Понятие «власть» в трактовке политических школ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «власть» в трактовке политических школ



Коми филиал ФГБОУ ВПО

Вятская государственная сельскохозяйственная академия

 

Личное дело №__________

Регистр. №_____________

Оценка________________

зачтено, не зачтено

 

Контрольная работа №_____

 

по______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

наименование дисциплины

 

за________________курс

 

на тему _______________________________________________________________________

полное наименование темы или номер варианта

 

________________________________________________________________________________

 

студента-заочника________________________________________________________________

Ф.И.О. полностью

________________________________________________________________________________

 

 

Направление: «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

Работа поступила “_______”____________________20 __г.

Содержание

 

Введение

 

Раздел I……………………………………………………………………..3

 

Раздел II…………………………………………………………………….9

 

Раздел III…………………………………………………………………..11

 

Раздел IV…………………………………………………………………..14

 

Раздел V……………………………………………………………………17

 

Раздел VI…………………………………………………………………..18

 

Раздел VII…………………………………………………………………..21

 

Раздел VIII…………………………………………………………………21

 

Заключение………………………………………………………………...23

 

Список литературы……………….……………………………………….24

Введение



Политология – одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов ХХ века.

Вначале знание о политике являлось составной частью философии, но уже в древности создавались специальные трактаты, посвященные политической деятельности. Важные достижения в области политологии принадлежат итальянскому мыслителю Никколо Макиавелли, который рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания. В центре его политического учения была проблема государственной власти, и свои политические исследования он посвящал решению практических задач государственной жизни.

Со второй половины ХХ в. Науку, которая вырабатывает теоретические представления о государственном управлении, стали называть политологией. Сейчас политическая наука, или политология, - это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение.
Чтобы понять, что же представляет собой политология как наука, необходимо четко установить объект и предмет изучения политологии. В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная область реальной действительности. Тогда как предмет любой науки является результатом исследовательских действий, в процессе которых ученые выделяют те или иные стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта и которые являются специфическими для данной науки.

I. Политология как наука

 

Политическая власть

Сущность и ресурсы власти

Власть в обществе имеет источник и основные параметры-масштабы, объем, время и пространство. Масштабы власти - это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти - это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти - это период функционирования данной, того или иного властного органа. Пространство власти - это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует.

Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Отличительными признаками политической власти являются:

1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всего общества;

2) всеобщность,т.е. функционирование на основе права от имени всего общества;

3) моноцентричность,т.е. существование общего государственного центра принятия решений;

4) многообразие ресурсов – экономические, социальные, культурно –информационные, нравственные, принудительные и др.

 

Основные компоненты структуры власти – это субъект, объект, ресурсы и процесс, характеризующийся механизмом и способами властвования.

Субъект власти – это обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало. Им может быть правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство,партия, группа интересов).

Объектом власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти.

Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическими режимами народ является только объектом политической власти.

Границы отношения объекта власти к ее субъекту простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Готовность к подчинению зависит от качеств объекта, от характера предъявляемых ему требований, от средств воздействия на него, от восприятия субъекта.

Качества объекта политической власти во многом определяется политической культурой населения. Так, патриархальный и подданнический типы культуры формируют покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой». Активистский тип культуры формирует гражданина, готового нести ответственность за страну, а не покорного слугу власть предержащих.

Ресурсы власти – это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно – информационные, демократические и принудительные ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т. п.

Социальные ресурсы – это группы и слои общества, на поддержку которых может рассчитывать власть в проведении политики.

Культурно – информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их получения и распространения (учреждения науки и образования, средства массовой информации). В современном мире значимость культурно – информационных ресурсов как источника власти повышается.

Демографические ресурсы – это наиболее универсальный вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно – информационные и прочие ресурсы.

Принудительные (силовые) ресурсы – это оружие, институты принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовых ресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными атрибутами.

 

 

II. Демократия

 

Понятие демократии

В политической науке понятие «демократия» является одним из широко используемых и многозначных. Русский ученый П.Н. Новгородцев в 1923 г. Констатировал, что понятие «демократия» принадлежит к числу наиболее многочисленных и неясных понятий современной полит.теории. Демократия в переводе с греческого означает народовластие. В политологии демократию рассматривают в различных смыслах: и как полит.режим, и как процесс становления демократических структур, отношений и полит.культуры. Более широкая трактовка демократии – форма устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений большинством. Для обозначения реально функционирующей демократии Р. Даль предложил ввести специальный термин «полиархия». Он используется применительно к античным городам – полисам, средневековым республикам и современным государствам со всеобщим избирательным правом и соперничеством полит.партий за власть.

