Функции В. Механизмы В. Свойства В.(не нашел механизмы ;( ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции В. Механизмы В. Свойства В.(не нашел механизмы ;( )



Ответы по вниманию.

 

 

1.Проблема суверенитета В. (внимание это функция или процесс)Аргументы против выделения В. как самостоятельной психической функции.

 

Некоторое время тому назад в кругах исследователей внимания начал ходить анекдот о дотошном студенте, который решил все-таки разобраться в том, что такое внимание. Он изучил все доступные теоретические работы, и сделал из своего дипломного исследования совершенно неутешительный вывод: «никто не знает что такое внимание». Действительно до сих пор не существует общепринятого определения внимания, ни даже единого мнения относительного того, стоит ли изучать и рассматривать внимание как самостоятельный психический процесс или же это просто особая сторона иных психических процессов, открытая нам в сознательном опыте, не отрывная от этих процессов и, следовательно, потенциально объяснимая через их строение, функционирование и развитие.

 

В человеческой психики немало явлений, весьма пестрых и разнородных, которые каждый из нас, не сомневаясь, отнесет к явлениям внимания. Но проблема существования внимания определенно имеет свои основания, которые наиболее удачно суммировал отечественный психолог П.Я.Гальперин.

Во-первых, в наблюдении и самонаблюдении внимания никогда не дано как отдельный процесс, оно всегда «растворено» в других процессах, сопровождает их, выступает как их сторона, иными словами, лишено собственного специфического содержания. (н-р: «обрати внимание!» зачастую можно заменить другим словом: «посмотри»,Прислушайся».

Во-вторых внимание не имеет собственного продукта, а только лишь улучшает продукты других познавательных процессов и видов деятельности. (н-р: оно делает образ восприятия более ясным, и точным, а образ памяти – более прочным. Нечто подобное заметил в книге «принципы психологии» У.Джемс: «Внимание не порождает образов» образ уже должен существовать до того, как мы сможем обратить на него внимание. Внимание только фиксирует и удерживает то, что обычные законы ассоциации помещают перед «прожекторами» сознания».

Поскольку вопрос о существовании внимания до сих пор стоит остро, многие исследователи считают, что от его решения во многом зависит дальнейшее развитие психологического знания.

 

Свойства внимания

Внимание человека обладает различными свойствами (Рис. ниже). Когда человек сосредотачивает его в одной точке, то говорят о высокой концентрации внимания, когда долго поддерживает его активность – об устойчивости. Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов (он совпадает с объемом кратковременной памяти). Избирательностью внимания называют возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех. Способность внимания быстро переключаться с одного объекта на другой выражает переключаемость внимания, а одновременное восприятие нескольких объектов или выполнение нескольких действий называют распределением внимания. Правда, некоторые психологи считают, что последнее свойство на самом деле отражает очень быстрое переключение внимание, когда оно так быстро переходит с одного объекта на другой, что у наблюдателя создается иллюзия одновременного сосредоточения внимания на нескольких объектах. Существует легенда, что римский правитель Юлий Цезарь мог одновременно делать несколько дел: читать, слушать и отдавать распоряжения. Скорее всего, он просто мог очень быстро переключать свое внимание с одного дела на другое, но на современников такая способность производила сильное впечатление.

Главная функция внимания – это улучшение результатов деятельности.

Чтобы осуществить любую деятельность, нужен процесс вовлечения в неё – этим процессом и является внимание. Оно помогает сконцентрироваться на определённом роде деятельности и с помощью своих механизмов осуществить её.

 

 

Внимание имеет ряд присущих ему механизмов. С помощью этих механизмов оно регулирует процессы деятельности. Перечислим основные механизмы внимания:

Механизмы внимания:

• Мобилизация организма для оптимального выполнения деятельности

– Общая мобилизация

– Политика распределения ресурсов

• Селекция нерелевантной основной задачи информации (избежать перегрузки).

• Активный выбор стимуляции

• Интеграция ощущений в целостные образы восприятия

• Контроль успешности выполнения задачи

Механизмы внимания благоприятствуют успешному выполнению деятельности.

 

Как и любой собственно психический процесс «внимание» обладает рядом присущих ему свойств.

