Упр-е фин-ми. Органы упр-я фин-ми в РФ и их характер-ка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упр-е фин-ми. Органы упр-я фин-ми в РФ и их характер-ка



Упр-е фин-ми осущ-тся спец. аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообраз.стимулы и санкции. Упр-е - это сов-ть приемов и методов целенаправ. воздействия на объект для достиж-я опр.рез-та. В качестве объектов упр-я выступают разнообраз.виды фин. Отн-ний, а субъектами упр-я явл.те организац. Стр-ры, кот. Осущ-т упр-е. В соответствии с классификацией финн. отн-ний по их сферам выделяют 3группы объектов: финансы п/п (организаций, учреждений), страх. Отн-ия, гос. финансы. Им соответствуют следующие субъекты упр-я: финансовые службы (отделы) п/п (орг-ций, учр-дений), страх. органы, фин.органы и налог. инспекции. Сов-ть всех организац.структур, осуществ-х упр-е фин-ми, называется фин. аппаратом. В упр-нии фин-ми выделяют неск-ко функц. Эл-в: планир-ие, операт. упр-е, контроль.

Органы упр-я финн-ми

  1. Гос-во
  2. Президент
  3. Органы гос.власти (исполн. И закон. Органы) РФ
  4. Фед.гос. органы спец.компетенции
  5. Органы гос.власти (исполн. И закон. Органы) спец.компетенции
  6. Органы МСУ
  7. Органы гос. Внебюдж.фондов
  8. Гл. распорядители и распорядители бюдж.ср-в
  9. Получатели бюдж. Ср-в
  10. Кредит. Орг-ции.

Минфин РФ как орган упр-я фин-ми: фед.орган испол.власти, осуществ-щий функции по выработке гос. Политики и нормативно-прав.регулированию с сфере бюдж., налог, страх., валют., банк. Деят-ти,гос.долга, аудитор.деят-ти, бух.учета и бух. Отчетности, таможен.платжей, опр-я тамож.ст-ти товаров и трансп.ср-в, инвестир-я ср-в для финансир-я накопит.части труд. Пенсии, финн.обеспечения гос. Службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и т.д.

5. Эконом. сущность и содержание б-та. Бюджетная сис-ма

Государственный бюджет является основным финансовым документом государства, который дает им право осуществлять своевластные полномочия.

Государственный бюджет выполняет следующие задачи:

1.перераспределение ВВП.

2.стимулирование и регулирование экономики государства.

3.финансирование бюджетной сферы и осуществление соц. политики государства.

4.контроль за формированием и использованием фондов денежных средств(ГВФ), целевых бюджетных фондов и др.

Государственный бюджет должен выполнять следующие функции:

1)накопительная (аккумулирующая) проявляется через накапливание денежных средств, в доходной части бюджета.

2)распределительная, осуществление расходов из расходной части бюджета.

2)регулирующая, это осуществление межбюджетных отношений.

4)контрольная, это проверка исполненного бюджета и контроль за межбюджетными отношениями.

Бюджет – это форма оброзования и расходования ден. ср-в для обеспечения ф-ций органов гос. власти.

Кроме бюджета различают понятие бюджетное устройство РФ – это орг-ция бюдж. системы и принципы ее построения. Бюдж. устройство РФ осущ-ся в соотв-ии с ФЗ «об основах бюдж. устр-ва в бюдж. процессе», кроме этого вся бюдж. система РФ строятся на основании бюдж. кодекса РФ, принятого в 1998 году.

Законодательство РФ выделяет такое понятие как консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Однако консолид. Бюджет не явл. легитимным, т.е не несет правовой нагрузки. Консолидированный бюджет не приним-ся законод. органами в кач-ве закона, а рассчитывается министерствами и ведомствами для цели планир-ия, анализа, оценки перспектив бюдж. пок-лей. Кроме этих понятий бюдж. система РФ трактует, что бюджет РФ носит трехуровневый хар-р:

1 уровень: федеральный бюджет РФ (гос. бюджет).

2 уровень: региональный (территориальный) – бюджеты субъектов в составе РФ.

3 уровень: муниципальный (местный) бюджет – субъекты городов и прочих образований в составе субъектов РФ (выделяют 11.500 бюдж).

Также закон-во выделяет такое понятие, как «брутто – бюджет» и «нетто – бюджет».

«брутто – бюджет» = «нетто – бюджет» + ГВФ.