В целом демократии присущи следующие принципы:

1) суверенитет народа – источник его полит.власти;

2) равенство прав граждан на участие в управлении государством, предполагающее возможность избирать и быть избранным в структуре власти, участвовать в контроле над ее деятельностью;

3) регулярность выборов и разделение властей;

4) свобода личности, осуществляемая через права человека;

5) плюрализм, реализуемый через конкурентную борьбу различных социальных сил, групп, полит.партий и организаций.

Принципы демократии универсальны для открытых цивилизованных обществ. В совокупности т во взаимосвязи они составляют основу для самоопределения граждан, развития их социальной активности, разрешения противоречий между полит.субъектами, гармонизации частных и групповых интересов с общими интересами.

 

 

Модели демократии

В зависимости от различных оснований в классификации исследователи выделяют несколько моделей демократии.

Так от характера участия в управлении различают следующие формы демократии: прямая (идентичная), плебисцитарная, представительная (репрезентативная) и партисипаторская.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в принятии полит.решений. К числу достоинства прямой демократии следует отнести прочную легитимацию власти, преодоление полит.отчуждения граждан, возможность оптимизации управления за счет использования интеллектуального потенциала всего общества, эффективность контроля за полит.институтами и должностными лицами. Слабые стороны данной демократии – возможность принятия ошибочных решений вследствие недостаточной компетентности; снижение ответственности должностных лиц в результате принятия решений массой непрофессионалов; сложность и дороговизна привлечения большого числа людей к управлению обществом; возможность манипулировать сознанием населения для установления тоталитарных режимов.

Плебисцитарная демократия предполагает прямое волеизъявление народа (также как в прямой демократии). Отличие между ними заключается в том, что прямая демократия проявляется в непосредственном участии граждан во всех стадиях – подготовке и принятии решений, контроле над их осуществлением, а плебисцитарная демократия позволяет гражданам одобрить или отвергнуть проект закона или другого решения, подготовленного президентом, правительством или какой- либо партией. К недостаткам следует отнести возможность манипулирования гражданами в результате постановок нечетких формулировок положений.

Представительная демократия проявляется в опосредованном, т.е. через выборных представителей, участии граждан в принятии решений. Эта форма демократии необходима в связи со сложностью обеспечения непосредственного участия граждан в голосовании, необходимостью специальных знаний для решения тех или иных проблем. Она обеспечивает порядок и стабильность, оберегает общество от последствий проявления преходящих массовых настроений. Среди слабых сторон представительной демократии – фактическая отстраненность народа от власти в промежутке между выборами, что по существу является отходом от сути демократии как народовластия; неизбежные, вследствие сложности системы управления, бюрократизация и олигархизация власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан; приоритетное влияние всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц; вероятность принятия неугодных большинству решений вследствие сложности и многоступенчатости системы власти.

Партисипаторская демократия претендует на максимальное соответствие нормативному идеалу демократии как народовластии. Главными целями партисипации является всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная реализация личности. Согласно партисипаторским теориям, демократия должна быть везде – в семье, в учебных заведениях, на предприятиях, в партиях, государстве. Это обоспечит максимальный учет интересов народа, прочную легитимацию власти, а также расширит интеллектуальный потенциал для принятия решений, предотвратив бюрократизацию и злоупотребление властью. Среди недостатков партисипаторской демократии можно отметить ограничение индивидуальной свободы, а также создание угрозы частной собственности вследствие склонности большинства людей к уравнительности.

Следующий способ классификации моделей демократии зависит от того, как понимается народ – как совокупность индивидов, взаимодействующих групп со своими специфическими интересами или единое целое с доминирующим общим интересом. Соответственно различаются индивидуалистические, плюралистические и коллективистские модели.