Свойства внимания

  1. Направление
  2. Удержание
  3. Сосредоточение (Концентрация)
  4. Распределение
  5. Переключение
  6. Объем
  7. Отвлечение

Это нормальный набор свойств, присущий каждому человеку и помогающий ему в ходе его жизни, для осуществления какой-либо деятельности. Но также есть и аномалии – нарушения процесса внимания у человека. Это наблюдается при различных заболеваниях, расстройствах нервной системы и повреждении головного мозга.

 

 

Опыт потока

В последние годы ученых привлек крайне яркий феномен, связанный с явлением всеохватывающего тотального внимания, — опыт «потока». Опыт «потока» (М. Чиксентмихайя, 1990) сопряжен с осуществлением деятельности, которая доставляет субъекту наслаждение сама по себе, вне прямой зависимости от ее конечного результата. К деятельностям такого рода можно отнести игру, медитацию, вдохновение, любовные переживания и т.п. Многие люди, которых спрашивают, зачем они тратят время и деньги на практически бесполезные занятия, порой даже связанные с риском для жизни (например, альпинисты, ныряльщики, гонщики), отвечают, что делают это именно для того, чтобы достигнуть состояния полного погружения в деятельность или, другими словами, максимально интенсивного внимания.

Наверно, как и любому нормальному человеку, мне случалось пережить опыт потока. Это состояние у меня было связано с влюблённостью и не раз! Если я люблю, то сильно, если я чувствую, то в полной мере. По жизни максималистка наверно, поэтому и полностью погружаюсь в какой либо процесс. В этом процессе моё внимание сосредоточено в максимальной степени на одном объекте. На мой взгляд, также к опыту потока можно отнести и любимое дело, которое полностью вовлекает тебя в свои глубины, и ты забываешь о времени. Для тебя это представляет огромный интерес. В моём случае – это стихотворения и живопись. Конечно, я сама не великий художник и поэт! Но, смотря и чувствуя творчество других людей, я также эмоционально и сильно переживаю эти эмоции, вовлекаюсь в саму суть и творю что-то новое, своё!!!

 

Эффект схватывания слов

Wahlverwandtschaften (родство душ) (20 букв)

Для человека, который не знает немецкий язык - изолированные элементы.

Достопримечательность (21 буква)

Для русскоязычного человека - ассоциированные единицы и осознание слова происходит мгновенно.

Каждый раз, когда апперципируется изолированное содержание, остальные - исчезают. Напротив, когда апперципируемое содержание связано ассоциациями с перципируемыми содержаниями, оно сливается с ними в одно цельное восприятие, границею которого будет порог сознания. В.Вундт  

 

 

Выводы:

Внимание обеспечивает ясность и отчетливость восприятия

Акт внимания (апперцепции) позволяет связывать поступающую разрозненную информацию в единое целое.

 

 

Концепция внимания Э. Титчинера. Внимание как сенсорная ясность. Виды внимания: первичное, вторичное, первичное производное. Волна внимания. Явление аккомодации и инерции внимания. Экспериментальное исследование осознания одновременно действующих возбудителей.

 

Э. Титченер, в противоположность Вундту, определяет внимание как свойство ощущения, как «сенсорную ясность». Эта сенсорная ясность, т. е. выступление того или другого ощущения с большей или меньшей силой, по мнению Титченера, есть одно из основных свойств ощущения, подобно таким свойствам, как качество, интенсивность и длительность. Он пишет:

«Ясность-это качество, которое дает ощущению его особенное положение в сознании: "более ясное ощущение господствует над другими, держится самостоятельно и выделяется среди них: менее ясное подчинено другим ощущениям и "сливается с фоном сознания».

Титченер подчеркивает биологический характер внимания, он как будто отрицает активность личности вместо особого принципа апперцепции, введенного Вундтом, он пишет о ясности как простом свойстве ощущения. Но это свойство выражает ведь преобладание ощущения в сознании, т. е. не внешнее, а внутреннее его качество, зависящее от субъекта, от «предрасположения» его нервной системы. Но объяснения этому «предрасположению» Титченер не дает. Он скорее описывает, чем объясняет явление. К тому же личность и ее активность как бы совсем исчезают. Поэтому и описание Титченера имеет в значительной степени механистический характер.

