Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормирование в области обращения с отходами

Поиск

Отходы производства и потребления - основные понятия. При изучении вопросов нормирования экологической безопасности при обращении с отходами рассматриваются не только промышленные отходы (отходы производства), но и бытовые (отходы потребления), являющиеся продуктом коммунально-бытовой сферы деятельности человека. С целью обеспечения терминологической определенности следует привести несколько основных понятий, используемых в этой сфере деятельности человека.

К отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Существуют опасные и неопасные отходы. Главное внимание при нормировании уделяется опасным отходам, т. е. отходам, которые включают вещества с опасными свойствами (токсичные, взрывоопасные, пожароопасные и т. д.), а также содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо представляют непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Известно несколько подходов к классификации опасных отходов. По агрегатному состоянию выделяются твердые, жидкие, пастообразные и газообразные отходы. В данном разделе мы рассматриваем только твердые отходы. Основные принципы экологического нормирования жидких и газообразных отходов в первую очередь сточных вод и газо-воздушных смесей, выбрасываемых предприятиями в атмосферу, рассмотрены ранее в этой главе.

По происхождению отходы бывают промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми. По видам вредных воздействий на природную среду и человека выделяют токсичные, радиоактивные, пожароопасные, взрывоопасные, самовозгорающиеся, коррозионные, реакционно-способные отходы и отходы, вызывающие инфекционные заболевания. Некоторые виды отходов специфичны, а их воздействие на окружающую среду носит локальный характер.

Из перечисленного ряда к основному объекту экологического нормирования относятся токсичные отходы. Они, как правило, многокомпонентны по химическому составу и набору поллютантов, непредсказуемы по последствиям и представляют наибольшую опасность для природной среды и человека. Их количество, ежегодно образующееся в результате производства и потребления, превышает количество других опасных отходов, вместе взятых.

Основными действиями в области обращения с отходами являются размещение и обезвреживание. Под размещением отходов понимается их хранение или захоронение. Хранение отходов – это содержание отходов в объектах размещения с целью последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов – удаление в специальные места с целью минимизации влияния на окружающую среду. Оно может осуществляться на специальных полигонах или в акваториях крупных водных объектов, чаще в морях и океанах. Под обезвреживанием отходов следует понимать обработку, в том числе сжигание и обеззараживание, на специализированных установках в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Основную опасность отходы представляют на стадии хранения. Различают следующие основные способы складирования:

1) временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.);

2) временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, а также промежуточных пунктах сбора);

3) складирование вне производственной территории на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, в шламохранилищах, в отвалах пустой породы, терриконах, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;

4) складирование на площадках для обезвоживания илового осадка с очистных сооружений.

В мире производство отходов составляет около 200 млрд тонн каждый год. В России в 2010 году образовалось 3,735 млрд т отходов (для сравнения в США – 11 млрд т). Из них 1 и 2-го классов – 0,9 млн т (0,024%), отходы 3-го составляют 16,7 млн т (0,45%), 4-го класса – 96,8 млн т (2,1%), а основная масса представлена отходами 5-го класса опасности (97,5%). Из общего объема более 3,3 млрд т приходится на добычу полезных ископаемых. 46,5% образованных отходов было обезврежено или использовано. В 2011 году объем произведенных отходов (4,3 млрд т) заметно увеличился (рис. 7). В 2003 году он составлял 2,7 млрд т, т.е. за последние 9 лет объем отходов в стране вырос в 1,6 раза.

Общее количество накопленных на начало 2010 г. на территории РФ отходов составляет 30,1654 млрд. т, из них 1,5 млрд т – токсичные отходы. Эти отходы хранятся на площади около 250 тыс. га. В России существует 1112 организованных мест для захоронения промышленных отходов с площадью 14,5 тыс. га. 16% площади полигонов не отвечает нормативным требованиям.

Рис. 7. Динамика образования (верхняя кривая) и утилизации (нижняя кривая) отходов производства и потребления в РФ в 2006-2011 годах

 

Ежегодное производство органических отходов в сельском хозяйстве страны достигает примерно 250 млн т, из них 150 млн т приходится на животноводство и птицеводство. Уровень заболеваемости населения в районах функционирования крупных животноводческих предприятий и птицефабрик в 1,6 раза превышает среднее значение по России.

Нарастающие объемы производства отходов – объективная реальность и одна из наиболее острых проблем современного общества. Так, для удовлетворения потребностей одного человека во всем необходимом за год добывается от 20 до 45 т различного сырья. В готовую продукцию переходит лишь от 1–6% сырья; остальное превращается в отходы. С течением времени и сам продукт становится отходом.

