VI. Политические элиты и политические лидерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Политические элиты и политические лидерства



 

В политической науке применительно к верхам социальной иерархии употребляется слово элита. В переводе с французского оно обозначает «лучшее», «отборное», «избранное». Элита представляет собой группу людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих властью, богатством и активно участвующих в полит. и иных сферах деятельности.

Идеи элитизма возникли в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появились взгляды, разделявшие общество на высших и низших, аристократию и чернь. Предшественниками современных элитарных теорий были Конфуций, Платон, Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Ф. Ницше. Вместе с тем, выдвинутые ими элитарные идеи не получили серьезного научного обоснования.

Теория элит возникла на рубеже XIX – XX вв. в работах В. Парето, Г. Моск, Р. Михельса.

Итальянский ученый Вильфредо Парето был первым, кто сделал элиту объектом научного анализа. Принадлежность к элите он определял выдающимися качествами людей, обеспечивающими им власть. Он различал элиту «менеджеров» и элиту «рантье», функционирующую в обычных ситуациях. В своих взглядах он исходил из идеи Н. Макиавелли об элитах – «львах», жестких правителях, использующих силовые методы, и элиту – «лисах», сторонниках гибких методов руководства, владеющих искусством убеждения людей и проведения полит.комбинаций. Он считал, что элиты имеют тенденцию к упадку. Их замкнутость и закрытость препятствует пополнению их личностями с необходимыми качествами. Происходят изменения и в психологических чертах элиты: на смену «новаторам» приходят «консолидаторы». Параллельно с деградацией правящей элиты вызревает контрэлита, которая в результате революций и переворотов приходит к власти. По мнению мыслителя, вся человеческая история представляет собой постоянный цикл смены элит.

Итальянский политолог и социолог Гаэтано Моска в своих работах особо подчеркивал, что правящая элита вначале концентрирует в своих руках государственное управление, затем монополизирует власть, выполняя все полит.функции. При этом она пользуется всеми преимуществами, которыми дает эта власть. Согласно воззрениям Моска, господство меньшинства необратимо, ибо это господство «организованного меньшинства» над «неорганизованным большинством». Задачу полит.науки он усматривал в исследовании условий прихода правящей элиты к власти и удержание ее.

Австрийский ученый Роббер Михельс исследовал проблему «партийная элита – партийные массы» и на примере социал-демократических партий обосновал так называемый «железный закон олигархических тенденций». Суть закона состоит в том, что общественный прогресс возможен без создания крупных организаций. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно и неизбежно сосредотачивают власть в своих руках и подчиняют политику собственным интересам. В результате любой, даже демократической организацией всегда правит олигархическая группа, заинтересованная в привилегиях и безразличная к нуждам рядовых членов.

Рассмотренные нами классические теории элит объединяются следующими положениями:

1) любому обществу присуща элитарность, в основе которой лежат естественные различия людей – умственные, физические, психологические, моральные;

2) элита характеризуется особыми полит. и организаторскими качествами, внутренне сплочена;

3) массы признают право элиты на власть, т.е. ее легитимность;

4) элиты сменяют друг друга в борьбе за власть, поскольку власть никто добровольно не отдает.

 

Впервые попытка классифицировать элиты, дать их типологию предпринята Р. Миллсем, который различал элиты по видам деятельности – экономическая, политическая, военная.

В полит.литературе существует несколько классификаций полит.элит.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные(например, аристократия), ценностные (лица с престижным общественным или должностным статусом), властные(непосредственные обладатели власти) и функциональные (профессионалы – управленцы).

Среди полит.элит различают правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлиту). Также различают – открытую, рекрутирующуюся из всего общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды.

Элита делится на высшую (принимающую важнейшие государственные решения), среднюю (участвующую в подготовке и реализации решений) и административную (предназначенную для исполнительной деятельности, в действительности обладающей большим ресурсом власти). Высшая полит. элита включает в себя полит.руководство страны – президента, премьер – министра, спикера парламента, монарха, лидеров ведущих полит.партий, лидеров фракций в парламенте. Средняя полит. элита формируется из выборочных должностных лиц – парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, лидеров средних и мелких партий и общественных организаций и движений. Административная элита – высший слой государственных служащих занимающих руководящие должности в органах государственного управления.

На основании формы принадлежащей собственности выделяют аграрную, промышленную, финансовую, интеллектуальную элиту.

 

Слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий», «управляющий другими людьми».

Под лидерством понимается механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Основными аспектами лидерства являются:

- способность лидера точно оценить ситуацию, найти оптимальное решение стоящих проблем, мобилизовать людей на выполнение решений;

- принятие ведомыми идей лидера, готовность сознательно и добровольно подчиняться ему.

Лидерство относится к числу комплексных понятий. С одной стороны, оно предполагает генерирование лидером новых идей, активное влияние на людей, управление ими. С другой – оно основывается на готовности управляемых следовать за лидером.

Полит.лидер – это человек, который руководит полит.процессами, оказывает влияние на социальное поведение индивидов, групп, слоев и общества в целом. В полит.науке под полит.лидерством понимается постоянное и легитимное влияние индивида, занимающего властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.

