Явление невнимания. Поэтическая, профессорская и студенческая рассеянность. Сверхвнимание. Абсорбция. Опыт потока. Отрицательные эффекты внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Явление невнимания. Поэтическая, профессорская и студенческая рассеянность. Сверхвнимание. Абсорбция. Опыт потока. Отрицательные эффекты внимания



К явлениям невнимания относятся: рассеянность, ошибки внимания и феномены избирательного (направленного) невнимания. Ошибки невнимания – неверно выполненного или пропущенное действие, неспособность заметить важное событие или объект, - могут оказаться следствием рассеянности или избирательного невнимания. Явления избирательного невнимания, устойчивые во времени,, как и рассеянность, отличаются тем, что ошибки внимания стабильно ограничены одной из сфер действительности или собственного поведения человека и не наблюдаются в отношении прочих объектов и событий.

Поэтическая, профессорская рассеянность. Если спросить физика то он припомнит Исаака Ньютона, который на завтра вместо яйца «сварил» часы. Химику на ум придет знаменитый ученый, Иван Каблуков, который все время подписывался как Каблук Иванов.

Примером поэтической рассеянности может служить писатель Андрей Белый. Известна история, когда он, придя в одну из петербургских редакции, забыл снять галоши. Казалось бы, пустяк, но Белый не удержался и сочинил едва ли не оду поэтической рассеянности, где пристыдил некоего Н.В. Валентинова, который обратил на это внимание.

Выделим характерные для этих рассеянностей особенности поведения и внимания. Прежде всего это отсутствие реакции или неадекватной реакции на внешнее воздействии по причине чрезмерной концентрации на собственных мыслях или на решаемой задаче. Привычные действия или даже целые цепочки действия сохранны, однако, обратная связь о ходе их выполнения и о возможных изменениях в окруж среде отсутствует.

Студенческая рассеянность. За примером этой рассеянности не надо далеко ходить. Загляни в любой класс. там есть обязательно непоседливый ученик, который ерзает, дергает за косички. Внимание такого ученика отличается повышенной «помехоустойчивостью»: оно чрезмерно подвижно, разбросанно, подвержено отвлечению. Стоит появиться малейшему стимулу, как внимание сразу направленно на него. Либо пролетающая галка, шум за окном, развязанный шнурок учителя. У этого внимания две стороны. Первая: высокая отвлекаемость. Во вторых слабаяконцентрация. Это едва ли не главная проблема современной психологии образования.

Абсорбция (поглощение) феномен предельного внимания, который выделил Рибо. такое внимание пассивно и реактивно: человек не управляет им, но лишь реагирует на происходящее вокруг. В происходящее может оказаться настолько увлекательным, что ему только и остается, чтоб открыть рот и «впитывать» все что видит и слышит. Внимание по типу абсорбции может привести к полному прекращению деятельности.

Опыт потока. К явлению предельного внимания может быть отнесено и состояние предельного вовлеченности в деятельность, когда человек внимателен к чему то, над чем ему приходилось раньше работать уже без усилий. Н-р школьник полностью погружается в игру, а ведь когда-то пришлось немало времени потратить изучая ее правила, и клавиш. И коль скоро такое «погружение» произошло, родителям стоит немало трудов «достучатся» до своего чада.

Подобное явление амер. психолог Чиксентмихайи обозначил как опыт потока, в который мы ныряем с головой и позволяем нести нас в нужное направление. Наблюдается когда человеку ничто не отвлекает извне и он может полностью погрузится в любимое занятие.

Опыт потока

В последние годы ученых привлек крайне яркий феномен, связанный с явлением всеохватывающего тотального внимания, — опыт «потока». Опыт «потока» (М. Чиксентмихайя, 1990) сопряжен с осуществлением деятельности, которая доставляет субъекту наслаждение сама по себе, вне прямой зависимости от ее конечного результата. К деятельностям такого рода можно отнести игру, медитацию, вдохновение, любовные переживания и т.п. Многие люди, которых спрашивают, зачем они тратят время и деньги на практически бесполезные занятия, порой даже связанные с риском для жизни (например, альпинисты, ныряльщики, гонщики), отвечают, что делают это именно для того, чтобы достигнуть состояния полного погружения в деятельность или, другими словами, максимально интенсивного внимания.

Наверно, как и любому нормальному человеку, мне случалось пережить опыт потока. Это состояние у меня было связано с влюблённостью и не раз! Если я люблю, то сильно, если я чувствую, то в полной мере. По жизни максималистка наверно, поэтому и полностью погружаюсь в какой либо процесс. В этом процессе моё внимание сосредоточено в максимальной степени на одном объекте. На мой взгляд, также к опыту потока можно отнести и любимое дело, которое полностью вовлекает тебя в свои глубины, и ты забываешь о времени. Для тебя это представляет огромный интерес. В моём случае – это стихотворения и живопись. Конечно, я сама не великий художник и поэт! Но, смотря и чувствуя творчество других людей, я также эмоционально и сильно переживаю эти эмоции, вовлекаюсь в саму суть и творю что-то новое, своё!!!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.005 с.)