Принципы функц-ия б-тной сис-мы: • ед-во б-тной сис-мы; • разгр-ние дох-в и рас-в м/у уров-ми б-тной сис-мы; • самост-сть б-тов (право закон-ых и предст-ых орг-в гос. власти и ОМСУ на каждом уровне б-тной сис-мы самост-но осущ-ть б-тный процесс; наличие соб-ых ист-ков дох-в б-тов кажд. уровня б-тной сис-мы; закон-е закрепление регулир-их дох-в б-тов, полн-й по форм-нию дох-в соотв-щих б-тов; право органов гос власти и ОМСУ сам-но опред-ть направления расх-ия ср-в, ист-ки фин-ия дефицитов соотв-х б-тов; недопустимость изъятия дох-ов, доп-но получ-ых в ходе исп-ия з-нов о б-те, ∑ превышения дох-в над рас-дами б-тов и ∑ экономии по расх-ам б-тов; недоп-ть компенсации за счет б-тов др.уровней б-тной сис-мы потерь в дох-ах и доп-ых рас-дов); • полнота отраж-я дох-в и расх-в б-тов; • сбалансир-ть б-тов; • эф-ть и экон-ть исп-ия б-тных ср-в; общее или совок-е покрытие рас-дов б-тов; • гласность (опубл-е в печати б-тов и отчетов об их исп-нии; открытость процедур рассм-ия и принятия реш-й по проектам б-тов); • достоверность б-та; • адресность и целевой хар-р исп-ия б-тных ср-тв.

Бюджетный федерализм. Основу сост-ет разгран-е предметов ведения и полномочий РФ и суб-в РФ, залож-е в Кон-ии РФ.

В ведении РФ в области фед-зма нах-ся: • упр-е фед-й гос собственностью; • устан-ие основ фед-й пол-ки и фед-е программы в области гос-го, экон-го, экол-го, соц-го, культ-го и нац-го развития РФ; • устан-ие правовых основ един.рынка; фин-е, валют-е, кредитное, тамож-е рег-е, денежн эмиссия, основы ценов пол-ки; фед-е экон-ие службы, в т.ч. фед-е банки; • фед-й б-т; фед-е налоги и сборы, феде фонды рег-го развития.

В совместном ведении РФ и суб-в РФ в области фед-зма: • вопросы владения, польз-я и распор-я землей, недрами, водными и др.прир. рес-ми; • разгран-е гос.соб-ти; • природопольз-е; охрана окр.среды и обесп-е эколог-й безоп-сти; особо охраняемые прир.тер-рии; • общие?сы воспит-я, образ-я, науки, культуры, физкультуры и спорта; • корд-я?сов здрав-ия; защита семьи, материнства, отцовства и детства; соцзащита, соцобеспечение; • устан-е общ. принц-в налогообложения в РФ; • админ-е, админ-но-процес-е, труд-е, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное зак-во, зак-во о недрах, об охране окр.среды; • устан-е общих принц-в орган-и сис-мы органов гос.власти и МСУ; • координация м/унар-х и внешнеэкон-х связей суб-в РФ, вып-е м/унар-х дог-ов РФ.

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и суб-в РФ су-ты РФ обладают всей полнотой гос.власти. По предметам ведения РФ прин-тся ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей тер-рии РФ. По предметам совместного ведения РФ и суб-в РФ издаются ФЗ и прин-е в соотв-ии с ними з-ны и др. НПА суб-в РФ. Вне пределов ведения РФ, совм-го ведения РФ и суб-в РФ респ-ки и др. осущ-ют собств-е правовое рег-ие, включая принятие з-нов и др. НПА.

З-ны и др. НПА суб-в РФ не м. противоречить ФЗ.

К совместному ведению фед-х орг-в гос. власти РФ и орг-в гос.власти краев и областей отн-ся: • разгр-е гос.собств-ти на тер-рии края, области; • устан-е общих принц-в б-тной сис-мы, налогооблож-я в РФ.

Межб-е отношения.

Межб-е отношения.

МО – сов-ть отнош-й м/у орг-ми гос.власти РФ, орг-ми гос.власти суб-в РФ и МСУ по поводу разгран-я и закрепления б-тных правомочий, соблюдения прав, обяз-тей и ответ-ти орг-ов власти в области сост-ия, утв-я и исп-я б-тов и б-тного процесса.

Сов-сть МО основ-тся на б-тном федерализме.

Межбюджетные отношения основываются на следующих ПРИНЦИПАХ:

-распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

-разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

-равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных обра­зований;

-выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспе­ченности субъектов РФ, муниципальных образований;

-равенства всех бюджетов РФ во взаи­моотношениях с федеральным бюджетом, равенства ме­стных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Различают 2 типа бюджетных сис-м: 1 – унитарная сис-ма, высокая сис-ма централиз-и власти и полном-й, 2 – федеративная децентрализ-я полном-й высокая степень делегир-я полном-й.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную и налоговую, политику государства.