Внимание - состояние сознания, которое обеспечивает нашему умственному труду наилучшие результаты. Э. Титчинер

Титченер также создал одну из ранних классификаций внимания, разделив виды внимания по степени произвольности.

Формы внимания

Первичное

Вторичное

Первичное производное

Первичное внимание (непроизвольное). В случае первичного внимания новые, неожиданные или, наоборот, прочно связанные с течением наших мыслей содержания буквально берут наше сознание штурмом. С иной формой первичного внимания Титченер связывает случаи совпадений. По его мнению, совпадений в собственном смысле этого слова не так уж и много. Чаще мы просто думаем о каком-либо предмете и именно поэтому все, что связанно с ним, обращает на себя наше внимание.

Вторичным вниманием Титченер называет такой вид внимания, которое мы способны удерживать только с помощью усилия. Вторичное внимание является активным и произвольным. Вторичное внимание всегда включает в себя конфликт между волевым усилием и попыткой первичного внимания завладеть сознанием человека.

В качестве особого вида внимания Титченером выделяется первичное производное внимание, определяемое как возвращение к первичному вниманию, но на другом витке. Оно наблюдается тогда, когда объект, на котором мы старались удержать вторичное внимание, начинает интересовать нас сам по себе. Например, книга, которая вначале показалось неинтересной, но которую вы читали по необходимости, постепенно увлекает вас настолько, что вы уже не слышите ни шума за окном, ни даже телефонных звонков.

Э.Б. Титченер привлек для иллюстрации процесса внимания дополнительную метафору ­волны. В метафоре волны фиксируется прерывистый характер внимания, т.е. представление о том, что в каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперципируется).

 

Также Титченер описал явление «аккомодации внимания». Принцип аккомодации может быть ответом на следующий вопрос: если два стимула одновременны и равны по интенсивности, какой из них первым достигнет гребня волны внимания? По мнению Титченера, преимущество получит тот стимул, которое лучше согласуется с текущим содержанием сознания.

Явление аккомодации внимания было показано в эксперименте. Для проведения опыта использовалась несложная установка: картонная дуга, надетая на метроном и колокольчик.

При ответах испытуемых в первом случае проявлялась аккомодация внимания к зрительному стимулу в ущерб слуховому. А во втором случае же Титченер сталкивался с аккомодацией внимания к слуховому стимулу в ущерб зрительному.

Эффект аккомодации внимания тесно связан с явлением инерции внимания.

Легче сохранить существующее направление внимания, чем проложить ему новый путь. Э. Титченер

Действительно, нам легче, например, поддерживать нить уже начатого разговора даже среди многочисленных помех, чем переключиться на новый.

Теория внимания У.Джеймса.

У.Джеймс полагал, что сознание характеризуется четырьмя основными свойствами: индивидуальностью, непрерывностью, изменчивостью и избирательностью. Именно с последним из указанных свойств он связывал явление внимания.

Находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, проникающих в область наших чувств, мы замечаем лишь самую ничтожную долю их. Сознательный опыт - ручеек, протекающий по широкому лугу. У. Джемс

Джеймс считал, что невозможно непрерывно сосредотачивать внимание на неизменном объекте мысли. Однократный акт внимания продолжается не более нескольких секунд подряд. После этого внимание либо отвлекается, либо направляется на иные стороны того же объекта. Данное положение легко проиллюстрировать с помощью «двузначных фигур». Если просто смотреть на подобное изображение, Жена и Теща начинают «перемигиваться». Внимание на одном из изображений можно устойчиво удержать только в том случае, когда вы станете некоторым образом «развивать» объект внимания. Например, станете считать морщины на шее Тещи или ресницы Жены.

Именно со способностью постоянно развивать объект своего внимания, находить в нем новые стороны Джеймс связывал феномен гениальности.

Гений - это внимание!

Гениальность - способность открывать в объекте все новые стороны.

Гений делает их внимательными, а не внимание гениальными.

По его мнению, гений способен добиться выдающихся успехов на каком-либо поприще оттого, что его занятие ему никогда не наскучивает, он все время воспринимает его по-разному, все более и более вовлекаясь в него.

На особую интенсивность внимания выдающихся людей указывал и философ

А. Шопенгауэр.

