Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормирование в области обращения с отходамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отходы производства и потребления - основные понятия. При изучении вопросов нормирования экологической безопасности при обращении с отходами рассматриваются не только промышленные отходы (отходы производства), но и бытовые (отходы потребления), являющиеся продуктом коммунально-бытовой сферы деятельности человека. С целью обеспечения терминологической определенности следует привести несколько основных понятий, используемых в этой сфере деятельности человека. К отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Существуют опасные и неопасные отходы. Главное внимание при нормировании уделяется опасным отходам, т. е. отходам, которые включают вещества с опасными свойствами (токсичные, взрывоопасные, пожароопасные и т. д.), а также содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо представляют непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Известно несколько подходов к классификации опасных отходов. По агрегатному состоянию выделяются твердые, жидкие, пастообразные и газообразные отходы. В данном разделе мы рассматриваем только твердые отходы. Основные принципы экологического нормирования жидких и газообразных отходов в первую очередь сточных вод и газо-воздушных смесей, выбрасываемых предприятиями в атмосферу, рассмотрены ранее в этой главе. По происхождению отходы бывают промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми. По видам вредных воздействий на природную среду и человека выделяют токсичные, радиоактивные, пожароопасные, взрывоопасные, самовозгорающиеся, коррозионные, реакционно-способные отходы и отходы, вызывающие инфекционные заболевания. Некоторые виды отходов специфичны, а их воздействие на окружающую среду носит локальный характер. Из перечисленного ряда к основному объекту экологического нормирования относятся токсичные отходы. Они, как правило, многокомпонентны по химическому составу и набору поллютантов, непредсказуемы по последствиям и представляют наибольшую опасность для природной среды и человека. Их количество, ежегодно образующееся в результате производства и потребления, превышает количество других опасных отходов, вместе взятых. Основными действиями в области обращения с отходами являются размещение и обезвреживание. Под размещением отходов понимается их хранение или захоронение. Хранение отходов – это содержание отходов в объектах размещения с целью последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов – удаление в специальные места с целью минимизации влияния на окружающую среду. Оно может осуществляться на специальных полигонах или в акваториях крупных водных объектов, чаще в морях и океанах. Под обезвреживанием отходов следует понимать обработку, в том числе сжигание и обеззараживание, на специализированных установках в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Основную опасность отходы представляют на стадии хранения. Различают следующие основные способы складирования: 1) временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.); 2) временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, а также промежуточных пунктах сбора); 3) складирование вне производственной территории на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, в шламохранилищах, в отвалах пустой породы, терриконах, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению; 4) складирование на площадках для обезвоживания илового осадка с очистных сооружений. В мире производство отходов составляет около 200 млрд тонн каждый год. В России в 2010 году образовалось 3,735 млрд т отходов (для сравнения в США – 11 млрд т). Из них 1 и 2-го классов – 0,9 млн т (0,024%), отходы 3-го составляют 16,7 млн т (0,45%), 4-го класса – 96,8 млн т (2,1%), а основная масса представлена отходами 5-го класса опасности (97,5%). Из общего объема более 3,3 млрд т приходится на добычу полезных ископаемых. 46,5% образованных отходов было обезврежено или использовано. В 2011 году объем произведенных отходов (4,3 млрд т) заметно увеличился (рис. 7). В 2003 году он составлял 2,7 млрд т, т.е. за последние 9 лет объем отходов в стране вырос в 1,6 раза. Общее количество накопленных на начало 2010 г. на территории РФ отходов составляет 30,1654 млрд. т, из них 1,5 млрд т – токсичные отходы. Эти отходы хранятся на площади около 250 тыс. га. В России существует 1112 организованных мест для захоронения промышленных отходов с площадью 14,5 тыс. га. 16% площади полигонов не отвечает нормативным требованиям. Рис. 7. Динамика образования (верхняя кривая) и утилизации (нижняя кривая) отходов производства и потребления в РФ в 2006-2011 годах
