Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т(i) II III s(iv) d(v) VI VII t(i)
Все семь диатонических ступеней лада (в данном случае — мажорного) являются основными, а I, IV и V ступени, то есть тоника, субдоминанта и доминанта (обозначенные в приведенной выше схеме латинскими буквами) называются еще и главными ступенями лада. Такое название они носят потому, что строящиеся на этих ступенях трезвучия отражают специфику лада, являясь, как и тоническое, мажорными трезвучиями.
Свойства ступеней натурального мажора В натуральном мажоре (как и в любом другом семиступенном ладе) существуют три устойчивые ступени и четыре неустойчивые. Устойчивыми являются звуки I, III и V ступеней, входящие в состав тонического трезвучия. Однако степень их устойчивости различна: самой устойчивой из всех является тоника (звук I ступени, он же — прима тонического трезвучия), представляющая собой главную ладовую опору, звуки же III и V ступеней (то есть, соответственно, терция и квинта тонического трезвучия) устойчивы в несколько меньшей степени. Зато роль III ступени очень велика в выявлении ладового наклонения: именно III ступень (точнее — ее интервальное соотношение с тоникой) является своеобразным индикатором и определяет сам лад — будет ли это мажор или минop. В мажоре (какого бы он ни был вида) интервал между I и III ступенями всегда один и тот же — большая терция: 101 I II III IV V VI VII I Наряду с этим, роль неустойчивых ступеней (в первую очередь — VI и VII) весьма существенна для определения вида данного лада: натурального, гармонического или мелодического. Расположение звуков лада по приведенной выше схеме (тон—тон—полутон—тон—тон—тон—полутон) всегда дает гамму именно натурального (а не какого-нибудь другого) вида мажора. Изменение высоты хотя бы одной из упомянутых выше неустойчивых ступеней (например, понижение на полтона VI ступени) сразу же изменит интервальную структуру лада в целом, и мажор будет уже иного вида — не натуральный, а гармонический (другие виды мажора, в том числе и гармонический, будут рассмотрены ниже). Однако следует иметь в виду, что сами понятия устойчивости и неустойчивости в известной мере относительны. Для проявления этих свойств, потенциально присущих тем или иным ступеням лада, нужны определенные условия, при отсутствии которых картина может измениться.
Так, в одноголосии устойчивость I, III и V ступеней обычно подчеркивается еще метрическими, ритмическими и интонационными средствами: например, эти ступени берутся на более сильных долях такта, имеют большую длительность, именно к ним устремляется мелодическое движение в отдельных мотивах, фразах и особенно каденциях. В многоголосии устойчивость названных ступеней может также подчеркиваться (и очень ярко!) и аккордами, гармонией в целом. Например, I, III и V ступени безусловно прозвучат устойчиво, будучи взяты вместе (особенно в виде трезвучия). При раздельном (разновременном) звучании этих ступеней их устойчивость окажется для слуха также несомненной, если они будут сопровождаться тоническим аккордом или хотя бы отдельными его звуками в других голосах (это верно даже в том случае, если подобное сопровождение окажется лишь принципиально возможным в данном контексте и будет только мысленно предполагаться, то есть представляться внутренним слухом). Однако достаточно взять любую из устойчивых ступеней вместе с каким-либо неустойчивым звуком или аккордом, как она тут же утрачивает свое первоначальное значение и приобретает иные свойства (то есть тоже начинает звучать неустойчиво). Например, в до мажоре малая секунда на III ступени состоит из устойчивого звука внизу и неустойчивого сверху. Ввиду того что разрешение в унисон с соседним неподвижным голосом при поступенном движении не допускается, она должна в данном случае разрешаться восходящим ходом верхнего звука на тон вверх — в терцию ми — соль. Практически же она не менее (если не более!) естественно может разрешиться сперва просто как диссонанс в неустойчивую для данной тональности терцию ре — фа и лишь затем — в устойчивые звуки тонической терции: 102 В данном случае звук ми, хоть он в до мажоре и является одной из устойчивых ступеней, будет двигаться как диссонирующий тон в интервале секунды, и уже только после перехода этой секунды в терцию, расположенную на второй ступени, оба звука разрешаются по ладовому тяготению — в устойчивые ступени. Другой пример: звук до — тоника (то есть главный устойчивый звук), но, будучи взят вместе с неустойчивыми звуками II, IV и
VI ступеней, он приобретает значение септимы в септаккорде II ступени (ре — фа — ля — до) и, как всякая септима, стремится к разрешению на ступень вниз — в данном случае, в неустойчивую VII ступень, которая, являясь в ладе напряженным восходящим вводным тоном, в свою очередь, разрешается, как ей и положено, в тонику: 103 Неустойчивые ступени лада (II, IV, VI и VII) тоже неоднородны по интенсивности своих тяготений, что связано, прежде всего, с их местоположением и интервальными соотношениями с ближайшими устойчивыми звуками, а также степенью устойчивости последних. II и IV ступени расположены между двумя устойчивыми ступенями каждая, но если в мажоре окружающие II ступень устойчивые звуки I и III ступеней отстоят от нее на одинаковый интервал — большую секунду, то от IV ступени до V ступени будет целый тон, а до III ступени — только полтона, поэтому ее тяготение к III ступени проявляется намного сильнее и ярче, нежели к V ступени. Впрочем, и II ступень, являющаяся полунапряженным нисходящим вводным тоном, при прочих равных условиях будет несколько больше тяготеть к I ступени как наиболее устойчивой из всех (то есть тонике лада). VI и VII ступени, находясь между одной устойчивой и одной неустойчивой ступенями лада, естественно, тяготеют каждая только в одну сторону — к устойчивому звуку. Общая схема тяготений в ладе будет такова: Примечание: В схеме сплошными стрелками обозначены более сильные, а пунктирными — относительно более слабые тяготения. Двойные сплошные стрелки указывают на остро звучащее тяготение напряженного восходящего вводного тона. Сплошная и пунктирная стрелки обозначают возможную переменчивость остроты такого тяготения — в зависимости от конкретных условий. Выше были рассмотрены свойства ступеней лада и система тяготений неустойчивых звуков на основе секундовых соотношений (то есть мелодических связей). Однако этим далеко не исчерпываются связи ступеней и характер их соотношений в ладе. Помимо того, существуют и терцовое, и кварто-квинтовое родство звуков и соответствующие им ладовые тяготения, имеющие, в свою очередь, весьма важное значение в музыке. Подробнее эти виды функциональных связей рассматриваются ниже — в главе VIII («Разрешение интервалов»).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.006 с.) |