Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и классификация услуг в экономической сфере обществСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время в России недооценивается особая функциональная роль сферы услуг в общественном воспроизводстве, что явилось основой отставания инфраструктуры сферы услуг по сравнению со многими другими странами мира. В экономически развитых странах сфера услуг занимает ведущие позиции в хозяйстве, а уровень ее развития, динамика, технологические, структурные и другие характеристики оказывают определенное воздействие на экономический и социальный прогресс и позиции стран в глобальном мире. Более того в последние десятилетия сфера сервиса во многих странах мира развивается быстрее материального производства и в данный момент представляет собой крупнейший сектор экономики. Модернизация российской экономики также предполагает повышение социально-экономической роли сферы услуг, и в последние полтора десятилетия она развивается высокими темпами, радикально преобразуя многие отрасли. В России развитию сферы услуг в последние годы способствовало: - сокращение государственного финансирования; - усиление конкуренции между организациями; - появление многих новых видов услуг [4]. Таким образом, сегодня российская экономика находится под воздействием современных глобальных тенденций, которые влияют на условия и факторы устойчивого экономического развития базовых отраслей экономики, среди которых приоритетное значение имеет сфера услуг. Группировку стран мира по уровню развития сферы услуг обычно представляют следующим образом: страны с высоким уровнем развития сферы услуг – в эту группу входят страны с экономикой постиндустриального типа, а также ряда быстроразвивающихся стран Латинской Америки; страны со средним уровнем развития сферы услуг – эту группу составляют большинство стран с транзитивной экономикой преимущественно индустриального типа, в том числе Россия; страны с низким уровнем развития сферы услуг аграрно-индустриального и индустриального типа – в эту группу входит большинство развивающихся стран. Особая роль сферы платных услуг в экономическом развитии общества определяется тем, что она вносит решающий вклад в улучшение качества жизни населения. Семейные обязанности, традиционно возлагаемые на женщин, ограничивали их участие в сфере труда, снижая тем самым их конкурентоспособность. Развитие сферы услуг позволило снизить «домашнюю нагрузку» и теперь большинство женщин находят себе рабочие места именно в сфере услуг. За последние годы в этой сфере занято более половины всех работающих женщин. Так, в Российской Федерации доля женщин занятых: - в народном хозяйстве составляет примерно 51 %; - в системе образования - около 70%; - в здравоохранении и социальном обеспечении – около 80%; - в торговле и общественном питании – более 40%. Социально-экономическая эмансипация женщин привела к возрастанию спроса на многие услуги, которые ранее выполнялись в домашних условиях, такие как: приготовление пищи, уборка, стирка, чистка, декор и др. Соответственно возникла потребность в организациях, которые специализируются на выполнении внедомашних услуг, ориентированных на домашнее хозяйство. Наиболее заметной общемировой тенденцией современного общественного развития является переход к «экономике», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, информационно-коммуникационных технологиях, наукоемких производствах и соответственно на разнообразных услугах, создающих качественно новый технологический уровень всего национального хозяйства. В этом сегменте концентрируется рабочая сила высокого уровня образования и квалификации. Понятие «услуги» в массовом восприятии все более отождествляется с комплексом высокотехнологичных и интеллектуальных, деловых и финансовых услуг, а также с отраслями науки, образования и здравоохранения. Развитие такой «экономики» является залогом обеспечения высокого, устойчивого и качественного экономического роста страны. Несмотря на то, что сфера услуг в Российской Федерации отличается сегодня динамичным ростом объема научных исследований и разработок, причем это касается не только компьютерных и телекоммуникационных услуг, но почти всех их видов, по уровню внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий и услуг в России пока сохраняется разрыв с индустриально развитыми странами (примерно 5-7 лет отставания). Наиболее распространенным показателем является доля этих технологий