«Талант попадает в цели, в которые простые люди попасть не могут. А гений попадает в цели, которые простые люди не видят». А. Шопенгауэр

 

 

Также в работах Джеймса описывается явление «преперцепции».

Преперцепция - мысленное ожидание наступающего явления.

«Мы должны образовать в уме ясное представление того, что мы ожидаем увидеть. Тогда ожидаемый образ действительно появится». У. Джемс

Т. Рибо. Антагонизм между вниманием и нормальным психическим состоянием. Понятие моноидеизма. Двигательный компонент внимания. Мимика. Естественное и искусственное внимание. Стадии формирования искусственного внимания.

Ранние моторные теории внимания объединяет акцент на двигательной составляющей акта внимания, которая является результатом эволюционного отбора. Субъективное переживание внимания понимается в них как равноправная сторона физиологического процесса.

 

Французский ученый Т.Рибо (1839-1916) – автор одной из первых моторных теорий внимания исходил из того, что внимание представляет собой эволюционно целесообразное, хотя и в некотором смысле экстраординарное состояние организма, в котором сочетаются кратковременная задержка всех физиологических процессов и субъективное переживание сосредоточенности на объекте.

 

Состояние неподвижности, которое характеризует механизм внимания, по его мнению,противостоит нормальному течению жизненных процессов.

«Антагонизм между вниманием и нормальной психической жизнью заключается в том, что внимание стремится к единству сознания, в то время как нормальна множественность состояний сознания». Т. Рибо

 

Т. Рибо определяет внимание как временное единство сознания (умственный моноидеизм - господство одной идеи в сознании в противовес полиидеизму обычного состояния сознания), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) или искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида.

 

Двигательные проявления внимания - это не его причины или следствия, но его равноправные элементы.

Т. Рибо выделяет три вида физиологических элементов внимания:

Сосудистые,

Дыхательные,

Стадии формирования ИВ

Опора на простейшие чувства (страх, эгоизм, любопытство)

Опора на вторичные чувства (честолюбие, соревновательность, чувство долга)

Организованное внимание - внимание вызывается и поддерживается привычкой.

Внимание как активация организма. Концепция волевого внимания Н.Н. Ланге. Внимание как реакция. Рефлективное, инстинктивное и волевое внимание. Первичный эффект волевого внимания. Роль памяти в ошибках волевого внимания.

 

Связь внимания и движения становится еще более явной в работах Ланге, который представлял ее как причинно-следственную. Движения здесь включены в акт внимания и обуславливают его, делают внимание возможным.

Моторная или эффекторная теория Ланге. Внимание в ней – это целесообразная реакция организма, моментально улучшающая условия восприятия. Эта реакция организма может быть как биологически целесообразной, эволюционно полезной, так и произвольной.

В любом акте внимания можно выделить 3 компонента:

1. некоторое восприятие (ощущение, представление, мысль);

2. двигательную реакцию, которая позволяет «воспринимать» его лучше, ярче, отчетливей;

3. улучшенное восприятие, в котором сказываются эффекты внимания: усиливающий, фиксирующий и аналитический.

По типу реакций Ланге предложил различать 3 вида внимания, в каждом из которых движение соответствующего типа играет ключевую роль.

1. Рефлективное внимание – автоматическая настройка органов чувств ответ на появление какого-либо значимого стимула (мышечные реакции: аккомодация хрусталика…)

2. Инстинктивное внимание связано с определенной эмоцией, которое встраивается между ощущением и движением. Эмоции вызываются видоспецифичным классом объектов и влекут за собой ряд целесообразных движений. Эти движения наследуются субъектом как представителем вида. ИВ основано на эмоциях любопытства или удивления при появлении чего-то нового и незнакомого. Инстинктивное влечение (эмоция), появляющееся при виде чего-то неизведанного, для лучшего изучения объекта и стремление сделать этот объект привычным и понятным. Такое влечение обладает 2 классами средств: 1) средства улучшения внешнего восприятия – выразительные движения. Настройка органа чувств, соответствующее воздействию и подстройка всего тела (приближение к объекту, задержка дыхания…). 2) внутренние (психические) средства – понимание воспринятого объекта и достигается отысканием в прошлом опыте сходных с ним или объясняющих его представлений (н-р, перебор догадок о шуршании в углу темной комнаты – мышь; в совр.псих. догадки называются «перцептивными гипотезами» - И.Кречевский). Мы движемся от ощущений к их интерпретации.

