Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Grazioso) Л. Бетховен. Соната № 2, ч. IV
В гармоническом отношении применение хроматически измененных ступеней лада, входящих в состав аккорда, приводит к образованию более ярких и сильных тяготений в аккордовых комплексах. Например: Andante espressivo Э. Григ. Баллада op. 24
Альтерация как вид хроматизма Хроматически измененные звуки (ступени лада) нередко называют также альтерированными (слово «альтерация» означает изменение»), и хотя в общем-то это действительно явления одного и того же порядка, тем не менее термин «альтерация» обычно понимается в более узком смысле. Альтерацией называется полутоновое обострение существующих в ладе целотоновых тяготений. Следовательно, во-первых, альтерироваться могут лишь неустойчивые диатонические ступени лада, отстоящие от смежного с ними устойчивого звука на интервал большой секунды; во-вторых, альтерированная ступень (в отличие от диатонической) не может иметь разнонаправленных тяготений, даже если она находится между двумя устойчивыми звуками. Итак, возможны следующие альтерации неустойчивых ступеней лада: в мажоре — II ступень может и повышаться и понижаться IV ступень может только повышаться, VI ступень может только понижаться; в миноре — II ступень может только понижаться, IV ступень может и повышаться и понижаться, VII ступень может только повышаться. Каждая из этих измененных — повышенных или пониженных — ступеней будет тяготеть лишь в одну сторону — в направлении произведенной альтерации. В C-dur
В c-moll
Примечание: В приведенном здесь нотном примере пунктирными стрелками обозначены тяготения диатонических ступеней, заключенных в скобки, а сплошными — альтерированных ступеней. В результате таких альтераций возникает целый ряд новых хроматических интервалов, как, например, ум. З, ув. 6, дв. ум. 5, дв. ув. 4, ув. 1, ум. 8, дв. ув. 1, дв. ум. 8, ув. 3 и ум. 6. Об их разрешении будет сказано ниже (см. § 93). Наиболее употребительные из них — ум. 3 и ув. 6. Чтобы быстро находить их в тональностях, следует помнить, что ум. 3 встречается всегда (и в мажоре и в миноре) на диатонический полутон ниже, а ув. 6 (тоже в. мажоре и в миноре) — на диатонический полутон выше каждого из устойчивых звуков. Иначе говоря, эти интервалы встречаются в тех тональностях, в которых звуки разрешения данных интервалов будут входить в состав тонического трезвучия.
Дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы встречаются на следующих ступенях:
Выше уже отмечалось, что практически тем или иным хроматическим изменениям могут подвергаться все ступени лада, в том числе и устойчивые. Таким образом, роль и значение хроматизма могут быть самыми различными: в одном случае он совпадает с альтерацией, в другом — способствует «расцвечиванию» диатоники (проходящие и вспомогательные хроматизмы), и наконец, что особенно существенно, хроматизм может привести к образованию новых тяготений и выходу за пределы данной тональности. Это последнее обстоятельство находит, в частности, свое отражение и в правилах правописания хроматических гамм (см. § 95).
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.004 с.) |