и услуг в национальном продукте. В большинстве передовых стран, таких как США, Великобритания, Япония, Германия и Франция, этот показатель составляет порядка 2,5-4,5%, тогда как в Российской Федерации – не превышает 1%. Однако следует обратить внимание на то, что вся социальная жизнь россиян регионально опосредована, так как более 95% всех социальных потребностей люди удовлетворяют в социально-экономической системе того или иного региона. Для большинства российских регионов Российской Федерации характерны определенные проблемы: - высокий износ основных фондов; - технологическое отставание производства; - отсутствие действенных маркетинговых технологий; - нехватка квалифицированных кадров; - отсутствие корпоративных технологий управления [4]. Ключевым стратегическим средством развития является передача имеющихся на мировом рынке и дальнейшая разработка собственных технологий, направленных на развитие человека, хозяйства и обустройства среды жизни. Развитие сферы услуг региона приводит к возникновению ряда новых услуг, например: новых видов деловых услуг: информационных, маркетинговых, рекламных услуг, торговли недвижимостью, размещение временно свободных средств, составлению бухгалтерской отчетности, электронного секретаря; частных садов и школ, гувернанток; а так же других видов услуг. Одновременно в регионе идет тенденция к диверсификации сферы услуг. Большинство ранее обособленных видов услуг начинают объединяться в рамках одной организации. Предлагая целый комплекс услуг, организация повышает свою конкурентоспособность, ослабляет возможные риски за счет их диверсификации. Так происходит объединение различных услуг в рамках туристского бизнеса, организации занимающиеся перевозками, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и имущества [4]. В настоящее время в России в сфере услуг с продолжающимся усилением подоходного и поимущественного расслоения населения наметились две противоречивые тенденции. Первая тенденция – это тенденция создания высококлассных организаций бытового обслуживания, часто с участием иностранного капитала, и развития дорогостоящих видов услуг, в частности услуг по ремонту и техническому обслуживанию сложных товаров длительного пользования, по изготовлению высококачественных предметов потребления по индивидуальным заказам. Тенденция развития этого престижного сегмента рынка обеспечивает высокую рентабельность производства услуг, дает большой простор для конкуренции и предпринимательской деятельности, а так же для маркетинговых исследований. Вторая тенденция – тенденция сохранения и укрепления массового сектора рынка бытовых услуг. Несмотря на очевидные признаки начала стабилизации в экономике, ситуация в социальной сфере во многих регионах продолжает оставаться неустойчивой. На нынешнем этапе среди причин неустойчивого положения организаций сферы услуг в регионах можно выделить: - запаздывание с проведением реформ в сфере услуг; - слабая законодательная база регулирования сферы услуг; -недостаточное использование имеющегося зарубежного и отечественного опыта; - нехватка инвестиций и оборотных средств в организациях сферы услуг; - отсутствие ресурсосберегающих технологий; - отсутствие эффективных форм стимулирования труда; - низкая квалификация работников сферы услуг; - несовершенство применяемых методов управления на предприятиях отрасли; - отсутствие внутреннего контроля в организациях сферы услуг. Услуги социального характера в регионах Российской Федерации являются первостепенными и жизненеобходимыми. Но как показывает практика, из-за вышеуказанных проблем на региональном уровне стоит серьезная проблема в системе образования и здравоохранения, бытовой и жилищно-коммунальной сферах. В настоящее время почти повсеместно в регионах отмечается ухудшение качества образовательных услуг, финансируемых из бюджета, в связи со снижением контроля над деятельностью учебных заведений и слабой заинтересованностью преподавательского состава. В здравоохранении на региональном уровне проблема выражена в чрезвычайно низкой заработной плате врачей и медработников. Такая ситуация негативно отражается не только на текущем состоянии отрасли, но и на ее развитии. В связи с этим приходится привлекать и использовать внебюджетные средства из различных источников. Почти вся система бытового обслуживания в регионах сталкивается с серьезными проблемами, а в сельской местности она и вовсе перестала существовать. Самой острой проблемой