных групп населения, остаются главным оперативным критерием оценки медицинской эффективности проводимых лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий на административных территориях и являются основными показателями санитарно-эпидемиологического благополучия населения; формирование понимания ценности и важности науки об общественном здоровье и здравоохранении в медицине в целом, а также создание представления о ней как основополагающей во всех областях практической и теоретической деятельности каждого медицинского работника и организатора здравоохранения.

Воспитательная: формирование понимания того, что правильное использование медико-демографических показателей, как основных критериев состояния здоровья населения, значимо для оценки эффективности деятельности медицинских организаций и всей системы здравоохранения в целом.

 

Мотивация

Процессы социально-экономического реформирования, охватившие все сферы жизнедеятельности населения России, в значительной степени изменяют медико-социальную и демографическую ситуацию, критерии и показатели работы медицинских учреждений. Однако, показатели здоровья различных групп населения остаются главным оперативным критерием оценки медицинской эффективности проводимых лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий на административных территориях и являются основными показателями санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Возникает необходимость комплексного анализа влияния выявленных факторов риска на заболеваемость различных возрастно-половых и профессиональных групп. Ведущей составной частью комплексной программы изучения здоровья является изучение медико-демографических показателей (рождаемость, смертность, естественный прирост, средняя продолжительность предстоящей жизни, возрастно-половая структура населения, показатели воспроизводства, брачная и внебрачная рождаемость, смертность от различных заболеваний в медицинских учреждениях и на дому, особенности формирования семейных отношений и планирование семьи, младенческая и материнская смертность, их причины и др.). Новую интерпретацию получают законодательные и нормативные документы, проведение государственной политики по проблемам оптимизации медико-демографических процессов в России.

 

Структура (разбираемые вопросы)

1. Основные тенденции демографических процессов в России и за рубежом.

2. Основные понятия демографии, медицинской демографии.

3. Статика населения, методика проведения переписи населения.

4. Динамика населения, естественное и механическое движение населения, показатели рождаемости и смертности.

5. Естественный прирост, средняя продолжительность предстоящей жизни.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Демография — наука о населении, изучающая закономерности явлений и процессов в структуре, размещении и динамике населения с учетом политических, социальных, экономических, биологических и других факторов.

Данные статистики населения вместе с другими показателями об общественном здоровье (заболеваемость, инвалидность и физическое развитие) служат для медицинских работников важными критериями, характеризующими уровень здоровья населения в связи с проводимыми социальными и медицинскими мероприятиями.

Медицинская демография — наука, изучающая взаимосвязь воспроизводства населения с медико-социальными факторами и разрабатывающая на этой основе меры медицинского, социального, организационного характера, направленные на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов и улучшение здоровья населения.

Статистическое изучение народонаселения ведется в двух основных направлениях.

1. Изучение численности и структуры населения на определенный момент времени, т. е. его статика.

2. Анализ причин, приводящих к изменению количества и структуры населения, т. е. его динамика, движение.

Статика населения

Статика населения — раздел демографии, изучающий численность населения на определенную дату, его структуру по различным признакам, размещение по территории.

Статика изучает общую численность и состав населения по таким основным признакам, как пол, возраст, социальные группы, профессия и занятие, семейное положение, национальность, язык, культурный уровень, грамотность, образование, место жительства (город или село), географическое размещение и плотность населения и др.

Значение показателей статики для практического здравоохранения:

- расчет показателей естественного движения населения;

- расчет потребности в амбулаторно-поликлини­ческой, стационарной и специализированных видах медицинской помощи;

- определение необходимого объема средств, выделяемого из всех источников финансирования на здравоохранение;

- разработка целевых медико-социальных программ;

- расчет показателей, характеризующих деятельность системы здравоохранения;

- организация профилактической работы и др.

Основным методом изучения статики населения является перепись.


Перепись населения

Перепись населения — это специально научно организованная государственная статистическая операция по учету и анализу данных о численности населения, его составе и распределении на конкретных территориях страны.

Правила проведения переписи:

1) периодичность — переписи проводятся с интервалом в 8–10 лет;

2) всеобщность, т. е. переписи подлежат все лица, относящиеся к данной территории;

3) единая программа сбора данных;

4) экспе­диционный метод наблюдения, т. е. сбор сведений непосредственно у населения путем личной беседы переписчика с каждым человеком у него на дому (в месте фактического проживания); с 14 лет человек сам может отвечать на вопросы переписчика, а сведения о детях более младшего возраста предоставляют родители;

5) одномоментность переписи, т. е. проведение учета населения по состоянию на определенный «критический» момент времени (перепись обычно проводится в зимнее или осеннее время года, в середине недели; т. е. в период наименьшей миграции населения);

6) непосредственное получение сведений (по самоопределению респондента, без предъявления документа);

7) центра­лизация, обеспечивающая соблюдение единства программы и метода переписи, выполнение всех работ в установленные сроки;

8) компьютерная обработка данных;

9) сочетание сплошного учета данных с выборочным учетом некоторых признаков;

10) строгое соблюдение тайны переписи.

Значение данных, полученных во время переписи населения:

- позволяет узнать точную цифру численности населения, находящегося в стране, сведения о его составе и об условиях его жизни — причем как всего народа, так и каждой категории населения;

- дает возможность оценить динамику изменений этих показателей за время, прошедшее за время предыдущей переписи;

- эта информация служит основой для перспективных расчетов численности населения и основных характеристик социально-экономической ситуации в стране в ближайшие годы.

Такие сведения необходимы для экономического прогнозирования, определения политики в области занятости, создания других социальных программ, а также для выполнения функций органов государственной власти, информационного обеспечения науки и всего общества.

Они также необходимы для планирования развития здравоохранения, для оценки санитарного состояния населения и расчета всевозможных показателей здоровья и их прогноза.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется переход на финансирование социальной сферы на основе нормативов, рассчитываемых на каждого человека. В связи с этим значение результатов переписи многократно возрастает. От того, сколько людей живет в том или ином городе, районе, субъекте федерации, будет напрямую зависеть объем средств, выделяемых бюджетом на строительство и содержание детских садов и школ, поликлиник и больниц, библиотек и кинотеатров.

Данные о занятости населения, полученные в ходе переписи населения в сочетании с наличием рабочих мест в том или ином регионе, необходимы для создания обдуманных программ по борьбе с безработицей.

Сведения о жилищных условиях, уровне образования, условиях жизни детей позволят внести уточнения в соответствующие социальные программы, сделать их более реалистичными и справедливыми.

Достоверная информация о демографических изменениях, национальном составе населения, миграции позволит выстроить более эффективную социальную (в том числе национальную) политику, направленную на улучшение общественных отношений.

Оценивая данные переписей населения различных стран, можно выделить общие демографические тенденции. Кроме отмеченной уже тенденции постарения населения во всем мире в последние столетия отмечался постоянный рост численности населения.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.38.146 (0.012 с.)