V. Политические идеологии современностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Политические идеологии современностей



 

Термин «идеология» был введен в научный оборот в XVIII веке французским ученым де Граси. Он стремился найти в мировосприятии логические и психологические основы политики.

В дальнейшем в науке сложились разные взгляды на это духовное явление.

В работах создателей марксистской теории в зависимости от контекста термин «идеология» использовался в трех значениях: 1) сознание определенного класса в целом; 2) теоретическое сознание; 3) ложное, извращенное сознание, вызванное противоречиями производственных отношений.

Д. Истон, М.Дюверже определяли идеологию как систему ценностей и предпочтений. Благодаря ценностям осуществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости, что необходимо для стимулирования человеческих действий.

М. Вебер относил идеологию, как и другие мировоззренческие и религиозные образования, к области веры, отрицая тем самым даже саму постановку вопроса о ее научности. Как веру расценивают политическое мировоззрение и современные политологи Э. Шиллс и У. Матц.

Большинство политологов определяют идеологию как систематизированную совокупность идей, выражающих интересы, цели и намерения больших социальных групп – классов, наций, партий и пр.

Любая идеология носит полит.характер, но понятие полит.идеология употребляется в специфическом смысле – как совокупность взглядов социальных групп на политическое устройство общества, на место политики в общественной жизни.

Полит.идеология выполняет ряд функций:

- легитимация власти правящих сил или права на власть оппозиции;

- артикуляция интересов групп и слоев общества;

- мобилизация и интеграция граждан, стимулирование целенаправ-ленных действий с их стороны;

- компенсация социальной неудовлетворенности надеждой на благополучное изменение социального бытия.

Идеологизация политики делает ее нефункциональной, неспособной определять и решать общественно важные задачи. Превалирование идеологических ценностей над практическо-политическими и тем более социально-экономическими целями, как известно, стало одной из причин краха тоталитарных режимов в СССР и странах Восточной Европы.

Идеологизация международных отношений в XX веке, особенно в период между 1945 и 1985 годами, означала их подчинение задачами межгосударственной борьбы по идеологическим мотивам. Мирное сосуществование социалистических государств рассматривалось в Советском Союзе как специфическая форма классовой борьбы на международной арене. Такой подход не раз подводил человечество к грани мировой войны.

Выход из создавшегося положения был найден в отказе от конфронтации, в поисках путей деидеологизации и гуманизации международных отношений.

Можно выделить следующие уровни полит.идеологии:

1) теоретико-концептульный. На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства;

2) программно-политический. Здесь социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования;

3) актуализированный. Он характеризует степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии и их воплощения в тех или иных формах политического участия. Этот уровень может охватывать довольно широкий спектр вариантов усвоения идеологии: от незначительного изменения позиций до формирования глубинных мировоззренческих ориентиров.

Инструментом распространения идеологического влияния служит пропаганда. Ее назначение заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровней полит.сознания, в формировании у людей готовности к определенному типу полит.действия.

Таким образом, существование социально-структурированного общества порождает потребность в идеологии как систематизированном, теоретически оформленном способе социально-группового мышления, являющегося существенным элементом отношений власти.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.004 с.)