Внимание как Интеграция содержаний сознания. Концепция внимания В. Вундта. Объём сознания. Объём внимания. Перцепция и апперцепция. Апперцепция изолированного и ассоциированного содержания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание как Интеграция содержаний сознания. Концепция внимания В. Вундта. Объём сознания. Объём внимания. Перцепция и апперцепция. Апперцепция изолированного и ассоциированного содержания.



 

Основатель экспериментальной психологии В.Вундт считал внимание суверенным психическим процессом, основная функция которого заключена в интеграции изолированных ощущений в целостные образы восприятия. Для обозначения этого процесса Вундт использует термин «апперцепция». Отсюда и берёт своё начало теория Апперцепции Вундта.

Сознание = зрительное поле
Точка фиксации
Для разграничения явлений внимания и явлений сознания, Вундт прибегнул к метафоре зрительного поля: наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точке, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения.

 

Поле зрения  

 

Таким образом, внимание выступает как «психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем сознания области содержаний». Как мы видим, внимание, по В. Вундту, представляет собой одну из характеристик сознания, вернее, свойство части сознания (фокуса).

 

По Вундту процесс организации целостного сознания из разрозненных ощущений проходит так: Изолированные стимулы под действием апперцепции интегрируются в более крупные единицы, затем «луч» апперцепции переходит на следующую группу стимулов и акт внимания повторяется.

«Внимание схватывает не целое, состоящее из многих элементов, но в объем его (внимания) в каждый данный момент попадает лишь ограниченная часть этого целого, от которой психическое сцепление элементов переходит к тем частям, которые находятся в более отдаленных частях поля сознания». В. Вундт

Единство процессов апперцепции (вхождение содержаний в фокус сознания) и перцепции (вхождение содержаний в широкую область сознания) составляют, по Вундту, основной механизм психической жизни человека.

Апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.

И.Кант рассматривал апперцепцию как «идущее от субъекта изменение данного извне содержания», как своеобразную «волю» психики. Апперцепция носит активный и творческий характер.

Измерение объемов сознания и внимания:

Для того чтобы измерить «объем» той узкой зоны поля сознания, который Вундт и называл вниманием, он предъявлял испытуемым матрицы со случайными наборами букв или последовательности изолированных звуков, которые испытуемым не удавалось объединить. В этом случае испытуемые могли ясно различить только 6 элементов.

В. Вундт пришел к заключению, что объем внимания, состоит из 6 изолированных элементов.

Способность человеческого внимания одновременно охватывать не более шести изолированных элементов, по мнению Вундта, была эмпирически обнаружена задолго до его исследований. Так, разработанный французским учителем XVIII в. Луи Брайлем алфавит для слепых кодирует каждую букву при помощи комбинации из выпуклых точек. Каждый из 63 символов в алфавите Брайля включал в себя не более шести точек. Таким образом, слепой мог одномоментно распознать букву.

Вундт поставил перед собой задачу измерить так же и объем сознания.

В. Вундт установил, что объем сознания, составляет так же 6, но не изолированных, а ассоциативно связанных объектов.

Количественной мерой объема сознания для него служил мелодический ряд, включающий различное количество тактов. Объем сознания определялся длиной такого ряда, что при последовательном прослушивании двух рядов испытуемый мог непосредственно установить их равенство. Другими словами, Вундт давал испытуемым прослушивать ряд, состоящий из одного, двух, трех, четырех и т.д. тактов. Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и — раз — два — три), четырехдольные и т.д. Испытуемым было запрещено специально сосчитывать количество тактов. Сразу после завершения одного ряда предъявлялся второй. Испытуемый должен был сказать, возникает ли у него ощущение равенства рядов или нет. Испытуемые давали верные ответы для 8 двухдольных, 6 трехдольных и 5 четырехдольных тактов. Однако не все такты мелодии воспринимались испытуемыми одинаково ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в данный момент, был наиболее отчетлив, следующий — менее отчетлив и так далее вплоть до полного исчезновения ощущения. Вундт пришел к выводу, что только такт, восприни­маемый в данный момент, находился в фокусе сознания, т.е. был «внимательным», а все остальные такты удерживались за счет ассоциативной связи с фокусом. Таким образом, Вундт пришел к выводу, что постоянный объем сознания включает в себя около шести целостных сложных элементов, которые ассоциативно связаны между собой, а объем внимания составляет шесть изолированных элементов.

Процесс действия внимания Вундт наглядно продемонстрировал на примере восприятия многобуквенных слов.

Эффект схватывания слов

Wahlverwandtschaften (родство душ) (20 букв)

Для человека, который не знает немецкий язык - изолированные элементы.

