Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внимание как процесс умственного самоконтроля в концепции П. Я. Гальперина.
П.Я. Гальперин предложил теорию планомерного поэтапного формирования умственных действий. Внимание как действие психического контроля за ходом иных видов деятельности. Механизмы этого явления выявляют с помощью поэтапного и планомерного формирования внимания. В любой человеческой деятельности Гальперин предлагает различать ориентировочную и исполнительную части. В исполнительной части выделяет предметное содержание и психическое действие, обращенное на это содержание – сопоставление исхода задания и хода его выполнения. Это и есть действие контроля за осуществлением текущей деятельности. Это действие, по мере то как становится умственным действием, преобразуется в акт внимания. Однако любая развернутая внешняя предметная деятельность контроля – это просто деятельность контроля. Н-р, когда рабочий на заводе осуществляет контроль качества, его деятельность требует внимание, но не сводится к нему. По Гальперину «не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль». Внимание как контроль улучшает деятельность. Это возможно потому, что контроль всегда осуществляется с помощью критерия или «предваряющего образца». Эта идея схожа с понятием «преперцепции» по У.Джеймсу. У Гальперина применение образца относится к планомерному (произвольному) вниманию, которое можно представить как умственный контроль за действием, выполняемый на основе: - заранее составленного плана; - заранее установленных критериев; - заранее выделенных способов их применения. Сначала такое действие будет осуществляться во внешней форме с опорой на речь, а после перейдет в умственный план и только тогда станет истинным актом произвольного внимания. Непроизвольное внимание складывается стихийно: это контроль, ведомый тем, что «само бросается в глаза». Критерий и средства контроля диктуются объектом. Внимание познающего субъекта вынужденно зависит от этого объекта. Но содержанием акта внимания остается психический контроль. Проверить гипотезу относительно произвольного внимания можно, сформировав внимание как действие умственного контроля у «невнимательных» испытуемых. Для этого следует использовать особый тип заданий, которые включали бы:
- основную деятельность (н-р, письменные работы по рус.яз, где невнимательные школьники делают множество ошибок: пропускают буквы…) - проверку ее выполнения. Согласно этой методике сначала контроль осуществляется во внешней материальной форме, с помощью внешних средств – ориентировочной основы действия (1 этап), затем – в форме громкой социализированной речи (2 этап), далее – в форме «внешней речи про себя» (3 этап). В итоге это внешнее действие внимания превращается в собственно умственное действие (4 этап) и обретает все характеристики умственного действия: Оно должно стать: Идеальным, полностью перешедшим в умственный план; Свернутым, не требующим пошагового выполнения; Автоматизированным, не нуждающимся в сознательном контроле со стороны исполнителя; Обобщенным, не привязанным к конкретной задаче или набору задач, на которых это умственное действие было сформировано. Если в процессе формирования внимания опираться на разные виды деятельности, то можно добиться общей внимательности, которая впоследствии будет проявляться в любой деятельности. П.Я. Гальперин и С.Л. Кобыльницкая проводили эксперимент с учениками 2-3 классов. Детей учили искать и исправлять ошибки по невнимательности их собственных работ. Затем обучение было продолжено на материале других заданий. Была проведена диагностика внимания – тест Бурдона, который состоит в вычеркивании определенной буквы в рядах случайно подобранных букв. В итоге школьники действительно стали внимательными. Важный этап в формировании умственного действия – мотивационный этап. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий:
Внимание - идеальная, сокращенная, обобщенная и автоматизированная форма самоконтроля.
Внимание Вопрос
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.006 с.) |