Для индивидуалистической модели характерны: признание личности первым и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства; ограничение компетенции государства преимущественно охранной общественного порядка, безопасности и прав граждан; ограничение власти большинства над меньшинством. Основные недостатки этой модели: узость сферы демократии и полит.участия граждан, которая схватывает состоятельные слои населения; принижение роли государства в управлении обществом и обеспечении социальной справедливости, игнорирование коллективисткой природы человека, его принадлежности к различным социальным группам.

Для коллективистской модели демократии характерно отрицание автономии личности; понимание народа как единого целого; отношение к оппозиции как к патологии или врагу, подлежащему устранению; абсолютизация роли большинства в полит.процессе.

Плюралистическая модель демократии нашла признание и применение во многих странах мира. Идеи данной модели:

1) реальным творцом политики является не личность и не народ, а заинтересованные группы;

2) общая воля народа является результатом конфликтного взаимодействия групп и компромиссов между ними;

3) соперничество и баланс групповых интересов – основа динамики полит.власти;

4) государство обеспечивает социальную справедливость, выступает в качестве арбитра в межгрупповом соперничестве.

Эта модель предполагает наличие в обществе множества центров власти, вступающих в конфликты и разрешающих их на основе соглашений и компромиссов.

И.Шумпетером, С.Хантингом разработана «электоральная» или «делегативная» модель демократии. В качестве главного критерия рассматриваются выборы.

 

 

Правовое государство

 

Идею государства права и верховенства закона в жизни общества высказывал еще Платон. Он подчеркивал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я рассматриваю спасение государства и все блага, которые могут дать государствам боги».

Формирование правовой государственности стало возможным в результате вызревания гражданского общества, которое включает в себя все виды отношений, не опосредованные государством, - экономические, политические, культурные, религиозные, семейно-родственные и прочие. Интересы и потребности групп и индивидов реализуются через такие институты гражданского общества, как полит.партии, социальные движения, профессиональные и национальные сообщества, семья церковь и прочие.

Родоначальником теории правового государства считается английский философ Джон Локк, изложивший свою концепцию в «Двух трактатах о правлении».

Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву.

Признаки правового государства:

1) государство самоограничивает себя законом, прежде всего конституцией, через которую не может переступить никто, в том числе и само государство;

2) равенство всех перед законом;

3) ответственность государства перед каждым гражданином, и гражданина перед государством. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти. В то же время государственная власть защищает общество от покушений на него любого гражданина или иного социального субъекта;

4) государство располагает стабильной конституцией и системой законодательства.

5) Обязательное верховенство конституции и законов над всеми другими правовыми актами, а тем более над разовыми распоряжениями и указаниями властей;

6) Наличие эффективной системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, следствие, арбитраж, конституционный суд и др.), подчиняющихся только закону, отлаженного механизма, способного обеспечить выполнение и защиты права;

7) Наличие гражданского общества, развитое правовое сознание граждан и должностных лиц, их уважение к закону, признание его верховенства со стороны общества.

Процесс формирования правового государства, шел долго и болезненно. Традиции попрания закона в первую очередь самой властью имеют тысячелетнюю историю. Истоки правового нигилизма, неуважение к закону, коренятся в суверенитете и в силе самой власти, а также объясняются тем, что право (закон) создаются этой самой властью. Проблема самоограничения власти долго выглядела противоестейственной. Потребовались столетия, постепенное формирование устойчивого правосознания и убежденности граждан в необходимости верховенства закона как важной меры стабильности и процветания общества. Разработка конституционных документов, введение конституционного правления, признание верховного статуса принятых законов постепенно проложили путь к созданию и укреплению правового государства.

 

 

Понятие политической партии

Огромную роль в полит.системе современного общества играют полит.партии.

Термин «партия» происходит от лат. (раrtis) – часть и обозначает часть чего – то целого, а также сторону какого – то явления или процесса. В контексте настоящего анализа смысл говорить о значении данного термина, применительно к группе граждан, объединившихся вместе с какой – то целью. Это в полной мере можно отнести и к интерпретации смысла термина «полит.партии», но при этом следует добавить, что полит.партия представляет собой организацию полит.характера, выражающую интересы какого – то общественного класса или определенного социального слоя и объединяющую наиболее активных ее представителей для достижения и реализации поставленных целей.

Сегодня в полит.литературе существуют самые разные определения «полит.партия», это связано, прежде всего, со сложностью структуры данного явления, многообразия ее функций в обществе и т. д.