Ежегодное производство органических отходов в сельском хозяйстве страны достигает примерно 250 млн т, из них 150 млн т приходится на животноводство и птицеводство. Уровень заболеваемости населения в районах функционирования крупных животноводческих предприятий и птицефабрик в 1,6 раза превышает среднее значение по России. Нарастающие объемы производства отходов – объективная реальность и одна из наиболее острых проблем современного общества. Так, для удовлетворения потребностей одного человека во всем необходимом за год добывается от 20 до 45 т различного сырья. В готовую продукцию переходит лишь от 1–6% сырья; остальное превращается в отходы. С течением времени и сам продукт становится отходом. В целом отходы можно рассматривать как вторичный ресурс, который утилизируется, т. е. используется в разных производственных циклах. Степень утилизации указывает на уровень экономического развития страны. Количественная оценка использования отходов осуществляется через коэффициент рециклирования R i = , где V ri, V ti – объем утилизируемых и образовавшихся отходов соответственно. В мире наиболее высокий показатель рециклирования отходов наблюдается по бумаге, стеклу, алюминию (упаковка, тара). Так, уровень утилизации алюминиевых и жестяных банок в европейских странах составляет 13%, в США – 55%. При этом решаются две задачи: утилизация отходов и выработка дешевого металла, так как повторное получение алюминия требует всего 5% затрат электроэнергии от его первичного производства. В России при высоком уровне рециклирования бумажных отходов, стеклобоя и отработанных шин (табл. 30) в целом переработка отходов отстает от стран с развитой экономикой. Из образующихся ежегодно 120 млн м3 бытовых отходов утилизируется всего 3,5%. В структуре утилизируемых отходов 30% приходится на бумагу, 30 – на пищевые продукты и около 40% – на стекло, текстиль, дерево, полимеры, резину, металл и т. д. Законодательной основой в области обращения с отходами производства и потребления служат законы РФ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении» (1995), «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ от 24.06.98 г.). Механизмы экологического нормирования в области обращения с отходами производства и потребления. Основными механизмами экологического нормирования обращения с отходами выступают: 1) лицензирование а) лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов (I-IV классов опасности); 2) паспортизация: а) государственный кадастр отходов; б) паспорт опасных отходов; в) паспорт объектов размещения отходов; 3) лимитирование: а) класс опасности отходов; б) нормативы образования и размещения отходов (НООЛР); в) нормы накопления бытовых отходов; 4) экономическое стимулирование: а) плата за лимит размещения отходов; б) плата за сверхлимитное размещение отходов. в) штрафные санкции по КоАП РФ за отсутствие разрешительной документации Лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности относится к одному из основных направлений лицензирования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Обезвреживание и размещение – это те направления работы с отходами, которые остаются в зоне особого внимания государственного надзора и контроля (ранее также сбор, использование, транспортировка). Лицензионные условия содержат наряду с прочими требования к охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и носят для природопользователей обязательный характер. Отсутствие лицензии у специализированных предприятий квалифицируется в соответствии со ст.171 УК РФ – «незаконное предпринимательство». Не менее важным элементом обращения с отходами служит обеспечение экологической безопасности при их транспортировке, а также соблюдение правил при трансграничном перемещении, т.е. ввозе и вывозе через границу. Все работы, связанные с загрузкой, транспортировкой и выгрузкой отходов должны быть механизированы и при необходимости обеспечены системами герметизации. При транспортировке опасных отходов обязателен паспорт на них. Транспортировка должна проводиться в специально оборудованных автомобилях, с соблюдением требований к безопасности перевозок отходов. Это важно, так как утечка ядовитых материалов при их перемещении может привести к быстрому и повсеместному загрязнению больших территорий, включая населенные пункты и города. В связи с этим основные требования к автотранспорту заключаются в предотвращении проникновения токсичных веществ в окружающую среду. Как правило, маршруты постоянных перевозок отходов прокладывают вне населенных пунктов для исключения любого воздействия на людей. Жесткое нормирование порядка трансграничных перевозок отходов особенно актуально для России, так как в 90-х годах предпринимались многократные попытки ввоза на территорию страны различных отходов под видом удобрений, технологических смесей и т. д. Поэтому в соответствии с природоохранным законодательством ввоз в РФ отходов в целях их захоронения или сжигания запрещен. Существует перечень отходов, ввоз и транзит которых по территории России запрещается. К ним, в частности, относятся отходы, содержащие кадмий, никель, хром, олово, свинец, ванадий, медь, а также такие супертоксичные вещества, как диоксины, полихлорированные бифенилы, терфенилы и т. д. Вывоз отходов за пределы РФ сопровождается рядом требований и ограничений. Запрещается экспорт отходов в любую точку к югу от 60° ю. ш., т. е. в район Антарктиды, а также на территорию иностранных государств, которые запрещают импорт таких отходов. Ввоз и вывоз отходов для их использования в том или ином виде осуществляется на основании разрешения уполномоченного государственного органа. Контроль трансграничного перемещения отходов должен быть жестким и эффективным, чтобы исключить попытки ввоза в нашу страну токсичных, радиоактивных и других опасных материалов. Механизм паспортизации направлен на разработку кадастров и паспортов отходов и объектов их размещения. Ведущую роль в нормировании и контроле в области обращения с отходами играет Государственный кадастр отходов, статус