Достопримечательность (21 буква)

Для русскоязычного человека - ассоциированные единицы и осознание слова происходит мгновенно.

Каждый раз, когда апперципируется изолированное содержание, остальные - исчезают. Напротив, когда апперципируемое содержание связано ассоциациями с перципируемыми содержаниями, оно сливается с ними в одно цельное восприятие, границею которого будет порог сознания. В.Вундт  

 

 

Выводы:

Внимание обеспечивает ясность и отчетливость восприятия

Акт внимания (апперцепции) позволяет связывать поступающую разрозненную информацию в единое целое.

 

 

Концепция внимания Э. Титчинера. Внимание как сенсорная ясность. Виды внимания: первичное, вторичное, первичное производное. Волна внимания. Явление аккомодации и инерции внимания. Экспериментальное исследование осознания одновременно действующих возбудителей.

 

Э. Титченер, в противоположность Вундту, определяет внимание как свойство ощущения, как «сенсорную ясность». Эта сенсорная ясность, т. е. выступление того или другого ощущения с большей или меньшей силой, по мнению Титченера, есть одно из основных свойств ощущения, подобно таким свойствам, как качество, интенсивность и длительность. Он пишет:

«Ясность-это качество, которое дает ощущению его особенное положение в сознании: "более ясное ощущение господствует над другими, держится самостоятельно и выделяется среди них: менее ясное подчинено другим ощущениям и "сливается с фоном сознания».

Титченер подчеркивает биологический характер внимания, он как будто отрицает активность личности вместо особого принципа апперцепции, введенного Вундтом, он пишет о ясности как простом свойстве ощущения. Но это свойство выражает ведь преобладание ощущения в сознании, т. е. не внешнее, а внутреннее его качество, зависящее от субъекта, от «предрасположения» его нервной системы. Но объяснения этому «предрасположению» Титченер не дает. Он скорее описывает, чем объясняет явление. К тому же личность и ее активность как бы совсем исчезают. Поэтому и описание Титченера имеет в значительной степени механистический характер.

Внимание - состояние сознания, которое обеспечивает нашему умственному труду наилучшие результаты. Э. Титчинер

Титченер также создал одну из ранних классификаций внимания, разделив виды внимания по степени произвольности.

Формы внимания

Первичное

Вторичное

Первичное производное

Первичное внимание (непроизвольное). В случае первичного внимания новые, неожиданные или, наоборот, прочно связанные с течением наших мыслей содержания буквально берут наше сознание штурмом. С иной формой первичного внимания Титченер связывает случаи совпадений. По его мнению, совпадений в собственном смысле этого слова не так уж и много. Чаще мы просто думаем о каком-либо предмете и именно поэтому все, что связанно с ним, обращает на себя наше внимание.

Вторичным вниманием Титченер называет такой вид внимания, которое мы способны удерживать только с помощью усилия. Вторичное внимание является активным и произвольным. Вторичное внимание всегда включает в себя конфликт между волевым усилием и попыткой первичного внимания завладеть сознанием человека.

В качестве особого вида внимания Титченером выделяется первичное производное внимание, определяемое как возвращение к первичному вниманию, но на другом витке. Оно наблюдается тогда, когда объект, на котором мы старались удержать вторичное внимание, начинает интересовать нас сам по себе. Например, книга, которая вначале показалось неинтересной, но которую вы читали по необходимости, постепенно увлекает вас настолько, что вы уже не слышите ни шума за окном, ни даже телефонных звонков.

Э.Б. Титченер привлек для иллюстрации процесса внимания дополнительную метафору ­волны. В метафоре волны фиксируется прерывистый характер внимания, т.е. представление о том, что в каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперципируется).

 

Также Титченер описал явление «аккомодации внимания». Принцип аккомодации может быть ответом на следующий вопрос: если два стимула одновременны и равны по интенсивности, какой из них первым достигнет гребня волны внимания? По мнению Титченера, преимущество получит тот стимул, которое лучше согласуется с текущим содержанием сознания.

Явление аккомодации внимания было показано в эксперименте. Для проведения опыта использовалась несложная установка: картонная дуга, надетая на метроном и колокольчик.

При ответах испытуемых в первом случае проявлялась аккомодация внимания к зрительному стимулу в ущерб слуховому. А во втором случае же Титченер сталкивался с аккомодацией внимания к слуховому стимулу в ущерб зрительному.

Эффект аккомодации внимания тесно связан с явлением инерции внимания.

Легче сохранить существующее направление внимания, чем проложить ему новый путь. Э. Титченер

Действительно, нам легче, например, поддерживать нить уже начатого разговора даже среди многочисленных помех, чем переключиться на новый.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.009 с.)