Полит.партия определяется как организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Полит.партии существенно отличаются от внешне похожих на них других полит.объединений, союзов, движений и т.п. рядом специфических признаков.

Основные признаки полит.власти:

1) основная цель деятельности – завоевание и осуществление полит.власти в обществе;

2) наличие детально разработанной полит.программы и устава партии;

3) наличие организованной структуры на всех уровнях;

4) активное участие в избирательных компаниях.

Полит.партии в отличии от других субъектов в политики: индивидов, общественных организаций и т. п. благодаря организованности и партийной сплоченности способны гораздо в большей степени оказывать влияние на политику.

 

Функции полит.партии

Место и роль партии в полит.системе во многом определяется ее функциями. Важнейшими принято считать следующие:

участие в борьбе за власть и ее осуществление, в формировании полит.системы общества;

агрегирование и представительство социальных интересов, т.е. связь общества с государством;

выработка программных установок и полит.линии партии;

формирование общественного мнения, полит.социализация граждан и др.

Рассмотрим их более детально.

Главная полит.функция партий – борьба за власть и ее осуществление.

В условиях современной демократии эта функция включает в себя:

- участие в выборах органов центральной, региональной и местной власти;

- парламентскую деятельность партийных функций;

- политическое рекрутирование;

- управление государством.

В демократическом обществе полит.партии отвергают насильственные методы борьбы за власть и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки избирателей, создание и расширение электората. Выборы дают партиям доступ к рычагам власти, а их итоги определяют, какие именно партии установленного законом срока будут осуществлять руководство государством.

Важное место в деятельности партий занимает агрегирование и представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Его содержанием является выявление членами партий совокупного полит.интереса поддерживающих ее социальных сил и реализация этого интереса через полит.систему.

В идеале каждая партия стремиться определить свои цели, разработать программу, выработать идеалогию и стратегию развития общества, чтобы убедить граждан в правильности ее полит.действий. Однако в реальной полит.жизни связи социальных групп и слоев с партиями неоднозначны. Партия может не получать поддержку социальной группы, чьи интересы она намерена представить. Интересы одной группы могут представляться несколькими партиями. Люди могут ошибочно поддерживать партии, деятельность которых противоречит их интересам.

Следующей функцией партий является выработка программных установок, социально – полит.стратегии. Программные установки, как правило, основываются на определенных идеологических принципах. Даже если партия не опирается на какую –то идеологическую систему, ее мировоззрение проявляется в ценностях и конкретной деятельности.

Для некоторых партий, прежде всего коммунистических, идеологический момент имеет принципиальное значение. Для ряда партий, например республиканской и демократической в США, значение идеологии невелико.

Большинство партий Запада избегает принятия догматизированных программ. Чаще всего дело ограничивается изложением принципов и общих ориентиров. Основное же внимание уделяется проработке конкретных направлений полит. и социально – экономического курса.

Особенно активную деятельность по обновлению своих программных установок партии развивают в период пребывания в оппозиции. Свобода от бремени власти, которую они обретают после поражения на выборах, дает благоприятную возможность для переосмысления прежней политики и поиска нового лица.

Четвертая функция – формирование общественного мнения, политическая социализация граждан. Партии заинтересованы в поддержке своей полит.линии общественным мнением. С этой целью они стремятся не только к обновлению своих доктрин, но и к широкому распространению в средствах массовой информации своих партийных документов и взглядов.

Пропагандистская деятельность партий предполагает политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к полит.жизни. Все это, в конечном счете, способствует полит.социализации общества.

 

Виды партий

В политологии выделяются различные виды полит.партий в зависимости от основания их классификации. Рассмотрим некоторые из них.

1. Согласно классификации французского социолога Мориса Дюверже (за основание была взята организованная структура), полит.партии бывают: кадровые – характеризуются отсутствием фиксированного членства, значительной внутрипартийной свободой и массовые – имеют жесткое фиксированное членство, уплату членских взносов. Кадровые партии, как правило, состоят из активистов различных местных комитетов и не стремятся к расширению собственных рядов. Их деятельность направлена главным образом на выяснение мнений и ожиданий избирателей, подбор кандидатов во власть. Как правило, активность таких партий ограничена периодом предвыборной борьбы. Массовые партии проводят постоянно организованную и идеалогическую работу. Им свойственна строгая партийная дисциплина.