3. Волевое внимание предполагает, что цель предстоящего познавательного акта ясна заранее познающему субъекту, но достижение ее не обеспечено врожденными видотипическими реакциями. Если цель я сна, то должны быть «предварительные знания» об обследуемом объекте. Исходный образ бледен и схематичен был назван Ланге - «значковым». Смысл акта в том, чтобы придать исходному представлению большую степень яркости и интенсивности. Усилить интенсивность можно только за счет движений, естественно доступных волевому управлению. Чувство усилия, всегда сопровождающее акт волевого внимания, тоже обусловлено именно двигательными компонентами этого акта.

Практически любой «комплекс представлений содержит в себе моторный компонент, определенные двигательные звенья (н-р, воспоминания о движеньях, связанных с рассматриванием соответствующего предмета, его ощупыванием…). Т.о. любое наше «сенсомоторное образование» (воспоминание), в котором ясность сенсорных компонентов может быть увеличена за счет подключения моторных составляющих. Установлено, что информация, поступающая в КГМ из разных сенсорных модальностей, представлена в виде карт, которые связаны с моторными системами, управляющими движениями глаз и головы в сторону объекта внимания.

В акте волевого внимания мы движемся от предварительного знания о предмете к его более ясному и отчетливому «восприятию».

Эффектом волевого внимания является усиление представления. Реальное ощущение + Образ памяти = Усиленное ощущение = Улучшенное восприятие.

Иллюзия восприятия в результате эффекта волевого внимания

 

Внимание

Вопрос

Внимание

Вопрос

Внимание

Вопрос

Внимание

Вопрос

Вопрос о месте селекции в системе переработки информации оставался главным в течение начального периода текущего третьего этапа исследований внимания. Были получены новые факты в пользу теорий как ранней, так и поздней селекции.

Согласно модели поздней селекции при анализе вербального водержания полностью перерабатываются все целевые слова, а ограничение наступает только на стадии ответа. Отсюда следует, что целевые слова как релевантного, так и нерелевантного источников обнаруживались бы в равной мере.

Согласно модели ранней селекции, одинаковую и высокую продуктивность обнаружения следовало ожидать для релевантных и нерелевантных целей, заданных не словами, а в виде простых сигналов, типа писка или звукового тона. Такие данные и были получены в эксперименте, проведенном Э. Лоссон.

Углубленное исследование процессов селекции потребовало, с одной стороны, уточнения и специального исследования механизмов собственно восприятия, а с другой -- изменения типа задач и, соответственно, методик экспериментального исследования.

Следующий шаг в развитии модели ранней селекции был сделан в направлении исследования процессов селекции целей К настоящему времени накоплен ряд данных, говорящих о том, что на раннем этапе переработки информации происходит раздельной параллельная регистрация различных атрибутов стимула. Объем и содержание «словаря» таких признаков точно неизвестны. Это могут быть цвета, отдельные буквы, части букв и даже пространственные частоты. Изучение этих при таков по своим целям напоминает поиск элементарных ощущении интроспекционистами и представляет собой особую проблему общей теории восприятия.

Независимо от нее возникает задача исследования механизмов интеграции признаков в более крупные единицы или репрезентации объектов восприятия. Психологи считают, что выделенные признаки не локализованы в пространстве, и потому характеризует их как «свободно плавающие». Последнее означает, что закодированная на ранней стадии информация об их локализации малодоступна, неопределенна или может быть неправильно передана на уровень построения репрезентаций объектов.

После параллельного анализа признаков следует вторая стадия последовательной переработки. Она начинается с акта фокального пространственного внимания, то есть с ориентации зрительного внимания и его фокусировки на позицию зрительного объекта. Внимание соединяет или «склеивает» свободно плавающие признаки с общей локализацией в единицу, передаваемую на дальнейшую переработку. Вместе с тем акт внимания выполняет и функцию ранней селекции, но поскольку главной и новой для когнитивной психологии функцией внимания здесь является соединение признаков, то это предположение стали назвать гипотезой, а позднее -- теорией интеграции признаков. Эмпирическая разработка и обоснование этой гипотезы начались с открытия явления иллюзорных соединении.