которого определен Законом РФ «Об отходах производства и потребления». Кадастр включает в себя три информационные базы, каждая из них имеет самостоятельное значение. Это Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и банк данных об отходах и технологиях их использования и обезвреживания. Безусловно, перечисленные системы играют огромную роль в экологическом контроле области обращения с отходами. В то же время они в полной мере относятся к важнейшим элементам ЭН, посредством которых осуществляется регламентация норм и правил обращения с конкретными видами отходов, порядка и нормативов их размещения, использования и обезвреживания. Остановимся более подробно на Федеральном классификационном каталоге отходов. Этот каталог предназначен для использования при учете, контроле и нормировании в области обращения с отходами, лицензионной деятельности, выдачи разрешений на трансграничные перевозки и размещение отходов, при проектировании природоохранных сооружений и проведении средозащитных мероприятий, при оценке материального ущерба или риска возникновения аварий при обращении с отходами. Непосредственные цели, которые преследуются созданием данной системы, заключаются в организации учета видов отходов, их формализации, информационном обеспечении государственных органов и вовлечении отходов в хозяйственный оборот в виде вторичного сырья. Структурно каталог содержит перечень видов отходов, систематизированных по группе признаков: происхождению отходов, агрегатному состоянию, химическому составу, экологической опасности. Под видом понимается совокупность отходов, имеющих одинаковые классификационные признаки и по химическому составу соответствующие одному и тому же классу опасности. В каталоге выделяются пять уровней классификации. Первый уровень – блоки, которые делятся по признакам происхождения отходов (отходы органического, минерального и химического происхождения). Второй и третий уровни – по принадлежности к определенному производству или используемым технологиям. Четвертый уровень – по химическому составу и агрегатному состоянию. Последний уровень – по классу опасности (для токсичных) или другим признакам неблагоприятного воздействия (отходы легковоспламеняющиеся, пожароопасные, взрывоопасные, самовозгорающиеся, вызывающие инфекционные заболевания, коррозионные и выделяющие токсичные газы). Паспорт отходов — еще один элемент механизма паспортизации — составляется на основании данных о составе и свойствах отходов и оценки их опасности и обязателен для отходов I-IV классов. Оценка проводится по результатам экспериментально-биологических исследований или расчетными методами и согласовывается уполномоченным на то государственным органом. Основой для выдачи паспорта выступает классификационный каталог отходов. В соответствии с российским законодательством каждый полигон должен иметь паспорт объекта размещения отходов. Захоронение отходов осуществляется на специально оборудованных полигонах с целью минимизации ущерба окружающей среде. В зависимости от класса опасности отходов, их происхождения можно выделить несколько видов полигонов: 1) полигоны для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО), на которых по согласованию с контролирующими органами могут захораниваться отходы 5-го класса опасности; 2) полигоны общегородского или регионального назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов (1, 2 и 3-го классов опасности); 3) полигоны, принадлежащие отдельным предприятиям или группам предприятий (для отходов 2–4-го классов опасности); 4) отвалы, шламохранилища для складирования многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов (золошлаков, отработанных активных илов и т. д.); 5) санкционированные свалки. На полигонах ТБО разрешается также (помимо отходов 5-го класса) складировать отходы производства и потребления 3-4 классов опасности в соотношении не более 30 % от массы бытовых отходов при содержании в их водной вытяжке химических веществ, комплексное воздействие которых по уровню потребления кислорода (БПК20 и ХПК) не превышает 4000-5000 мгO2/л, что соответствует фильтрату ТБО. Санитарно-гигиенические требования к полигонам по захоронению отходов представлены в следующих документах: - СанПиН 2.1.7.1322-03 рассматривает промышленные отходы 1-4 классов опасности; - СП 2.1.7.1038—01 полигоны ТБО. Кроме того, СанПиН 2.1.7.728-99 определяют правила сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Нормативных актов с требованиями к полигонам для отходов 5 класса не существует. Воздействие отходов на окружающую среду комплексно и многообразно. При размещении отходов на суше лимитирующими экологическими факторами выступают воздействие на почвы, атмосферный воздух, подземные и поверхностные воды. Проектирование объекта размещения токсичных промышленных отходов осуществляется на основе специальных исследований, завершающихся процедурой оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Требования к размещению объекта сводятся к минимизации вредного воздействия (СНиП 2.01.28-85). В связи с этим строительство полигонов должно осуществляться: 1) с подветренной стороны по отношению к населенным пунктам и зонам отдыха; 2) ниже мест водозаборов питьевой воды, рыбоводных хозяйств, мест нереста и т.д.; 3) на землях несельскохозяйственного назначения;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.016 с.) |