В целом отходы можно рассматривать как вторичный ресурс, который утилизируется, т. е. используется в разных производственных циклах. Степень утилизации указывает на уровень экономического развития страны. Количественная оценка использования отходов осуществляется через коэффициент рециклирования

R i = ,

где V ri, V ti – объем утилизируемых и образовавшихся отходов соответственно.

В мире наиболее высокий показатель рециклирования отходов наблюдается по бумаге, стеклу, алюминию (упаковка, тара). Так, уровень утилизации алюминиевых и жестяных банок в европейских странах составляет 13%, в США – 55%. При этом решаются две задачи: утилизация отходов и выработка дешевого металла, так как повторное получение алюминия требует всего 5% затрат электроэнергии от его первичного производства.

В России при высоком уровне рециклирования бумажных отходов, стеклобоя и отработанных шин (табл. 30) в целом переработка отходов отстает от стран с развитой экономикой. Из образующихся ежегодно 120 млн м3 бытовых отходов утилизируется всего 3,5%. В структуре утилизируемых отходов 30% приходится на бумагу, 30 – на пищевые продукты и около 40% – на стекло, текстиль, дерево, полимеры, резину, металл и т. д.

Законодательной основой в области обращения с отходами производства и потребления служат законы РФ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении» (1995), «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ от 24.06.98 г.).

Механизмы экологического нормирования в области обращения с отходами производства и потребления. Основными механизмами экологического нормирования обращения с отходами выступают:

1) лицензирование

а) лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов (I-IV классов опасности);

2) паспортизация:

а) государственный кадастр отходов;

б) паспорт опасных отходов;

в) паспорт объектов размещения отходов;

3) лимитирование:

а) класс опасности отходов;

б) нормативы образования и размещения отходов (НООЛР);

в) нормы накопления бытовых отходов;

4) экономическое стимулирование:

а) плата за лимит размещения отходов;

б) плата за сверхлимитное размещение отходов.

в) штрафные санкции по КоАП РФ за отсутствие разрешительной документации

Лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности относится к одному из основных направлений лицензирования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Обезвреживание и размещение – это те направления работы с отходами, которые остаются в зоне особого внимания государственного надзора и контроля (ранее также сбор, использование, транспортировка). Лицензионные условия содержат наряду с прочими требования к охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и носят для природопользователей обязательный характер. Отсутствие лицензии у специализированных предприятий квалифицируется в соответствии со ст.171 УК РФ – «незаконное предпринимательство».

Не менее важным элементом обращения с отходами служит обеспечение экологической безопасности при их транспортировке, а также соблюдение правил при трансграничном перемещении, т.е. ввозе и вывозе через границу. Все работы, связанные с загрузкой, транспортировкой и выгрузкой отходов должны быть механизированы и при необходимости обеспечены системами герметизации. При транспортировке опасных отходов обязателен паспорт на них. Транспортировка должна проводиться в специально оборудованных автомобилях, с соблюдением требований к безопасности перевозок отходов. Это важно, так как утечка ядовитых материалов при их перемещении может привести к быстрому и повсеместному загрязнению больших территорий, включая населенные пункты и города. В связи с этим основные требования к автотранспорту заключаются в предотвращении проникновения токсичных веществ в окружающую среду. Как правило, маршруты постоянных перевозок отходов прокладывают вне населенных пунктов для исключения любого воздействия на людей.

Жесткое нормирование порядка трансграничных перевозок отходов особенно актуально для России, так как в 90-х годах предпринимались многократные попытки ввоза на территорию страны различных отходов под видом удобрений, технологических смесей и т. д. Поэтому в соответствии с природоохранным законодательством ввоз в РФ отходов в целях их захоронения или сжигания запрещен. Существует перечень отходов, ввоз и транзит которых по территории России запрещается. К ним, в частности, относятся отходы, содержащие кадмий, никель, хром, олово, свинец, ванадий, медь, а также такие супертоксичные вещества, как диоксины, полихлорированные бифенилы, терфенилы и т. д. Вывоз отходов за пределы РФ сопровождается рядом требований и ограничений. Запрещается экспорт отходов в любую точку к югу от 60° ю. ш., т. е. в район Антарктиды, а также на территорию иностранных государств, которые запрещают импорт таких отходов.

Ввоз и вывоз отходов для их использования в том или ином виде осуществляется на основании разрешения уполномоченного государственного органа. Контроль трансграничного перемещения отходов должен быть жестким и эффективным, чтобы исключить попытки ввоза в нашу страну токсичных, радиоактивных и других опасных материалов.