практически всех местных администраций городов и районов в связи с высокой степенью износа и обветшалости основных фондов, больших затрат на содержание и функционирование остается жилищно-коммунальная сфера услуг. Мы можем сделать вывод, что в результате падения жизненного уровня населения существенно изменилась сама структура потребления отраслевых групп услуг. Сформировались два типа организаций сферы бытового обслуживания: 1)престижные организации, ориентированные на дорогое и высококачественное обслуживание обеспеченных слоев общества; 2) обычные организации, ориентированные на широкие массы с низким уровнем дохода. Таким образом, в последнее время значение сферы услуг возрастает все больше. Она предопределяет человеческое развитие и создает принципиально новое качество жизни людей, как в материальном, так и в духовном плане, создаются такие ключевые факторы экономического роста, как информационно-коммуникационные технологии и научные знания. Оценивая динамические показатели развития данного сектора, можно сделать вывод, что сложилась устойчивая тенденция изменения спроса – от простейших жизненно важных благ к товарам длительного пользования, а также к услугам, связанным с социальной и духовной активностью. Но покупателями такого рода услуг в России выступает лишь центральная ее часть. На сегодняшний день в большинстве регионов России мы сталкиваемся с низким жизненным уровнем населения, где большая часть доходов россиян уходит на приобретение товаров и услуг первой необходимости [4]. Поэтому, несмотря на развитие и распространение организаций сферы услуг, платежеспособный спрос населения остается низким и мешает эффективному развитию сферы услуг, особенно в наукоемких и интеллектуальных отраслях. Таким образом, при низком платежеспособном спросе населения рыночный механизм и частное предпринимательство не способны решить проблему широкой доступности различных видов услуг. Классификация услуг помогает выделить, чем, например, один вид сервиса отличается от другого, в чем заключается его специфика. Свои особенности имеются в каждой сфере: в банковском деле, консалтинговом, рекламном, юридическом и т.п. Исходя из этого, по отраслям выделяют пять типов оказываемых населению услуг: 1. Распределительные - это услуги связи, торговые и транспортные. 2. Производственные - сюда входит инжиниринг, лизинг и услуги, касающиеся ремонта различного оборудования. 3. Массовые - это услуги, касающиеся разных сторон домашнего хозяйства, проведения свободного времени. 4. Профессиональные - это услуги консультантов, финансистов, страховых компаний, банкиров. 5. Общественные - это услуги, касающиеся образования, культуры, а также СМИ. Кроме того, существует классификация услуг по направленности действия на объект и по их осязаемости. Она является базовой для нематериального производства. Итак, по этому принципу различают: 1) Действия осязаемые. Они направлены непосредственно на тело человека. Это услуги пассажирского транспорта, спортивных заведений, здравоохранения, салонов красоты, общественного питания, парикмахерских и т.п. 2) Действия тоже осязаемые, но направленные на товары и различные физические объекты. Это ремонт всевозможного оборудования и его обслуживание, услуги ветеринаров, охраны, грузового транспорта и т.п. 3) Действия неосязаемые. Они направлены на человеческое сознание. Это в первую очередь СМИ, кино, театры, музеи, образование. 4) Действия неосязаемые и затрагивающие такие же незримые активы. К ним относятся услуги юристов, страховых компаний, консультантов, банков, а также операции, проведенные с ценными бумагами[11]. Существующая ныне международная классификация услуг основана на той, которая была разработана еще в 1935 году. И лишь через двадцать с лишним лет она была принята официально. В течение нескольких десятилетий дважды пересматривалась и окончательно была утверждена в 1979 году. Страны, принимавшие участие в подписании Ниццкого соглашения, взяли обязательство использовать данную классификацию, регистрируя товарные знаки, и указывать в официальных документах номера классов. Для изучения предложения и спроса, улучшения и развития в отрасли обслуживания населения был создан классификатор услуг. Он включен в Единую систему кодирования социальной, экономической и технической информации и постоянно сопоставляется с существующими международными стандартами и нормами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.45 (0.008 с.) |