Andante cantabile con espressione В. Моцарт. Соната для ф-п. № 8, ч. II
Содержание книги
- Системы названий звуков. Развитие нотации
- Параклит кулизма полкулизмы змеица стопица голубчик крюк
- Нотный стан. Обозначение звуков
- Диапазон. Октавная система. Регистры
- Названия и обозначения производных ступеней
- Предпосылки музыкальной выразительности метра
- Andante П. Чайковский. Симфония № 6, ч. I
- Andante cantabile con espressione В. Моцарт. Соната для ф-п. № 8, ч. II
- Измерение интервалов в музыке
- Простые интервалы и их основные виды
- Консонирующие и диссонирующие интервалы
- Andantino дж. Верди. Оп. «аида», Д. IV дуэт аиды и радамеса
- Обращение составных интервалов
- Allegro С. Прокофьев. Классическая симфония, Гавот
- Весело, оживленно Русская народная песня «Перевоз Дуня держала»
- Т(i) II III s(iv) d(v) VI VII t(i)
- Гармонический и мелодический виды мажора
- Allegro А. Хачатурян. Балет с Гаянэ», № 5
- Moderato А. Рубинштейн. Оп. «демон» Д. III К. 6
- Allegro moderato Э. Григ. Лирические пьесы, Вальс
- Параллельные и одноименные тональности мажора и минора
- Gis-dur Dis-dur Ais-dur Fes-dur Heses-dur Eses-dur
- Различные диатонические лады
- Vivo Русская народная песня «Голова ль ты моя, головушка»
- Andante. Grave-energico М. Мусоргский. Картинки с выставки
- Краткие сведения о других системах организации музыки
- Интервалы мелодического мажора и мелодического минора
- Акустическое разрешение диатонических интервалов
- Ув.4 м.6 ув.4 б.6 ув.4 б.6 ум.5 м.3 ум.5 м.3 ум.5 б.3
- Понятие о созвучиях и аккордах
- Основной вид 1-е обращение 2-е обращение
- М. Маж. 7 - акк. М. Мин. 7 - акк. М. 7 - акк. С ум. 5 ум. 7 - акк.
- Andante cantabile С. Рахманинов. Музыкальный момент op. 16, № 3
- Ладовое положение и разрешение аккордов
- Разрешение неустойчивых трезвучий
- Автентическое разрешение плагальное разрешение
- Tempo I К. Дебюсси. Прелюдия
- Moderate. Tempo di Valse П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра, ч. II
- Andante non tanto П. Чайковский. Вариации F-dur
- Grazioso) Л. Бетховен. Соната № 2, ч. IV
- Общая характеристика хроматических интервалов
- Разрешение хроматических интервалов, не относящихся к характерным
- Хроматическая гамма и ее правописание
- Способы тонального развития музыки
- Tranquillo Н. Р. -Корсаков. Шехеразада
- Allegro con brio Л. Бетховен. Симфония № 5, ч. I
- Adagio assai Л. Бетховен. Симфония № 3, ч. II
- Allegro moderate e maestoso А. Бородин. Оп. «Князь Игорь», пролог
- Определение и значение транспозиции
- Rondo Andante В. Моцарт. Соната № 18, финал


Примечание: Здесь в начале третьего такта правильная группировка нарушена ради подчеркивания синкопированного ритма в верхних голосах.
Adagio con moto espressione Л. Бетховен. Соната для ф-п. № 11, ч. II


В сложных смешанных размерах группировка должна подчеркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, то есть каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но поскольку здесь сочетаются разнообразные такты, то и группы в связи с этим могут быть неравны между собой. Например:
Allegro con grazia П. Чайковский. Симфония № 6, ч. 11

Andante Вас. Калинников. Грустная Песенка

Иногда внутренняя структура смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или же проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, структура которых может при этом быть и переменной:
Allegro H. P. -Корсаков. 100 русских народных песен, № 75

Ах! Зе_ ле_ на гру_ ша в са_ ду ша_

та_ ет_ ся,
В более простых случаях (то есть когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров не указывается:
Allegretto Д. Шостакович. Оратория «Песнь о лесах», ч. VII

На по_ лях кол_ хо_ зов вста_ ли по ква_ дра_там

строй_ны_е бе_ ре_ зы — Ро_ ди_ ны сол_ да_ ты.
Порой встречаются случаи отклонения от описанных выше правил группировки, которые вызываются стремлением подчеркнуть либо специфический характер (например, синкопы), либо особенности фразировки, либо, наконец, появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (при этом бывает, что вязки, объединяющие группы нот, порой проходят даже через тактовую черту) и т. п.:
Allegro vivo М. Глинка. Оп. «Иван Сусанин», д. II, Краковяк


Moderate assai ed espressivo H. Мясковский. Соната № 1

60 [Andante non tanto] П. Чайковский. Симфония № 6, ч. IV

Moderato assai

fff
Poco meno allegro e rubato H. Мясковский. Соната № 1, финал


Группировка длительностей в вокальной музыке
Вокальная музыка, как правило, бывает связана со словесным текстом, и это обстоятельство неизбежно сказывается как на фразировке вокальной мелодии, так и на правилах группировки ритмических длительностей в вокальных произведениях. Правила группировки в вокальной музыке в основном сводятся к следующему:
1) Если на данный слог текста приходится лишь один звук, то эта нота, какой бы длительности она ни равнялась, не группируется с другими нотами и записывается отдельно. Например:
|