Авторитарный политический режим и его основные черты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторитарный политический режим и его основные черты



 

Авторитаризм представляет собой политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (лидер, семья, политическая партия, социальный класс) пои минимальном участии народа.

Авторитаризм является одним из самых распространенных полит.режимов современности. Он получил развитие преимущественно в ряде освободившихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также в СССР, когда после смерти И.Сталина началась трансформация тоталитарного режима в авторитарный.

Общие черты авторитарных режимов:

1) сосредоточение власти в руках человека или группы, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности, так как элита формируется путем назначения сверху;

2) права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы, как правило, на стороне государства, а не личности;

3) в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течениям, лояльным к правящему режиму;

4) ограничение и строгая регламентация полит.прав и полит.поведений как отдельных граждан, так и общественно – полит.организаций. Деятельность партий и оппозиции запрещена или ограничена. Профсоюзные организации подконтрольны власти;

5) обширный государственный сектор жестко регламентируется государством, но вполне может уживаться с частным предпринимательством;

6) осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

7) отсутствие огромного репрессивного аппарата. Массовые репрессии в обществе не проводятся4

8) при положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

9) разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

10) режиму свойственны унитарные формы государства с жесткой централизации власти.

Кроме общих, авторитарным режимам присущи и специфические черты:

1) военный режим (например, хунта во главе с Пиночетом в Чили, власть маршала Пилсудского в Польше).

2) теократический режим (власть религиозного клана, установившаяся в Иране после революции 1979 года);

3) авторитарные монархические режимы (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия);

4) режимы, для которых характерно существование массовых партий (например, в Мексике) и проведение неконкурентных или полуконкурентных выборов.

Наиболее массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные режимы, которые возникают в период освобождения ряда стран от колониальной зависимости и формирования национальных государств. В традиционных обществах военные оказывались наиболее сплоченной социальной группой, способной объединить все слои общества на основе идеи национального определения. Вместе с тем, после прихода к власти военных полит.курс может быть различным. Так в одних странах он привел к отстранению от власти коррумпированной элиты и отвечал интересам национальных государств (например, в Индонезии, на Тайване). В других случаях сами военные становились исполнителями воли могущественных финансовых групп и государств, например, большинство военных режимов Латинской Америки финансировались США.

Авторитарный полит.режим, как правило, эволюционирует в демократию. Например, после Второй мировой войны в Испании определенное время авторитарный режим, но под влиянием индустриально развитых стран Запада и США, которые стремятся расширить сферу демократических ценностей, эволюционировал в демократический полит.режим.

 

 

II. Демократия

 

Понятие демократии

В политической науке понятие «демократия» является одним из широко используемых и многозначных. Русский ученый П.Н. Новгородцев в 1923 г. Констатировал, что понятие «демократия» принадлежит к числу наиболее многочисленных и неясных понятий современной полит.теории. Демократия в переводе с греческого означает народовластие. В политологии демократию рассматривают в различных смыслах: и как полит.режим, и как процесс становления демократических структур, отношений и полит.культуры. Более широкая трактовка демократии – форма устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений большинством. Для обозначения реально функционирующей демократии Р. Даль предложил ввести специальный термин «полиархия». Он используется применительно к античным городам – полисам, средневековым республикам и современным государствам со всеобщим избирательным правом и соперничеством полит.партий за власть.

В целом демократии присущи следующие принципы:

1) суверенитет народа – источник его полит.власти;

2) равенство прав граждан на участие в управлении государством, предполагающее возможность избирать и быть избранным в структуре власти, участвовать в контроле над ее деятельностью;

3) регулярность выборов и разделение властей;

4) свобода личности, осуществляемая через права человека;

5) плюрализм, реализуемый через конкурентную борьбу различных социальных сил, групп, полит.партий и организаций.

Принципы демократии универсальны для открытых цивилизованных обществ. В совокупности т во взаимосвязи они составляют основу для самоопределения граждан, развития их социальной активности, разрешения противоречий между полит.субъектами, гармонизации частных и групповых интересов с общими интересами.

 

 

Модели демократии

В зависимости от различных оснований в классификации исследователи выделяют несколько моделей демократии.