2. Если за основание взять идейный признак, то полит.партии можно классифицировать на консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, националистические, религиозные и др.

3. По отношению к существующему режиму можно выделить партии правящие и оппозиционные.

4. В зависимости от использованных методов для достижения поставленных целей – «левые» и «правые» полит.партии. Левые партии, как правило, исповедуют социалистические, коммунистические ценности социального равенства и часто предлагают радикально – революционные методы их достижения. Правые партии в основном ориентируются на неприкосновенность частной собственности, стабильность неравенства членов общества, отрицание идеалов социального равенства и революционных методов переустройства общества.

 

Партийные системы

Под партийной системой понимают совокупность существующих в обществе полит.партий и их взаимосвязь.

Традиционно выделяют три разновидности партийных систем: монопартийную, двухпартийную и многопартийную.

При монопартийной системе власть в обществе контролирует одна партия, например КПСС в СССР. Как правило, такая система характерна для тоталитарного общества. Преимущества однопартийности – в концентрации сил и средств общества на решении конкретных экономических и социальных задач. Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Создание других партий запрещено законом. В такой системе партия срастается с государством. Основные полит.решения принимаются партийными руководителями, роль государственных деятелей в основном исполнительская.

Двухпартийная система (бипартизм) предполагает наличие двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению в результате выборов. Эти партии периодически сменяют друг друга у власти.

Бипаризм не исключает существование в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в полит.процессе, но не в состоянии реально претендовать на власть.

Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где периодически сменяют друг друга у кормила государственной власти демократическая и республиканская партии. В Западной Европе двухпартийная система часто представительна, с одной стороны, партиями либерального курса, которые выступают за минимальное вмешательство государства в дела общества, а с другой – сторонниками социал-демократического развития, которые выступают за социальную защищенность членов общества, а также усиление влияние государства на экономику в виде увеличения налогового давления в первую очередь на большой капитал.

Многопартийная система предполагает реальную борьбу за власть более чем двух партий. В конечном счете раздробленность полит.сил приводит партии со сходной полит.ориентацией к необходимости поиска компромисса и объединения для создания межпартийной коалиции на выборах или в парламенте в целях завоевания большинства и возможности формирования коалиционного кабинета министров.

Данную классическую систему следует дополнить системой «двух партий с половиной». Для нее также характерна конкуренция двух крупных партий, но ни одна из них не может получить абсолютное большинство на выборах в парламент и для формирования правительства должна войти коалицию с третьей партией. Эта партия играет роль баланса для обеспечения перевеса одной из ведущих партий.

Такая система существует в Германии, партии ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) могли сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами, в последнее время с «Партией зеленых». Подобная система существует также в Канаде, Австралии, где «третьи» партии располагают возможностью выступать в качестве регулятора власти.

Единого стандарта в оценке эффективности партийных систем не существует. Важнейшими основаниями для сопоставления их деятельности являются восприимчивость к социальным запросам и нуждам населения, способность трансформировать их во властно значимые решения, возможность обеспечить демократический контроль населения за деятельностью полит.элиты.

Характер и особенности партийных систем обусловлены множеством факторов – социальной структурой, расстановкой социально – классовых сил, уровнем полит.сознания и культуры, национальных составом, религиозной ситуацией, действующим законодательством.

 

 

VII. Политическая культура

 

Население демократических стран по мере развития полит.системы все больше и больше субъективируется, т.е. превращается в участника полит.оформления общественных отношений. Легальность и легитимность полит.власти создают в общности комфортность в сфере массового сознания, побуждают население действовать в гражданском пространстве, выступают основой и предпосылкой для активизации полит.деятельности населения, создают обстановку полит.участия.

В зависимости от положения населения и отдельных его групп, страт и классов в политическом пространстве складывается его реакция на те или иные полит.события. во второй половине ХХ века демократическая организация развивается настолько, что в политологии оформляется проблема изучения массового полит.поведения, которое начинает серьезно влиять на полит.обстановку в развитых странах. Осознание массовой полит.субъективности выявило феномен полит.культуры, от которой в значительной степени зависит реакция населения на инициативы власти. Полит.культурой (Г. Алмонд, С. Верба) назвали совокупность элементов политического сознания, политических эмоций, политической готовности к действию и политического поведения, которые обеспечивают воспроизводство политического процесса.