Механизм паспортизации направлен на разработку кадастров и паспортов отходов и объектов их размещения. Ведущую роль в нормировании и контроле в области обращения с отходами играет Государственный кадастр отходов, статус которого определен Законом РФ «Об отходах производства и потребления». Кадастр включает в себя три информационные базы, каждая из них имеет самостоятельное значение. Это Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и банк данных об отходах и технологиях их использования и обезвреживания.

Безусловно, перечисленные системы играют огромную роль в экологическом контроле области обращения с отходами. В то же время они в полной мере относятся к важнейшим элементам ЭН, посредством которых осуществляется регламентация норм и правил обращения с конкретными видами отходов, порядка и нормативов их размещения, использования и обезвреживания. Остановимся более подробно на Федеральном классификационном каталоге отходов.

Этот каталог предназначен для использования при учете, контроле и нормировании в области обращения с отходами, лицензионной деятельности, выдачи разрешений на трансграничные перевозки и размещение отходов, при проектировании природоохранных сооружений и проведении средозащитных мероприятий, при оценке материального ущерба или риска возникновения аварий при обращении с отходами. Непосредственные цели, которые преследуются созданием данной системы, заключаются в организации учета видов отходов, их формализации, информационном обеспечении государственных органов и вовлечении отходов в хозяйственный оборот в виде вторичного сырья. Структурно каталог содержит перечень видов отходов, систематизированных по группе признаков: происхождению отходов, агрегатному состоянию, химическому составу, экологической опасности. Под видом понимается совокупность отходов, имеющих одинаковые классификационные признаки и по химическому составу соответствующие одному и тому же классу опасности.

В каталоге выделяются пять уровней классификации. Первый уровень – блоки, которые делятся по признакам происхождения отходов (отходы органического, минерального и химического происхождения). Второй и третий уровни – по принадлежности к определенному производству или используемым технологиям. Четвертый уровень – по химическому составу и агрегатному состоянию. Последний уровень – по классу опасности (для токсичных) или другим признакам неблагоприятного воздействия (отходы легковоспламеняющиеся, пожароопасные, взрывоопасные, самовозгорающиеся, вызывающие инфекционные заболевания, коррозионные и выделяющие токсичные газы).

Паспорт отходов — еще один элемент механизма паспортизации — составляется на основании данных о составе и свойствах отходов и оценки их опасности и обязателен для отходов I-IV классов. Оценка проводится по результатам экспериментально-биологических исследований или расчетными методами и согласовывается уполномоченным на то государственным органом. Основой для выдачи паспорта выступает классификационный каталог отходов.

В соответствии с российским законодательством каждый полигон должен иметь паспорт объекта размещения отходов. Захоронение отходов осуществляется на специально оборудованных полигонах с целью минимизации ущерба окружающей среде. В зависимости от класса опасности отходов, их происхождения можно выделить несколько видов полигонов:

1) полигоны для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО), на которых по согласованию с контролирующими органами могут захораниваться отходы 5-го класса опасности;

2) полигоны общегородского или регионального назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов (1, 2 и 3-го классов опасности);

3) полигоны, принадлежащие отдельным предприятиям или группам предприятий (для отходов 2–4-го классов опасности);

4) отвалы, шламохранилища для складирования многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов (золошлаков, отработанных активных илов и т. д.);

5) санкционированные свалки.

На полигонах ТБО разрешается также (помимо отходов 5-го класса) складировать отходы производства и потребления 3-4 классов опасности в соотношении не более 30 % от массы бытовых отходов при содержании в их водной вытяжке химических веществ, комплексное воздействие которых по уровню потребления кислорода (БПК20 и ХПК) не превышает 4000-5000 мгO2/л, что соответствует фильтрату ТБО.

Санитарно-гигиенические требования к полигонам по захоронению отходов представлены в следующих документах:

- СанПиН 2.1.7.1322-03 рассматривает промышленные отходы 1-4 классов опасности;

- СП 2.1.7.1038—01 полигоны ТБО.

Кроме того, СанПиН 2.1.7.728-99 определяют правила сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).

Нормативных актов с требованиями к полигонам для отходов 5 класса не существует.

Воздействие отходов на окружающую среду комплексно и многообразно. При размещении отходов на суше лимитирующими экологическими факторами выступают воздействие на почвы, атмосферный воздух, подземные и поверхностные воды.

Проектирование объекта размещения токсичных промышленных отходов осуществляется на основе специальных исследований, завершающихся процедурой оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Требования к размещению объекта сводятся к минимизации вредного воздействия (СНиП 2.01.28-85). В связи с этим строительство полигонов должно осуществляться:

1) с подветренной стороны по отношению к населенным пунктам и зонам отдыха;

2) ниже мест водозаборов питьевой воды, рыбоводных хозяйств, мест нереста и т.д.;

3) на землях несельскохозяйственного назначения;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.016 с.)