Внимание как селекция. Модели множественной и гибкой селекции. Эксперимент А. Трейсман (есть ли красная А. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание как селекция. Модели множественной и гибкой селекции. Эксперимент А. Трейсман (есть ли красная А. )



Уильям Джонстон и Стивен Хайнц выдвинули гипотезу о переменном «бутылочном горлышке» в системе переработки информации, или о переменном локусе отбора.

Согласно этой гипотезе, местоположение фильтра в системе переработки не привязано жестко к ранним или поздним стадиям анализа поступающей информации, но зависит от задачи, от стратегии испытуемого, который сам определяет приоритеты в ходе переработки, и обстоятельств. Отбор происходит настолько рано, насколько это возможно, но там, где он наиболее адекватен и полезен.

Одна из тонкостей этой модели заключается в том, что для этой модели отбор связан с идеей центральной переработки информации не емкостного, но скорее мощностного характера.

Отбор необходим не потому, что в системе переработки информации есть канал или блок с ограниченной пропускной способностью, а потому, что переработка требует «ресурсов внимания».

Чем больше стадий переработки должно пройти до начала отбора необходимой информации, тем меньше «ресурсов внимания» останется на решение любой другой задачи.

Чтобы экспериментально проверить это предположение, Джонстон разработали 2 модификации одной и той же задачи. В решении одной из задач можно было отсечь нерелевантную инф-ю на ранних стадиях переработки, решение 2 задачи требовало анализа инф-и не только на ранних, но и на поздних стадиях переработки.

Перед испытуемыми была поставлена задача вторения сообщений, предъявляемых дихотически и переключаемых с канала на канал. В одном из условий целевое сообщение задавалось высотой голоса диктора (одно женским голосом читалось, другое мужским).

Для отбора было достаточно физических признаков сообщений, и более эффективной была стратегия раннего отбора. В др. Условии отбор мог осуществляться только на основе анализа содержания сообщения, и задача могла быть решена только посредством применения стратегии позднего отбора.

Чтобы выявить последствия применения каждой стратегии, была введена 2-я задача, выполняемая одновременно с первой.

Испытуемые должны были следить за расположенным перед ними экраном и нажимать кнопку при появлении на нем вспышки света.

Чем больше «ресурсов внимания» будет сэкономлено за счет более раннего отбора в первой задаче, тем быстрее будет решена вторая задача.

Действительно, испытуемые нажимали на кнопку в ответ на вспышку света быстрее. Когда сообщения из первой задачи различались по высоте звука, и медленнее. Когда сообщения различались только по содержанию.

Однако, если испытуемых провоцировали и в случае физических различий между сообщениями следить за целевым сообщением «по смыслу», время реакции на световой сигнал возрастало.

След-но, несмотря на то, что в исходной экспериментальной ситуации место отбора (расположение бутылочного горлышка), казалось бы, навязывается извне, условиями и требованиями задачи, в целом человек волен выбирать стратегию отбора сам.

 

По итогам подобных работ в психологии появился целый класс моделей гибкой и множественной селекции.

Но если в системе переработки информации действительно много возможных фильтров, выполняющих функцию отбора, или если фильтр меняет свое местоположение вместе с «бутылочным горлышком» по мере того как меняется нагрузка на ту или иную стадию переработки, то какие именно факторы определяют этап, на котором будет происходить фильтрация?

Пешлер, Развивая идеи Джонстона и Хайнца, предположил, что главный фактор – необходимые для решения поставленной задачи типы операций, которые могут быть оформлены в виде «запросов» к системе переработки информации.

В решении задач на зрительное внимание Пешлер выделил 5 типов таких операций, которые могут быть оформлены в виде «запросов» к системе переработки информации.

1. Какие именно объекты были предъявлены и где именно они находились? Это наиболее широкомасштабная операция, предполагающая параллельную обработку всего зрительного поля.

2. Какие именно объекты были предъявлены?

3. Появлялся ли заранее определенный объект и где именно?

4. Появлялся ли этот целевой объект хоть где-нибудь?

5. Какой объект появлялся в заранее определенном месте? Здесь обработка всех остальных мест не нужна.

 

Первый тип операций адекватно описывается моделью поздней селекции (анализ на всех уровнях обработки информации)

Пятый тип соответствует жесткой модели ранней селекции (вся ненужная информация может быть отфильтрована по пространственному признаку и не подвергнется дальнейшему анализу). Но в большинстве случаев работают операции 2, 3, 4 типов, в которых можно выделить элементы и раннего, и позднего отбора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.006 с.)