Каждый человек, а также различные коллективы осознают определенным образом полит.среду и себя в качестве моментов этой среды, а также в качестве субъектов, противостоящих этой среде. Они вырабатывают отношение к полит.событиям и готовы реагировать на нее тем или иным образом. В одном обществе население может никак не реагировать на инициативы полит.власти, какими бы они непопулярными ни были. В другом любое полит.событие, выходящее за правовые или поведенческие границы, может повлечь за собой активные полит.действия оппозиции и населения, вплоть до смены власти.

Сама по себе полит.культура позволяет осознать два момента полит.реальности. Первый момент отрицательного характера: будет ли население противостоять инициативам власти, угрожая стабильности государства, порождая ситуацию кризиса. Второй положительный: поддержит ли населения политические инициативы, осуществит ли необходимые действия, которые повлекут за собой улучшение ситуации. Достаточно очевидно, что отрицательная и положительная противоположности полит.культуры зависят друг от друга, выступают моментами противоречия.

Исследование полит.культуры в различных странах показало, что можно выделить ряд достаточно устойчивых и различаемых форм. Самая примитивная культура получила название патриархальной. Она характеризуется слитностью ориентации людей в ситуациях, связанных с властными отношениями, ориентирована на отношение к лидерам социально-политического уровня. Такую культуру можно сравнить с детской, которая ориентирована на отношение с родителями, а не на содержание жизненных ситуаций.

Подданническая полит.культура предполагает уже некоторое выделение собственно политического, персонифицированную реакцию на ситуацию, которая выражается в недовольстве, чувстве солидарности или ущемленности. В то же время из-за свойств полит.среды это отношение не реализуется в открытом действии, субъективность населения или отдельных людей низка, подавлена политикой, в первую очередь – насилием.

В развитой демократии появляется новый тип активистской полит.культуры. он характеризуется четким сознанием политики, знанием норм и регулятивов среды, осознанием интересов различных полит.субъектов, пониманием последствий тех или иных инициатив и событий.

 

Заключение


В настоящее время политология заняла прочное место в вузовских учебных планах в качестве обязательной обществоведческой дисциплины. Для этого имеются веские основания: в обществе возрастает интерес к политической жизни, к познанию ее законов. Это вызвано становлением правового государства и демократической политической системы, формированием различных политических партий и движений, вовлечением в политику больших масс людей. В связи с этим все больше ощущается дефицит знаний о политике, ее закономерностях и нормах. Активные участники политического процесса осознают, что без соответствующих знаний не может быть эффективного политического действия, этим и обусловлена необходимость изучения политологии в высших учебных заведениях.
Современная концепция высшего образования, признанная во всем мире, предполагает, что выпускник любого вуза, будущий специалист в той или иной сфере деятельности не может быть политически неграмотным. Иначе он не может стать полноценной личностью, самостоятельным субъектом, принимающим ответственные решения за свою судьбу и за судьбу других людей. Способность к принятию рациональных решений в политической жизни формируется в ходе систематического приобретения знаний и опыта.
В результате приобретаются знания о предмете и методе политической науки, ориентация в основных направлениях политической мысли, формируются представления о сущности власти, государства, гражданского общества, политических отношениях и процессах, политической культуре, политических субъектах, умение ориентироваться в политических конфликтных ситуациях, обретаются навыки политической культуры, умение применять политологические знания в повседневной жизни и в своей профессиональной деятельности.

 


Список использованной литературы


1. Марченко М.Н. Политология. М.1997.


2. Мельник В.А. Политология. Мн.1996.


3. Перевалов В.Д. Политология. М.2001.


4. Пискотин М.И., Смирнов В.В./Советское государство и право/ №1.


5. Редкин П.Г. Лекции по истории философии права. СПб.1889.


6. Радугин А.А. Политология. Курс лекций. М.2002.


7. Редкин П.Г. Лекции по истории философии права. СПб.1889.


8. Чудинова И.М. Основы политологии. Кр-ск.1995.

Коми филиал ФГБОУ ВПО

Вятская государственная сельскохозяйственная академия

 

Личное дело №__________

Регистр. №_____________

Оценка________________

зачтено, не зачтено

 

Контрольная работа №_____

 

по______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

наименование дисциплины

 

за________________курс

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.142.26 (0.097 с.)