Это предполагает организацию взаимодействия бюджетов всех уровней, которое обеспечивается с помощью следу­ющих МЕТОДОВ бюджетного регулирования:

-определение в законодательном порядке методических основ построения бюджетов всех уровней на базе единой пра­вовой формы построения бюджетов всех уровней и использо­вания единой бюджетной классификации РФ;

-установление единых форм бюджетной документации и правил ведения бух.учета средств федерально­го бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

-определение единых условий и правил организации бюджетного процесса, гарантирующих единый порядок при­менения санкций за нарушение бюджетного законодатель­ства РФ, финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

МОДЕЛИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ. Для бюджетной системы дорево­люционной России типичной была модель распределения доходов между бюджетами, которую можно назвать горизонтальной. Она ха­рактеризуется тем, что государственный бюджет и территори­альные бюджеты (земские, городские) находились как бы в од­ной плоскости, за каждым бюджетом были закреплены свои на­логи и сборы. При этом финансовая помощь территориальным бюджетам из государственного бюджета была затруднена, так как территориальные бюджеты не входили в государственный бюджет и для такой помощи не было правовых основ.

Новая модель распределения общегосударственных доходов - веерная. Суть ее заключалась в том, что несмотря на существование закрепленных за каждым бюджет­ным звеном налогов, вводился механизм долевых отчислений в территориальные бюджеты от общегосударственных доходов и налогов. В соответствии с принимаемыми законодательными актами сумма мобилизуемого на территории налога по утвер­жденным этими актами нормативам распределялась между цен­тральным бюджетом (союзный бюджет), региональными бюдже­тами (республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами (городскими, районным, поселковыми и сельскими).

Структура доходов бюджета

Доходы бюджетов предст-т собой часть национ.дохода, подлежащую централизации в бюджеты различ. уровней. Доходы м. формир-ся на налоговой и ненал.основе и за счет безвозмездных перечисл-ий в соответ.с б-т. и налогов. законодат-м.

К налогов. доходам относятся:

■ предусмотренные налогов. законод-м РФ фед., регин., мест. Налоги и сборы; пени и штрафы.

К неналогов. относятся доходы:

Ø от испол-я имущ-ва, находящего в гос. и мун. Собственности;

Ø от продажи или др. возмездного отчуждения имщ-ва, находящегося в гос. и мун. собственности;

Ø от платных услуг, оказываемых органами гос. власти, местного самоуправления, бюдж.и учрежде­ниями;

Ø полученные в результате применения мер гражданско-правовой, администр. и угол. ответственности;

Ø в виде фин. помощи и бюдж. ссуд, получен­ных от бюджетов других уровней бюдж. системы;

Ø другие неналогв. доходы.

В доходах бюджетов учитываются:

■ ср-ва, получаемые в виде аренд.либо др.платы за сдачу во врем-ое владение и польз-ие имущ-ва, находящегося в гос. или мун. соб-ти;

■ ср-ва, получаемые в виде %ов по остаткам бюдж.ср-в на счетах в кредитных орг-ях;

■ ср-ва, получаемые от передачи имщ-ва, находяще­гося в гос. или мун. Собств-ти, под залог, в доверительное управление;

■ ср-ва от возврата гос. кредитов, бюдж. ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имщ-ва и другого обеспечения;

■ плата за пользование предоставленными бюдж.и средствами;

■ доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в устав­ных капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

■ часть прибыли гос. и мун. уни­тарных п/п, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей;

■ другие доходы от испол-я имщ-ва, находящего­ся в гос. и мун. собственности.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме до­таций, субвенций и субсидий либо другой безвозвратной и без­возмездной передачи средств отражается в доходах того бюдже­та, который является получателем этих средств.

В доходы бюджетов зачисл-ся также безвозм. пере­числения от физ. и ЮЛ, междунар. орг-ий и правительств иностр. гос-в, по взаим­ным расчетам — операциям по передаче ср-в между бюдже­тами разных уровней бюдж. системы, связанные с измене­ниями в налоговом и бюдж. законод-ве, передачей полномочий по финансир-ю расходов или передачей дохо­дов, происшедшими после утверждения закона о бюджете и не учтенными законом о бюджете.

Штрафы подлежат зачислению, как правило, в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфиска­ций, компенсаций и другие средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов и соответствии с законодат-м и решениями судов.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регули­рующие. Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответст­в. бюджетами действующим законодат-м. К собст­венным доходам бюджетов относятся:

■ налог. доходы, закрепл. за соответст. бюджетами действ-м законодат-м;

■ часть неналоговых доходов;

■ безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собствдоходов бюдже­тов других уровней бюдж. системы в соответствии с уста­нов-ми на опр. срок нормативами отчислений. Нормативы отчислений опр-ся законом о бюджете того уровня бюдж. системы, кот. передает собств. доходы, или кот. распределяет переданные ему собств. доходы бюджета другого уровня.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.026 с.)