Логически вполне допустимо, что зрительная система может правильно регистрировать отдельные признаки, но ошибочно соединять их. Такие ошибочные комбинации цвета и формы обнаружены в конце 70-х годов в экспериментах с манипуляцией вниманием, заключающейся в его отвлечении от объекта или в рассеивании по всему изображению. В них отмечалось, что внимание не является единственным способом соединения признаков. Сторонники теории интеграции предполагают, что человек по мере накопления опыта все более склонен воспринимать реальные объекты, а не отдельные свойства и путем использования различных процедур и знаний может соединить признаки без участия внимания.

Исследования сторонников теории раннего отбора показывают важную роль внимания в переработке, происходящей до семантического анализа. В то же время поиски единственного, определенного и жестко фиксированного звена селекции в цепи последовательных операций оказались безуспешными На смену представлениям о едином и универсальном механизме селекции пришли гипотезы целого ряда операций отбора, различающихся по своим объектам, месту и механизмам.

Данные экспериментальных исследований говорят о различной эффективности этих операций, об их зависимости от прошлого опыта, навыков и умений субъекта и, главным образом, от задачи, поставленной перед ним в виде сформулированной в инструкции цели и стимульных условий, заданных экспериментальной ситуацией.

Свидетельства глубокой переработки нерелевантного материала получены и в цикле исследований, использующих прием выработки условных реакций на определенные слова. Отсюда был сделан вывод о том, что нерелевантные слова анализируются менее тщательно, чем релевантные.

Особая разновидность эффекта семантического предшествования получена в условиях подпорогового восприятии. Феномены такого рода исследуются давно. В типичной экспериментальной ситуации картину или слово предъявляют в течение столь короткого периода, что испытуемые не могут уверенно сказать, было или не было что-нибудь предъявлено. Затем им дают задачу, решение которой может зависеть от содержания кратковременно экспонированной стимуляции. Наличие влияния говорило бы о полной, хотя и не достигшей уровня осознания, переработке предшествующей стимуляции, то есть и пользу модели поздней селекции. В ряде работ такой эффект действительно наблюдался.

Среди исследований такого рода в связи с проблемой селекции часто ссылаются на работы А. Марсела. В одном из своих экспериментов он предъявлял в течении 10 мслибо какое-то слово, либо пустое поле, а затем в течение 30 мс группу хаотически расположенных букв для маскировки следа слова в иконической памяти. Вслед за маскирующим изображением испытуемому надо было решить одну из двух задач. В задаче обнаружения от него требовалось просто указать, видел он слово или нет (контрольное условие). В задаче лексического решения испытуемым предъявляли ряд букв и просили как можно скорее определить, слово это или случайный набор букв. В части проб предшествующее слово было семантически связано со словом буквенного ряда. При контрольном условии, то есть в задаче обнаружения, испытуемые с равной вероятностью давали положительные ответы в ситуации предъявления слова и в ситуации предъявления пустого поля, указывая при этом, что толком они не видели предъявленного слова Однако, в задаче лексического решения был обнаружен ярко выраженный эффект семантического предшествования опознание буквенного ряда как слова проходило значительно быстрее, если оно было семантически связано с предшествующим словом. Следовательно, предъявленное в течение 10 мс слово, не выходя на уровень осознания, семантически перерабатывается. Этот вывод подкрепляют результаты опытов, в которых предшествующее слово было двусмысленным. Например, подпороговая подача слова palm (пальма, ладонь) ускоряла лексическое решения как для буквенного ряда mapl (клен), так и для буквенного ряда wrist (запястье).

Общая тенденция развития моделей поздней селекции заключалась в пересмотре представлений об узком месте в системе переработки информации и как следствие о локусе ее селекции. Тезис о полной, исчерпывающей переработке элементов нерелевантной стимуляции сохранился, но только для той ее части, для которой в результате научения сформировались специальные структуры, образующие линию автоматической связи стимула и ответа. Механизм более высокого уровня, ограниченный по своим возможностям, стали называть, по аналогии с устройством компьютера, центральным процессором, а селекцию рассматривать как одну из функций этого механизма. Место же селекции теперь не фиксируют -- бутылочное горлышко центрального процессора может подключиться на любой, определяемой требованиями задачи фазе автоматической параллельной переработки входов.

