Внимание как селекция. Модели поздней селекции дианы и Дж. Энтони дойч 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание как селекция. Модели поздней селекции дианы и Дж. Энтони дойч



Общее представление о селекции внимания в вопросе №13*

 

Некоторые психологи пришли к выводу, что сам аттенюатор на ранних стадиях переработки информации избыточен, и просто на основании различной активации единиц в системе памяти может быть сделан выбор той информации, которая будет обрабатываться дальше, вплоть до сознательного ответа и управления поведением.

Тогда фильтр в системе переработки должен быть сдвинут от блока входа в блок памяти к выходу из него.

Это представление психологов модели поздней селекции.

Эти модели основываются прежде всего на данных, выявляющих влияние информации, которая долна была бы «отфильтровываться» или ослабляться на ранних стадиях переработки, на поведение испытуемого и на пониманиеим релевантных сообщений.

Это явления прайминга, «фланговые» эффекты Дж. Андервуада и т.д.

 

Согласно моделям поздней селекции, любой из стимулов, попавших в ситсему переработки информации, подвергается опознанию и категоризации. Однако дальнейшая его судьба зависит от важности или уместности этого стимула в заданном контексте и в данный момент времени.

Каков механизм отбора на выходе из системы памяти?

В соответствии с сенсорным входом, контекстом и поставленной задачей каждая их единиц получает определенный вес, или уровень активации.

Наиболее активированные единицы отбираются на выходе из системы памяти так, как соответствие планке.

Слова, отображение которых недостаточно активированы, потому что не столь важны на данный момент, просто забываются, так и не достигнув сознания.

Именно такую модель предложили Диана и Дж. Дойч, поместив механизм отбора на выходе из системы опознания – памяти.

 

На основе этой модели Дональд Норманн разработал известную модель поздней селекции – модель уместности.

В чем-то она сходна с моделью аттенюатора Трейсман, но механизма отбора расположен в ней, как и в модели Дойч, на поздней стадии переработки информации.

Центральный блок модели Норманна – «Память»: отбор определяется, прежде всего, неосознаваемыми механизмами ее функционирования.

Блок «уместность» обеспечивает настройку системы памяти в зависимости от норм и правил языка, поставленной задачи и связанных с ней ожиданий человека, а также уже на основе обработанной информации.

По итогам воздействия наибольшей активацией будут обладать те единицы системы памяти, которые сочетают оба входа- и сенсорный сигнал, и уместность.

Блок «Селекция» отбирает наиболее активированные единицы, на которых «сходятся» внешние воздействия и влияния со стороны блока уместности.

Блок «Внимание» определяет еще более глубокую переработку информации и главное- ее доступ в сознание.

Циркуляция информации в петле, связывающей блок «Уместность», систему памяти и блок «Внимание», позвоялет описать интеллектуальное внимание.

Модели поздней селекции позволяют объяснить ряд пародоксальных эффектов:

Феномен пародоксальной интенции – невозможности следовать собственному стремлению. Человек не может избежать мыслей, которые его преследуют.

 

Согласно моделям поздней селекции, обработка информации посредством механизмов внимания определяется не только внешними воздействиями, но и активацией единиц во внутреннем словаре.

В моделях поздней селекции не только физические признаки, но и семантические характеристики стимуляции (значения слов) обрабатываются параллельно и полностью.

Однако именно по этой причине подобная модель показалась исследователям многим неэкономичной. Полная переработка нужна не всегда.

Исследования, которые не объясняет данная модель. Трейсман и Джеффен провели исследование: в случае дихотического предъявления испытуемые должны были вторить одному из сообщений и решать доп. Задачу: нажимать на кнопку всякий раз, когда услышит слово «зеленый», вне зависимости от канала. Слово характеризуется высокой уместностью, т.к. относится к поставленной задаче.

Но по нерелевантному каналу оно обнаруживалось только в 8% случаев. Отсюда следует, что информация, поступающая по нерелевантному каналу, скорее всего, ослаблялась на основе анализа по физическому признаку, прежде чем быть обработанной по смыслу.

 

Внимание

Вопрос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.78.149 (0.006 с.)