Так от характера участия в управлении различают следующие формы демократии: прямая (идентичная), плебисцитарная, представительная (репрезентативная) и партисипаторская.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в принятии полит.решений. К числу достоинства прямой демократии следует отнести прочную легитимацию власти, преодоление полит.отчуждения граждан, возможность оптимизации управления за счет использования интеллектуального потенциала всего общества, эффективность контроля за полит.институтами и должностными лицами. Слабые стороны данной демократии – возможность принятия ошибочных решений вследствие недостаточной компетентности; снижение ответственности должностных лиц в результате принятия решений массой непрофессионалов; сложность и дороговизна привлечения большого числа людей к управлению обществом; возможность манипулировать сознанием населения для установления тоталитарных режимов.

Плебисцитарная демократия предполагает прямое волеизъявление народа (также как в прямой демократии). Отличие между ними заключается в том, что прямая демократия проявляется в непосредственном участии граждан во всех стадиях – подготовке и принятии решений, контроле над их осуществлением, а плебисцитарная демократия позволяет гражданам одобрить или отвергнуть проект закона или другого решения, подготовленного президентом, правительством или какой- либо партией. К недостаткам следует отнести возможность манипулирования гражданами в результате постановок нечетких формулировок положений.

Представительная демократия проявляется в опосредованном, т.е. через выборных представителей, участии граждан в принятии решений. Эта форма демократии необходима в связи со сложностью обеспечения непосредственного участия граждан в голосовании, необходимостью специальных знаний для решения тех или иных проблем. Она обеспечивает порядок и стабильность, оберегает общество от последствий проявления преходящих массовых настроений. Среди слабых сторон представительной демократии – фактическая отстраненность народа от власти в промежутке между выборами, что по существу является отходом от сути демократии как народовластия; неизбежные, вследствие сложности системы управления, бюрократизация и олигархизация власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан; приоритетное влияние всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц; вероятность принятия неугодных большинству решений вследствие сложности и многоступенчатости системы власти.

Партисипаторская демократия претендует на максимальное соответствие нормативному идеалу демократии как народовластии. Главными целями партисипации является всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная реализация личности. Согласно партисипаторским теориям, демократия должна быть везде – в семье, в учебных заведениях, на предприятиях, в партиях, государстве. Это обоспечит максимальный учет интересов народа, прочную легитимацию власти, а также расширит интеллектуальный потенциал для принятия решений, предотвратив бюрократизацию и злоупотребление властью. Среди недостатков партисипаторской демократии можно отметить ограничение индивидуальной свободы, а также создание угрозы частной собственности вследствие склонности большинства людей к уравнительности.

Следующий способ классификации моделей демократии зависит от того, как понимается народ – как совокупность индивидов, взаимодействующих групп со своими специфическими интересами или единое целое с доминирующим общим интересом. Соответственно различаются индивидуалистические, плюралистические и коллективистские модели.

Для индивидуалистической модели характерны: признание личности первым и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства; ограничение компетенции государства преимущественно охранной общественного порядка, безопасности и прав граждан; ограничение власти большинства над меньшинством. Основные недостатки этой модели: узость сферы демократии и полит.участия граждан, которая схватывает состоятельные слои населения; принижение роли государства в управлении обществом и обеспечении социальной справедливости, игнорирование коллективисткой природы человека, его принадлежности к различным социальным группам.

Для коллективистской модели демократии характерно отрицание автономии личности; понимание народа как единого целого; отношение к оппозиции как к патологии или врагу, подлежащему устранению; абсолютизация роли большинства в полит.процессе.

Плюралистическая модель демократии нашла признание и применение во многих странах мира. Идеи данной модели:

1) реальным творцом политики является не личность и не народ, а заинтересованные группы;

2) общая воля народа является результатом конфликтного взаимодействия групп и компромиссов между ними;

3) соперничество и баланс групповых интересов – основа динамики полит.власти;

4) государство обеспечивает социальную справедливость, выступает в качестве арбитра в межгрупповом соперничестве.

Эта модель предполагает наличие в обществе множества центров власти, вступающих в конфликты и разрешающих их на основе соглашений и компромиссов.

И.Шумпетером, С.Хантингом разработана «электоральная» или «делегативная» модель демократии. В качестве главного критерия рассматриваются выборы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.014 с.)