 

Теория гибкой и множественной селекции, предложенная А. Трейсман несколько позднее (1969), предполагает, что система переработки информации обладает не одним, а многими фильтрами. В отсутствие конкретной задачи переработки информации фильтры находятся в состоянии покоя. Решение задачи происходит путем последовательной переработки информации на различных стадиях: стадии сенсорных признаков, стадии перцептивных признаков и стадии семантических признаков. Впоследствии была предложена и еще одна более высокая стадия переработки информации — стадия самореференции, т.е. анализа информации относительно ее личного смысла (см. гл. 8).

Какие именно фильтры будут включены на каждой стадии переработки, зависит от условий задачи и состояния испытуемого. Например, если испытуемому требуется отыскать среди нагромождения букв на экране «красную A», на перцептивной стадии обработки должен быть включен только фильтр цвета, который отсеивает все объекты иных цветов. При этом потенциально доступные фильтры размера, ориентации, звучания и т.д. не участвуют в процессе отбора информации. Затем следует активизировать фильтр, отсекающий округлые буквы и, наконец, фильтр, который отсеет буквы «не А», оставив только искомый объект. Эксперимент с измерением времени реакции показал, что действительно время, которое затрачивается на решение задач данного типа линейно зависит от количества параметров, по которым должен быть идентифицирован объект.

Важным достижением модели множественной и гибкой селекции стало то, что автор отошел от интерпретации фильтра как жесткого механизма «отбраковывания» излишней информации и перешел к скорее к пониманию многообразия стратегий селекции.

 

Ресурсы и селекция

Ответы по вниманию.

 

 

1.Проблема суверенитета В. (внимание это функция или процесс)Аргументы против выделения В. как самостоятельной психической функции.

 

Некоторое время тому назад в кругах исследователей внимания начал ходить анекдот о дотошном студенте, который решил все-таки разобраться в том, что такое внимание. Он изучил все доступные теоретические работы, и сделал из своего дипломного исследования совершенно неутешительный вывод: «никто не знает что такое внимание». Действительно до сих пор не существует общепринятого определения внимания, ни даже единого мнения относительного того, стоит ли изучать и рассматривать внимание как самостоятельный психический процесс или же это просто особая сторона иных психических процессов, открытая нам в сознательном опыте, не отрывная от этих процессов и, следовательно, потенциально объяснимая через их строение, функционирование и развитие.

 

В человеческой психики немало явлений, весьма пестрых и разнородных, которые каждый из нас, не сомневаясь, отнесет к явлениям внимания. Но проблема существования внимания определенно имеет свои основания, которые наиболее удачно суммировал отечественный психолог П.Я.Гальперин.

Во-первых, в наблюдении и самонаблюдении внимания никогда не дано как отдельный процесс, оно всегда «растворено» в других процессах, сопровождает их, выступает как их сторона, иными словами, лишено собственного специфического содержания. (н-р: «обрати внимание!» зачастую можно заменить другим словом: «посмотри»,Прислушайся».

Во-вторых внимание не имеет собственного продукта, а только лишь улучшает продукты других познавательных процессов и видов деятельности. (н-р: оно делает образ восприятия более ясным, и точным, а образ памяти – более прочным. Нечто подобное заметил в книге «принципы психологии» У.Джемс: «Внимание не порождает образов» образ уже должен существовать до того, как мы сможем обратить на него внимание. Внимание только фиксирует и удерживает то, что обычные законы ассоциации помещают перед «прожекторами» сознания».

Поскольку вопрос о существовании внимания до сих пор стоит остро, многие исследователи считают, что от его решения во многом зависит дальнейшее развитие психологического знания.

 

Функции В. Механизмы В. Свойства В.(не нашел механизмы;()

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше-то достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Свойства внимания

Внимание человека обладает различными свойствами (Рис. ниже). Когда человек сосредотачивает его в одной точке, то говорят о высокой концентрации внимания, когда долго поддерживает его активность – об устойчивости. Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов (он совпадает с объемом кратковременной памяти). Избирательностью внимания назыв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.085 с.)