Полит.лидерство, подчеркивал Блондель – это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям». Оно воздействует на большие массы людей, ставящие перед собой масштабные цели и испытывающие к тому же постоянное противодействие со стороны оппозиционных сил.

Полит.лидер – это центр власти, и «мозг», и «визитная карточка» тех сил, которые его выдвигают на элитарные лидирующие позиции и обеспечивают ему постоянную, длительную поддержку. Он – полит. менеджер, управляющий, руководитель своих последователей и сторонников.

Как показывает история, полит. лидеры крупного масштаба чаще всего появляются в кризисные, переломные периоды общественного развития. Они выдвигают программы, позволяющие обществу преодолевать трудности, стимулируют объективно назревшие процессы.

В структуре полит.лидерства можно выделить три основных компонента: личностные качества лидера, инструменты осуществления власти, ситуацию, в которой действует лидер, и влияние которой испытывает. В зависимости от комбинации этих трех компонентов зависит эффективность его деятельности. Лидер должен обладать определенными качествами. Качества лидера исследователи объединяют в три группы – природные, нравственные и профессиональные. К числу природных качеств относятся – сила характера, решительность, интуиция, магнетизм личности. К числу нравственных – гуманизм, ответственность, честность. К профессиональным качествам ученые относят аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, компетентность, гибкость, готовность к компромиссам.

В современном обществе полит. лидерство представляет собой способ построения власти, основанный на интеграции различных групп вокруг выдвигаемой лидером программы решения определенных задач и проблем.

Различают формальное и неформальное полит. лидерство. Формальное лидерство основывается на положении определенного лица в общественной иерархии и закрепляется в правилах и нормах. Субъективная готовность и способность человека к выполнению роли лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны группы людей характеризуется категорией неформального лидерства. В политике формальный аспект является ведущим, так как общественная потребность в самоорганизации зависит не столько от личных качеств, сколько от силы и влияния инструментов власти. В современном обществе личность, обладающая выдающимися способностями, не может стать лидером без опоры на организацию, институты, средства массовой информации.

 

 

VII. Политическая культура

 

Население демократических стран по мере развития полит.системы все больше и больше субъективируется, т.е. превращается в участника полит.оформления общественных отношений. Легальность и легитимность полит.власти создают в общности комфортность в сфере массового сознания, побуждают население действовать в гражданском пространстве, выступают основой и предпосылкой для активизации полит.деятельности населения, создают обстановку полит.участия.

В зависимости от положения населения и отдельных его групп, страт и классов в политическом пространстве складывается его реакция на те или иные полит.события. во второй половине ХХ века демократическая организация развивается настолько, что в политологии оформляется проблема изучения массового полит.поведения, которое начинает серьезно влиять на полит.обстановку в развитых странах. Осознание массовой полит.субъективности выявило феномен полит.культуры, от которой в значительной степени зависит реакция населения на инициативы власти. Полит.культурой (Г. Алмонд, С. Верба) назвали совокупность элементов политического сознания, политических эмоций, политической готовности к действию и политического поведения, которые обеспечивают воспроизводство политического процесса.

Каждый человек, а также различные коллективы осознают определенным образом полит.среду и себя в качестве моментов этой среды, а также в качестве субъектов, противостоящих этой среде. Они вырабатывают отношение к полит.событиям и готовы реагировать на нее тем или иным образом. В одном обществе население может никак не реагировать на инициативы полит.власти, какими бы они непопулярными ни были. В другом любое полит.событие, выходящее за правовые или поведенческие границы, может повлечь за собой активные полит.действия оппозиции и населения, вплоть до смены власти.

Сама по себе полит.культура позволяет осознать два момента полит.реальности. Первый момент отрицательного характера: будет ли население противостоять инициативам власти, угрожая стабильности государства, порождая ситуацию кризиса. Второй положительный: поддержит ли населения политические инициативы, осуществит ли необходимые действия, которые повлекут за собой улучшение ситуации. Достаточно очевидно, что отрицательная и положительная противоположности полит.культуры зависят друг от друга, выступают моментами противоречия.

Исследование полит.культуры в различных странах показало, что можно выделить ряд достаточно устойчивых и различаемых форм. Самая примитивная культура получила название патриархальной. Она характеризуется слитностью ориентации людей в ситуациях, связанных с властными отношениями, ориентирована на отношение к лидерам социально-политического уровня. Такую культуру можно сравнить с детской, которая ориентирована на отношение с родителями, а не на содержание жизненных ситуаций.

Подданническая полит.культура предполагает уже некоторое выделение собственно политического, персонифицированную реакцию на ситуацию, которая выражается в недовольстве, чувстве солидарности или ущемленности. В то же время из-за свойств полит.среды это отношение не реализуется в открытом действии, субъективность населения или отдельных людей низка, подавлена политикой, в первую очередь – насилием.

В развитой демократии появляется новый тип активистской полит.культуры. он характеризуется четким сознанием политики, знанием норм и регулятивов среды, осознанием интересов различных полит.субъектов, пониманием последствий тех или иных инициатив и событий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.219.10 (0.012 с.)